Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 10 сентября 2018 г. N 19-КГ18-16
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Фролкиной С.В.,
судей Вавилычевой Т.Ю. и Кириллова В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 10 сентября 2018 г. гражданское дело по иску Юхновой Ольги Александровны, действующей в своих интересах и в интересах своих несовершеннолетних детей Юхновой Д., В. и Юхновой А., В., к администрации муниципального образования станицы Лысогорской Георгиевского района Ставропольского края, администрации Георгиевского муниципального района Ставропольского края, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края о возложении обязанности включить её и детей в список граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, о взыскании понесённых расходов, компенсации морального вреда
по кассационной жалобе Юхновой О.А. на заочное решение Георгиевского городского суда Ставропольского края от 30 августа 2017 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 16 января 2018 г., которыми в удовлетворении иска отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю., выслушав объяснения Юхновой О.А., поддержавшей доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Юхнова Ольга Александровна, действующая в своих интересах и в интересах своих несовершеннолетних детей Юхновой Д., В., ... г.р., и Юхновой А., В., ... г.р., 10 января 2017 г. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования станицы Лысогорской Георгиевского района Ставропольского края, администрации Георгиевского муниципального района Ставропольского края, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края о признании права на получение денежной выплаты для приобретения жилья, о возложении обязанности включить её и детей в список граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, о взыскании понесённых расходов, компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований Юхнова О.А. указала, что она и её несовершеннолетние дети Юхнова Д.В. и Юхнова А.В. являются собственниками жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: ... район, станица ..., - по 1/3 доли каждая. Данный дом (далее также - спорный жилой дом) для них - единственное место жительства.
В связи с дождевыми ливнями, повлёкшими массовое затопление жилых домов, постановлением администрации Георгиевского муниципального района Ставропольского края от 17 июня 2016 г. N 619 в станице Александрийской, станице Незлобной, станице Лысогорской Георгиевского муниципального района был введён режим чрезвычайной ситуации.
17 июня 2016 г. в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в станице Лысогорской, жилой дом, принадлежащий истцу и её несовершеннолетним детям на праве собственности, был подтоплен, что привело к его разрушению.
26 июня 2016 г. Юхнова О.А. обратилась в администрацию станицы Лысогорской с заявлением о включении её в списки граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, для последующего получения денежной выплаты на приобретение иного жилого помещения. Работниками администрации станицы Лысогорской Юхновой О.А. было разъяснено, что для решения вопроса о включении её и членов её семьи в списки граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, необходимо собрать соответствующую документацию, подтверждающую непригодность дома для проживания.
26 июля 2016 г. межведомственной комиссией было проведено обследование спорного жилого дома, в результате которого дом признан непригодным для проживания. При этом Юхновой О.А. было рекомендовано обратиться в экспертную организацию для подготовки соответствующего заключения и технической документации на дом.
3 октября 2016 г. межведомственной комиссией было проведено повторное обследование спорного жилого дома и составлено заключение о том, что дом является аварийным и подлежит сносу.
27 октября 2016 г. администрацией станицы Лысогорской вынесено постановление о сносе жилого дома, расположенного по адресу: ...
1 ноября 2016 г. Юхнова О.А. обратилась в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края с заявлением о включении её в списки граждан, лишившихся единственного жилья в результате чрезвычайной ситуации.
15 декабря 2016 г. Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края направило Юхновой О.А. уведомление об отказе во включении её в список граждан, лишившихся единственного жилого помещения, принадлежащего им на праве собственности, в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера в Ставропольском крае, в связи с несвоевременной подачей заявления.
Юхнова О.А. считает отказ во включении её и детей в списки граждан, лишившихся единственного жилья в результате чрезвычайной ситуации, незаконным, поскольку жилой дом, в котором она проживала со своими несовершеннолетними детьми (Юхновой Д.В. и Юхновой А.В.), ввиду повреждений, полученных в результате произошедшей 17 июня 2016 г. в станице Лысогорской Георгиевского района Ставропольского края чрезвычайной ситуации, непригоден для проживания и выведен из состава жилого фонда, вследствие чего Юхнова О.А. и её несовершеннолетние дети лишились единственного места жительства.
Юхнова О.А. также считает незаконным отказ Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края во включении её в список граждан, лишившихся жилья в результате чрезвычайной ситуации, по причине пропуска срока подачи ею соответствующего заявления на включение в названные списки, поскольку она была лишена возможности своевременно обратиться с этим заявлением в силу объективных обстоятельств, вызванных необходимостью обследования спорного жилого дома, его оценки межведомственной комиссией на предмет пригодности для проживания вследствие чрезвычайной ситуации, необходимостью сбора иных документов для получения единовременной денежной выплаты на приобретение жилья, а также необходимостью поиска пригодного для проживания её и детей другого жилого помещения.
На основании изложенного Юхнова О.А. просила суд признать за ней и её детьми Юхновой Д.В. и Юхновой А.В. право на получение денежной выплаты на семью из 3 человек в связи с утратой жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, обязать администрацию муниципального образования станицы Лысогорской Георгиевского района Ставропольского края, администрацию Георгиевского муниципального района Ставропольского края, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края включить Юхнову О.А. в составе семьи из 3 человек (она и дети - Юхнова Д.В., Юхнова А.В.) в список граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, для получения единовременной денежной выплаты на приобретение жилья.
Кроме этого, Юхнова О.А. просила взыскать с администрации муниципального образования станицы Лысогорской Георгиевского района Ставропольского края расходы, понесённые ею в связи с утратой единственного жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, а именно стоимость оплаты съёмного жилья в размере 97 500 руб., стоимость экспертизы в размере 10 000 руб., стоимость составления технического паспорта на жилое помещение в размере 3199 руб., стоимость изготовления проектной документации для сноса жилого дома в размере 5000 руб., а также просила взыскать с администрации муниципального образования станица Лысогорская Георгиевского района Ставропольского края, администрации Георгиевского муниципального района Ставропольского края компенсацию морального вреда в размере 200 000 руб.
Определением Георгиевского городского суда Ставропольского края от 23 июня 2017 г. произведена замена ответчиков - администрации муниципального образования станица Лысогорская Георгиевского района Ставропольского края и администрации Георгиевского муниципального района Ставропольского края - на правопреемника - администрацию Георгиевского городского округа Ставропольского края. Этим же определением судом произведена замена третьего лица по делу - отдела образования администрации Георгиевского муниципального района Ставропольского края - его правопреемником - управлением образования и молодёжной политики администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края.
Заочным решением Георгиевского городского суда Ставропольского края от 30 августа 2017 г. в удовлетворении исковых требований Юхновой О.А. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 16 января 2018 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Юхнова О.А. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с кассационной жалобой, в которой поставила вопрос об отмене принятых по делу судебных постановлений, как незаконных, и о направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы судьёй Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю. 7 мая 2018 г. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и её же определением от 27 июля 2018 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела представители ответчиков - администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края, Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края - и представители третьих лиц - государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Ставкрайимущество" Незлобинского отдела Советского филиала, Министерства финансов Ставропольского края, Управления образования и молодёжной политики администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края, о причинах неявки сведений не представили. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьёй 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей ответчиков и третьих лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела имеются такого характера существенные нарушения норм материального и процессуального права, допущенные судами первой и апелляционной инстанций, и они выразились в следующем.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Юхнова О.А. является матерью несовершеннолетних детей Юхновой Д.В., ... года рождения, и Юхновой А.В. ... года рождения.
Юхновой О.А. и её несовершеннолетним детям Юхновой Д.В., Юхновой А.В. на праве общей долевой собственности (по 1/3 доли каждой) принадлежат земельный участок площадью 900 кв.м и жилой дом площадью 60,1 кв.м, расположенные по адресу: ...
Указанный жилой дом и земельный участок были приобретены Юхновой О.А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Юхновой Д.В. и Юхновой А.В., по договору купли-продажи недвижимости от 16 апреля 2016 г., заключённому с Бакулиной Н.А.
Согласно пункту 6 договора купли-продажи недвижимости отчуждаемая недвижимость оценивается по соглашению сторон в 500 000 руб., из которых стоимость жилого дома - 437 197 руб. 22 коп., стоимость земельного участка - 62 805 руб. 78 коп, при этом сумма в размере 62 805 руб. 78 коп. за земельный участок уплачена покупателями до подписания договора. Расчёт за жилой дом осуществляется путём перечисления денежных средств в размере 437 197 руб. 22 коп., выделяемых по государственному сертификату на материнский (семейный) капитал, предоставляемых Юхновой О.А. в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", которая является владельцем государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.
В соответствии с пунктом 8 договора купли-продажи недвижимости продавец подтверждает, что отчуждаемая недвижимость передаётся покупателям в пригодном для жилья состоянии.
29 апреля 2016 г. на основании договора купли-продажи недвижимости от 16 апреля 2016 г. право собственности Юхновой О.А., Юхновой Д.В. и Юхновой А.В. на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: ..., - зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
19 мая 2016 г. отделом УФМС России по Ставропольскому краю в г. Георгиевске и Георгиевском районе Юхнова А.О., Юхнова Д.В., Юхнова А.В. были зарегистрированы по месту жительства по адресу:
Судом также установлено, что в связи с неблагоприятными погодными условиями (сильный ветер, дождь) в период с 16 по 17 июня 2016 г. произошло подтопление низинных частей местности в населённых пунктах Александрийского, Незлобненского сельсоветов, в станице Лысогорской Георгиевского муниципального района Ставропольского края.
Постановлением администрации Георгиевского муниципального района Ставропольского края от 17 июня 2016 г. N 619 в станице Александрийской, станице Незлобной, станице Лысогорской Георгиевского муниципального района с 16.00 17 июня 2016 г. введён режим чрезвычайной ситуации функционирования Георгиевского районного звена Ставропольской краевой подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Главам муниципальных образований станицы Лысогорской, Незлобненского сельсовета, Александрийского сельсовета Георгиевского муниципального района рекомендовано создать комиссию и провести обследование объектов, пострадавших в результате стихии, определить сумму ущерба, оказать материальную помощь пострадавшим за счёт средств резерва главы администрации.
Постановлением администрации муниципального образования станицы Лысогорской Георгиевского района Ставропольского края от 17 июня 2016 г. N 151 на территории муниципального образования станицы Лысогорской Георгиевского района Ставропольского края с 16.00 17 июня 2016 г. введён режим чрезвычайной ситуации.
Как следует из справки Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ставропольскому краю от 10 ноября 2016 г. N 3-1/11168, чрезвычайная ситуация, произошедшая 17 июня 2016 г., вызванная сильным дождём и подтоплением населённых пунктов на территориях Георгиевского, Предгорного районов и Минераловодского городского округа, классифицирована как чрезвычайная ситуация регионального характера.
В результате чрезвычайной ситуации, возникшей 17 июня 2016 г. в станице Лысогорской Георгиевского района Ставропольского края, жилой дом, принадлежащий на праве собственности Юхновой О.А., Юхновой Д.В., Юхновой А.В., был повреждён (просадка фундамента, обрушение стены, вертикальные и косые трещины в стенах).
24 июня 2016 г. Юхнова О.А. обратилась в администрацию муниципального образования станицы Лысогорской Георгиевского района Ставропольского края с заявлением о включении её в список граждан на получение именного жилищного сертификата на приобретение жилья в связи с разрушением принадлежащего ей и её несовершеннолетним детям жилого дома, расположенного по адресу: ..., - вызванным подтоплением указанного дома в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории станицы Лысогорской 17 июня 2016 г.
На указанное обращение администрацией муниципального образования станицы Лысогорской Георгиевского района Ставропольского края Юхновой О.А. 29 июня 2016 г. было сообщено, что в полномочия администрации муниципального образования станицы Лысогорской Георгиевского района Ставропольского края не входит выдача сертификатов на приобретение жилья; оказание мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, регулируется Законом Ставропольского края от 10 апреля 2006 г. N 19-кз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и ветеранов Великой Отечественной войны".
6 июля 2016 г. Юхнова О.А. обратилась в администрацию муниципального образования станицы Лысогорской Георгиевского района Ставропольского края с просьбой направить комиссию для обследования частного жилого дома, расположенного по адресу: ..., - повреждённого в результате чрезвычайной ситуации, вызванной сильным дождём и дождевым паводком, произошедшей 17 июня 2016 г. на территории станицы Лысогорской Георгиевского района Ставропольского края.
Согласно акту обследования помещения (жилого дома, расположенного по адресу: ... от 26 июля 2016 г. N 21-2016, составленному межведомственной комиссией (назначена постановлением администрации муниципального образования станицы Лысогорской Георгиевского района Ставропольского края от 7 мая 2015 г. N 121 для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда), несущие строительные конструкции дома находятся в неудовлетворительном состоянии, правая стена жилого дома обвалилась, деформация в узлах сопряжения конструкции, растрескивание и отслоение штукатурки, облицовка дома отслоилась по фасаду, рам нет, пристройка отошла от дома - ширина раскрытия 5 см, пол просел, нет света и газа, потолок и стены в трещинах. По результатам осмотра дома комиссия пришла к заключению, что жилой дом находится в аварийном состоянии, Юхновой О.А. рекомендовано обратиться в экспертную организацию для составления экспертного заключения.
По итогам проведённого ООО "Пятигорский центр экспертиз и оценки" экспертного исследования спорного жилого дома 22 августа 2016 г. составлено заключение N 397/16. По выводам эксперта в результате залива техническое состояние несущих и ограждающих конструкций дома на основании СП 13-102-2003 оценивается как аварийное, дом находится в аварийном состоянии, непригоден для дальнейшего проживания, его дальнейшая эксплуатация создаёт угрозу жизни и здоровью людей.
16 сентября 2016 г. Юхнова О.А. обратилась в администрацию муниципального образования станицы Лысогорской Георгиевского района Ставропольского края с заявлением об исключении из жилого фонда жилого дома, расположенного по адресу: ..., - пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации, вызванной сильным дождём и дождевым паводком 17 июня 2016 г.
3 октября 2016 г. межведомственной комиссией было проведено повторное обследование жилого дома, принадлежащего Юхновой О.А. и её несовершеннолетним детям на праве собственности.
По результатам обследования дома межведомственной комиссией 3 октября 2016 г. составлено заключение, согласно которому техническое состояние несущих ограждающих конструкций дома было оценено как аварийное, дом признан непригодным для дальнейшего проживания.
Постановлением администрации муниципального образования станицы Лысогорской Георгиевского района Ставропольского края от 3 октября 2016 г. N 233 жилой дом, расположенный по адресу: ..., - принадлежащий на праве собственности по 1/3 доли в праве Юхновой О.А., Юхновой Д.В., Юхновой А.В., признан непригодным для проживания.
12 октября 2016 г. Юхнова О.А. обратилась с заявлением в администрацию муниципального образования станицы Лысогорской Георгиевского района Ставропольского края о выдаче решения о выводе жилого дома из состава жилого фонда.
На основании указанного заявления постановлением администрации муниципального образования станицы Лысогорской Георгиевского района Ставропольского края от 27 октября 2016 г. N 257 Юхновой О.А., Юхновой Д.В., Юхновой А.В. разрешён снос жилого дома, расположенного по адресу: ... Незлобненскому отделу Советского филиала государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Ставкрайимущество" рекомендовано вывести из реестра жилищного фонда названный жилой дом и внести соответствующие изменения в учётную документацию жилых домов, Юхновой О.А., Юхновой Д.В., Юхновой А.В. рекомендовано внести изменения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним вследствие снятия с кадастрового учёта и вывода из реестра жилищного фонда жилого дома.
В связи с тем, что спорный жилой дом в результате чрезвычайной ситуации непригоден для проживания, Юхнова О.А. неоднократно обращалась в администрацию муниципального образования станицы Лысогорской Георгиевского района Ставропольского края, администрацию Георгиевского муниципального района Ставропольского края с заявлениями о предоставлении ей и её детям временного жилья. В удовлетворении этих требований Юхновой О.А. было отказано по причине отсутствия в муниципальной собственности Георгиевского муниципального района и собственности муниципального образования станицы Лысогорской Георгиевского района Ставропольского края жилых помещений маневренного фонда.
1 ноября 2016 г. Юхнова О.А. обратилась в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края с заявлением о включении её в список граждан, лишившихся единственного жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае и не имеющих в связи с этим иных правовых оснований для получения помощи в приобретении жилого помещения взамен утраченного в соответствии с федеральным законодательством.
Уведомлением от 15 декабря 2016 г. N 8477/11 Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края со ссылкой на пункт 5 Порядка формирования списка граждан, лишившихся единственного жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае и не имеющих в связи с этим иных правовых оснований для получения помощи в приобретении жилого помещения взамен утраченного в соответствии с федеральным законодательством, утверждённого приказом Министра жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 12 июля 2017 г. N 202, сообщило Юхновой О.А. об отказе во включении её в список граждан, лишившихся единственного жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае и не имеющих в связи с этим иных правовых оснований для получения помощи в приобретении жилого помещения взамен утраченного в соответствии с федеральным законодательством, из-за нарушения Юхновой О.А. двухмесячного срока подачи такого заявления.
Из материалов дела также усматривается, что Юхновой О.А. ввиду рождения второго ребёнка (Юхновой А.) по решению государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации от 21 декабря 2009 г. N 71029011594 был выдан Государственный сертификат на материнский (семейный) капитал в размере 312 162 руб. 50 коп.
По данным выписки из финансовой части лицевого счёта Юхновой А.О. как лица, имеющего право на дополнительные меры государственной поддержки, по состоянию на 25 августа 2016 г. остаток средств материнского капитала с учётом индексации составил 437 194 руб. 22 коп.
На основании заявления Юхновой О.А. от 22 августа 2016 г. N 635 о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала на оплату спорного жилого помещения по договору купли-продажи от 16 апреля 2016 г. государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации по Георгиевскому району Ставропольского края (межрайонное) 21 сентября 2016 г. было принято решение о направлении указанных средств на улучшение жилищных условий Юхновой О.А.
Впоследствии 30 сентября 2016 г. государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации по Георгиевскому району Ставропольского края (межрайонное) Юхновой О.А. было сообщено о том, что перечисление средств материнского (семейного) капитала на оплату приобретаемого Юхновой О.А. дома, расположенного по адресу: ..., - было приостановлено исходя из полученной от администрации станицы Лысогорской Георгиевского района Ставропольского края информации о признании указанного дома непригодным для проживания.
13 октября 2016 г. Юхновой О.А. в государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Георгиевскому району Ставропольского края (межрайонное) подано заявление об аннулировании её заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала.
Решением государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Георгиевскому району Ставропольского края (межрайонное) от 13 октября 2016 г. N 21 заявление Юхновой О.А. об аннулировании заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала удовлетворено.
Кроме этого, из материалов дела также усматривается, что ранее жилой дом, расположенный по адресу: ..., - был повреждён в результате чрезвычайной ситуации, вызванной ливневыми дождями на территории Ставропольского края в 2002 г. В указанный период собственником земельного участка, на котором расположен данный дом, являлся Бакулин В.М. Право собственности на жилой дом зарегистрировано не было.
Согласно свидетельству о предоставлении субсидии гражданину, лишившемуся жилья или его части в результате стихийного бедствия, и членам его семьи от 1 августа 2002 г. N 314/2 Бакулин В.М. являлся получателем субсидии из федерального бюджета на приобретение жилья, размер субсидии - 340 200 руб., численный состав семьи - 3 человека.
По договору купли-продажи недвижимости, заключённому 29 ноября 2002 г. с Тарасовой И.В. (продавец), Бакулиным В.М., Бакулиной Н.А. и Бакулиным Г.В. (покупатели) в общую долевую собственность (по 1/3 доли каждому) в том числе за счёт средств указанной субсидии был приобретён жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: ... Постановлением главы администрации станицы Лысогорской Георгиевского района Ставропольского края от 26 марта 2003 г. N 144 в целях предупреждения аварийных ситуаций и в соответствии с материалами обследования домовладений, пострадавших в результате паводка, произошедшего в июне 2002 г. на территории Южного федерального округа, а также согласно распоряжению председателя комиссии по чрезвычайным ситуациям в Ставропольском крае от 24 февраля 2003 г. N 114 на инженерные службы станицы Лысогорской в срок до 1 апреля 2003 г. возложена обязанность отключить от инженерных сетей домовладения, выведенные из списков жилищного фонда; собственников домовладений, выведенных из списков жилого фонда, письменно уведомить об отключении домовладений от инженерных сетей; на заместителя главы администрации станицы Лысогорской Георгиевского района возложена обязанность довести до сведения собственников жилых домов, внесённых в списки лишившихся жилья, о необходимости в срок до 1 апреля 2003 г. освободить помещения, выведенные из списков жилого фонда, в срок до 1 октября 2003 г. разобрать домовладения, выведенные из списков жилого фонда.
Постановлением главы Георгиевской территориальной государственной администрации Ставропольского края от 13 октября 2003 г. N 636 в целях предупреждения аварийных ситуаций, гибели людей в домовладениях, пострадавших в результате наводнения, произошедшего в июне 2002 г. на территории Южного федерального округа, и признанных комиссиями непригодными для дальнейшего проживания, а также выведенных из списков жилищного фонда, в соответствии с распоряжением председателя комиссии по чрезвычайным ситуациям Ставропольского края от 24 февраля 2003 г. N 114 главам муниципальных образований, на территории которых произошла чрезвычайная ситуация - наводнение, рекомендовано: вывести из списков жилищного фонда домовладения, пострадавшие в результате наводнения и признанные комиссиями негодными для дальнейшего проживания, произвести контрольное обследование домовладений, признанных непригодными для дальнейшего проживания, по выявлению случаев проживания людей в данных домовладениях, при обнаружении таковых принять все меры по выселению людей из непригодных для проживания домовладений; представить списки домовладений, пострадавших в результате наводнения и признанных непригодными для проживания, в предприятия, обеспечивающие эти домовладения электроэнергией, газом, водой для отключения их от инженерных сетей; произвести перерегистрацию граждан, зарегистрированных в домах, непригодных для проживания и выведенных из списков жилищного фонда, по адресам их нового места проживания в соответствии с договорами купли-продажи; обязать жителей домовладений, непригодных для проживания, произвести их демонтаж во избежание несчастных случаев; категорически запретить строительство и пристройки к домовладениям, выведенным из жилищного фонда, на участках, пострадавших от наводнения; запретить регистрацию граждан по адресам домовладений, которые признаны непригодными к проживанию.
В списках жилых домов Георгиевского района Ставропольского края, пострадавших в результате наводнения 2002 г., и выведенных из эксплуатации, числился в том числе принадлежащий Бакулину В.М. жилой дом, расположенный по адресу: станица.
Как усматривается из материалов дела, постановление главы администрации станицы Лысогорской Георгиевского района Ставропольского края от 26 марта 2003 г. N 144 и постановление главы Георгиевской территориальной государственной администрации Ставропольского края от 13 октября 2003 г. N 636 в отношении жилого дома, расположенного по адресу: ..., - исполнены не были.
11 июня 2006 г. Бакулин В.М. умер, после смерти его наследником по закону в том числе на земельный участок, расположенный по адресу: ..., - являлась супруга Бакулина В.М. - Бакулина Н.А.
Постановлением администрации муниципального образования станицы Лысогорской Георгиевского района Ставропольского края от 12 мая 2014 г. N 133 жилому дому, принадлежащему на праве собственности Бакулиной Н.А., расположенному на земельном участке площадью 900 кв.м, с кадастровым номером, присвоен почтовый адрес: ...
11 июня 2014 г. Бакулина Н.А., являющаяся в порядке наследования собственником земельного участка, расположенного по адресу: ..., - обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю с заявлением о регистрации права собственности на жилой дом площадью 60,1 кв.м, расположенный по адресу: ...
26 июня 2014 г. Бакулиной Н.А. было выдано свидетельство о государственной регистрации за ней права собственности на жилой дом, назначение: жилое, площадью 60,1 кв.м, расположенный по адресу: ...
Постановлением администрации муниципального образования станицы Лысогорской Георгиевского района Ставропольского края от 11 ноября 2015 г. N 279 земельный участок по адресу: ..., - признан пригодным для индивидуального жилищного строительства.
На основании протеста первого заместителя межрайонного прокурора от 9 марта 2016 г. N 369ж-2015 постановлением администрации муниципального образования станицы Лысогорской Георгиевского района Ставропольского края от 10 ноября 2016 г. N 273 постановление администрации муниципального образования станицы Лысогорской Георгиевского района Ставропольского края от 11 ноября 2015 г. N 279 признано утратившим силу.
Разрешая спор и отказывая Юхновой О.А., действующей в своих интересах и в интересах своих несовершеннолетних детей Юхновой Д.В. и Юхновой А.В., в удовлетворении исковых требований о возложении на ответчиков обязанности включить её и детей в список граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, суд первой инстанции сослался на положения статей 15, 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 6.2 части 2 статьи 4 Закона Ставропольского края от 10 апреля 2006 г. N 19-кз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и ветеранов Великой Отечественной войны" и исходил из того, что единовременная денежная выплата на приобретение жилья предоставляется гражданам, лишившимся единственного жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера в Ставропольском крае, однако дом, расположенный по адресу: ... - и принадлежащий на праве общей долевой собственности Юхновой О.А. и её несовершеннолетним детям, был признан непригодным для проживания и выведен из эксплуатации постановлением главы Георгиевской территориальной государственной администрации Ставропольского края от 13 октября 2003 г. N 636 вследствие наводнения 2002 г. Принимая во внимание, что прежним собственником жилого дома Бакулиным В.М., проживавшим в 2002 г. вместе с семьёй в указанном доме, была получена субсидия на приобретение жилого помещения как гражданином, лишившимся жилья в результате стихийного бедствия, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что объект недвижимости, расположенный на земельном участке по адресу: ..., - приобретённый Юхновой О.А. и её несовершеннолетними детьми на основании заключённого с Бакулиной Н.А. договора купли-продажи недвижимости от 16 апреля 2016 г., не может являться жилым помещением.
Суд первой инстанции также указал, что постановления главы администрации станицы Лысогорской Георгиевского района Ставропольского края от 26 марта 2003 г. N 144 и главы Георгиевской территориальной государственной администрации от 13 октября 2003 г. N 636 об исключении из жилищного фонда и о запрете строительства на участках, пострадавших от чрезвычайной ситуации 2002 г., не исполнялись главой администрации станицы Лысогорской, лицами, на которых был возложен контроль за исполнением названных постановлений, и собственниками жилых домов и земельных участков.
Делая вывод о том, что спорный дом не является жилым помещением, суд первой инстанции сослался на то, что почтовый адрес данному объекту как жилому дому был присвоен в нарушение пункта 2.6 административного регламента, утверждённого постановлением администрации станицы Лысогорской от 25 февраля 2013 г. N 58, а постановление администрации станицы Лысогорской от 11 ноября 2015 г. N 279 о признании земельного участка, расположенного по адресу: ..., - пригодным для индивидуального жилищного строительства, впоследствии на основании протеста Георгиевского межрайонного прокурора признано утратившим силу.
С выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции, дополнительно сославшись на то, что в компетенцию суда не входит установление или изменение правового статуса недвижимого имущества.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном применении норм материального права к спорным отношениям, а также сделаны с существенным нарушением норм процессуального права.
Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).
Согласно статье 2 названного закона правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется названным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (подпункт "а" пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций, на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причинённый их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи закона).
Законом Ставропольского края от 10 апреля 2006 г. N 19-кз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и ветеранов Великой Отечественной войны" (далее - Закон Ставропольского края от 10 апреля 2006 г. N 19-кз) установлены меры социальной поддержки отдельных категорий граждан, к числу которых согласно статье 1 названного закона отнесены граждане, пострадавшие в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Ставропольского края, то есть граждане Российской Федерации, которым в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия причинён вред здоровью или материальный ущерб.
Пунктом 6.2 части 2 статьи 4 Закона Ставропольского края от 10 апреля 2006 г. N 19-кз предусмотрено, что гражданам, лишившимся единственного жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае и не имеющим в связи с этим иных правовых оснований для получения помощи в приобретении жилого помещения взамен утраченного в соответствии с федеральным законодательством, выплачивается единовременная денежная выплата на приобретение жилья, имеющая целевой характер.
В силу абзаца первого части 2.1 статьи 4 Закона Ставропольского края от 10 апреля 2006 г. N 19-кз единовременная денежная выплата на приобретение жилья, указанная в пункте 6.2 части 2 этой статьи закона, предоставляется гражданам Российской Федерации, постоянно проживавшим в принадлежащем им на праве собственности жилом помещении, утраченном в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера в Ставропольском крае.
Реализация права на установленные названным законом меры социальной поддержки граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации (за исключением несовершеннолетних, признанных потерпевшими в рамках уголовного судопроизводства), и ветеранов Великой Отечественной войны осуществляется по заявительному принципу в порядке, определяемом Правительством Ставропольского края (абзац первый части 4 статьи 4 Закона Ставропольского края от 10 апреля 2006 г. N 19-кз).
В целях реализации Закона Ставропольского края от 10 апреля 2006 г. N 19-кз постановлением Правительства Ставропольского края от 2 июня 2006 г. N 84-п утверждён Порядок предоставления мер социальной поддержки гражданам, лишившимся единственного жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае и не имеющим в связи с этим иных правовых оснований для получения помощи в приобретении жилого помещения взамен утраченного в соответствии с федеральным законодательством (далее также - Порядок предоставления мер социальной поддержки, Порядок).
Порядок определяет механизм предоставления мер социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты на приобретение жилья гражданам, лишившимся единственного жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае и не имеющим в связи с этим иных правовых оснований для получения помощи в приобретении жилого помещения взамен утраченного в соответствии с федеральным законодательством (пункт 1 Порядка предоставления мер социальной поддержки).
В соответствии с пунктом 2 Порядка право на получение единовременной денежной выплаты имеют граждане Российской Федерации, относящиеся к категории граждан, указанных в пункте 1 Порядка, при одновременном выполнении на момент чрезвычайной ситуации следующих условий: постоянное проживание гражданина, лишившегося жилья, в утраченном жилом помещении, принадлежавшем ему на праве собственности (доли в праве собственности), признанном органом местного самоуправления муниципального образования Ставропольского края непригодным для проживания в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции"; регистрация гражданина, лишившегося жилья, по месту жительства в утраченном жилом помещении.
Единовременная денежная выплата предоставляется гражданину, лишившемуся жилья, с учётом членов семьи, для которых утраченное жилое помещение являлось единственным (пункт 2.1 Порядка предоставления мер социальной поддержки).
Единовременная денежная выплата предоставляется в случае отсутствия правовых оснований для выделения бюджетных ассигнований бюджету Ставропольского края из федерального бюджета на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации (пункт 3 Порядка предоставления мер социальной поддержки).
Единовременная денежная выплата производится за счёт средств резервного фонда Правительства Ставропольского края в соответствии с требованиями, установленными Правительством Ставропольского края для выделения указанных средств (пункт 4 Порядка предоставления мер социальной поддержки).
Единовременная денежная выплата имеет целевой характер и осуществляется независимо от сумм страховых выплат, причитающихся или полученных по договорам страхования жилого помещения, утраченного в результате чрезвычайной ситуации (пункт 5 Порядка предоставления мер социальной поддержки).
Подпунктом 2 пункта 9 Порядка предоставления мер социальной поддержки установлено, что в целях определения потребности в размере средств резервного фонда Правительства Ставропольского края и расчёта единовременной денежной выплаты Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края при наличии оснований для предоставления единовременной денежной выплаты и в соответствии с пунктом 3 названного порядка в течение 3 месяцев со дня возникновения чрезвычайной ситуации формирует и утверждает список граждан, лишившихся жилья (далее также - список), содержащий сведения о гражданах, лишившихся жилья (фамилия, имя, отчество; данные документа, удостоверяющего личность (наименование, серия, номер, кем выдан, дата выдачи); дату рождения (число, месяц, год); адрес места регистрации; адрес утраченного жилого помещения; количество членов его семьи; степень родства; размер доли в праве собственности на утраченное жилое помещение; расчёт общей площади жилого помещения для предоставления единовременной денежной выплаты; размер единовременной денежной выплаты.
Согласно пункту 10 Порядка предоставления мер социальной поддержки список формируется на основании следующих документов: заявления гражданина, лишившегося жилья, о включении его в список; копии паспорта или иного основного документа, удостоверяющих личность гражданина, лишившегося жилья, и членов его семьи, а также документов, подтверждающих их статус в качестве членов семьи; документов, подтверждающих постоянное проживание и регистрацию по месту жительства гражданина, лишившегося жилья, и членов его семьи в утраченном жилом помещении; решения органа местного самоуправления о признании жилого помещения непригодным для проживания; решения органа местного самоуправления о выводе жилого помещения из состава жилого фонда; сведений из Единого государственного реестра недвижимости о наличии у гражданина, лишившегося жилья, и членов его семьи права собственности (доли в праве собственности) на утраченное жилое помещение, а также об отсутствии у гражданина, лишившегося жилья, и членов его семьи иных жилых помещений на праве собственности; правоустанавливающих документов на утраченное жилое помещение, право собственности на которое у гражданина, лишившегося жилья, возникло до вступления в силу Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости; информации, представленной ГУ МЧС России по краю и органом местного самоуправления, подтверждающей нахождение утраченных жилых помещений в зоне чрезвычайной ситуации; информации, представленной органом местного самоуправления, подтверждающей, что жилое помещение признано непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации (подпункты 1-8 пункта 10 Порядка предоставления мер социальной поддержки). Порядок формирования списка граждан, лишившихся жилья, определяется Министерством жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края.
Приказом Министра жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 12 июля 2016 г. N 202 утверждён Порядок формирования списка граждан, лишившихся единственного жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае и не имеющих в связи с этим иных правовых оснований для получения помощи в приобретении жилого помещения взамен утраченного в соответствии с федеральным законодательством (далее - Порядок формирования списка граждан, лишившихся единственного жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций).
Согласно абзацу первому пункта 5 названного порядка для включения в список граждане не позднее двух месяцев со дня возникновения чрезвычайной ситуации представляют в министерство заявление о включении в список по форме согласно приложению 1 к Порядку и документы, указанные в подпунктах 2-6 пункта 10 Порядка предоставления мер социальной поддержки.
Пунктом 8 Порядка формирования списка граждан, лишившихся единственного жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций определены основания для отказа во включении в список, в числе которых представление заявления с нарушением срока, указанного в пункте 5 этого порядка.
Из приведённых нормативных положений федерального законодательства и законодательства субъекта Российской Федерации - Ставропольского края следует, что проживающие на территории Ставропольского края граждане Российской Федерации имеют право на меры социальной поддержки при причинении ущерба их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Порядок, условия, виды и размер компенсаций и социальных гарантий (мер социальной поддержки) для граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации регионального характера устанавливаются в том числе законодательством данного субъекта Российской Федерации.
К числу мер социальной поддержки, предоставляемым гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Ставропольского края, лишившимся единственного жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае и не имеющим в связи с этим иных правовых оснований для получения помощи в приобретении жилого помещения взамен утраченного в соответствии с федеральным законодательством, относится единовременная денежная выплата на приобретение жилья.
Обязательными условиями для получения гражданами названной единовременной денежной выплаты являются: проживание гражданина на момент возникновения чрезвычайной ситуации в принадлежащем ему на праве собственности жилом помещении, утраченном в результате чрезвычайной ситуации и являющимся для этого гражданина единственным жильём, регистрация гражданина в указанном жилом помещении по месту жительства, признание этого жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания вследствие чрезвычайной ситуации, отсутствие у гражданина правовых оснований для получения помощи в приобретении жилого помещения взамен утраченного в соответствии с федеральным законодательством. Право на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилья носит заявительный характер, предусматривающий в том числе обращение гражданина с заявлением о включении в список граждан, лишившихся единственного жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, в установленный срок (в данной ситуации в срок не позднее двух месяцев со дня возникновения чрезвычайной ситуации), несоблюдение которого, при отсутствии у гражданина уважительных причин, может служить основанием к отказу во включении в список граждан, лишившихся единственного жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, и, как следствие, к отказу в предоставлении единовременной денежной выплаты.
Между тем судебные инстанции, отказывая Юхновой О.А, действующей как в своих интересах, так и в интересах несовершеннолетних детей Юхновой Д.В. и Юхновой А.В., в удовлетворении исковых требований о включении её и детей в список граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации на территории Ставропольского края, положения названных нормативных правовых актов, определяющих условия и порядок предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, не учли, к спорным отношениям их не применили. Как следствие, судебные инстанции не установили обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора о наличии или отсутствии у Юхновой О.А. и её несовершеннолетних детей Юхновой Дианы и Юхновой Анастасии права на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, а именно: проживала ли Юхнова О.А. вместе с детьми на момент возникновения чрезвычайной ситуации в принадлежащем ей и детям на праве собственности жилом помещении; было ли это помещение утрачено именно в результате чрезвычайной ситуации; являлось ли это помещение единственным жильем Юхновой О.А. и её детей; признано ли это помещение в установленном законом порядке непригодным для проживания, был ли соблюдён Юхновой О.А. срок для обращения с заявлением о включении её и детей в список граждан, лишившихся единственного жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, для получения помощи в приобретении жилого помещения, имелись ли у Юхновой О.А. правовые основания для получения помощи в приобретении жилого помещения взамен утраченного в соответствии с федеральным законодательством.
В нарушение части 2 статьи 56 и части 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные инстанции не определили эти обстоятельства в качестве юридически значимых для правильного разрешения спора, не включили их в предмет доказывания по делу и, соответственно, не дали этим обстоятельствам правовой оценки.
Вывод судебных инстанций о том, что дом, принадлежащий на праве общей долевой собственности Юхновой О.А. и ее несовершеннолетним детям Юхновой Д.В. и Юхновой А.В., не является жилым помещением, поскольку этот дом был признан непригодным для проживания и выведен из эксплуатации постановлением главы Георгиевской территориальной государственной администрации Ставропольского края от 13 октября 2003 г. N 636 в результате наводнения 2002 г., нельзя признать правомерным, поскольку он сделан без учёта норм права, регулирующих порядок отнесения строений к жилым помещениям, признания жилых помещений непригодными для проживания.
Так, согласно частям 1 и 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признаётся изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан, (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
К жилым помещениям относятся жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната (пункты 1-3 части 1 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Жилым домом признаётся индивидуально-определённое здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании (часть 2 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Статьёй 18 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что право собственности и иные вещные права на жилые помещения подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, названных кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с частью 4 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищный фонд подлежит государственному учёту в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 г. N 1301 утверждено Положение о государственном учёте жилищного фонда в Российской Федерации (далее - Положение о государственном учёте жилищного фонда), согласно пункту 2 которого государственному учёту подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специализированные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производятся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 3 Положения о государственном учёте жилищного фонда определено, что государственный учёт жилищного фонда в Российской Федерации включает технический учёт, официальный статистический учёт и бухгалтерский учёт. Технический учёт жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации - унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро (далее - БТИ).
БТИ осуществляют технический учёт жилищного фонда в городских и сельских поселениях независимо от его принадлежности, заполняют и представляют формы федерального государственного статистического наблюдения за жилищным фондом в территориальные органы государственной статистики (пункт 4 Положения о государственном учёте жилищного фонда).
Официальный статистический учёт жилищного фонда осуществляется Федеральной службой государственной статистики и её территориальными органами на основе обобщения форм федерального государственного статистического наблюдения за жилищным фондом, представленных БТИ, с периодичностью и в сроки, определяемые в ежегодных федеральных программах статистических работ (пункт 5 Положения о государственном учёте жилищного фонда).
Бухгалтерский учёт жилищного фонда производится в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учёте" и иными нормативными правовыми актами (пункт 6 Положения о государственном учёте жилищного фонда).
Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению с учётом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - Положение).
Названное Положение устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признаётся непригодным для проживания (пункт 1 Положения).
Согласно пункту 2 Положения его действие распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 Положения жилым помещением признаётся изолированное помещение, которое предназначено для проживания граждан, является недвижимым имуществом и пригодно для проживания.
Оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в Положении требованиям (абзац первый пункта 7 Положения).
Требования, которым должно отвечать жилое помещение, определены в разделе II названного Положения. Так, например, жилые помещения должны располагаться преимущественно в домах, расположенных в жилой зоне в соответствии с функциональным зонированием территории (пункт 9 Положения), жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных (пункт 12 Положения).
Из изложенного следует, что к жилым помещениям относятся изолированные помещения (в том числе жилой дом), являющиеся недвижимым имуществом, пригодные для постоянного проживания граждан, отвечающие установленным санитарным и техническим правилам и нормам, данные о которых как о жилых помещениях содержатся в сведениях государственного учёта жилищного фонда в Российской Федерации.
Однако судебные инстанции вследствие ошибочного толкования норм материального права, определяющих понятие жилого помещения, а также условия и порядок признания жилого помещения нежилым, порядок исключения жилого помещения из реестра жилищного фонда, пришли к неправильному выводу о том, что принадлежащий Юхновой О.А. и её несовершеннолетним детям на праве собственности жилой дом не является жилым помещением.
Судебными инстанциями оставлено без внимания и соответствующей правовой оценки, что в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о регистрации права собственности Юхновой О.А. и её несовершеннолетних детей на жилой дом, расположенный по адресу: ...
По данным технического учёта Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (данным кадастрового паспорта), спорный дом также является жилым домом. В этом жилом доме Юхнова О.А. вместе с несовершеннолетними детьми была зарегистрирована по месту жительства.
Как усматривается из материалов дела, принадлежащий Юхновой О.А. и её несовершеннолетним детям на праве общей долевой собственности дом после возникновения чрезвычайной ситуации был обследован как жилой дом межведомственной комиссией, созданной на основании постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", и был признан этой комиссией аварийным и непригодным для дальнейшего проживания. На основании этого заключения постановлением администрации муниципального образования станицы Лысогорской Георгиевского района Ставропольского края от 3 октября 2016 г. N 233 данный жилой дом признан непригодным для проживания.
Сославшись в обоснование вывода о том, что принадлежащий Юхновой О.А. и её несовершеннолетним детям на праве собственности жилой дом не является жилым помещением, на то, что этот дом был признан непригодным для проживания и выведен из эксплуатации постановлением главы Георгиевской территориальной государственной администрации Ставропольского края от 13 октября 2003 г. N 636 в результате наводнения 2002 г., судебные инстанции не учли, что после принятия этого постановления спорному дому администрацией станицы Лысогорской Георгиевского района Ставропольского края был присвоен почтовый адрес как жилому дому, осуществлён технический учёт как жилого дома, зарегистрировано право собственности на жилой дом сначала за Бакулиной Н.А., а потом за Юхновой О.А. и её несовершеннолетними детьми. Судами также не принято во внимание, что право собственности Юхновой О.А. и её несовершеннолетних детей на указанный дом как жилое помещение, равно как и право собственности на данный дом как жилое помещение прежнего собственника этого дома - Бакулиной Н.А., в установленном законом порядке не оспорено и недействительным не признано.
Суждение суда о том, что почтовый адрес спорному жилому дому был присвоен в нарушение требований административного регламента, утверждённого постановлением администрации станицы Лысогорской Георгиевского района Ставропольского края от 25 февраля 2013 г. N 58, применительно к выводу о том, что спорный жилой дом не является жилым помещением, нельзя признать правомерным, поскольку все последующие действия с этим домом осуществлялись как с жилым помещением.
Кроме того, постановление администрации станицы Лысогорской Георгиевского района Ставропольского края от 25 февраля 2013 г. N 58 о присвоении дому почтового адреса в установленном законом порядке недействительным (недействующим) не признано.
Указывая на то, что прежним собственником дома Бакулиным В.М., проживавшим в 2002 г. с семьёй в спорном жилом доме, была получена субсидия на приобретение жилого помещения как за гражданином, лишившимся жилья или части его в результате стихийного бедствия, а постановления главы администрации станицы Лысогорской Георгиевского района Ставропольского края от 26 марта 2003 г. N 144 и главы Георгиевской территориальной государственной администрации от 13 октября 2003 г. N 636 об исключении из жилищного фонда и запрете строительства на участках, пострадавших от чрезвычайной ситуации 2002 г., не исполнялись главой администрации станицы Лысогорской, лицами, на которых был возложен контроль за исполнением названных постановлений и собственниками жилых домов и земельных участков, суд не привёл норму закона, на основании которой возложил ответственность за бездействие, допущенное органами местного самоуправления и прежними собственниками спорного жилого дома Бакулиным В.М., Бакулиной Н.А. в части выполнения требований, указанных в названных постановлениях, на Юхнову О.А., которая приобрела его как жилой дом на основании договора купли-продажи недвижимости, заключённого в установленном Гражданским кодексом Российской Федерации порядке.
Отказывая Юхновой О.А. в удовлетворении исковых требований по указанным выше основаниям, судебные инстанции не приняли во внимание положения норм Гражданского кодекса Российской Федерации о презумпции добросовестности участников гражданских правоотношений и разумности их действий.
Так, согласно пунктам 3, 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно; никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд, арбитражный суд или третейский суд с учётом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом (пункт 2 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из ожидаемого поведения любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.
Из приведённых нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что Гражданский кодекс Российской Федерации в числе основных начал гражданского законодательства называет следующие: при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно, никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения, не допускается любое заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным не только при наличии обоснованного заявления другой стороны, но и по инициативе суда, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. В этом случае суд при рассмотрении дела выносит на обсуждение обстоятельства, явно свидетельствующие о таком недобросовестном поведении, даже если стороны на них не ссылались. Установленная пунктом 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации презумпция добросовестности действий участников гражданских правоотношений не предполагает возложение на гражданина бремени негативных последствий, связанных с допущенными в отношении его либо приобретённого им имущества нарушениями, имевшими место со стороны других участников отношений. Если же будет установлено недобросовестное поведение одной из сторон, суд в зависимости от обстоятельств дела и с учётом характера и последствий такого поведения отказывает в защите принадлежащего ей права полностью или частично, а также применяет иные меры, обеспечивающие защиту интересов добросовестной стороны или третьих лиц от недобросовестного поведения другой стороны.
Судом установлено, что документом, послужившим основанием для регистрации права собственности Юхновой Ю.А. и её несовершеннолетних детей Юхновой А.В. и Юхновой Д.В. на спорный жилой дом, являлся договор купли-продажи недвижимости от 16 апреля 2016 г., заключённый с прежним собственником Бакулиной Н.А., право собственности которой на данное имущество, в свою очередь, также было зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости и, как указано выше, не было оспорено и недействительным в установленном законом порядке не признано.
Данные доказательства с точки зрения приведённых выше норм материального права, устанавливающих презумпцию добросовестности участников гражданских отношений, в нарушение статей 67, 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не являлись предметом исследования и оценки судебных инстанций при разрешении вопроса о статусе спорного жилого дома, равно как и не были исследованы на предмет добросовестности действия приобретателя жилого дома и земельного участка - Юхновой О.А., действовавшей за себя и за своих несовершеннолетних детей.
Судебными инстанциями оставлено без внимания и надлежащей оценки и то обстоятельство, что спорный жилой дом был приобретён Юхновой О.А. спустя значительный период после чрезвычайной ситуации, имевшей место на территории Ставропольского края в 2002 г. С целью оплаты за жилой дом и земельный участок Юхнова О.А. имела намерение распорядиться средствами материнского капитала, подав соответствующее заявление в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Ссылку суда апелляционной инстанции (в обоснование вывода о том, что спорный дом не является жилым строением) на то, что постановление администрации станицы Лысогорской от 11 ноября 2015 г. N 279 о признании земельного участка, расположенного по адресу: ..., - пригодным для индивидуального жилищного строительства, впоследствии на основании протеста Георгиевского межрайонного прокурора признано утратившим силу, нельзя признать правомерной, поскольку данное действие имело место уже после регистрации права собственности на жилой дом за Бакулиной Н.А. и Юхновой О.А., а также после возникновения чрезвычайной ситуации в июне 2016 г. и последующего обращения Юхновой О.А. за получением единовременной денежной выплаты для приобретения жилья.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что судебными инстанциями при разрешении спора были допущены также иные существенные нарушения норм процессуального права.
Согласно части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", заявленные требования рассматриваются и разрешаются по основаниям, указанным истцом, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с частью 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Между тем судебными инстанциями данные требования процессуального закона при разрешении спора по иску Юхновой О.А. о возложении на администрацию муниципального образования станицы Лысогорской Георгиевского района Ставропольского края, администрацию Георгиевского муниципального района Ставропольского края, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края включить Юхнову О.А. в составе семьи из 3 человек (она и дети - Юхнова Д.В., Юхнова А.В.) в список граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилья учтены не были.
Как усматривается из материалов дела, Министерством жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края было отказано Юхновой О.А. в удовлетворении её заявления о включении в список граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилья по причине пропуска ею двухмесячного срока подачи такого заявления.
Полагая отказ во включении её в список незаконным и обращаясь в суд с названным иском, Юхнова О.А. указывала на то, что не смогла своевременно обратиться с заявлением о включении её и детей в список в силу объективных обстоятельств, вызванных необходимостью обследования принадлежащего ей и её детям спорного жилого дома, его оценки межведомственной комиссией с точки зрения пригодности для проживания вследствие чрезвычайной ситуации, сбором иных документов для предоставления единовременной выплаты на приобретение жилья, необходимостью поиска другого жилья для проживания с детьми.
Однако в нарушение положений части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О судебном решении" данные требования Юхновой О.А. разрешены не были, правомерность отказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края Юхновой О.А. во включении её в список по причине пропуска срока подачи заявления, установленного пунктом 5 Порядка формирования списка граждан, лишившихся единственного жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае и не имеющих в связи с этим иных правовых оснований для получения помощи в приобретении жилого помещения взамен утраченного в соответствии с федеральным законодательством, утверждённого приказом Министра жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 12 июля 2016 г. N 202, судом не проверена, эти обстоятельства, имеющие значение для дела, на обсуждение сторон спора судом не выносились, причины пропуска названного срока не выяснялись.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные постановления нельзя признать законными, они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены указанных судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть всё приведённое выше и разрешить заявленные исковые требования на основании норм закона, подлежащих применению к спорным отношениям, и установленных по делу обстоятельств.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
заочное решение Георгиевского городского суда Ставропольского края от 30 августа 2017 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 16 января 2018 г. отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Георгиевской городской суд Ставропольского края.
Председательствующий |
Фролкина С.В. |
Судьи |
Вавилычева Т.Ю. |
|
Кириллов В.С. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 10 сентября 2018 г. N 19-КГ18-16
Текст определения официально опубликован не был