Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рассмотрел проект федерального закона N 430707-7 "О дополнительной федеральной социальной доплате к пенсиям и внесении изменения в Федеральный закон "О государственной социальной помощи" и отмечает следующее.
Законопроектом предусматривается, что с 1 января 2019 года общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию, не должна быть меньше 50 процентов среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников по полному кругу организаций в целом по экономике по соответствующему субъекту Российской Федерации, порядок исчисления которой будет определять Правительство Российской Федерации.
В случае, если общая сумма материального обеспечения пенсионера не достигает указанного значения, законопроектом предусматривается установление пенсионеру дополнительной федеральной социальной доплаты к пенсии в таком размере, чтобы общая сумма материального обеспечения пенсионера с учетом данной доплаты достигла 50 процентов указанной среднемесячной заработной платы по соответствующему субъекту Российской Федерации.
Подсчет общей суммы материального обеспечения пенсионера предлагается производить в соответствии со статьей 12.1 Федерального закона N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон N 178-ФЗ).
Необходимо отметить, что согласно статье 12.1 Федерального закона N 178-ФЗ общая сумма материального обеспечения неработающего пенсионера не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, устанавливаемого в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или пребывания. Социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру в случае, если общая сумма его материального обеспечения не достигает указанной величины. Социальная доплата к пенсии может быть федеральной или региональной.
Законопроект не согласуется с действующим порядком установления и выплаты социальной доплаты к пенсии. Предлагаемые в законопроекте нормы предусматривают иной порядок расчета минимального уровня материального обеспечения пенсионера. Таким образом, один и тот же предмет регулирования может быть решен по-разному, что может создать правовую неопределенность.
Кроме того, понятие "дополнительная федеральная социальная доплата к пенсии" в законодательстве отсутствует, не определено оно и в законопроекте, что создаст трудности в правоприменительной практике.
Законопроектом устанавливается, что финансовое обеспечение расходов на выплату дополнительной федеральной социальной доплаты к пенсии, включая финансовое обеспечение организации доставки указанных доплат, должно осуществляться за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации.
По оценке Правительства Российской Федерации дополнительные расходы федерального бюджета в 2019 году составят около 3,9 трлн. рублей, что составляет 45 процентов от общего объема доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации с учетом межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. Однако норма об источнике и порядке финансирования в законопроекте отсутствует, что противоречит статьей 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, где установлена необходимость нормы, определяющей источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств.
Законопроектом также предлагается дополнить статью 2 Федерального закона N 178-ФЗ положением, согласно которому федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться, соответственно, дополнительные федеральные и региональные социальные доплаты к пенсии.
Следует обратить внимание, что указанное дополнение вносится в абзац шестой, который в статье 2 отсутствует.
Кроме того, положениями статьи 26.3-1 Федерального закона N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации дано право самостоятельно устанавливать дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, что корреспондируется и с положениями статьи 5 Федерального закона N 178-ФЗ, где установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий. Таким образом, статья 2 законопроекта представляется излишней.
По мнению авторов, принятие законопроекта не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства. Вместе с тем, положениями проекта федерального закона предусмотрено, что Правительство Российской Федерации должно определить Порядок исчисления среднемесячной номинальной начисленной заработной платы, а федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере социального развития, определить Порядок установления дополнительной федеральной социальной доплаты к пенсии и ее выплаты.
Комитет Совета Федерации по социальной политике не поддерживает данный законопроект.
Правительством Российской Федерации также не поддерживается проект федерального закона.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы имеет концептуальные замечания к законопроекту.
На законопроект поступили отзывы из 23 законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации: 8 - поддерживают, 3 - замечаний не имеют, 12 - не поддерживают. Из высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации поступило 40 отзывов: 3 - поддерживают, 4 - замечаний не имеют, 33 - не поддерживают.
С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 430707-7 "О дополнительной федеральной социальной доплате к пенсиям и внесении изменения в Федеральный закон "О государственной социальной помощи" в первом чтении.
Председатель Комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.