Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 4 октября 2018 г. N 03-04-06/71431
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо по вопросам обложения налогом на доходы физических лиц при получении налогоплательщиком доходов по ценным бумагам иностранных эмитентов в рамках договора доверительного управления, и сообщает, что в соответствии с регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утверждённым приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2012 N 82н, в Министерстве финансов Российской Федерации, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российский Федерации и практики его применения, по практике применения нормативных правовых актов Министерства, по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Вместе с тем, в соответствии со статьёй 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняем следующее.
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 2 статьи 226.1 Кодекса налоговым агентом признаётся, в частности, доверительный управляющий, осуществляющий в интересах налогоплательщика операции с ценными бумагами, а также выплачивающий налогоплательщику доход по ценным бумагам, выпущенным российскими организациями, права по которым учитываются на дату, определённую в решении о выплате (об объявлении) дохода по ценным бумагам, на лицевом счёте или счёте депо этого доверительного управляющего в случае, если этот доверительный управляющий на дату приобретения ценных бумаг, указанных в данном подпункте, является профессиональным участником рынка ценных бумаг.
Из вышеприведённых положений Кодекса следует, что при выплате дохода по ценным бумагам (дивиденды, купонный доход) иностранных эмитентов обязанности налогового агента у доверительного управляющего не возникает.
При этом не имеет значения от российского или иностранного брокера были получены указанные доходы управляющей компанией.
Порядок зачёта в Российской Федерации сумм налога, уплаченных физическим лицом - налоговым резидентом Российской Федерации в иностранном государстве и том числе требования к документам, представляемым в налоговый орган в целях проведения такого зачёта, установлен в статье 232 Кодекса.
В соответствии с пунктами 2 и 3 указанной статьи зачёт в Российской Федерации суммы налога, уплаченного физическим лицом - налоговым резидентом Российской Федерация в иностранном государстве с полученных им доходов, производится по окончании налогового периода на основании представленной таким физическим лицом налоговой декларации, в которой указывается подлежащая зачёту сумма налога, уплаченного в иностранном государстве.
К налоговой декларации прилагаются документы, подтверждающие сумму полученного в иностранном государстве дохода и уплаченного с этого дохода налога в иностранном государстве, выданные (заверенные) уполномоченным органом соответствующего иностранного государства, и их нотариально заверенный перевод на русский язык.
В случае, если налог с доходов, полученных в иностранном государстве, был удержан у источника выплаты дохода, сведения о суммах дохода в разрезе каждого месяца соответствующего календарного года, а также о суммах налога, удержанных у источника выплаты дохода в иностранном государстве, представляются налогоплательщиком на основании документа, выданного источником выплаты дохода, вместе с копией этого документа и его нотариально заверенным переводом на русский язык.
К таким документам, в частности, могут быть отнесены копии отчётов брокера с их нотариально заверенным переводом на русский язык, содержащие вышеперечисленные сведения, предусмотренные статьёй 232 Кодекса.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.