Письмо Минфина России от 31 августа 2018 г. N 03-14-07/62684
В связи с обращением о введении дополнительных требований к производителям винных напитков и изменения ставок акциза на вина и игристые вина (шампанское) с защищенным географическим наименованием Минфин России сообщает.
В соответствии с подпунктом 12.3 статьи 2 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) винным напитком является алкогольная продукция с содержанием этилового спирта от 1,5 процента до 22 процентов объема готовой продукции с насыщением или без насыщения двуокисью углерода, содержащая не менее 50 процентов виноматериалов с добавлением или без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята, и (или) сахаросодержащих продуктов, и (или) ароматических и вкусовых добавок, и (или) пищевых красителей, и (или) воды.
В настоящее время алкогольная продукция, аналогичная винным напиткам, производится во многих странах мира.
В частности, Регламентом (ЕЭС) N 1601/93 Совета от 10 июня 1991 г. (консолидированная версия 1 января 2017 г.), устанавливающим общие правила определения, обозначения и представления ароматизированных вин, ароматизированных напитков на основе вина и ароматизированных коктейлей, приготавливаемых из винодельческой продукции, для приготовления данных напитков разрешается добавление воды, дистиллированной или деминерализованной (статья 4).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Регламента следует читать как "1601/91"
Аналогичные нормы существуют в законодательстве Соединенных Штатов Америки.
Производимые за рубежом винные напитки могут быть как негазированными, так и газированными. Например, в Германии производят "Pur Secco", в Литве - "Marsel", "Apriori" и т.д.
В 2017 году в Российской Федерации винные напитки, произведенные без добавления этилового спирта и с добавлением этилового спирта (коды 461 и 462 Классификатора видов продукции, утвержденного приказом Росалкогольрегулирования от 23 августа 2012 г. N 231) выпускало 77 предприятий, которые в совокупности произвели 22,9 млн дкл продукции. Запрет на производство продукции, предусмотренной ГОСТ 31729-2015 "Напитки винные. Общие технические условия" может повлечь остановку или закрытие ряда заводов, что приведет к снижению налоговых поступлений и спровоцирует усиление социальной напряженности в обществе.
Что касается производства винных напитков без использования виноматериалов и натуральных ингредиентов, то производство продукции, не соответствующей государственным стандартам, является основанием для аннулирования лицензии предприятия.
Учитывая изложенное, предложение о запрете производства винных напитков и отмене вышеуказанного государственного стандарта не поддерживается.
По вопросу изменения ставок акциза на вина и игристые вина (шампанское) с защищенным географическим наименованием сообщаем, что в соответствии с нормами Всемирной торговой организации (далее - ВТО), в частности, со статьей III:2 Генерального соглашения по тарифам и торговле, товары с территории любой договаривающейся стороны, ввозимые на территорию другой договаривающейся стороны, не подлежат обложению, прямо или косвенно, внутренними налогами или иными внутренними сборами любого рода, превышающими, прямо или косвенно, налоги и сборы, применяемые к аналогичным отечественным товарам.
Согласно статье 193 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) ставки акциза на вина, за исключением вин с защищенным географическим указанием (далее - ЗГУ), с защищенным наименованием места происхождения (далее - ЗНМП), в 2018 году установлены в размере 18 рублей за 1 литр, ставки акциза на игристые вина (шампанские), за исключением игристых вин (шампанских) ЗГУ и ЗНМП - в размере 36 рублей за 1 литр, а на вина ЗГУ, ЗНМП и на игристые вина (шампанские) ЗГУ, ЗНМП - в размере 5 рублей и 14 рублей за 1 литр соответственно.
Пунктом 1 статьи 11 Кодекса установлено, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.
Определения понятий винодельческой продукции ЗГУ и винодельческой продукции ЗНМП приведены в пунктах 24 и 25 статьи 2 Федерального закона N 171-ФЗ. При этом Федеральным законом N 171-ФЗ отнесение алкогольной продукции, ввозимой в Российскую Федерацию, к винодельческой продукции с ЗГУ и ЗНМП не предусмотрено, что не соответствует международным обязательствам, принятым при присоединении Российской Федерации к ВТО.
В связи с этим в настоящее время Минфином России совместно с Минсельхозом России прорабатывается вопрос о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, предусматривающих следующее:
отмену пониженной ставки акциза в отношении вин ЗГУ, ЗНМП и игристых вин (шампанских) ЗГУ, ЗНМП;
установление единой ставки на вина, как производимые на территории Российской Федерации, так и ввозимые на территорию Российской Федерации;
установление единой ставки на игристые вина (шампанские), как производимые на территории Российской Федерации, так и ввозимые на территорию Российской Федерации.
При этом в целях поддержки развития виноградарства и производства качественной винодельческой продукции предполагается предусмотреть предоставление производителям вин ЗГУ и ЗНМП, игристых вин (шампанских) ЗГУ и ЗНМП права на налоговый вычет по акцизам в случае подтверждения факта использования в качестве сырья для производства указанной продукции винограда, выращенного на территории Российской Федерации, а также установить ставку акциза на винные напитки на уровне ставки акциза на игристые вина (шампанское).
В отношении установления минимальных цен на винные напитки сообщаем, что в настоящее время в соответствии с пунктом 10 раздела I протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Г. Хлопонина от 28 сентября 2017 г. N АХ-П11-54пр Минфином России, АНО "Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации" и Росалкогольрегулированием разрабатывается методика определения минимальных цен на отдельные виды алкогольной продукции.
После утверждения указанной методики будет рассмотрен вопрос об установлении минимальных цен на винные напитки.
|
И.В. Трунин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.