Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 19 сентября 2018 г. N 4-АПГ18-18
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Калининой Л.А. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Бурдина Михаила Васильевича на решение Московского областного суда от 26 апреля 2018 года об отказе Бурдину М.В. в удовлетворении административного искового заявления о признании недействующим Закона Московской области от 24 мая 2017 года N 83/2017-ОЗ "Об организации местного самоуправления на территории Чеховского муниципального района".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения представителя Бурдина М.В. - Кирьяка С.П., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителей Московской областной думы Мерцаловой Т.С. и губернатора Московской области Горячевой Ю.И., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
в соответствии со статьей 1 Закона Московской области от 24 мая 2017 года N 83/2017-ОЗ "Об организации местного самоуправления на территории Чеховского муниципального района" территории городского поселения Столбовая, городского поселения Чехов, сельского поселения Баранцевское, сельского поселения Любучанское, сельского поселения Стремиловское объединены без изменения границ территории Чеховского муниципального района. В состав территории Чеховского муниципального района вошли город, территории рабочего посёлка и сельских населённых пунктов, не являющихся муниципальными образованиями. Городское поселение, образованное путём вышеуказанного изменения состава территории Чеховского муниципального района, наделено статусом городского округа.
Бурдин М.В. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим названного нормативного правового акта, ссылаясь на нарушение его конституционного права на осуществление местного самоуправления и противоречие части 1 статьи 6, части 2 статьи 10, частям 1, 2 статьи 11, статьи 13, части 3 статьи 28 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Административное исковое заявление мотивировано тем, что федеральное законодательство не допускает объединение между собой всех городских и (или) сельских поселений, входящих в состав муниципального района, кроме того, в состав муниципального района не может входить городской округ. Преобразование поселений Чеховского муниципального района Московской области посредством их объединения и наделение объединённого городского поселения статусом городского округа произошло в отсутствие чьей-либо инициативы, не были проведены публичные слушания, не выражалось согласие населения на объединение муниципальных образований и наделение городского поселения статусом городского округа.
Решением Московского областного суда от 26 апреля 2018 года Бурдину М.В. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда первой инстанции отменить, как постановленное с нарушением норм материального права, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает решение не подлежащим отмене.
Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учётом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учётом мнения населения соответствующих территорий (статья 131 Конституции Российской Федерации).
В силу предписаний Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", устанавливающих общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы местного самоуправления, гарантии его осуществления, городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных данным федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации; муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения. Преобразованием муниципальных образований является в том числе объединение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа. Преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с названным выше федеральным законом. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти о преобразовании муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти. Объединение двух и более поселений, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с согласия населения каждого из поселений, выраженного представительным органом каждого из объединяемых поселений (часть 1, 2 и 3 статьи 13); структуру органов местного самоуправления составляет в том числе глава муниципального образования (часть 1 статьи 34); вопросы о преобразовании муниципального образования должны выноситься на публичные слушания (пункт 4 части 3 статьи 28).
Как усматривается из материалов дела, выражая инициативу объединения территорий городского поселения Столбовая, городского поселения Чехов, сельского поселения Баранцевское, сельского поселения Любучанское, сельского поселения Стремиловское без изменения границ территории Чеховского муниципального района, глава города Чехова Чеховского муниципального района Московской области направил соответствующее решение представительным органам названных муниципальных образований, которые, в свою очередь, провели публичные слушания по вопросу объединения территорий муниципальных образований и выразили согласие населения путём принятия решений о поддержке данной инициативы. Решением Совета депутатов Чеховского муниципального района от 17 марта 2017 года N 19/4-17 внесён на рассмотрение Московской областной Думы в порядке законодательной инициативы проект закона Московской области "Об организации местного самоуправления на территории Чеховского муниципального района", который был рассмотрен и принят на заседании Московской областной Думы 18 мая 2017 года (постановление Московской областной Думы от 18 мая 2017 г. N 26/23-П).
Таким образом, вопреки утверждениям административного истца приведённый порядок объединения городского поселения Столбовая, городского поселения Чехов, сельского поселения Баранцевское, сельского поселения Любучанское, сельского поселения Стремиловское, при котором имело место согласие населения названных поселений, выраженное представительным органом каждого из объединяемых поселений, не может быть признан несоответствующим требованиям Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Выводы суда о законности оспариваемых административным истцом положений соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, проверенными и оценёнными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и согласуются с нормами материального права, регулирующими спорное правоотношение.
Исходя из изложенного, принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену решения, в апелляционной жалобе не приводится, у Судебной коллегии нет поводов для отмены правильного по существу решения.
Руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Московского областного суда от 26 апреля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Бурдина Михаила Васильевича - без удовлетворения.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 19 сентября 2018 г. N 4-АПГ18-18
Текст определения официально опубликован не был