Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 6 сентября 2018 г. N 55-АПГ18-27
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Калининой Л.А.
при секретаре Горенко А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Свинолуповой Ирины Владимировны об оспаривании постановления территориальной избирательной комиссии Аскизского района с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 18 по выборам депутатов Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва от 6 августа 2018 года N 142/750-4 "О регистрации Торбастаева Алексея Александровича кандидатом в депутаты Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением по одномандатному избирательному округу N 18" по апелляционной жалобе Свинолуповой И.В., поданной ее представителем Корневым Е.И., на решение Верховного Суда Республики Хакасия от 22 августа 2018 года, которым в удовлетворении административного искового заявления Свинолуповой И.В. отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Постановлением Верховного Совета Республики Хакасия от 1 июня 2018 года N 1696-48 на 9 сентября 2018 года назначены выборы депутатов Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва.
Постановлением территориальной избирательной комиссии Аскизского района с полномочиями окружной избирательной комиссии от 6 августа 2018 года N 142/750-4 Торбастаев Алексей Александрович зарегистрирован кандидатом в депутаты Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением - региональным отделением политической партии "Партия Малого Бизнеса России" в Республике Хакасия по одномандатному избирательному округу N 18.
Свинолупова И.В., выдвинутая Региональным отделением Политической партии "Справедливая Россия" в Республике Хакасия, являясь зарегистрированным кандидатом в депутаты Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва по тому же одномандатному избирательному округу, обратилась в суд с административным исковым заявлением об отмене данного постановления, как принятого с нарушением подпунктов "в", "в1", "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 67-ФЗ), поскольку в справках о принадлежащем кандидату и его супруге недвижимом имуществе, обязательствах имущественного характера, находящихся за пределами территории Российской Федерации, не заполнен раздел 4; часть подписных листов удостоверены самим кандидатом Торбастаевым А.А, однако сведения о нем и его подпись не включены в нотариально заверенный список сборщиков подписей, что влечет признание подписей недействительными; кандидатом не представлен протокол об итогах сбора подписей в машиночитаемом виде.
Указанные обстоятельства, по мнению административного истца, являются основанием для отмены постановления избирательной комиссии о регистрации кандидата в депутаты Торбастаева А.А.
Решением Верховного Суда Республики Хакасия от 22 августа 2018 года в удовлетворении административного искового заявления Свинолуповой И.В. отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, представитель административного истца Свинолуповой И.В. по доверенности Корнев Е.И. обратился в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных административных исковых требований. Полагает, что судом дана неправильная оценка имеющимся в деле доказательствам. Вывод суда о действительности 255 подписей, собранных самим кандидатом Торбастаевым А.А., противоречит подпункту "м" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ и части 12 статьи 38 Закона Республики Хакасия от 9 июня 2012 года N 50-ЗРХ "О выборах депутатов Верховного Совета Республики Хакасия" (далее - Закон Республики Хакасия N 50-ЗРХ), поскольку кандидат, независимо от того, кем осуществлялся сбор подписей в поддержку его выдвижения, обязан представить нотариально удостоверенный список всех лиц, осуществлявших сбор подписей, в который подлежит включению и сам кандидат, при условии, если он непосредственно занимался сбором подписей. Кроме того, отсутствуют доказательства повторного представления кандидатом в избирательную комиссию справок о принадлежащем кандидату и его супруге недвижимом имуществе, обязательствах имущественного характера, находящихся за пределами территории Российской Федерации, с отметкой избирательной комиссии о дате их принятия, а само по себе представление исправленных справок в судебное заседание не свидетельствует об их наличии на дату принятия решения комиссии о регистрации кандидата.
Лица, участвующие по делу, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. На основании статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда.
В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом, если будет установлено, что это решение принято с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 названного Закона, иных требований, предусмотренных этим Федеральным законом, иным законом.
Согласно статье 35.1 Федерального закона N 67-ФЗ необходимым условием регистрации кандидата на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти является поддержка выдвижения кандидата, наличие которой определяется по результатам выборов, указанным в названной статье, либо подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
Согласно статье 38 Федерального закона N 67-ФЗ регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии, в том числе необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (пункт 1). Законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей (пункт 3).
Пунктом 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ установлен исчерпывающий перечень оснований признания подписей избирателей недействительными, в том числе недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, который заверен осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума лицом, не внесённым в список, составленный в соответствии с пунктом 16 статьи 37 названного закона (подпункт "м").
Перечень оснований отказа в регистрации кандидата установлен пунктом 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, в качестве которых федеральный законодатель предусмотрел в том числе отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с названным федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата ("в"); наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований этого федерального закона, иного закона ("в.1"); недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (подпункт "д").
Подпунктом "а" пункта 3.1 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ определено, что при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, либо на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона в иной срок в избирательную комиссию также должны быть представлены составленные по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации, сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей.
Аналогичное положение закреплено в пункте 1 части 7.1 статьи 29 Закона Республики Хакасия N 50-ЗРХ.
Формы справок, а также требования к их заполнению утверждены Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года N 546 "О проверке достоверности сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, о расходах по каждой сделке по приобретению объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг и акций, представляемых кандидатами на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов, а также политическими партиями в связи с внесением Президенту Российской Федерации предложений о кандидатурах на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации".
Судом установлено, что 4 июля 2018 года окружная избирательная комиссия приняла от Торбастаева А.А. необходимые для регистрации документы, в том числе две справки по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года N 546 на кандидата и его супругу.
В тот же день кандидат был уведомлен о необходимости заполнить раздел 4 данных справок в установленном порядке, что им и было сделано в этот же день путем предоставления в избирательную комиссию исправленных справок, что не противоречит пункту 1.1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, Указу Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года N 546, пункту 4.6 Методических рекомендаций по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, утвержденных Постановлением ЦИК России от 11 июня 2014 года N 235/1486-6.
Установив данные обстоятельства, суд первой инстанции правомерно не согласился с доводом административного истца о непредставлении Торбастаевым А.А. вышеназванных сведений и нарушении им подпунктов "в", "в1", "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ.
В соответствии с пунктом 16 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ, частью 13 статьи 36 Закона Республики Хакасия N 50-ЗРХ кандидат в депутаты обязан представить подписные листы в избирательную комиссию в сброшюрованном и пронумерованном виде, а также протокол об итогах сбора подписей на бумажном носителе, а в случае, предусмотренном законом, - и в машиночитаемом виде.
Кандидат, избирательное объединение обязаны составить и представить в комиссию список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, нотариально удостоверить сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей, и подписи этих лиц, а также представить в комиссию список указанных лиц в машиночитаемом виде по форме, установленной Избирательной комиссией Республики Хакасия.
Если все подписи были собраны кандидатом, выдвинутым непосредственно, в поддержку своей кандидатуры, представление списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, не требуется.
Судом установлено, что 30 июля 2018 года Торбастаев А.А. представил в окружную избирательную комиссию 57 подписных листов в двух папках, протокол об итогах сбора подписей на бумажном носителе и нотариально удостоверенный список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, в котором указано два сборщика подписей - Торбастаева А.Ч. и Бурнаков А.П. Вместе с тем в списке лиц, осуществлявших сбор подписей, представленном в машиночитаемом виде, указаны сведения о трех сборщиках подписей, в числе которых сам кандидат Торбастаев А.А., который осуществил сбор всех подписей избирателей из папки N 1.
Поскольку форма всех подписных листов, представленных кандидатом Торбастаевым А.А. в избирательную комиссию соответствовала приложению 5 к Федеральному закону N 67-ФЗ, 255 подписей избирателей в папке N 1 на 27 листах собраны самим кандидатом, который, по мнению суда, в силу положений пунктов 7, 12 и 13 статьи 37 названного федерального закона имел право сбора подписей в статусе кандидата, а не лица, осуществляющего сбор подписей, и следовательно, не подлежал включению в список названных лиц, подлежащих нотариальному заверению. При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно не усмотрел оснований для признания оспариваемых административным истцом подписей избирателей недействительными в соответствии с подпунктом "м" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ.
Поскольку протокол об итогах сбора подписей на бумажном носителе Торбастаевым А.А. в избирательную комиссию был представлен, то отсутствие аналогичного протокола в машиночитаемом виде правомерно не признано судом как его отсутствие среди документов, представленных для регистрации кандидата, необходимых в соответствии с Федеральным законом, региональным законом для его регистрации кандидатом.
При таких обстоятельствах, исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд правильно пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным постановления территориальной избирательной комиссии Аскизского района с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 18 по выборам депутатов Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва от 6 августа 2018 года N 142/750-4 "О регистрации Торбастаева Алексея Александровича кандидатом в депутаты Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением по одномандатному избирательному округу N 18".
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 14, 62 и 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основаны на неверном толковании норм материального права, выводов суда не опровергают, в силу чего не могут служить поводом к отмене законного и обоснованного решения.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 177, 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Хакасия от 22 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Свинолуповой И.В., поданную ее представителем Корневым Е.И., - без удовлетворения.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Корчашкина Т.Е. |
|
Калинина Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 6 сентября 2018 г. N 55-АПГ18-27
Текст определения официально опубликован не был