Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 12 сентября 2018 г. N 86-АПГ18-6
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Абакумовой И.Д.,
судей Нефедова О.Н. и Николаевой О.В.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Чистый город" о признании не действующим в части Порядка определения размера арендной платы, а также условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования города Собинки, утвержденного решением Совета народных депутатов города Собинки Владимирской области от 29 января 2014 года N 9/1 (в редакции решения Совета народных депутатов города Собинки Владимирской области от 22 марта 2017 г. N 34/7), по апелляционной жалобе Совета народных депутатов города Собинки Владимирской области на решение Владимирского областного суда от 4 мая 2018 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителя Совета народных депутатов города Собинки Владимирской области Аржанникова О.С., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Агбашяна К.И., полагавшего, что решение суда является законным, обоснованным и не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Совет народных депутатов города Собинки Владимирской области (далее - Совет депутатов) решением от 29 января 2014 г. N 9/1 (далее - Решение N 9/1) утвердил Порядок определения размера арендной платы, а также условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования города Собинки (далее - Порядок).
Согласно пункту 2 Порядка размер годовой арендной платы за земельный участок, находящийся в муниципальной собственности города Собинки, определяется по формуле, в которой одной из переменных является ставка от кадастровой стоимости земельного участка, учитывающая вид разрешенного использования земель.
Названные ставки приведены в таблице (далее - Таблица ставок), включенной в Порядок.
В соответствии с абзацем пятым пункта 3.3. Таблицы ставок, действующей в редакции решения Совета депутатов от 22 марта 2017 г. N 34/7, ставка от кадастровой стоимости для земельных участков с видом разрешенного использования "Бытовое обслуживание" под эксплуатацию бань установлена в размере 17,4.
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Чистый город" (далее - Общество, ООО УК "Чистый город"), являющееся арендатором земельного участка, находящегося в муниципальной собственности и предоставленного для эксплуатации и содержания городской бани, обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточненных требований просило признать недействующим с 1 января 2017 г. абзац пятый пункта 3.3. Таблицы ставок в части установления ставки от кадастровой стоимости для земельных участков с видом разрешенного использования "Бытовое обслуживание" и описанием вида разрешенного использования "Бани", действующей в редакции решения Совета депутатов от 22 марта 2017 г. N 34/7.
Административный истец ссылается на то, что с 2015 г. данная ставка увеличилась в 155 раз, и полагает, что оспариваемые положения Порядка не соответствуют принципу экономической обоснованности арендной платы, предусмотренному постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 582).
Решением Владимирского областного суда от 4 мая 2018 г. административное исковое заявление удовлетворено. Оспариваемые положения признаны не действующими со дня вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе Совет депутатов, ссылаясь на неверную оценку судом первой инстанции финансово-экономического обоснования оспариваемой ставки, просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Прокуратура Владимирской области представила возражения на апелляционную жалобу.
Лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации рассмотрела апелляционную жалобу в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ) земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. На основании и во исполнение Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права (пункт 4 статьи 2 ЗК РФ).
Согласно пункту 3 части 1 статьи 14, частям 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского поселения, относятся к вопросам местного значения данного муниципального образования. По указанным вопросам принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Как следует из подпункта 3 пункта 3 статьи 39.7 ЗК РФ, если иное не установлено названным кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, устанавливается органом местного самоуправления.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Решение N 9/1 в оспариваемой редакции принято уполномоченным органом в установленной форме, подписано главой муниципального образования и официально опубликовано.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Одним из принципов определения арендной платы согласно постановлению Правительства Российской Федерации N 582 является принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Пунктом 2 Методических рекомендаций по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582, утвержденных приказом Министерством экономического развития Российской Федерации от 29 декабря 2017 г. N 710, в целях применения названного принципа рекомендуется при установлении порядка определения размера арендной платы предусматривать положения, направленные на достижение баланса интересов арендатора и арендодателя земельного участка, например, посредством установления экономически обоснованных ставок арендной платы или иных показателей, применяемых для определения арендной платы.
Суд первой инстанции установил, что оспариваемая ставка в размере 17,4 определена без проведения анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих на доходность земельных участков с видом разрешенного использования "Бытовое обслуживание", предназначенных для эксплуатации и содержания бань.
Так, согласно пояснительной записке к проекту решения Совета депутатов от 22 марта 2017 г., увеличение оспариваемой ставки обусловлено снижением применяемой с 2017 г. кадастровой стоимости названного земельного участка. Между тем необходимость компенсировать снижение доходов местного бюджета, вызванная пересмотром кадастровой стоимости земельного участка, сама по себе, без анализа доходности земельных участков, не является достаточным экономическим обоснованием увеличения ставок арендной платы.
Представленное в материалы дела Советом депутатов экономическое обоснование правомерно не принято судом, поскольку данный документ не содержит даты, а административный ответчик не представил доказательств подготовки названного обоснования на дату принятия решения об изменении оспариваемой ставки.
Следовательно, суд пришел к обоснованным выводам, что увеличение ставки от кадастровой стоимости для земельных участков с видом разрешенного использования "Бытовое обслуживание" под эксплуатацию бань Решением N 9/1 в оспариваемой редакции не соответствует принципу экономической обоснованности, закрепленному постановлением Правительства Российской Федерации N 582.
Вопреки доводам апелляционной жалобы пояснительная записка и экономическое обоснование к проекту решения Совета депутатов от 22 марта 2017 г. N 34/7 были предметом оценки суда первой инстанции, который пришел к правильному выводу о том, что названные документы не могут быть приняты в качестве доказательств, обосновывающих соответствие значения оспариваемой ставки доходности земельных участков, предназначенных для эксплуатации бань.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, аналогичны позиции административного ответчика в судебном заседании, которой суд дал надлежащую правовую оценку, в связи с чем Судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Обжалуемое судебное решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения суда в апелляционном порядке отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Владимирского областного суда от 4 мая 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Совета народных депутатов города Собинки Владимирской области без удовлетворения.
Председательствующий |
Абакумова И.Д. |
Судьи |
Нефедов О.Н. |
|
Николаева О.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 12 сентября 2018 г. N 86-АПГ18-6
Текст определения официально опубликован не был