Определение СК по делам военнослужащих Верховного Суда РФ от 18 сентября 2018 г. N 201-КГ18-31
Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Крупнова И.В.
судей Воронова А.В., Замашнюка А.Н.
при секретаре Фомине С.А. рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе начальника отделения (территориальное, г. Рязань) федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - отделение ФГКУ "Западрегионжилье") Афанасьевой Н.В. на решение Рязанского гарнизонного военного суда от 20 октября 2017 г. и апелляционное определение Московского окружного военного суда от 11 января 2018 г. по административному исковому заявлению военнослужащего Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища имени генерала армии В.Ф. Маргелова (далее - военное училище) подполковника Антошина Дмитрия Викторовича об оспаривании действий начальника отделения ФГКУ "Западрегионжилье", связанных с порядком расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия).
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Крупнова И.В., изложившего обстоятельства дела, содержание судебных актов, принятых по делу, доводы кассационной жалобы и письменных возражений на нее административного истца Антошина Д.В., Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации установила:
решением Рязанского гарнизонного военного суда от 20 октября 2017 г., оставленным без изменения апелляционным определением Московского окружного военного суда от 11 января 2018 г., удовлетворено заявление Антошина Д.В., в котором он просил признать незаконным решение начальника отделения ФГКУ "Западрегионжилье" от 22 июня 2017 г. об учете при предоставлении жилищной субсидии 1/2 доли ранее предоставленного жилого помещения по прежнему месту военной службы.
На начальника отделения ФГКУ "Западрегионжилье" судом возложена обязанность по внесению изменений в принятое им решение от 22 июня 2017 г. об учете Антошина Д.В. в Едином реестре военнослужащих, признанных нуждающимися в жилом помещении для постоянного проживания, без уменьшения доли жилого помещения на 18,9 кв.м. Судом взысканы с административного ответчика через лицевые счета Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республике Карелия" в пользу Антошина Д.В. судебные расходы в размере 300 рублей.
Определением судьи Московского окружного военного суда от 24 апреля 2018 г. в передаче кассационной жалобы административного ответчика для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказано.
В кассационной жалобе начальника отделения ФГКУ "Западрегионжилье") Афанасьевой Н.В. содержится просьба об отмене судебных актов в связи с существенным нарушением судами норм материального права и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
В обоснование жалобы указывается на оставление судами без внимания того обстоятельства, что на момент принятия командующим Воздушно-десантными войсками Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - Воздушно-десантные войска) решения о предоставлении Антошину Д.В. жилого помещения взамен оставленного бывшей супруге, последнее не находилось в ведении Министерства обороны Российской Федерации. Кроме того, в жалобе обращается внимание на требование законодательства о необходимости учета причитавшейся военнослужащему доли жилого помещения, предоставленного ему ранее за счет Министерства обороны Российской Федерации, при расчете размера жилищной субсидии.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 27 августа 2018 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Рассмотрев материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих находит жалобу подлежащей удовлетворению.
В соответствии со ст. 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются такие существенные нарушения норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Судами при рассмотрении дела допущены существенные нарушения норм материального права, что выразилось в следующем.
Из материалов дела усматривается, что Антошин Д.В., назначенный после окончания в июне 1991 года военного училища на офицерскую должность в воинской части, дислоцированной в г. Новороссийске, в марте 1998 года был обеспечен по месту военной службы однокомнатной квартирой на состав семьи из двух человек (он и супруга, Антошина А.В.) общей площадью жилого помещения 37,8 кв.м и жилой площадью - 18,9 кв.м.
В связи с расторжением в июле 2002 года брака административный истец обратился в суд с иском о разделе жилой площади, в чем ему было отказано решением от 20 ноября 2003 г.
В октябре 2003 года Антошин Д.В. переведен для дальнейшего прохождения военной службы в Рязанский институт воздушно-десантных войск.
После передачи указанной квартиры в январе 2005 года в общую долевую собственность Антошиной А.В. и Логвиненко В.В. административный истец в 2007 году обратился по команде с рапортом о предоставлении ему другого жилого помещения. Решением командующего Воздушно-десантными войсками его просьба была удовлетворена, о чем начальник квартирно-эксплуатационной службы Воздушно-десантных войск 17 июля 2008 г. проинформировал начальника военного училища.
После признания нуждающимся в жилом помещении Антошин Д.В. обратился в жилищный орган с заявлением о предоставлении ему жилищной субсидии на двух человек - себя и свою супругу Антошину О.И.
Решением начальника отделения (территориальное, г. Рязань) федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 22 июня 2017 г. при предоставлении Антошину Д.В. жилищной субсидии учтена 1/2 доля жилого помещения, ранее предоставленного ему за счет Министерства обороны Российской Федерации в г. Новороссийске.
Удовлетворяя заявление, гарнизонный военный суд исходил из того, что Антошиным Д.В. предприняты меры для раздела ранее предоставленного ему жилого помещения в порядке, установленном п. 41 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. N 80, а командующим Воздушно-десантными войсками в июле 2008 года установленным порядком принято решение о закреплении за бывшей супругой административного истца указанного помещения и предоставлении ему взамен другого жилого помещения.
С выводами суда первой инстанции согласился окружной военный суд.
Однако такие выводы судов основаны на неправильном истолковании норм материального права.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статуе военнослужащих" (далее - Федеральный закон "О статуе военнослужащих") военнослужащим-гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства.
В силу п. 5 ст. 15 Федерального закона "О статуе военнослужащих" в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Содержание названных норм закона указывает на то, что реализация права на жилище военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г., осуществляется путем предоставления за счет федерального органа власти, в котором предусмотрена военная служба, жилых помещений в период военной службы с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по новому месту военной службы.
Таким образом, предоставляя указанной категории военнослужащих, к которой относится Антошин Д.В., гарантии обеспечения жилым помещением для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), Федеральный закон "О статусе военнослужащих" возлагает на федеральный орган власти, в котором предусмотрена военная служба, обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы.
Исключений из данного правила для военнослужащих, обеспеченных жильем для постоянного проживания в период прохождения военной службы, закон не предусматривает. Исходя из изложенного, принятие административным истцом мер к разделу ранее предоставленного ему жилого помещения, в отсутствие его фактической сдачи в связи с переводом к новому месту военной службы, правового значения для дела не имеет.
Что касается жилищной субсидии, то утверждение порядка ее расчета в силу п. 16 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" возложено на Правительство Российской Федерации.
Во исполнение предписаний закона Правительство Российской Федерации постановлением от 3 февраля 2014 г. N 76 утвердило Правила расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" (далее - Правила).
Согласно пп. 3 и 4 Правил установленный норматив общей площади жилого помещения (42 кв.м на семью из двух человек) при расчете размера жилищной субсидии уменьшается на общую площадь жилых помещений, принадлежащих военнослужащему и (или) членам его семьи на праве собственности, занимаемых военнослужащим и (или) членами его семьи по договору социального найма, в случае если в отношении этой площади указанными лицами не взято на себя письменное обязательство о расторжении договора социального найма, ее освобождении и передаче органу, предоставившему жилые помещения.
Следовательно, при расчете размера жилищной субсидии учету подлежит принадлежащая военнослужащему и (или) членам его семьи жилая площадь на праве собственности и (или) занимаемая военнослужащим и (или) членами его семьи по договору социального найма общая площадь жилого помещения вне зависимости от того, кто является ее нанимателем, и в отношении которой не дано обязательство о ее освобождении.
Названные предписания Правил соответствуют положениям ч. 2 ст. 51 ЖК РФ, согласно которой при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Таким образом, реализация военнослужащим своего права на жилое помещение по договору социального найма в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О статусе военнослужащих", и невозможность представления им документов об освобождении жилого помещения указывает на то, что повторное обеспечение такого военнослужащего жилым помещением по договору социального найма осуществляется в общем порядке согласно нормам Жилищного кодекса Российской Федерации с учетом ранее полученного жилого помещения от федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Такие разъяснения законодательства даны в п. 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих". Однако данные положения нормативных правовых актов и разъяснения Верховного Суда Российской Федерации судами были оставлены без внимания.
Вывод суда о необходимости учета жилищным органом решения командующего Воздушно-десантными войсками о закреплении за бывшей супругой административного истца указанного помещения и предоставлении ему взамен другого жилого помещения является ошибочным.
В суде установлено, что после выезда Антошина Д.В. из предоставленной ему квартиры в г. Новороссийске в январе 2005 года она была передана в общую долевую собственность Антошиной А.В. и Логвиненко В.В.
С ходатайством о предоставлении другого жилого помещения административный истец обратился в 2007 году, после чего, в июле 2008 года, командующим Воздушно-десантными войсками было принято соответствующее решение.
Эти обстоятельства имеют существенное значение для дела.
Согласно п. 41 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. N 80 (далее - Инструкция), по просьбе военнослужащего, переведенного к новому месту военной службы, удерживающего по предыдущему месту военной службы жилое помещение, состоящее на учете в КЭЧ района, в котором остаются проживать имеющие право на часть жилого помещения совершеннолетние члены семьи, а также иные лица, проживающие совместно с ним, с письменного их согласия, по решению командующих войсками военных округов, флотами (флотилией) им может быть предоставлено другое жилое помещение в части, причитающейся от общей площади жилого помещения.
Из изложенного следует, что повторное предоставление военнослужащему жилого помещения в период возникновения спорных правоотношений допускалось в том случае, если удерживаемое им по предыдущему месту военной службы жилое помещение состояло на учете в КЭЧ района. При этом данная норма не позволяла повторно предоставлять жилое помещение военнослужащему без учета его доли в ранее предоставленном жилье.
Между тем на момент принятия командующим Воздушно-десантными войсками решения предоставленное Антошину А.В. жилое помещение выбыло из ведения Министерства обороны Российской Федерации в связи с передачей его в собственность бывшей супруге административного истца и гражданина Логвиненко В.В., в связи с чем жилищные органы Министерства обороны Российской Федерации были лишены возможности принять какое-либо решение, в том числе в соответствии с п. 5 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", в отношении выбывшего из их ведения жилого помещения.
Кроме того, названной Инструкцией командующие родами войск, войсками военных округов, флотами (флотилией) по данному вопросу были наделены полномочиями органа, осуществляющего принятие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, что также имеет существенное значение.
В соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
При таких данных оснований для учета жилищным органом и судами решения, принятого командующим Воздушно-десантными войсками в отношении Антошина А.В., не имелось.
Таким образом, решение заместителя начальника отделения ФГКУ "Западрегионжилье" от 22 июня 2017 г. об учете при предоставлении административному истцу жилищной субсидии 1/2 доли ранее предоставленного жилого помещения по прежнему месту военной службы является законным, а выводы судов об обратном основаны на неправильном применении норм материального права.
Допущенные судами нарушения повлияли на исход дела и без их устранения невозможна защита охраняемых законом публичных интересов, что является основанием для отмены в кассационном порядке судебных актов об удовлетворении административного искового заявления Антошина А.В. и принятия по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований, в том числе на основании ст. 103, 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в части взыскания в пользу административного истца судебных расходов.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 327, 328, п. 5 ч. 1 ст. 329, ст. 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по делам военнослужащих определила:
решение Рязанского гарнизонного военного суда от 20 октября 2017 г. и апелляционное определение Московского окружного военного суда от 11 января 2018 г. по административному исковому заявлению Антошина Дмитрия Викторовича отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Антошина Д.В. отказать.
Председательствующий |
И.В. Крупнов |
Судьи: |
А.В. Воронов |
|
А.Н. Замашнюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по делам военнослужащих Верховного Суда РФ от 18 сентября 2018 г. N 201-КГ18-31
Текст определения официально опубликован не был