Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 28 августа 2018 г. N 03-12-11/4/61219
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение и сообщает следующее.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2018 N 693 "О реализации международного автоматического обмена финансовой информацией с компетентными органами иностранных государств (территорий)" утверждено Положение об осуществлении запроса организацией финансового рынка у своих клиентов информации о таких клиентах, выгодоприобретателях и (или) лицах, прямо или косвенно их контролирующих, ее обработки, в том числе документальной фиксации, и анализа, о принятии, в том числе документальной фиксации, обоснованных и доступных в сложившихся обстоятельствах мер по установлению налогового резидентства клиентов, выгодоприобретателей и лиц, прямо или косвенно их контролирующих, включая проверку достоверности и полноты представленной клиентом информации, а также о составе, об условиях, о порядке и сроках представления указанной информации в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов (далее - Положение).
1. В соответствии с абзацем 3 пункта 2 Положения под договором, предусматривающим оказание финансовой услуги, понимаются: договор банковского счета (вклада), договор добровольного страхования жизни, договор о брокерском обслуживании, договор доверительного управления имуществом (в том числе договор доверительного управления паевым инвестиционным фондом, присоединение к которому осуществляется путем приобретения инвестиционных паев паевого инвестиционного фонда), договор депозитарного обслуживания, пенсионный договор, договор с центральным контрагентом об оказании финансовых услуг, договор инвестиционного товарищества или иной договор, в рамках которого организация финансового рынка принимает от клиентов денежные средства или иные финансовые активы для хранения, управления, инвестирования и (или) осуществления иных сделок в интересах клиента либо прямо или косвенно за счет клиента.
Таким образом, исходя из имеющегося определения, чтобы установить относится ли конкретный договор к договорам, предусматривающим оказание финансовых услуг, необходимо исходить из существа возникающих правоотношений. В то же время, учитывая представленную в обращении информацию, сделать однозначный вывод о соответствии рассматриваемых договоров установленным в законодательстве критериям не представляется возможным.
2. В части операций и (или) платежей по банковскому счету клиента обращаем внимание, что состав финансовой информации в отношении банковского счета (вклада) установлен подпунктами б) и г) пункта 6 Положения, согласно которым в отношении банковского счета (вклада) необходимо представлять остаток средств на банковском счете (вкладе), а также сумму процентов, начисленных и (или) выплаченных на счет (вклад) организацией финансового рынка, в которой открыт счет (вклад), в связи с которым начисляются (выплачиваются) проценты, в течение отчетного периода.
3. Подпунктом "а" пункта 1 Приложения N 1 "Признаки клиентов (за исключением клиентов - физических лиц), осуществляющих активную деятельность" к Положению определены случаи признания клиента (за исключением клиента - физического лица) осуществляющим активную деятельность, в частности, если клиент является вновь созданным лицом. При этом при определении клиента как вновь созданного лица необходимо исходить из следующего: клиент не осуществляет деловую активность, не имеет историю операций, но при этом осуществляет инвестирование капитала в активы с намерением осуществлять предпринимательскую деятельность, не связанную с деятельностью организации финансового рынка, при условии, что с момента первоначальной регистрации такого клиента в качестве хозяйствующего субъекта прошли не более 24 месяцев (согласно подпункту е) пункта 9 раздела D секции VIII Единого стандарта отчетности).
Настоящее письмо не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
А.А. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.