Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17 сентября 2018 г. N 5-КГ18-176
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Фролкиной С.В.,
судей Жубрина М.А., Кириллова В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 17 сентября 2018 г. гражданское дело по иску Артемьевой Натальи Викторовны в интересах несовершеннолетних Якунина Н., А., Полонской В., Н. и Ганиной А., В. к Государственному унитарному предприятию города Москвы "Московский социальный регистр", Государственному бюджетному учреждению города Москвы "Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы" о признании права на бесплатный проезд городским пассажирским транспортом, об обязании выпустить и выдать социальные карты
по кассационной жалобе Артемьевой Натальи Викторовны на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 5 мая 2017 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 14 ноября 2017 г., которыми в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Жубрина М.А., объяснения представителя Артемьевой Н.В. по доверенности Голованя А.И., поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения представителей Государственного унитарного предприятия города Москвы "Московский социальный регистр" - Сыстерова Е.Е., Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы" - Кудрявцевой Е.Ю., Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы - Кисловой И.М., Управления социальной защиты населения Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы - Сорокиной Н.В., Колпаковой А.А.,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Артемьева Наталья Викторовна 2 ноября 2016 г. обратилась в суд с иском в интересах несовершеннолетних Полонской В., Н., ... года рождения, Якунина Н.,А., ... года рождения, и Ганиной А., В., ... года рождения, к Государственному унитарному предприятию города Москвы "Московский социальный регистр" (далее также - ГУП города Москвы "Московский социальный регистр"), просила признать за несовершеннолетними Полонской В.Н., Якуниным Н.А. и Ганиной А.В., оставшимися без попечения родителей, право на бесплатный проезд на городском и пригородном пассажирском транспорте в городе Москве и обязать ГУП города Москвы "Московский социальный регистр" выпустить и выдать Полонской В.Н., Якунину Н.А. и Ганиной А.В. социальные карты, обеспечивающие получение мер социальной поддержки в виде бесплатного проезда на наземном городском пассажирском транспорте общего пользования города Москвы, Московском метрополитене, включая Московскую монорельсовую транспортную систему, и железнодорожном транспорте пригородного сообщения. В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в исковом заявлении указано Управление социальной защиты населения Троицкого и Новомосковского административных округов г. Москвы.
В обоснование заявленных требований Артемьева Н.В. указала, что она проживает по адресу: ..., и является опекуном несовершеннолетних Полонской В.Н., года рождения, Якунина Н.А., ... года рождения, и опекуном Ганиной А.В., ... года рождения.
Подопечные Полонская В.Н., Якунин Н.А. и Ганина А.В. имеют статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поставлены на учёт в отделе опеки и попечительства в Троицком и Новофедоровском управлении социальной защиты населения г. Москвы, место жительство подопечных определено совместно с их опекуном - Артемьевой Н.В.
Распоряжением начальника Троицкого управления социальной защиты населения города Москвы от 15 мая 2014 г. N 79/1-Р постановлено заключить с Артемьевой Н.В. договор о передаче малолетней Ганиной А.В. в приёмную семью.
22 января 2015 г. между уполномоченным органом в сфере опеки, попечительства и патронажа Новофедоровским Управлением социальной защиты населения города Москвы и Артемьевой Н.В. заключены договоры о приёмной семье на возмездных условиях: N 52-ПС - в отношении несовершеннолетней Полонской В.Н., N 51-ПС - в отношении несовершеннолетнего Якунина Н.А.
В июле-сентябре 2016 года Артемьева Н.В. обратилась в Государственное бюджетное учреждение города Москвы "Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы", а также Новофедоровский отдел Управления социальной защиты населения Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы с заявлениями о выдаче социальных карт подопечным Полонской В.Н. и Якунину Н.А., а также о продлении действия социальной карты подопечной Ганиной А.В., однако в оформлении и выдаче социальных карт названными учреждениями было отказано на основании того, что подопечные не имеют постоянной регистрации в городе Москве.
По мнению Артемьевой Н.В., отказы в оформлении и предоставлении социальных карт Полонской В.Н., Якунину Н.А. и Ганиной А.В. являются незаконными, противоречат положениям Закона города Москвы от 30 ноября 2005 г. N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве", статье 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 1 статьи 148 Семейного кодекса Российской Федерации, так как право на социальную льготу в виде бесплатного проезда городским пассажирским транспортом в городе Москве зависит от места фактического проживания несовершеннолетних и не может быть поставлено в зависимость от наличия либо отсутствия у них постоянной регистрации в г. Москве.
Истец также ссылалась на то, что уполномоченные органы г. Москвы, заключив с ней договоры о приёмной семье и назначив ей выплаты на содержание подопечных Полонской В.Н., Якунина Н.А. и Ганиной А.В. на основании Закона г. Москвы от 15 декабря 2004 г. N 87 "О порядке и размере выплаты денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством)", признали факт проживания подопечных в г. Москве.
Определением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 28 февраля 2017 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено Государственное бюджетное учреждение города Москвы "Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы" (далее также - ГБУ "Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы").
Определением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 28 февраля 2017 г., занесённым в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, на стороне ответчика привлечён Департамент труда и социальной защиты населения г. Москвы.
Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 5 мая 2017 г. в удовлетворении исковых требований Артемьевой Н.В. в интересах несовершеннолетних подопечных Якунина Н.А., Полонской В.Н. и Ганиной А.В. к ГУП города Москвы "Московский социальный регистр", ГБУ города Москвы "Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы" о признании права на бесплатный проезд городским пассажирским транспортом, об обязании выпустить и выдать социальные карты отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 14 ноября 2017 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе Артемьевой Н.В. ставится вопрос о передаче жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены указанных судебных постановлений, как незаконных.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы 15 июня 2018 г. судьёй Верховного Суда Российской Федерации Пчелинцевой Л.М. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и её же определением от 6 августа 2018 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций были допущены такого рода существенные нарушения норм права, и они выразились в следующем.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Артемьева Н.В., проживающая по адресу: ..., является опекуном несовершеннолетних Полонской В.Н., ... года рождения, Якунина Н.А., ... года рождения, и опекуном Ганиной А.В., ... года рождения.
Полонская Виктория Николаевна, ... года рождения, родившаяся в г. _области _, осталась без попечения родителей, поскольку решением Орловского районного суда Орловской области от 25 января 2011 г. её мать Гуламова Х.Н. лишена родительских прав, сведения об отце в свидетельстве о рождении Полонской В.Н. отсутствуют, до установления над ней опеки воспитывалась в областном государственном учреждении "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Орловского района".
Постановлением главы администрации Орловского района Орловской области от 11 марта 2013 г. N 694 над несовершеннолетней Полонской В.Н. установлена опека, её опекуном назначена Артемьева Н.В., проживающая по адресу: ...
Распоряжением начальника Троицкого Управления социальной защиты населения города Москвы от 18 апреля 2013 г. N 24/2-Р в связи с обращением опекуна Артемьевой Н.В., ...года рождения, зарегистрированной по адресу: ... область ..., ..., фактически проживающей по адресу: ..., Полонская В.Н. поставлена на учёт в отделе опеки и попечительства Троицкого Управления социальной защиты населения г. Москвы как подопечная Артемьевой Н.В. Место жительства Полонской В.Н. определено совместно с опекуном Артемьевой Н.В. по адресу: ...
Распоряжением начальника Троицкого Управления социальной защиты населения города Москвы от 12 декабря 2013 г. N 156/1-Р Артемьева Н.В. назначена опекуном несовершеннолетней Полонской В.Н. на возмездных условиях по договору о приёмной семье.
Распоряжением начальника Новофедоровского Управления социальной защиты населения г. Москвы от 1 июля 2014 г. N 76-Р в рамках реализации приказа Департамента социальной защиты населения г. Москвы от 30 мая 2014 г. N 546 "Об открытии Новофедоровского управления социальной защиты населения г. Москвы Троицкий и Новомосковский административные округа и перераспределении контингента обслуживаемых между Управлением социальной защиты населения Троицкого и Новомосковского административных округов" Полонская В.Н. поставлена на учёт в Новофедоровском Управлении социальной защиты населения г. Москвы, как проживающая совместно с приёмным родителем Артемьевой Н.В. по адресу: ...
22 января 2015 г. между уполномоченным органом в сфере опеки, попечительства и патронажа Новофедоровским Управлением социальной защиты населения г. Москвы в лице начальника Управления и Артемьевой Н.В. заключён договор о приёмной семье N 52-ПС, в соответствии с которым Артемьева Н.В. обязалась принять в свою семью Полонскую В.Н., ... года рождения, а Новофедоровское Управление социальной защиты населения г. Москвы обязалось передать приёмного ребенка Полонскую В.Н. на воспитание в приёмную семью, а также производить выплату приёмному родителю вознаграждения и денежных средств на содержание ребёнка и иных выплат, а также предоставлять меры социальной поддержки в соответствии с данным договором.
Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания от 23 июня 2016 г. N 252, выданному территориальным пунктом Управления Федеральной миграционной службы по г. Москве в д. Яковлевское, Полонская В.Н. с 23 июня 2016 г. по 23 июня 2017 г. зарегистрирована по месту пребывания по адресу: ...
Якунин Н.А. .., года рождения, родившийся в ... области, остался без попечения родителей, поскольку заочным решением Заводского районного суда г. Орла от 26 июня 2008 г. его мать Якунина М.Б. лишена родительских прав, отец Якунина Н.А. умер 26 марта 2006 г., до установления над ним опеки воспитывался в областном государственном учреждении "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Орловского района".
Постановлением главы администрации Орловского района Орловской области от 24 октября 2011 г. N 2681 над несовершеннолетним Якуниным Н.А. установлена опека, его опекуном назначена Артемьева Н.В.
Распоряжением начальника территориального управления по опеке и попечительству Департамента семейной и молодежной политики г. Москвы от 1 июля 2012 г. N 44/5-Р Якунин Н.А. поставлен на учёт как опекаемый в Территориальном управлении по опеке и попечительству Департамента семейной и молодежной политики г. Москвы, место жительство несовершеннолетнего Якунина Н.А. определено совместно с опекуном Артемьевой Н.В. по адресу: ...
Распоряжением начальника Троицкого Управления социальной защиты населения города Москвы от 12 декабря 2013 г. N 158/1-Р Артемьева Н.В. назначена опекуном несовершеннолетнего Якунина Н.А. на возмездных условиях по договору о приёмной семье.
Распоряжением Новофедоровского Управления социальной защиты населения г. Москвы от 1 июля 2014 г. N 28-Р Якунин Н.А. в рамках реализации приказа Департамента социальной защиты населения г. Москвы от 30 мая 2014 г. N 546 "Об открытии Новофедоровского управления социальной защиты населения г. Москвы Троицкий и Новомосковский административные округа и перераспределении контингента обслуживаемых между Управлением социальной защиты населения Троицкого и Новомосковского административных округов" поставлен на учёт в Новофедоровском Управлении социальной защиты населения г. Москвы, как проживающий совместно с приёмным родителем Артемьевой Н.В. по адресу: ...
22 января 2015 г. между уполномоченным органом в сфере опеки, попечительства и патронажа Новофедоровским Управлением социальной защиты населения г. Москвы в лице начальника Управления и Артемьевой Н.В. заключён договор о приёмной семье N 51-ПС, в соответствии с которым Артемьева Н.В. обязалась принять в свою семью Якунина Н.А., ... года рождения, а Новофедоровское Управление социальной защиты населения г. Москвы обязалось передать приёмного ребенка Якунина Н.А. на воспитание в приёмную семью, а также производить выплату приёмному родителю вознаграждения и денежных средств на содержание ребенка и иных выплат, а также предоставлять меры социальной поддержки в соответствии с данным договором.
Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания от 23 июня 2016 г. N 254, выданному территориальным пунктом Управления Федеральной миграционной службы по г. Москве в д. Яковлевское, Якунин Н.А. с 23 июня 2016 г. по 23 июня 2017 г. зарегистрирован по месту пребывания по адресу: ...
Ганина A.В., _. года рождения, родившаяся в г. ... области, осталась без попечения родителей, поскольку решением Синарского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 15 ноября 2011 г. её мать Ганина Н.В. лишена родительских прав, сведения об отце в свидетельстве о рождении Ганиной А.В. отсутствуют, до установления над ней опеки воспитывалась в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, "Ивановская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей им. Е.Д. Стасовой".
Распоряжением руководителя Территориального управления социальной защиты населения по г. Иванову от 23 апреля 2014 г. N 01-18-633 Артемьева Н.В., зарегистрированная по адресу: ... область, ... Фактически проживающая в назначена опекуном несовершеннолетней Ганиной А.В., исполняющей свои обязанности возмездно.
Распоряжением начальника Троицкого управления социальной защиты населения г. Москвы от 15 мая 2014 г. N 79/1-Р в связи с заявлением опекуна Артемьевой Н.В. подопечная Ганина А.В., фактически проживающая с опекуном Артемьевой Н.В. по адресу: ..., поставлена на учёт в Троицком управлении социальной защиты населения г. Москвы, а также постановлено заключить с Артемьевой Н.В. договор о передаче Ганиной А.В. в приёмную семью, назначить Артемьевой Н.В. денежные средства на содержание опекаемой в размере, установленном правовыми актами г. Москвы.
Распоряжением Новофедоровского Управления социальной защиты населения г. Москвы от 1 июля 2014 г. N 77-Р Ганина А.В. в рамках реализации приказа Департамента социальной защиты населения г. Москвы от 30 мая 2014 г. N 546 "Об открытии Новофедоровского Управления социальной защиты населения г. Москвы Троицкий и Новомосковский административные округа и перераспределении контингента обслуживаемых между Управлением социальной защиты населения Троицкого и Новомосковского административных округов" поставлена на учёт в Новофедоровском Управлении социальной защиты населения г. Москвы как проживающая совместно с приёмным родителем Артемьевой Н.В. по адресу: ...
Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания от 23 июня 2016 г., выданному территориальным пунктом Управления Федеральной миграционной службы по, Ганина А.В. с 23 июня 2016 г. по 23 июня 2017 г. зарегистрирована по месту пребывания по адресу: ...
Справкой учреждения медико-социальной экспертизы (бюро N 59 - филиал федерального казённого учреждения "Главное бюро медико-судебной экспертизы по г. Москве" Минтруда России) от 1 октября 2016 г. подтверждено, что Ганина А.В. признана ребёнком-инвалидом повторно на срок до 27 ноября 2022 г.
В материалах дела также имеются документы о том, что Полонская В.Н., Якунин Н.А. и Ганина А.В. в 2016-2017 учебном году обучались в государственном бюджетном образовательном учреждении г. Москвы "Школа N 1391", а также о том, что с 2014 года они состоят на медицинском обслуживании по полису обязательного медицинского страхования в государственном бюджетном учреждении здравоохранения г. Москвы "Троицкая городская больница Департамента здравоохранения г. Москвы филиал Рудневская лаборатория".
Письмом руководителя Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы от 29 марта 2017 г. в адрес члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации сообщено, что с 1 февраля 2014 г. Артемьевой Н.В. выплачиваются денежные средства на содержание Полонской В.Н., Якунина Н.А. и Ганиной А.В. в соответствии с постановлением Правительства г. Москвы от 15 мая 2007 г. N 376-ПП "О мерах по реализации Закона г. Москвы от 30 ноября 2005 г. N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в г. Москве".
В 2013-2014 годах ГУП г. Москвы "Московский социальный регистр" Полонской В.Н., Якунину Н.А. и Ганиной А.В. выдавались социальные карты для обеспечения их бесплатным проездом на городском общественном пассажирском транспорте в г. Москве.
Решением Многофункционального центра предоставления государственных услуг района Тропарево-Никулино г. Москвы (Западный административный округ) от 28 июля 2016 г. Артемьевой Н.В. было отказано в приёме документов для предоставления государственной услуги "Оформление и выдача социальной карты" в отношении её подопечного Якунина Н.А. в связи с несоответствием представленных документов требованиям, содержащимся в постановлении Правительства Москвы от 18 ноября 2014 г. N 668-ПП "О выпуске, выдаче и обслуживании социальных карт в городе Москве".
Решением Многофункционального центра предоставления государственных услуг района Тропарево-Никулино г. Москвы (Западный административный округ) от 5 августа 2016 г. Артемьевой Н.В. было отказано в приёме документов для предоставления государственной услуги "Оформление и выдача социальной карты" в отношении её подопечной Полонской В.Н. в связи с несоответствием представленных документов требованиям правовых актов. В данном решении также указано, что Полонская В.Н. не является участником пилотного проекта по имущественной поддержке семей, принявших на воспитание по договорам о приёмной семье детей старшего возраста и (или) детей инвалидов (далее также - пилотный проект).
Письмом начальника Новофедоровского отдела социальной защиты населения Управления социальной защиты населения Троицкого и Новомосковского административных округов г. Москвы от 6 октября 2016 г. Ганиной А.В. сообщено об отказе в оформлении на её имя социальной карты москвича ввиду отсутствия у него права на выдачу данной карты - она не имеет постоянной регистрации по месту жительства в г. Москве.
Не согласившись с отказом в оформлении и предоставлении социальных карт Полонской В.Н., Якунину Н.А. и Ганиной А.В., Артемьева Н.В. обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Артемьевой Н.В. в интересах несовершеннолетних Якунина Н.А., Полонской В.Н. и Ганиной А.В., суд первой инстанции руководствовался положениями статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 2 Закона г. Москвы от 30 ноября 2005 г. N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве", статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и постановлением Правительства Москвы от 18 ноября 2014 г. N 668-ПП "О выпуске, выдаче и обслуживании социальных карт в городе Москве".
Учитывая, что Артемьева Н.В. зарегистрирована по месту жительства в Самарской области, в городе Москве постоянного места жительства не имеет, а также то, что ею при подаче документов на предоставление государственной услуги "Оформление и выдача социальной карты" в отношении Якунина Н.А., Полонской В.Н. и Ганиной А.В. и в ходе рассмотрения дела судом не было представлено документов, подтверждающих проживание её подопечных в городе Москве, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что истцу было правомерно отказано в приёме документов для оформления несовершеннолетним подопечным Артемьевой Н.В. социальных карт, обеспечивающих получение мер социальной поддержки в виде бесплатного проезда на наземном городском пассажирском транспорте общего пользования города Москвы, Московском метрополитене, включая Московскую монорельсовую транспортную систему, и железнодорожном транспорте пригородного сообщения, предусмотренных Законом г. Москвы от 30 ноября 2005 г. N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве". Суд указал, что, поскольку несовершеннолетние подопечные Артемьевой Н.В. жителями города Москвы не являются, действие названного закона на них не распространяется.
При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции 14 ноября 2017 г. представителем истца Голованем А.И. было заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела свидетельств о регистрации Якунина Н.А., Полонской В.Н. и Ганиной А.В. по месту пребывания, которое судом удовлетворено.
Согласно свидетельствам о регистрации по месту пребывания от 7 июня 2017 г. N 1558, 1559, 1560, выданным отделением по вопросам миграции межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Троицкий" г. Москвы, Ганина А.В., Якунин Н.А. и Полонская В.Н. с 7 июня 2017 г. по 7 июня 2019 г. зарегистрированы по месту пребывания по адресу: ...
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело по апелляционной жалобе Артемьевой Н.В., согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит выводы судов первой и апелляционной инстанций основанными на неправильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
В соответствии с частью второй статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 2 Закона г. Москвы от 30 ноября 2005 г. N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве" дополнительные гарантии по социальной поддержке, устанавливаемые данным законом, предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, местом жительства которых является город Москва, если иное не установлено федеральным законодательством, этим законом и иными нормативными правовыми актами города Москвы.
В силу статьи 10 Закона г. Москвы от 30 ноября 2005 г. N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, пребывающие в государственных и негосударственных учреждениях города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся, студенты государственных образовательных учреждений города Москвы обеспечиваются бесплатным проездом на городском и пригородном пассажирском транспорте (кроме такси и маршрутного такси), а также бесплатным проездом один раз в год к месту жительства, расположенному за пределами города Москвы, и обратно к месту учёбы в порядке, установленном Правительством Москвы.
Порядок выпуска, выдачи и обслуживания социальных карт в городе Москве регулируется постановлением Правительства Москвы от 18 ноября 2014 г. N 668-ПП "О выпуске, выдаче и обслуживании социальных карт в городе Москве" (далее также - Порядок).
Пунктом 1.3.7.1 Порядка установлено, что держателем социальной карты признаётся гражданин, являющийся получателем социальных льгот, имеющий место жительства в городе Москве, а также обучающийся на территории города Москвы по очной форме обучения в имеющей государственную аккредитацию образовательной деятельности государственной, муниципальной образовательной организации или частной образовательной организации, реализующих основные образовательные программы начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования, в государственной или частной профессиональной образовательной организации, в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам ординатуры, независимо от места жительства, сведения о котором включены в Единый реестр социальных льготников (ЕРСЛ).
Социальная карта обеспечивает получение мер социальной поддержки в виде проезда по льготному тарифу на наземном городском пассажирском транспорте общего пользования города Москвы, Московском метрополитене, включая Московскую монорельсовую транспортную систему, и железнодорожном транспорте пригородного сообщения (пункт 1.7.6 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 18 ноября 2014 г. N 668-ПП "О выпуске, выдаче и обслуживании социальных карт в городе Москве").
В Перечне категорий граждан, имеющих право на бесплатное оформление социальной карты, утверждённом постановлением Правительства Москвы от 18 ноября 2014 г. N 668-ПП "О выпуске, выдаче и обслуживании социальных карт в городе Москве" (приложение 3), названы в том числе граждане, имеющие право на предоставление мер социальной поддержки, указанные в статье 10 Закона города Москвы от 30 ноября 2005 г. N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве" (пункт 2.8 данного перечня).
Пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что местом жительства признаётся место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признаётся место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов (пункт 2 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2 статьи 36 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными. Раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим шестнадцати лет, допускается с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного.
По смыслу приведённых норм в их системной взаимосвязи (в частности, статьи 10 Закона г. Москвы от 30 ноября 2005 г. N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве", пункта 1.3.7.1 Порядка), право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся, на оформление и получение социальной карты, обеспечивающей получение мер социальной поддержки в виде бесплатного проезда на городском и пригородном пассажирском транспорте, связано не с фактом постоянной регистрации в г. Москве, а с местом жительства этих детей. Эти нормативные положения соответствуют требованиям части 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", устанавливающим, что регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Приведённые нормативные положения федерального и регионального законодательства судами первой и апелляционной инстанций к спорным отношениям применены неправильно.
Как установлено судом, оставшиеся без попечения родителей несовершеннолетние Якунин Н.А., Полонская В.Н. и Ганина А.В. поставлены на учёт в Новофедоровском Управлении социальной защиты населения г. Москвы, как проживающие совместно с приёмным родителем Артемьевой Н.В. по адресу: ...
В 2016-2017 учебном году Полонская В.Н., Якунин Н.А. и Ганина А.В. обучались в государственном бюджетном образовательном учреждении г. Москвы "Школа N 1391".
С 2014 года они состоят на медицинском обслуживании по полису обязательного медицинского страхования в государственном бюджетном учреждении здравоохранения г. Москвы "Троицкая городская больница Департамента здравоохранения г. Москвы филиал Рудневская лаборатория".
С 1 февраля 2014 г. Артемьевой Н.В. выплачиваются денежные средства на содержание Полонской В.Н., Якунина Н.А. и Ганиной А.В. в соответствии с постановлением Правительства г. Москвы от 15 мая 2007 г. N 376-ПП "О мерах по реализации Закона г. Москвы от 30 ноября 2005 г. N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в г. Москве".
В 2013-2014 годах ГУП г. Москвы "Московский социальный регистр" Полонской В.Н., Якунину Н.А. и Ганиной А.В. выдавались социальные карты для обеспечения их бесплатным проездом на городском общественном пассажирском транспорте в г. Москве.
Из содержания Закона города Москвы от 30 ноября 2005 г. N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве" следует, что он направлен на создание условий для повышения уровня жизни и гарантий социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что предполагает осуществление органами исполнительной власти г. Москвы комплекса мер, включающих в том числе материальную поддержку семей, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 2 февраля 1998 г. N 4-П указал на то, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах Российской Федерации", не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Следовательно, поставив несовершеннолетних детей Якунина Н.А., Полонскую В.Н. и Ганину А.В. на учёт в Новофедоровском Управлении социальной защиты населения г. Москвы, назначив опекуну Артемьевой Н.В. денежные средства на содержание несовершеннолетних детей Якунина Н.А., Полонской В.Н. и Ганиной А.В., Новофедоровское Управление социальной защиты населения г. Москвы установило, что местом жительства подопечных Якунина Н.А., Полонской В.Н. и Ганиной А.В. является город Москва.
При таких обстоятельствах вывод судебных инстанций о том, что несовершеннолетние Полонская В.Н., Якунин Н.А. и Ганина А.В. жителями города Москвы не являются, действие Закона г. Москвы от 30 ноября 2005 г. N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве" на них не распространяется, и поэтому истцу было правомерно отказано в приёме документов для оформления несовершеннолетним подопечным Артемьевой Н.В. социальных карт, обеспечивающих получение мер социальной поддержки в виде бесплатного проезда на наземном городском пассажирском транспорте общего пользования города Москвы, Московском метрополитене, включая Московскую монорельсовую транспортную систему, и железнодорожном транспорте пригородного сообщения, предусмотренных Законом г. Москвы от 30 ноября 2005 г. N 61, сделан без учёта подлежащих применению к спорным отношениям положений нормативных правовых актов, в связи с чем Судебная коллегия признаёт его неправомерным.
Ввиду изложенного решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 5 мая 2017 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 14 ноября 2017 г. нельзя признать законными. Они приняты с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя кассационной жалобы, что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть всё приведённое выше и разрешить исковые требования Артемьевой Н.В. на основании норм закона, подлежащих применению к спорным отношениям, и установленных по делу обстоятельств.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 5 мая 2017 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 14 ноября 2017 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Замоскворецкий районный суд г. Москвы.
Председательствующий |
Фролкина С.В. |
Судьи |
Жубрин М.А. |
|
Кириллов В.С. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17 сентября 2018 г. N 5-КГ18-176
Текст определения официально опубликован не был