Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 12 сентября 2018 г. N 5-АПГ18-75
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Калининой Л.А. и Горчаковой Е.В.
при секретаре Тимохине И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе правительства Москвы на решение Московского городского суда от 27 апреля 2018 года, которым частично удовлетворен административный иск акционерного общества "Московский радиотехнический институт Российской академии наук" об оспаривании отдельных положений перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., объяснение представителя правительства Москвы Борисовой К.И., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения против удовлетворения апелляционной жалобы представителя акционерного общества "Московский радиотехнический институт Российской академии наук" Михалева Н.В., а также заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП определен перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций".
Постановлением правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП из данного перечня исключены слова "на 2015 и последующие налоговые периоды", и этот же перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2016 года.
Постановлением правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП из указанного перечня исключены слова "в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", и этот же перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2017 года.
Согласно пункту 14878 перечня объектов недвижимого имущества в редакции постановления правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП налоговая база как кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется в отношении здания с кадастровым номером 77:05:0007002:1012 по адресу: город Москва, Варшавское шоссе, дом 132, строение 10.
Согласно пункту 14879 перечня объектов недвижимого имущества в редакции постановления правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП налоговая база как кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется в отношении здания с кадастровым номером 77:05:0007002:1013 по адресу: город Москва, Варшавское шоссе, дом 132, строение 7.
Согласно пункту 14880 перечня объектов недвижимого имущества в редакции постановления правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП налоговая база как кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется в отношении здания с кадастровым номером 77:05:0007002:1014 по адресу: город Москва, Варшавское шоссе, дом 132, строение 11.
Согласно пункту 14881 перечня объектов недвижимого имущества в редакции постановления правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП налоговая база как кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется в отношении здания с кадастровым номером 77:05:0007002:1015 по адресу: город Москва, Варшавское шоссе, дом 132, строение 13.
Согласно пункту 14883 перечня объектов недвижимого имущества в редакции постановления правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП налоговая база как кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется в отношении здания с кадастровым номером 77:05:0007002:1017 по адресу: город Москва, Варшавское шоссе, дом 132, строение 14.
Согласно пункту 14884 перечня объектов недвижимого имущества в редакции постановления правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП налоговая база как кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется в отношении здания с кадастровым номером 77:05:0007002:1019 по адресу: город Москва, Варшавское шоссе, дом 132, строение 12.
Согласно пункту 14903 перечня объектов недвижимого имущества в редакции постановления правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП налоговая база как кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется в отношении здания с кадастровым номером 77:05:0007002:1131 по адресу: город Москва, Варшавское шоссе, дом 132, строение 15.
Акционерное общество "Московский радиотехнический институт Российской академии наук", являющееся собственником указанных зданий, обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением о признании приведенных норм недействующими с момента принятия, ссылаясь на противоречие данных норм положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций".
Решением Московского городского суда от 27 апреля 2018 года административный иск удовлетворен в части признания недействующими пунктов 14878, 14879, 14880, 14881, 14883 и 14903 перечня объектов недвижимого имущества с 1 января 2017 года, в удовлетворении административного иска в остальной части отказано.
В апелляционной жалобе правительство Москвы просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
Против удовлетворения апелляционной жалобы акционерным обществом "Московский радиотехнический институт Российской академии наук" и прокурором, участвующим в административном деле, представлены письменные возражения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации оснований для отмены решения суда не установила и считает его правильным.
Как видно из материалов административного дела, названные выше здания включены в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества на основании подпункта 1 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку здания с кадастровыми номерами: 77:05:0007002:1012, 77:05:0007002:1013, 77:05:0007002:1014, 77:05:0007002:1015, 77:05:0007002:1017 и 77:05:0007002:1131 расположены на земельном участке, вид разрешенного использования которого указан следующий - участки смешанного размещения общественно-деловых и производственных объектов, а здание с кадастровым номером 77:05:0007002:1019 расположено на земельном участке с видом разрешенного использования - объекты размещения организаций общественного питания.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения.
Согласно пункту 1 статьи 1.1 Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров, если соответствующие здания (строения, сооружения) расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения.
Поскольку такой вид разрешенного использования земельного участка как "участки смешанного размещения общественно-деловых и производственных объектов" однозначно не свидетельствует о том, что на таком земельном участке предусмотрено расположение офисных зданий делового, административного, коммерческого назначения, включение принадлежащих административному истцу зданий в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества должно быть обусловлено предназначением для использования или фактическим использованием данных зданий в целях делового, административного, коммерческого назначения.
Условия, при которых здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также условия признания фактического использования здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения приведены в абзацах втором и третьем подпункта 2 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким условиям принадлежащие административному истцу здания не соответствуют, что следует из материалов административного дела. Согласно актам о фактическом использовании названных выше зданий, составленным по состоянию на 30 марта 2016 года, данные здания для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания фактически не используются.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что принадлежащие административному истцу здания с кадастровыми номерами 77:05:0007002:1012, 77:05:0007002:1013, 77:05:0007002:1014, 77:05:0007002:1015, 77:05:0007002:1017 и 77:05:0007002:1131 в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества включены быть не могли.
Обжалуемое решение Московского городского суда является законным и обоснованным. Оснований для отмены данного решения суда по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе правительства Москвы, не имеется, поскольку указанные доводы основаны на неверном истолковании норм материального права, повторяют позицию административного ответчика в суде первой инстанции, сводятся к переоценке выводов суда, проверялись им и получили правовую оценку в решении.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Московского городского суда от 27 апреля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу правительства Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Суды: |
Калинина Л.А. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 12 сентября 2018 г. N 5-АПГ18-75
Текст определения официально опубликован не был