В соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 4, ст. 504), Регламентом установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающим порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, утвержденным приказом ФСТ России от 28 марта 2013 года N 313-э (зарегистрирован Минюстом России 15.05.2013, регистрационный N 28392), Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 331 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3259), ФАС России приказом от 30.07.2018 N 1075/18 "Об открытии дела об утверждении тарифа на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети, оказываемые ОАО "Объединенная энергетическая компания", на 2018 год" (далее - Приказ ФАС России N 1075/18) открыто дело об установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети, оказываемые ОАО "Объединенная энергетическая компания", на 2018 год.
Федеральная антимонопольная служба рассмотрела заявление от 19.07.2018 N 33-1-03/269 (вх. от 20.07.2018 N 11741/18) об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые ОАО "Объединенная энергетическая компания" (далее - ОАО "ОЭК") по национальной (общероссийской) электрической сети, и сообщает.
Требования к заявлению об установлении цен (тарифов) и составу обосновывающих материалов утверждены Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Правила государственного регулирования). В соответствии с подпунктом 13 пункта 17 Правил государственного регулирования организации, осуществляющие регулируемую деятельность, к заявлениям должны прилагать обосновывающие материалы, в том числе документы, подтверждающие право собственности или иные законные основания владения в отношении объектов, используемых для осуществления деятельности.
Документы, подтверждающие право собственности, в частности свидетельства о государственной регистрации права собственности, не представлены в качестве обосновывающих материалов в пакете документов от 19.07.2018 N 33-1-03/269.
Документы, запрошенные ФАС России письмом от 30.08.2018 N ВК/69336/18 (почтовый идентификатор 12571925782227), также до настоящего момента не представлены.
Ранее ФАС России были направлены запросы в адрес АО "Системный оператор Единой энергетической системы" (далее - АО "СО ЕЭС") (запрос от 04.04.2018 N ВК/23386/18) и ПАО "Территориальная генерирующая компания N 1" (запрос от 04.04.2018 N ВК/23357/18) в части наличия (отсутствия) у ПС 220 кВ Ручьи общих с Северной ТЭЦ (ТЭЦ-21) технологических систем.
ФАС России установлено, что объекты электросетевого оборудования, используемые ОАО "ОЭК" для передачи электрической энергии по национальной (общероссийской) электрической сети, находящиеся на праве собственности, относятся к объектам пристанционного оборудования Северной ТЭЦ-21 филиала "Невский" ПС 220 кВ Ручьи, и на данный момент сохраняется технологическая зависимость объекта электросетевого хозяйства ОАО "ОЭК" ПС 220 кВ Ручьи от объекта по производству электрической энергии (мощности) Северная ТЭЦ (ТЭЦ-21) в части организации связи для осуществления оперативных переговоров, сбора и передачи телеметрической информации в диспетчерские центры субъекта оперативно-диспетчерского управления.
Статьей 14 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) на АО "Системный оператор Единой энергетической системы" (далее - АО "СО ЕЭС") возложена обязанность по участию в осуществлении уполномоченными федеральными органами исполнительной власти контроля за техническим состоянием объектов электроэнергетики и энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, влияющих на надежность и безопасность функционирования Единой энергетической системы России.
В соответствии с пунктом 81(6) Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабри 2011 г. N 1178 (далее - Основы ценообразования), при установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии не учитываются расходы (независимо от их предназначения) в отношении объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, имеющих одну или несколько общих с объектом по производству электрической энергии (мощности) систем собственных нужд, оперативного тока, релейной защиты и автоматики, снабжения сжатым воздухом коммутационных аппаратов, связи для осуществления оперативных переговоров, сбора и передачи телеметрической информации в диспетчерские центры субъекта оперативно-диспетчерского управления, а также объектов электросетевого хозяйства, которые учтены в составе объекта по производству электрической энергии (мощности) при обращении электрической энергии и мощности на оптовом рынке.
Для проверки информации, представленной территориальными сетевыми организациями, регулирующие органы вправе обратиться с письменным запросом к системному оператору и в совет рынка для получения заключения о таких объектах электросетевого хозяйства.
АО "СО ЕЭС" в письме от 06.04.2018 N Г41-I-2-19-3891 был представлен анализ наличия (отсутствия) у ОРУ-220 кВ и ОРУ-ПО кВ ПС 220 кВ Ручьи общих технологических систем с Северной ТЭЦ.
В указанном анализе АО "СО ЕЭС" было установлено следующее:
- в части организации связи для осуществления оперативных переговоров ПС 220 кВ Ручьи с диспетчерским центром Филиала АО "СО ЕЭС" Ленинградское РДУ:
Для осуществления оперативных переговоров (передача голосовых диспетчерских команд, разрешений и оперативных сообщений) между диспетчерским персоналом Филиала АО "СО ЕЭС" Ленинградское РДУ и оперативным персоналом ПС 220 кВ Ручьи используются два (основной и резервный) канала голосовой связи. Основной канал для оперативных переговоров "ДК осн ПС 220 кВ Ручьи" проходит через АТС Меридиан-1 ПС (Дисп) Северной ТЭЦ (ТЭЦ-21), каналообразующее оборудование Mainstreet3600 и UMUX1500 и, далее, через транзитные узлы сети ПАО "ТГК-1" на узел доступа к сети: АО "СО ЕЭС". Резервный канал для оперативных переговоров "ДК рез ПС 220 кВ Ручьи" проходит через АТС Меридиан-1 ПС (Дисп) Северной ТЭЦ (ТЭЦ-21), каналообразующее оборудование Mainstreet3600 и, далее, на узел доступа к сети АО "СО ЕЭС" (на схеме обозначен "ЭС-2 ЦТЭЦ"). Основной и резервный каналы поступают на оборудование АО "СО ЕЭС" в общих с каналами Северной ТЭЦ (ТЭЦ-21) цифровых потоках.
АТС Меридиан-1 ПС (Дисп) и каналообразующее оборудование Mainstreet3600 и UMUX1500 размещены в помещениях Северной ТЭЦ (ТЭЦ-21) и являются единым (общим) оборудованием для осуществления оперативных переговоров между диспетчерским персоналом Филиала АО "СО ЕЭС" Ленинградское РДУ и оперативным персоналом Северной ТЭЦ (ТЭЦ-21) и ПС 220 кВ Ручьи.
- в части системы сбора и передачи телеметрической информации от ПС 220 кВ Ручьи в Филиал АО "СО ЕЭС" Ленинградское РДУ.
Для передачи телеметрической информации в диспетчерский центр Филиала АО "СО ЕЭС" Ленинградское РДУ с Северной ТЭЦ (ТЭЦ-21) и ПС 220 кВ Ручьи используются два (основной и резервный) канала связи, выполненных по схеме "точка - точка".
Система сбора и передачи телеметрической информации ПС 220 кВ Ручьи организована на устройствах сбора и передачи данных (далее - УСПД) марки RTU325. С головного УСПД ПС 220 кВ Ручьи передача данных осуществляется на головное УСПД RTU325 Северной ТЭЦ (ТЭЦ-21). Далее через маршрутизатор Cisco 871 собранные данные, обозначенные на схеме "ТМ МЭК-104 осн ПС 220 кВ Ручьи" и "ТМ МЭК-104 рез ПС 220 кВ Ручьи" передаются по двум географически разнесённым каналам в диспетчерский центр Филиала АО "СО ЕЭС" Ленинградское РДУ. Основной канал "ТМ МЭК-104 осн ПС 220 кВ Ручьи" проходит через оборудование CISCO 3400 - UMUX 1500 и, далее, через транзитные узлы сети ПАО "ТГК-1" на узел доступа к сети АО "СО ЕЭС". Резервный канал "ТМ МЭК-104 рез ПС 220 кВ Ручьи" проходит через оборудование CISCO 3400 - Cisco 7604 и, далее, через транзитные узлы сети ПАО "ТГК-1", на узел доступа к сети АО "СО ЕЭС".
Головное УСПД RTU325, маршрутизатор Cisco 871, каналообразующее оборудование Cisco 3400, Cisco 7604, Mainstreet3600 и UMUX1500 размещены в помещениях Северной ТЭЦ (ТЭЦ-21) и являются единым (общим) оборудованием для передачи в диспетчерские центры АО "СО ЕЭС" телеметрической информации Северной ТЭЦ (ТЭЦ-21) и ПС 220 кВ Ручьи.
Из вышеуказанного следует, что оперативные переговоры (передача голосовых диспетчерских команд, разрешений и оперативных сообщений) между диспетчерским персоналом Филиала АО "СО ЕЭС" Ленинградское РДУ и оперативным персоналом ПС 220 кВ Ручьи фактически осуществляются по маршруту "ПС 220 кВ Ручьи - главный щит управления Северной ТЭЦ (ТЭЦ-21) - Филиал АО "СО ЕЭС" Ленинградское РДУ", передача телеметрической информации с ПС 220 кВ Ручьи фактически происходит по маршруту "ПС 220 кВ Ручьи - главный щит управления Северной ТЭЦ (ТЭЦ-21) - Филиал АО "СО ЕЭС" Ленинградское РДУ".
По мнению АО "СО ЕЭС", выделение из состава имущественного комплекса электростанции объекта электросетевого хозяйства (объекта электроэнергетики) для его эксплуатации в качестве самостоятельного объекта возможно исключительно при условии, что такой выделенный объект представляет собой обособленный производственно-технологический комплекс, отвечающий требованиям нормативных правовых актов, и при условии проектной проработки и реализации комплекса мероприятий, обеспечивающих преобразование такого объекта в технологически независимый объект электроэнергетики.
ПАО "Территориальная генерирующая компания N 1" (далее - ПАО "ТГК-1") по запросу ФАС России 04.04.2018 N ВК/23386/18 также подтверждено наличие действующего договора от 31.08.2016 N 31-16/3 о передаче диспетчерской информации с ПС 220 кВ Ручьи в филиал ОАО "СО ЕЭС" Ленинградское РДУ, эксплуатации и техническом обслуживании Системы обмена технологической информацией с автоматизированной информационной системой системного оператора (СОТИ ССО) ПС 220 кВ Ручьи ПАО "Территориальной генерирующей компанией N 1".
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 26.02.2018 по делу N А40-224618/17-154201 установлено следующее.
В соответствии с ГОСТ 24291-90 Межгосударственный стандарт "Электрическая часть электростанции и электрической сети. Термины и определения", "электростанция" - это энергоустановка, предназначенная для производства электрической энергии, содержащая строительную часть, оборудование для преобразования энергии и необходимое вспомогательное оборудование по ГОСТ 19431. Электрической частью электростанции (электрической сети) согласно ГОСТ 24291-90, является совокупность электрических устройств, входящих в состав электростанции.
ГОСТ 19431-84 Межгосударственный стандарт "Энергетика и электрификация. Термины и определения" содержит следующее определение энергоустановки "Энергоустановка" - это комплекс взаимосвязанного оборудования и сооружений, предназначенный для производства или преобразования, передачи, накопления, распределения или потребления энергии. В соответствии с пунктом 2.5. Типовой инструкции по учёту электроэнергии при её производстве, передаче и распределении РД 34.09.101-94, утверждённой Минтопэнерго России 02.09.1994, "станционная электросеть" - электрическая сеть электростанции, включающая совокупность электроустановок, предназначенных для распределения и передачи электроэнергии в границах балансовой принадлежности электростанции.
Выделение сетевого оборудования из единого имущественного комплекса электрических станций и создание на их базе сетевых организаций с целью получения доходов за счет оплаты передачи электрической энергии через соответствующие объекты приводит к дополнительной тарифной нагрузке на потребителей услуг по передаче электрической энергии.
Таким образом, направленное ПАО "ТГК-1" письмо от 14.06.2018 N 439-01/20 не свидетельствует о том, что объект пристанционного оборудования ПС 220 кВ Ручьи является технологически независимым объектом электроэнергетики.
Кроме этого, в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон N 36-ФЗ) юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка запрещается совмещать деятельность по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и (или) купле-продаже электрической энергии.
В целях обеспечения реализации указанных требований юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка запрещается иметь одновременно на праве собственности или ином предусмотренном федеральными законами основании имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, и имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по производству и (или) купле-продаже электрической энергии.
Учитывая, что пристанционное оборудование ПС 220 кВ Ручьи (распределительные устройства) является неотъемлемыми составными частями электростанции Северной ТЭЦ-21, то в соответствии с запретом, предусмотренным статьей 6 Федерального закона N 36-ФЗ, тарифы на услуги по передаче электрической энергии в отношении электростанций не могут быть установлены.
На основании вышеизложенного, руководствуясь Правилами государственного регулирования, приказываю:
1. Прекратить рассмотрение дела об установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети, оказываемые ОАО "ОЭК", на 2018 год, открытого Приказом ФАС России N 1075/18.
2. Отказать в установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети, оказываемые ОАО "ОЭК", на 2018 год.
3. Контроль настоящего приказа оставляю за собой.
Руководитель |
И.Ю. Артемьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 2 октября 2018 г. N 1355/18 "О прекращении рассмотрения дела об установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети, оказываемые ОАО "Объединенная энергетическая компания", на 2018 год"
Текст приказа официально опубликован не был