Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 28 сентября 2018 г. N 03-04-06/70781
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо по вопросу определения даты получения дохода налогоплательщиком, обложения налогом на доходы физических лиц суммы пенсий и выкупных сумм, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, и сообщает, что в соответствии с регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2012 N 82н, в Министерстве финансов Российской Федерации, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения, по практике применения нормативных правовых актов Министерства, по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Вместе с тем в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняем следующее.
Пунктом 1 статьи 226 Кодекса установлено, что российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, подлежащие налогообложению, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога на доходы физических лиц. Указанные организации именуются в главе 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса налоговыми агентами.
В соответствии с пунктом 4 статьи 226 Кодекса налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 223 Кодекса при получении доходов в денежной форме дата фактического получения налогоплательщиком дохода определяется как день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц.
Статья 3 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (далее - Федеральный закон N 75-ФЗ) определяет договор негосударственного пенсионного обеспечения как соглашение между фондом и его вкладчиком, в соответствии с которым вкладчик обязуется уплачивать пенсионные взносы в фонд, а последний обязуется выплачивать участнику фонда негосударственную пенсию.
Также в данной статье дано понятие негосударственной пенсии как денежных средств, регулярно выплачиваемых участнику в соответствии с условиями пенсионного договора, который заключается между фондом и вкладчиком. Таким образом, пенсионные основания, размер, периодичность и продолжительность выплат участнику негосударственной пенсии устанавливаются в пенсионном договоре вкладчиком.
Вкладчиком по договору пенсионного обеспечения является физическое или юридическое лицо, являющееся стороной пенсионного договора и уплачивающее пенсионные взносы в фонд. Участником по договору пенсионного обеспечения является физическое лицо, которому в соответствии с заключенным между вкладчиком и фондом пенсионным договором должны производиться или производятся выплаты негосударственной пенсии (абзацы четвертый и шестой статьи 3 Федерального закона N 75-ФЗ).
Особенности определения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц по договорам негосударственного пенсионного обеспечения регулируются положениями статьи 213.1 Кодекса.
Абзац четвертый пункта 1 статьи 213.1 Кодекса определяет случаи, когда получаемые физическим лицом суммы пенсий, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным физическими лицами с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами в свою пользу, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц.
При этом абзацем вторым пункта 2 статьи 213.1 Кодекса установлено, что суммы пенсий физическим лицам, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами, учитываются при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц, за исключением сумм, указанных в абзаце пятом пункта 1 статьи 213.1 Кодекса.
Таким образом, при выплате физическому лицу - участнику пенсионного договора, который заключен между фондом и вкладчиком негосударственной пенсии, Фонд не удерживает налог на доходы физических лиц с сумм выплат, сформированных за счет средств такого физического лица.
Налогообложение сумм пенсий физическим лицам, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, предусмотрено в тех случаях, когда такие договоры заключаются организациями и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.