Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 5 февраля 2018 г. N 3708-АЧ/04
В связи с принятием Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации направляет разъяснения по вопросу о целесообразности использования при проектировании, строительстве и реконструкции очистных сооружений организаций, осуществляющих водоотведение поселений, городских округов, требований к нормированию состава и свойств сточных вод, исходя из технологических показателей наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений или городских округов (в том числе при разработке и реализации инвестиционных программ, планов снижения сбросов указанных организаций).
Приложение: на 5 л. в 1 экз.
|
А.В. Чибис |
Разъяснения Минстроя России
о целесообразности использования при проектировании, строительстве и реконструкции очистных сооружений организаций, осуществляющих водоотведение поселений, городских округов, требований к нормированию состава и свойств сточных вод, исходя из технологических показателей наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений или городских округов (в том числе при разработке и реализации инвестиционных программ, планов снижения сбросов указанных организаций)
Федеральным законом от 29 июля 2017 г. N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 225-ФЗ), а также Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 219-ФЗ) внесены изменения в том числе в Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ), вступающие в части данных изменений в силу с 1 января 2019 г. и предусматривающие существенный пересмотр действующих требований к нормированию сбросов сточных вод организациями, осуществляющими эксплуатацию централизованных систем водоотведения поселений или городских округов.
Так, с 1 января 2019 г. вступает в силу введенная Законом N 225-ФЗ в Закон N 7-ФЗ норма о том, что для объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов, отнесенных к объектам I категории, комплексным экологическим разрешением устанавливаются технологические нормативы на основе технологических показателей наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений или городских округов, установленных Правительством Российской Федерации на основе информационно-технического справочника по наилучшим доступным технологиям в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений или городских округов с учетом мощности очистных сооружений централизованных систем водоотведения поселений или городских округов, а также с учетом категорий водных объектов или их частей, в которые осуществляется сброс сточных вод (пункт 5 статьи 23 Закона N 7-ФЗ в редакции Закона N 225-ФЗ). Для объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов, отнесенных к объектам II категории, в случае выдачи на них комплексного экологического разрешения в отношении технологически нормируемых веществ также устанавливаются технологические нормативы (пункт 5.1 статьи 23 Закона N 7-ФЗ в редакции Закона N 225-ФЗ).
Обращаем внимание, что в соответствии с Критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. N 1029) к объектам I категории относятся объекты по сбору и обработке сточных вод в части, касающейся очистки сточных вод централизованных систем водоотведения (канализации) (с объемом 20 тыс. куб. метров в сутки отводимых сточных вод и более), к объектам II категории относятся объекты по сбору и обработке сточных вод в части, касающейся очистки сточных вод централизованных систем водоотведения (канализации) (с объемом менее 20 тыс. куб. метров отводимых сточных вод в сутки).
При этом, на основании пункта 12 статьи 31.1 Закона N 7-ФЗ в редакции Закона N 219-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, при наличии соответствующих отраслевых информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям вправе получить комплексное экологическое разрешение.
В соответствии со статьей 23 Закона N 7-ФЗ в редакции Закона N 219-ФЗ технологические нормативы устанавливаются на основе технологических показателей, не превышающих технологических показателей наилучших доступных технологий, комплексным экологическим разрешением в соответствии со статьей 23 Закона N 7-ФЗ в редакции Закона N 219-ФЗ. Технологические показатели наилучших доступных технологий приведены в ИТС 10-2015. "Информационно-технический справочник по наилучшим доступным технологиям. Очистка сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений, городских округов", утвержденном приказом Госстандарта от 15 декабря 2015 г. N 1580 (далее - Справочник по НДТ).
В подразделе 4.1 Справочника по НДТ сформулированы предложения по ранжированию водных объектов для целей выбора наилучших доступных технологий в пределах четырех групп (категорий А - Г). До утверждения Правительством Российской Федерации Правил отнесения водных объектов к категориям водных объектов для целей установления технологических показателей наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений, городских округов на основании части 3 статьи 2 Закона N 225-ФЗ, целесообразно руководствоваться Справочником по НДТ с учетом действующего национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 56828.12-2016 "Наилучшие доступные технологии. Классификация водных объектов для технологического нормирования сбросов сточных вод централизованных систем водоотведения поселений" (утвержден и введен в действие приказом Росстандарта от 25 октября 2016 г. N 1497-ст) (далее - ГОСТ Р 56828.12-2016).
В отношении загрязняющих веществ, не относящихся к технологически нормируемым веществам, для объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов, нормативы допустимых сбросов устанавливаются комплексным экологическим разрешением или рассчитываются при подаче декларации о воздействии на окружающую среду в целях расчета нормативов состава сточных вод абонента (пункт 10 статьи 22 Закона N 7-ФЗ в редакции Закона N 225-ФЗ).
Нормативы допустимых сбросов в соответствии со статьей 22 Закона N 7-ФЗ в редакции Закона N 219-ФЗ определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды в соответствии с методиками и (или) методами разработки нормативов допустимых сбросов, которые утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 13 статьи 67.1 Закона N 7-ФЗ в редакции Закона N 225-ФЗ программы повышения экологической эффективности, планы мероприятий по охране окружающей среды организаций, эксплуатирующих централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, разрабатываются и утверждаются на период поэтапного достижения соответственно технологических нормативов и нормативов допустимых сбросов технологически нормируемых веществ. Следовательно, в отношении веществ, не относящихся к технологически нормируемым веществам, программы повышения экологической эффективности, планы мероприятий по охране окружающей среды организаций, эксплуатирующих централизованные системы водоотведения поселений или городских округов не разрабатываются и не утверждаются.
Согласно пункту 2 статьи 21 Закона N 7-ФЗ в редакции Закона N 219-ФЗ соблюдение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, за исключением технологических нормативов и технических нормативов, должно обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды. При этом согласно пункту 2 статьи 21 Закона N 7-ФЗ к нормативам качества окружающей среды относятся в том числе нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ.
Таким образом, с учетом изменений в Закон N 7-ФЗ и Закон N 416-ФЗ, вступающих в силу с 1 января 2019 года, при сбросе сточных вод с объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов, отнесенных к объектам I категории, а также при сбросе сточных вод объектами централизованных систем водоотведения поселений или городских округов, отнесенных к объектам II категории (в случае выдачи на них комплексного экологического разрешения) при установлении технологических нормативов на основе технологических показателей наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод поселений, городских округов, не учитываются следующие предельно допустимые концентрации химических веществ:
- нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, утвержденные приказом Минсельхоза России от 13 декабря 2016 г. N 552 "Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения";
- предельно допустимые концентрации (ПДК) хими
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 5 февраля 2018 г. N 3708-АЧ/04
Текст письма опубликован в информационном бюллетене "Нормирование, стандартизация и сертификация в строительстве", 2018 г., N 6