Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 31 августа 2018 г. N 03-04-05/62125
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение, и в части вопроса о введении прогрессивной шкалы налоговых ставок по налогу на доходы физических лиц и налога на роскошь сообщает следующее.
1. C 1 января 1992 года по 31 декабря 2000 года в Российской Федерации применялась прогрессивная шкала налоговых ставок, которая пересматривалась несколько раз и в разные годы имела от трех до семи диапазонов совокупного годового дохода, облагаемого по налоговым ставкам от 12 до 35 процентов. Стремление работодателей и работников минимизировать реально выплачиваемые (получаемые) доходы в целях снижения налоговой нагрузки, а также сложности администрирования налогообложения доходов граждан, в том числе работающих по совместительству, выявили неэффективность действовавшего порядка налогообложения доходов физических лиц и тем самым способствовали переходу к единой налоговой ставке.
Введение с 1 января 2001 года ставки налога на доходы физических лиц в размере 13 процентов для большинства видов доходов способствовало увеличению поступления налога на доходы физических лиц в бюджетную систему Российской Федерации. Для доходов, не связанных с работой по найму и выполнением налогоплательщиком работ (оказанием услуг), Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс) установлена повышенная ставка в размере 35 процентов.
При этом главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса определены виды доходов, при получении которых у налогоплательщика не возникает обязанность по уплате налога, в том числе установлены стандартные, социальные, имущественные и профессиональные налоговые вычеты, которые направлены на существенное снижение налогового бремени налогоплательщиков.
Кроме того, единая ставка налогообложения в размере 13 процентов является фактором инвестиционной привлекательности Российской Федерации и значительно упрощает исчисление и уплату налога, его администрирование налоговыми органами.
Существующая на сегодняшний день система обложения налогом на доходы физических лиц позволяет говорить о сбалансированном подходе, учитывающем интересы как налогоплательщиков, так и бюджетной системы Российской Федерации.
Основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов введение прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц не предусмотрено.
2. Пунктом 2 статьи 362 Кодекса установлено повышение налоговой нагрузки на собственников дорогостоящих транспортных средств, в частности установлена норма, при которой сумма транспортного налога исчисляется с применением повышающих коэффициентов в отношении легковых автомобилей стоимостью от 3 миллионов рублей. Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей размещается ежегодно не позднее 1 марта на официальном сайте Минпромторга России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Главой 32 "Налог на имущество физических лиц" Кодекса предусмотрено повышенное налогообложение налогом на имущество физических лиц зданий, сооружений, жилых и нежилых помещений, гаражей и машино-мест, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 млн рублей. В отношении таких объектов предельная налоговая ставка составляет 2 процента кадастровой стоимости.
Заместитель директора Департамента |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.