Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям рассмотрел проект федерального закона N 97506-7 "О внесении изменений в статьи 24 и 79 Лесного кодекса Российской Федерации" (в части введения дополнительных оснований для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного пользования лесным участком), внесенный депутатом Государственной Думы М.В. Щаповым, и отмечает следующее.
Согласно пояснительной записке к законопроекту, предлагается ввести дополнительное основание для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или права безвозмездного пользования лесным участком.
Внесение указанных изменений обосновывается необходимостью предотвращения увеличения недоимки по обязательным платежам и последующего банкротства лиц, использующих леса.
Вместе с тем наличие недоимки по обязательным платежам само по себе не влечет невозможность выполнения лесопользователями своих обязанностей по соответствующим договорам.
Таким образом, фактически законопроектом устанавливается ответственность за наличие недоимки.
При этом автором не учитывается, что неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) является налоговым правонарушением и влечет ответственность за его совершение в соответствие с Налоговым кодексом Российской Федерации (статьи 122, 129.3, 129.5).
В этой связи реализация предлагаемых изменений повлечет двойную ответственность за одно и то же налоговое правонарушение.
Таким образом, затрагиваемые законопроектом вопросы не относятся к сфере регулирования лесного законодательства, а затрагивают сфере регулирования законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Платежи, связанные с использованием, охраной, защитой и воспроизводством лесов, являются одной из разновидностей обязательных платежей. В случае внесения предлагаемых законопроектом изменений вещные права на лесные участки будут принудительно прекращаться при наличии недоимки по обязательным платежам как связанным, так и не связанным с использованием, охраной, защитой и воспроизводством лесов (например, при наличии недоимки по налогу на прибыль организаций).
Такой подход противоречит принципу обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах.
В настоящее время лесное и гражданское законодательство уже содержат механизмы обеспечения принципа платности лесов в соответствующей части - например, возможность досрочного расторжения договора аренды лесного участка в судебном порядке при невнесении арендной платы более двух раз подряд по истечении установленного срока.
Кроме того, на рассмотрении Государственной Думы находится проект федерального закона N 40092-7 "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части проведения торгов на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений", внесенный Правительством Российской Федерации и принятый в первом чтении, которым глава 8 Лесного кодекса (в частности, статья 79) излагается в новой редакции.
На законопроект поступил отрицательный официальный отзыв Правительства Российской Федерации. Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации с учетом позиции Минприроды России, Минфина России, Экспертного управления Президента Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Исследовательского центра частного права им. С.С. Алексеева при Президента Российской Федерации не рекомендует законопроект к принятию в первом чтении.
Вместе с тем, по информации Рослесхоза, общая дебиторская задолженность по арендной плате за пользование лесами по состоянию на 1 января 2017 года составляет 10,2 млрд. руб.
В этой связи, по мнению Счетной палаты Российской Федерации, в целях недопущения к участию в торгах по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности или права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений недобросовестных юридических и физических лиц, имеющих просроченную задолженность по налогам и сборам, представляется целесообразным закрепить в Лесном кодексе Российской Федерации в качестве основания для недопущения к участию в названных торгах юридических и физических лиц, имеющих соответствующую задолженность перед бюджетом и внебюджетными фондами Российской Федерации, требование, аналогичное требованиям к получателям субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
С учетом изложенного, Комитет считает целесообразным для выработки согласованной позиции между субъектами права данной законодательной инициативы, Правительством Российской Федерации, Государственно-правовым Управлением Президента Российской Федерации, Федеральным Собранием, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, рекомендовать авторам законодательной инициативы изменить текст законопроекта и доработать его до первого чтения с учетом высказанных замечаний и предложений.
Председатель Комитета |
Н.П. Николаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.