Типовое положение Всемирной организации интеллектуальной собственности, адаптировано для Российской Федерации*(1)
Содержание
Почему в Организации необходима политика в области интеллектуальной собственности? Что представляет собой Типовое положение. Основные понятия, используемые в документе.
2. Формирование Политики Организации в области интеллектуальной собственности - шаг за шагом.
Выбор модели закрепления прав на результаты интеллектуальной деятельности и управления правами. Организация как правообладатель. Авторы как правообладатели. Смешанные модели закрепления прав и управления ими.
Сервисное обеспечение реализации Политики Организации в области интеллектуальной собственности.
Нормативное обеспечение и фиксация модели закрепления прав на результаты интеллектуальной деятельности в документах Организации.
Структура Политики Организации в области интеллектуальной собственности.
3. Стимулирование создания интеллектуальной собственности в Организации.
4. Маркетинг интеллектуальной собственности Организации.
5. Глобальная интеграция - от цифровых платформ к цифровой экономике.
1. Введение
1. В современном мире инновации во все большей степени определяют возможности экономического развития, а интеллектуальный и творческий потенциал человека становятся его основным ресурсом. Умение создавать результаты интеллектуальной, творческой деятельности и эффективно управлять правами на них становится доминирующим фактором, определяющим конкурентоспособность людей, организаций, глобальных корпораций и даже целых наций.
В новой эпохе глобальных рынков и цифровых пространств роль университетов и научно-исследовательских организаций, в которых концентрируется интеллектуальный потенциал, сложно переоценить - в них формируется пласт разработчиков инновационных решений - исследователей, инженеров и будущих технологических и социальных предпринимателей, более того, там же закладывается общество будущих "квалифицированных потребителей".
2. Экономика знаний, как и динамично формирующаяся цифровая экономика, базируются на интеллектуальной собственности. В то же время цифровизация экономических отношений открывает новые, невероятные возможности в сфере создания, управления и использования результатов интеллектуальной, творческой деятельности. Эти возможности сегодня доступны каждому члену общества, корпорациям, но в первую очередь - университетам и научно-исследовательским организациям и позволяют создать новые, стабильные источники дохода, не зависящие от бюджетного финансирования.
3. Выстраивая новую сферу коммерциализации интеллектуальной собственности, нельзя упускать из виду изначальную направленность государственных университетов и научно-исследовательских организаций на выполнение социальных обязательств по развитию науки и распространению знаний на благо всего общества. Необходимо сохранить некоммерческий характер их деятельности, найти справедливый баланс. Обе эти задачи могут быть решены путем использования цифровых технологий, обеспечивающих, с одной стороны, комфортное сервисное сопровождение процесса коммерциализации интеллектуального продукта, а с другой - широкое распространение новых знаний.
4. Происходящие в сфере интеллектуальной собственности трансформации вследствие создания цифровой инфраструктуры и формирования "сетей знаний" позволяют не только обеспечить взаимодействие авторов, исследователей, социальных и (или) технологических предпринимателей, традиционных и венчурных, а также "краудфандинговых" инвесторов, но и максимально быстро и эффективно создавать инновационные продукты и услуги при одновременном распространении достижений науки в общественно значимых, в том числе просветительских, образовательных и исследовательских целях.
5. Сервисная инфраструктура университетов и научно-исследовательских организаций в столь подвижной сфере, как интеллектуальная собственность, должна соответствовать формирующейся в России экосистеме цифровой экономики и общей траектории "цифровизации права"*(2). Необходимо обеспечить сервисное сопровождение всего жизненного цикла разработок: от этапа создания до стадии монетизации, и единственный общий, универсальный язык для взаимодействия с "сетями знаний" - это язык данных и цифровых форм объектов, программных кодов и "умных контрактов".
6. Первый шаг в решении стоящих перед современными университетами и научно-исследовательскими организациями задач в сфере интеллектуальной собственности - разработка продуманной и обоснованной политики. Важно выбрать, какие модели формирования и управления правами на результаты интеллектуальной и творческой деятельности будут реализованы, как будут упрощены ключевые процедуры, какова цель этой деятельности, и главное - почему все это позволит привлечь в Организацию новых авторов и творцов. Не исключено, что выработка и реализация политики в области интеллектуальной собственности потребует корректировки или даже выбора новых приоритетов в исследованиях и разработках, формирования новых моделей научно-технической, инновационной и просветительской деятельности.
7. Настоящее типовое положение призвано выступить ориентиром в формировании политики университета или научно-исследовательской организации в области интеллектуальной собственности, раскрыть подходы к организации работы с ней, дать наглядное представление о ключевых элементах и этапах разработки политики университета или научно-исследовательской организации. Помножив положения настоящего документа на стратегические национальные документы*(3), оценив потенциал и перспективы развития организации, можно получить качественно новую систему, дающую возможности и ресурсы для развития.
2. Основные понятия, используемые в документе
8. Политика Организации в области интеллектуальной собственности (далее - Политика) - документ стратегического характера, определяющий цели и задачи университета или научно-исследовательской организации в области интеллектуальной собственности и устанавливающий базовые принципы распределения прав на результаты интеллектуальной деятельности, которые создаются в университете или научно-исследовательской организации, и управления интеллектуальной собственностью.
9. Ключевые понятия и сокращения.
Организация - университет или научно-исследовательская организация.
ГК РФ - Гражданский кодекс Российской Федерации.
ИС - интеллектуальная собственность - результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана в соответствии со статьей 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации.
РИД - результат(ы) интеллектуальной деятельности, которому(ым) предоставляется правовая охрана в соответствии со статьей 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации.
РИД, создаваемые в Организации - результаты интеллектуальной деятельности, которые создаются работниками университета или научно-исследовательской организации в ходе или в связи с выполнением ими своих трудовых обязанностей (задания работодателя), а также результаты интеллектуальной деятельности, которые создаются обучающимися в университете или научно-исследовательской организации в процессе обучения или в рамках осуществления ими творческой, научной, научно-технической, инновационной и иных видов деятельности.
"Свободные" (необремененные) РИД - результаты интеллектуальной деятельности, в отношении которых не установлены обязательные для Организации требования о порядке закрепления исключительных прав на них. Обязательные для Организации условия о том, за кем закрепляются исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности*(4), могут быть установлены, в частности государственным заданием в сфере науки, государственными контрактами*(5), грантовыми соглашениями на выполнение исследований и разработок (иных работ), соглашениями о предоставлении субсидии, иными договорами.
Произведение - произведение науки, литературы или искусства, являющееся объектом авторских прав и охраняемое в соответствии со статьей 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации, в том числе научная статья, монография, учебное пособие, выпускная квалификационная (дипломная) работа и диссертация на соискание ученой степени.
Автор результата интеллектуальной деятельности - работник или обучающийся университета или научно-исследовательской организации, творческим трудом которого создан соответствующий результат интеллектуальной деятельности, в том числе с участием других лиц.
Исключительное право - имущественное право, позволяющее его обладателю использовать результат интеллектуальной деятельности по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом, а также разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности.
Личные неимущественные права - право авторства, а также в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, иные личные неимущественные права (например, право на имя), которые принадлежат автору результата интеллектуальной деятельности и не могут быть им отчуждены или переданы.
НИОКТР - научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы.
СУЗ - служба управления знаниями - подразделение Организации, ответственное за управление интеллектуальной собственностью, в том числе, выполняющее функции по принятию решения о некоммерческом и (или) коммерческом введении прав на результаты в оборот.
ОТТ - офис (центр) трансфера технологий - структурное подразделение Организации или самостоятельная структура, специализирующаяся на коммерциализации прав на результаты интеллектуальной деятельности, на передаче творческих продуктов и (или) технологий из науки в реальный сектор экономики и оказывающая содействие разработчикам в охране, продвижении и внедрении результатов интеллектуальной деятельности.
МИП - малое инновационное предприятие.
Электронный репозитарий РИД Организации - специализированное хранилище данных в цифровой форме о создаваемых в Организации результатах интеллектуальной деятельности, включая нетипичные результаты*(6), создание и (или) использование которых обусловлено спецификой научной или творческой деятельности Организации;
Сервисы управления ИС Организации - совокупность персонала и информационных систем, созданных и (или) используемых Организацией, обеспечивающих хранение, распознавание, сопоставление данных о результатах интеллектуальной деятельности, в том числе нетипичных, а также обеспеченных функционалом, который необходим для совершения действий, связанных с управлением правами на такие результаты, включая действия по формированию патентных заявок, заключению договоров о распоряжении правами, предоставлению свободных или открытых лицензий*(7).
"Умный контракт" - договор в электронной форме, заключение и исполнение которого осуществляется путем совершения в автоматическом режиме цифровых транзакций в распределенном реестре цифровых транзакций в строго определенной таким договором последовательности и при наступлении определенных в нем обстоятельств.
3. Формирование политики организации в сфере интеллектуальной собственности - шаг за шагом
Выбор модели закрепления прав на результаты интеллектуальной деятельности
10. Выбор модели закрепления прав на РИД, создаваемые в Организации, - основа целостной, взвешенной и эффективной политики. Необходимо дать ответ на вопрос в отношении всех или отдельных категорий создаваемых результатов - кому принадлежат исключительные права на РИД, создаваемые в Организации: работнику-автору (обучающемуся) или Организации. Положение, определяющее правообладателя, закрепляется в Политике.
11. Следует понимать, что выбор модели закрепления прав осуществляется только в отношении определенного круга "свободных" РИД (к остальным результатам применяются обязательные требования о закреплении исключительных прав на них за конкретным лицом и (или) их передаче конкретному лицу). Может быть установлен любой порядок закрепления исключительных прав, не противоречащий императивным нормам законодательства Российской Федерации*(8), в том числе предусматривающий различный подход к определению правообладателя в зависимости от вида РИД (дифференциация по принципу объекта) и (или) его автора (дифференциация по принципу субъекта).
12. При определении модели закрепления прав необходимо учитывать, а, возможно, и декларировать в Политике, что:
а) личные неимущественные права на создаваемые в Организации РИД всегда принадлежат авторам соответствующих результатов, независимо от того, являются они работниками или обучающимися;
б) договоры с работниками и обучающимися могут содержать положения, определяющие принадлежность исключительных прав на создаваемые в Организации РИД, а также положения, устанавливающие размер, условия и порядок выплаты вознаграждения за создание РИД;
в) при отсутствии в локальных нормативных актах и договорах с работниками и обучающимися положений, определяющих принадлежность исключительных прав на создаваемые в Организации РИД, их принадлежность определяется в соответствии с нормами ГК РФ*(9);
г) согласно положениям ГК РФ результаты, создаваемые обучающимися в Организации, не являются служебными РИД, и в случае отсутствия специальных положений в договорах с обучающимися, исключительные права на такие результаты принадлежат обучающимся.
13. При установлении принципа закрепления исключительных прав на создаваемые в Организации "свободные" РИД может быть использована одна из типовых моделей закрепления прав (приложение 1), а именно:
а) модель "Правообладатель - Организация": исключительные права на создаваемые в Организации "свободные" РИД преимущественно закрепляются за Организацией;
б) модель "Правообладатель - автор": исключительные права на создаваемые в Организации "свободные" РИД преимущественно закрепляются за их авторами - работниками и обучающимися;
в) смешанная модель: принадлежность исключительных прав на создаваемые в Организации "свободные" РИД определяется в зависимости от вида конкретного результата (смешанная модель по принципу объекта) и (или) его автора (смешанная модель по принципу субъекта).
14. При выборе модели закрепления прав на РИД необходимо произвести оценку всего комплекса параметров, характеризующих цели и задачи Организации как субъекта рынка ИС. Ключевые из оцениваемых параметров приведены в пунктах 15-20. Необходимо обратить внимание, что предложенные в настоящем Положении критерии не являются взаимоисключающими и должны оцениваться в совокупности.
15. Стратегические аспекты выбора модели закрепления прав:
а) Если стратегическая цель Организации в сфере создания РИД и управления правами на них - стать активным игроком на рынке ИС, иметь постоянный доход от управления правами - рекомендуется модель "Правообладатель - Организация".
б) Если выход на рынок ИС, наращивание и использование нематериальных активов в качестве источника дохода не входит в стратегические задачи Организации, а управление правами на РИД и сами результаты являются скорее способом коммуникации с научным и технологическим сообществом, инструментом повышения престижа и формирования имиджа организации как центра компетенций - рекомендуется модель "Правообладатель - автор".
в) Если стратегическая цель Организации - занять нишу на рынке промышленно применимых разработок, и объекты авторского права не рассматриваются в качестве оборотоспособного актива - рекомендуется выбирать смешанную модель по принципу объекта. При этом следует учитывать возрастающую значимость объектов авторского права для развития промышленного производства (например, современные интерфейсы компьютерных устройств охраняются не только патентами, в них включаются изображения, звуки и т.п.). В целом, с учетом темпов технологического развития, новых способов производства, возрастания ценности творческой составляющей в экономике использование этой модели требует глубокого понимания внешних по отношению к Организации процессов.
г) Если планируется активное участие обучающихся Организации в проведении исследований и разработок, обладающих коммерческим потенциалом, и стратегическая цель Организации - способствовать технологическому, культурному или общественному развитию через технологическое или социальное предпринимательство и стимулирование самостоятельного создания обучающимися компаний-стартапов - рекомендуется смешанная модель по принципу субъекта. В этом случае Организации необходимо сосредоточиться на управлении правами на РИД, создаваемые работниками, предоставив обучающимся свободу и возможную поддержку в коммерциализации их разработок.
16. Аспекты кооперации и взаимодействия с организациями бизнес-сектора, заинтересованными в использовании РИД и создании на их основе инновационных продуктов:
а) Организация обладает налаженными связями с организациями реального сектора экономики, способными и заинтересованными на постоянной основе осуществлять разработки и создавать инновационные продукты (в отношении гуманитарных знаний, музыкальных и литературных произведений такими организациями могут выступать издательские компании, агрегаторы и дистрибуторы контента, компании, создающие игры, общества по управлению правами на коллективной основе) - рекомендуется модель "Правообладатель - Организация".
б) У Организации отсутствуют связи с организациями реального сектора экономики, а также реальная возможность установить контакт и наладить взаимовыгодные отношения, обусловленная тем, что в Организации не создаются на постоянной основе востребованные реальным сектором РИД и отсутствуют перспективы создания таких результатов - рекомендуется модель "Правообладатель - автор".
в) Организация обладает налаженными связями с узким кругом организаций, представляющих конкретный сектор экономики и заинтересованных во внедрении творческих или технических разработок в определенной технологической или культурной сфере (ярко выраженная специализация) или имеет реальные перспективы установления таких связей - рекомендуется смешанная модель по принципу объекта (Организация закрепляет за собой исключительные права на РИД, в которых заинтересованы партнерские организации из бизнес-сектора, исключительные права на остальные результаты закрепляются за авторами).
17. Наличие ниши на рынке исследований и разработок, творческих продуктов*(10) и соответственно ниши на рынке ИС, которую способна занять Организация:
а) В Организации осуществляются исследования и разработки, в результате которых создаются и (или) обоснованно прогнозируется создание РИД, востребованных в настоящее время или с высокой долей вероятности востребованных в будущем с учетом формирования рынков цифровой экономики - рекомендуется модель "Правообладатель - Организация".
б) В Организации не создаются востребованные РИД либо случаи их создания единичны и можно с высокой долей вероятности утверждать, что в обозримой перспективе в Организации не начнут массово создаваться перспективные разработки или творческие продукты - рекомендуется модель "Правообладатель - автор".
в) Организация специализируется на создании разработок узкого профиля, востребованных конкретным сегментом реального сектора экономики, конкретными креативными индустриями либо обоснованно планирует создание подобных РИД - рекомендуется смешанная модель по принципу объекта (Организация закрепляет за собой исключительные права на РИД, востребованные сегментом рынка, на потребности которого она ориентирована, исключительные права на остальные РИД закрепляются за авторами, которым Организация содействует во введении прав на РИД в оборот).
18. Степень активности использования создаваемых РИД в собственной деятельности Организации:
а) Создаваемые РИД активно используются в основной деятельности Организации, в том числе в исследовательской и технологической деятельности, экспериментальном производстве, а также в образовательной и административной деятельности - рекомендуется модель "Правообладатель - Организация".
б) Создаваемые работниками и обучающимися Организации РИД не востребованы или не являются необходимыми ресурсами для развития собственной деятельности Организации - рекомендуется модель "Правообладатель - автор".
в) Организация использует в собственной деятельности только отдельные из создаваемых РИД, обладающие строго определенным функционалом и (или) относящиеся к конкретной технологической или культурной области - рекомендуется смешанная модель по принципу объекта (Организация закрепляет за собой исключительные права на РИД строго определенного функционала или направленности, исключительные права на остальные РИД закрепляются за авторами).
19. Степень значимости объектов авторского права*(11) для осуществления Организацией основных направлений деятельности:
а) Создаваемые в Организации объекты авторского права активно используются в исследовательской деятельности (базы первичных исследовательских данных) и (или) в процессе обучения (учебные пособия, интерактивные модели, симуляторы) - рекомендуется модель "Правообладатель - Организация", при этом необходимо расширять круг пользователей посредством лицензирования.
б) Создаваемые работниками и обучающимися Организации объекты авторского права не используются для реализации основных направлений деятельности Организации - рекомендуется модель "Правообладатель - автор".
в) Для реализации основных направлений деятельности Организации используются только конкретные виды объектов авторского права (например, учебные пособия, программные решения) - рекомендуется смешанная модель по принципу объекта (Организация закрепляет за собой исключительные права на используемые в ее основной деятельности виды объектов авторского права, исключительные права на остальные объекты авторского права закрепляются за авторами).
20. При выборе модели закрепления исключительных прав на РИД также необходимо учитывать наличие в Организации достаточных кадровых, финансовых и организационных ресурсов для эффективного управления ИС.
21. Выбор модели закрепления прав на РИД, в том числе с учетом приведенных в пунктах 15-20 аспектов, требует оценки преимуществ и недостатков каждой модели, а также сопутствующих ее реализации рисков. Для проведения указанной оценки можно использовать приложение 2.
22. Организацией могут быть определены принципы закрепления исключительных прав на РИД, полученные при выполнении НИОКТР по заказу других организаций, которые целесообразно отражать в заключаемых контрактах на выполнение НИОКТР. Соответствующие принципы могут предполагать:
- закрепление прав на РИД за заказчиком работ (в этом случае целесообразно рассмотрение вопроса получения Организацией безвозмездной простой неисключительной лицензии на РИД);
- закрепление прав на РИД за Организацией с возможностью предоставления лицензий и (или) иных результатов НИОКТР заказчику работ;
- закрепление прав на РИД за Организацией и последующая их передача авторам.
23. При определении Организацией принципов закрепления исключительных прав на РИД, полученные при выполнении НИОКТР в рамках государственных контрактов, необходимо в том числе учитывать требования постановления Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2009 г. N 342 "О некоторых вопросах регулирования закрепления прав на результаты научно-технической деятельности".
24. Политика должна быть построена с учетом того, что выбор модели "Правообладатель - автор" не снимает с Организации задачи обеспечения профессионального сопровождения деятельности по управлению ИС. Авторам результатов должна быть обеспечена поддержка в решении задачи выявления, правовой охраны разработок и творческих продуктов, коммерциализации прав на них, включая помощь в подготовке и подаче патентных заявок, содействие в разработке и реализации маркетинговой стратегии, в заключении договоров о распоряжении правами на РИД, в создании МИП, а также помощь в поиске источников финансирования и развития новых предприятий.
25. Цель деятельности Организации по оказанию авторам поддержки в коммерциализации разработок - обеспечить получение авторами РИД максимальной выгоды от созданных результатов, что позволит:
а) стимулировать творческую и патентную активность работников и обучающихся Организации;
б) повысить привлекательность Организации как работодателя и учебного заведения за счет создания лучших возможностей для реализации талантов;
в) расширить влияние Организации, сформировать ее имидж как центра компетенций в определенной сфере, расширить сеть партнеров в разных областях деятельности;
г) увеличить конкурентоспособность Организации при получении различных форм поддержки, в том числе со стороны государственных и негосударственных фондов - количество созданных РИД, доля использованных результатов, количество лицензий являются ключевыми показателями оценки результативности научных и образовательных организаций.
Организационное и финансовое обеспечение реализации политики в области интеллектуальной собственности
26. Для построения эффективной системы управления ИС Организации рекомендуется закрепить основные функции в указанной сфере за отдельным структурным подразделением, находящимся непосредственно в подчинении лица, занимающего должность (имеющего ранг) не ниже заместителя руководителя Организации и находящегося в непосредственном подчинении руководителя Организации.
27. В целях подготовки решений в сфере управления ИС Организации, в том числе по вопросам целесообразности обеспечения правовой охраны РИД, выбора формы и территории правовой охраны РИД, обеспечения независимой оценки прав на РИД рекомендуется создание коллегиального совещательного органа по вопросам управления интеллектуальной собственностью. В состав указанного органа могут входить как работники Организации, обладающие знаниями в соответствующих областях науки и техники, так и представители органов управления Организации. При необходимости к работе органа также могут привлекаться независимые эксперты.
28. При разработке Политики целесообразно предусмотреть подходы к финансовому обеспечению системы управления ИС Организации, в основе которого должны лежать следующие принципы:
а) выделение при планировании бюджета Организации расходов на финансирование мероприятий по:
- проведению патентных исследований, включая построение патентных ландшафтов, их мониторинг и анализ;
- выявлению новых перспективных направлений научных исследований;
- обеспечению и поддержанию правовой охраны РИД, коммерциализации, в том числе маркетингу, РИД;
- стимулированию творческой и изобретательской активности работников;
- созданию и поддержанию материально-технической и информационной базы, необходимой для функционирования системы управления ИС организации;
- защите прав на РИД;
б) использование различных источников финансирования: внешних (государственный заказ, венчурное финансирование, заемные средства, средства, выделяемые в рамках государственной поддержки проведения НИОКТР, государственные субсидии на правовую охрану РИД за рубежом) и внутренних (собственные средства, в том числе средства специализированных фондов);
в) определение неснижаемого объема средств, выделяемых для целей управления ИС Организации;
г) планирование затрат, связанных с управлением правами на РИД, и их учет при определении цены договоров на выполнение НИОКТР.
Сервисное обеспечение реализации политики Организации в области интеллектуальной собственности
29. Построить эффективную систему управления ИС Организации, обеспечивающую как капитализацию и дополнительные существенные источники дохода, так и формирование репутации и рост конкурентоспособности Организации возможно только с помощью современных информационных технологий. Все сервисы, создаваемые и (или) предоставляемые в Организации, должны быть интегрированы в национальное и глобальное цифровое пространство.
30. Внедрение электронных сервисов управления ИС внутри Организации обеспечивает комфортные условия работы с РИД для работников и обучающихся. При этом важно выстроить полную цепочку сервисного сопровождения всех этапов жизненного цикла разработки: от момента создания результата до стадии его использования, в том числе коммерциализации.
31. В Организациях - крупных научно-исследовательских центрах*(12) сервисное сопровождение реализации Политики осуществляется посредством создания и внедрения внутреннего электронного сервиса управления ИС Организации (далее - Сервис управления ИС Организации), обеспечивающего: обработку информации о созданном РИД и ее фиксацию в цифровой форме, возможность взаимодействия подразделений, работников, обучающихся внутри Организации и с внешними сервисами, хранение и актуализацию сведений о РИД*(13), а также информационную безопасность (защиту сведений о РИД от несанкционированного использования). Схема сервисного сопровождения жизненного цикла РИД представлена в приложении 3.
Фиксация модели закрепления прав на результаты интеллектуальной деятельности в документах Организации
32. Определив модель закрепления прав на РИД, создаваемые в Организации, необходимо "легализовать" ее путем включения положений, определяющих принадлежность исключительных прав на создаваемые РИД, в локальные нормативные акты Организации и договоры с работниками и обучающимися. Примеры лаконично сформулированных положений, включаемых в Политику и договоры, приведены в приложении 4. При разработке условий договоров с работниками и обучающимися, в частности, необходимо принимать во внимание трудовые функции, реализуемые конкретными работниками в зависимости от занимаемой должности, а также вероятность участия обучающихся в исследовательских и (или) творческих проектах, выполняемых по договорам и соглашениям, содержащим обязательные условия в отношении распределения прав на РИД.
Структура Политики Организации в области интеллектуальной собственности
33. Модель закрепления прав на РИД, установленная в Организации, определяет содержательное наполнение конкретных положений документа "Политика Организации в области интеллектуальной собственности", при этом структура документа практически не зависит от выбранной модели. Содержание ключевых разделов документа приведено в пунктах 34-42.
34. Раздел "Общие положения": определяет стратегические ориентиры*(14) и ключевые задачи Организации в сфере создания РИД и управления правами на них.
35. Раздел "Руководящие принципы в сфере интеллектуальной собственности": устанавливает модель закрепления прав на РИД и принципы деятельности Организации, ее подразделений, работников и обучающихся в области создания и использования ИС, распространения новых знаний; при определении руководящих принципов учитываются положения международных договоров и российского законодательства в сфере ИС*(15).
36. Раздел "Правовая охрана результатов интеллектуальной деятельности" предусматривает принципы обеспечения правовой охраны РИД в России и за рубежом, в том числе, лежащие в основе принятия решений о форме правовой охраны РИД, а также принципы поддержания в силе охранных документов на РИД и передачи прав на РИД при принятии решения об отказе от поддержания правовой охраны РИД.
Формируя принципы обеспечения правовой охраны РИД, следует учитывать, что:
- целесообразность получения и форма правовой охраны РИД определяются, в том числе, с учетом наличия финансовых средств на получение и поддержание охранных документов в силе, востребованности РИД на рынке, перспективных механизмов коммерциализации РИД, значимости закрепления за Организацией исключительных прав на прорывные и перспективные технические (технологические) решения;
- правовая охрана разработок, не отвечающих условиям патентоспособности, а также патентоспособных РИД в период до получения патента может быть обеспечена путем признания сведений о них секретом производства (ноу-хау) и принятия мер для соблюдения конфиденциальности соответствующих сведений, в том числе путем введения в отношении них режима коммерческой тайны.
37. Раздел "Сервисы управления интеллектуальной собственностью Организации": определяет функции электронных сервисов и подразделений Организации в области управления правами на РИД, а также способы взаимодействия подразделений, работников и обучающихся внутри Организации и с внешними сервисами в сфере ИС. В данном разделе, в частности, определяется механизм:
а) депонирования РИД: электронный репозитарий РИД Организации или внешний сервис;
б) фиксации приоритета Организации в создании РИД*(16);
38. Раздел "Учет результатов интеллектуальной деятельности и конфиденциальность информации": устанавливает порядок учета сведений о РИД, в том числе государственного учета*(17), оценки стоимости исключительного права на РИД, его постановки на баланс, а также порядок обеспечения распространения или неразглашения сведений о РИД в зависимости от характеристик результата, включая:
а) деление (категории) РИД и сведений о них на предназначенные для широкого распространения и подлежащие сохранению в тайне*(18), в том числе, для целей коммерциализации;
б) обязанности подразделений и работников Организации по неразглашению конфиденциальной информации и ответственность за их нарушения;
в) ответственность подразделений и работников Организации за просветительскую деятельность, а также за повышение престижа Организации в научной среде;
г) порядок представления сторонним лицам, в том числе привлекаемым для реализации функций по управлению правами на РИД, а также потенциальным контрагентам конфиденциальной информации.
39. Раздел "Модели использования интеллектуальной собственности": определяет типовые механизмы использования РИД внутри Организации и во внешней среде в зависимости от вида РИД и решаемых задач (распространение знаний, повышение эффективности деятельности Организации, коммерциализация*(19)).
40. Раздел "Коммерциализация результатов интеллектуальной деятельности - сервисы": устанавливает порядок распределения дохода от использования РИД, виды вознаграждения за создание и использование результатов, другие виды вознаграждения*(20). В этом разделе целесообразно предусмотреть, что авторам наиболее востребованных РИД, распространяемых на условиях открытых или свободных лицензий, вознаграждение выплачивается из внутренних ресурсов Организации. При определении порядка распределения дохода от коммерчески востребованных РИД следует учесть, что в передовых российских и зарубежных университетах доля, выплачиваемая автору, обычно составляет от 30% до 50% чистого дохода*(21) от использования РИД.
41. Раздел "Защита прав на результаты интеллектуальной деятельности" устанавливает принципы обеспечения мониторинга ненарушения прав Организации на РИД, а также применяемые механизмы правовой защиты интересов Организации в сфере ИС.
42. Раздел "Оценка эффективности деятельности по созданию и управлению интеллектуальной собственностью": содержит описание и методики расчета комплекса ключевых показателей, позволяющих оценить эффективность функционирования системы управления ИС, а также устанавливает порядок определения и утверждения их целевых значений. В качестве показателей могут быть использованы следующие:
- количество РИД, в отношении которых Организацией осуществлено распоряжение исключительным правом путем заключения договоров;
- количество заключенных договоров о распоряжении правами Организации на РИД;
- сумма лицензионных платежей и (или) доля доходов от лицензионных платежей за использование РИД, исключительные права на которые принадлежат Организации, в совокупных доходах Организации;
- количество полученных Организацией, в том числе за рубежом, охранных документов на РИД.
В указанном разделе также рекомендуется закрепить периодичность проведения мониторинга достижения установленных значений показателей (не реже одного раза в год) и оценки рисков их недостижения.
4. Стимулирование создания в организации интеллектуальной собственности
43. Повышение конкурентоспособности Организации на рынке ИС, ее позиционирование в качестве научного и творческого центра невозможно без заинтересованности работников и обучающихся в создании передовых, востребованных обществом и экономикой результатов. Творческая энергия, знания и опыт сотрудников и обучающихся, коммуникационная среда их взаимодействия являются источником экономических ценностей. Формирование системы стимулов в сфере создания РИД - ключевая часть Политики. Стимулы могут включать вознаграждение, меры нематериального поощрения авторов, а также "смешанные" модели*(22). При этом материальные стимулы, очевидно, имеют преимущественное значение.
44. Организации настоятельно рекомендуется*(23) устанавливать в локальных нормативных актах порядок, размер и условия выплаты вознаграждения за служебные РИД. При отсутствии в договорах с работниками таких положений*(24) размер вознаграждения, причитающегося авторам указанных РИД, будет определяться на основе Правил выплаты вознаграждения за служебные изобретения, служебные полезные модели, служебные промышленные образцы*(25).
45. Материальное стимулирование авторов РИД - работников Организации целесообразно встроить в систему эффективного контракта. Система показателей, оцениваемых при расчете стимулирующих надбавок, должна включать как индикаторы, отражающие разработку РИД, обладающих коммерческим потенциалом, так и показатели творческой активности, которые отражают создание РИД преимущественно некоммерческого характера, но востребованных научным сообществом и обществом в целом (публикации в научных журналах, индексируемых в международных базах данных научного цитирования, различные базы данных первичной научной или аналитической информации*(26)). Участие работников в создании результатов обоих видов, а также их заинтересованность в преобразовании исследовательского результата в востребованный рынком РИД, обеспеченный правовой охраной, может быть поддержано выплатами за деятельность, сопряженную с созданием и управлением ИС. Виды деятельности, за которые рекомендуется выплачивать стимулирующие надбавки, и примерный порядок определения размера надбавок приведены в приложении 5.
46. Наиболее серьезный эффект раскрытия человеческого капитала Организации может обеспечить система, позволяющая в установленных Политикой пределах или на основе установленных ею принципов индивидуально управлять выплатами посредством "умных контрактов".
5. Маркетинг интеллектуальной собственности организации
47. Эффективное управление правами на РИД, привлечение в Организацию дополнительного дохода требует как маркетинга научных разработок и творческих продуктов Организации, так и исследования потребностей рынка. Поэтому вне зависимости от выбранной модели закрепления прав на РИД необходимо разработать и реализовывать комплекс мер, направленных на популяризацию исследовательских и творческих достижений Организации и их авторов, а также выявление перспективных направлений исследований, в рамках которых могут быть созданы востребованные рынком РИД.
48. В области маркетинга ИС Организация должна обеспечить работу в следующих направлениях:
Коммерческие цели
а) оценка сферы возможного применения результата - потенциальные контрагенты (для творческих продуктов), сферы технологического развития или формирования новых продуктов (для исследовательских результатов);
б) оценка возможного дохода от использования результата и периода его получения (актуальности продукта) и, соответственно, стоимости прав на РИД и амортизации нематериальных активов;
в) постановка нематериальных активов на баланс Организации с одновременной каталогизацией и описанием РИД для целей маркетинга;
г) оценка "самостоятельности" РИД - выявление зависимого характера от исключительных прав других авторов или организаций; урегулирование отношений с ними до осуществления использования и распоряжения правами;
д) определение экономически целесообразной модели распоряжения правами - предоставление прав использования РИД множеству хозяйствующих субъектов, предоставление исключительной лицензии или отчуждение исключительного права одной организации (например, издательству для выпуска книги, игровой компании для создания игры, производственному холдингу, обеспечивающему экспорт продукции);
е) оценка целесообразности обеспечения правовой охраны РИД на внешних рынках (особенно в ситуации, когда при отсутствии спроса на разработку и (или) инновационную продукцию на российском рынке в предоставлении прав на РИД заинтересована международная компания) и патентование разработок за рубежом, в том числе при поддержке Российского экспортного центра*(27). При принятии решения об обеспечении правовой охраны РИД за рубежом следует учитывать участие России в ЕАЭС - наличие единого таможенного пространства - увеличивает риск появления на рынке контрафактной продукции, созданной с использованием РИД. Во избежание подобной ситуации следует обеспечить получение евразийского патента.
ж) оценка возможности трансформации выявленного нарушения исключительных прав Организации в правомерное использование РИД с выплатой Организации вознаграждения за такое использование: замена мер по защите исключительных прав заключением лицензионных соглашений с незлостными нарушителями.
Репутационные цели
з) соотнесение потенциальных выгод от коммерческого использования РИД и от его свободного распространения в творческой и (или) научной среде и, тем самым, повышения узнаваемости Организации на рынке ИС;
и) оценка целесообразности распоряжения правами на РИД на условиях открытой или свободной лицензии*(28) (обеспечивает повышение престижа Организации в качестве разработчика интеллектуального продукта путем предоставления доступа к РИД максимально широкому кругу потребителей);
к) мониторинг возможных нарушений исключительных прав Организации на РИД и принятие мер по защите прав Организации в случае выявления таких нарушений.
49. Вне зависимости от доминирующей цели маркетинга следует максимально эффективно использовать возможности цифровой экономики: обеспечить представление РИД, включая предлагаемые к лицензированию*(29), в электронных сервисах и на цифровых платформах, позволяющих сделать результат видимым для предпринимательского сектора, в том числе в государственных информационных системах. Электронные ресурсы, которые целесообразно использовать, включают ЕГИСУ НИОКТР*(30), IPChain*(31) и сервисы, подключенные к этому распределенному реестру - НРИС*(32), ЛитРес*(33), глобальный технологический портал Ассоциации университетских технологических менеджеров - AUTM GTP*(34) (при ориентации на зарубежные рынки), а также систему, разрабатываемую Минкультуры России для реализации свободных лицензий, и Национальную электронную библиотеку*(35). Также необходимо представлять в СМИ информацию о ведущих ученых - сотрудниках Организации, о реализуемых передовых научных исследованиях и творческих проектах, об успешном опыте внедрения создаваемых результатов в практику.
50. Необходимо обеспечить участие в программах и конкурсах, направленных на поддержку кооперации исследовательских организаций и предприятий реального сектора экономики, а также участие в выставочных и конкурсных мероприятиях по профилю научно-исследовательской и творческой деятельности Организации, установить связи и наладить схему постоянного взаимодействия с институтами развития, способствующими трансферу технологий.
51. Следует развивать отношения Организации с представителями предпринимательского, в том числе промышленного, сектора экономики, а также с элементами инновационной инфраструктуры:
а) использование возможностей, предоставляемых инновационной инфраструктурой региона: сотрудничество с представителями бизнеса в рамках работы технологических платформ и инжиниринговых центров, инновационных территориальных кластеров и технико-внедренческих особых экономических зон, Центров компетенций национальной технологической инициативы;
б) адресная рассылка маркетинговых материалов о разработках Организации представителям профильного бизнеса;
в) привлечение представителей бизнеса к проведению конкурсов научного творчества и изобретательства среди обучающихся.
52. Взаимодействие с бизнесом - производственными компаниями, технологическими интеграторами - имеет еще один важный аспект: работники и обучающиеся могут сориентироваться на решении реальных, масштабных задач, что позволит создать востребованные результаты. Изучение потребностей и структуры профильных сегментов рынка для обеспечения целевого маркетинга имеющихся РИД и практико-ориентированного подхода к планированию будущих исследований, разработок, результатов творческой деятельности - необходимая составляющая Политики.
53. В части коммерциализации ИС нельзя недооценивать опосредованную монетизацию, в частности, справедливо оценивать долю ИС в стоимости продукции, выпускаемой Организацией и (или) МИП Организации, а также долю ранее созданной ИС в стоимости работ и услуг Организации, включая научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы, образовательные услуги, выполняемые или оказываемые Организацией.
54. В целях эффективного маркетинга в сфере ИС целесообразно проводить и применять результаты патентных исследований*(36) для определения (уточнения) как самих направлений исследовательской деятельности, так и научно-технического или технологического уровня, патентоспособности, патентной чистоты и конкурентоспособности РИД, стратегии правовой охраны РИД и распоряжении правами на РИД.
55. В качестве комплексного инструмента определения направлений технологического развития Организации, ее научных и технологических приоритетов, формирования планов исследований и разработок, портфелей НИОКТР Организации может выступать патентный ландшафт*(37), позволяющий обосновывать и определять тенденции патентования для технологических приоритетов Организации, проводить технический анализ в привязке к ключевым сегментам области технологических приоритетов Организации, а также анализ стратегий патентования для охраны РИД на перспективных рынках.
6. Глобальная интеграция - от цифровых платформ к цифровой экономике
56. Организация не существует в вакууме - создаваемые результаты приобретают ценность только тогда, когда они используются для создания новых продуктов (товаров или услуг), востребованных как на национальном, так и на глобальном рынке. По-настоящему ценной ИС становится тогда, когда определяется будущий потребитель, когда полученный результат стимулирует других авторов к проявлению творческой и исследовательской активности, вызывает интерес у предпринимательского сообщества. В итоге усилия нескольких авторов, инженеров, организаций и предпринимателей объединяются для создания конечного продукта.
В этот момент должна быть обеспечена передача исключительных прав или прав использования РИД предпринимательскому сектору для применения результата на следующем этапе жизненного цикла знаний и разработок.
57. Особенность Российской Федерации - огромная территория, и поиск партнеров для применения созданных результатов является непростой задачей. В ее решении могут помочь цифровые платформы: они не имеют территориальных или отраслевых границ, задают общие правила и стандарты описания РИД, раскрытия информации о результатах и о фактах передачи или предоставления прав, а также информации о способах использования РИД, о возникающих спорах и о результатах их разрешения.
58. Собственная политика Организации в области ИС, инструменты ее реализации, модель описания созданных результатов, отлаженные механизмы взаимодействия с авторами и использования цифровых систем являются уникальным конкурентным преимуществом. Однако локальный характер системы управления ИС Организации, ее изолированность от глобальных платформ - это серьезный недостаток, который препятствует вовлечению прав на РИД в оборот, их интеграции на рынке ИС и развитию результатов, а, следовательно, и обретению ими коммерческой ценности, имеющей стоимостное выражение и обеспечивающей поступление дохода от РИД как в настоящем, так и в будущем. Поэтому необходимо интегрировать разрабатываемые в Организации решения и используемые системы с внешними цифровыми платформами, как государственными, так и негосударственными*(38).
59. Максимально возможная интеграция в уже существующие элементы информационной инфраструктуры цифровой экономики, использование "сетей знаний" и внешних цифровых технологических платформ позволяет:
а) осуществлять обмен идеями и информацией о результатах исследований и разработок, творческой деятельности, включая обмен между членами научно-образовательного профессионального сообщества, в том числе на допатентной стадии, с гарантированной защитой такой информации;
б) "запускать" цифровые данные о разработках и творческих продуктах в информационное пространство, выводя таким образом разработки на рынок технологий и креативных индустрий;
в) находить потенциальных лицензиатов, приобретателей прав на РИД - технологических предпринимателей, заинтересованных во внедрении результатов, инвесторов в будущие исследовательские или творческие проекты;
г) использовать инструменты "умных контрактов", поддерживаемые распределенным реестром для быстрого и профессионального заключения сделок, построения сложных цепочек передачи прав на результаты, их агрегации и (или) доработки и переработки для создания нового продукта (товара или услуги).
60. Глобальная интеграция систем, используемых Организацией, в цифровое пространство - единственный способ формирования новых, экстерриториальных рынков прав на объекты ИС.
______________________________
*(1) Адаптировано Минобрнауки России с участием Ассоциации "Национальный координационный центр обработки транзакций с правами и объектами интеллектуальной собственности" - IPChain, Федерации интеллектуальной собственности, Российского научно-исследовательского института экономики, политики и права в научно-технической сфере, Фонда "Сколково", Роспатента, Минкультуры России, Минэкономразвития России, НИЦ "Высшая школа экономики", Университета ИТМО, Южного Федерального Университета и Всероссийского научно-исследовательского института авиационных материалов.
*(2) Планы мероприятий по направлениям: "Нормативное регулирование", "Формирование исследовательских компетенций и технологических заделов", "Информационная инфраструктура", "Информационная безопасность" программы "Цифровая экономика Российской Федерации" (утверждены 18 декабря 2017 г.) и план мероприятий по направлению "Кадры и образование" программы "Цифровая экономика Российской Федерации" (утвержден 9 февраля 2018 г.).
*(3) Указ Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации", распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 июня 2017 г. N 1325-р "Об утверждении плана мероприятий по реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации", Распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 2227-р "Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года", Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденный Правительством Российской Федерации.
*(4) Указанные условия могут предусматривать как передачу исключительных прав на РИД заказчику работ, так и обязательное закрепление исключительных прав за Организацией, в том числе в целях предоставления лицензии на использование РИД государству/указанным им лицам/индустриальному партнеру.
*(5) Приказ Минобрнауки России от 21 октября 2015 г. N 1180 "Об утверждении типового контракта на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, типовых условий контракта при использовании результатов интеллектуальной деятельности, включаемых в контракты на выполнение работ, оказание услуг и информационной карты типового контракта, типовых условий контракта".
*(6) Под нетипичными понимаются, в том числе, такие результаты, как базы первичных исследовательских данных, трехмерные модели, последовательности геномного редактирования.
*(7) Под свободными лицензиями понимается распоряжение исключительным правом на произведение или объект смежных прав в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 1233 ГК РФ, под открытыми лицензиями - распоряжение исключительными правами на РИД на основании статей 1286.1, 1368 и 1429 ГК РФ.
*(8) В частности, следует иметь в виду, что в соответствии со статьей 1370 ГК РФ не является служебным РИД изобретение, полезная модель, промышленный образец, созданные работником с использованием денежных, технических или иных материальных средств работодателя, но не в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя. Право на получение патента на такой РИД и исключительное право на него принадлежит работнику-автору.
*(9) Статьи 1295, 1320, 1370, 1430, 1461, 1470 ГК РФ.
*(10) Под творческими продуктами здесь понимаются результаты творческой (не исключительно научно-технической, инженерной) интеллектуальной деятельности или совокупность таких результатов, включая книги, игры, скульптурные и архитектурные объекты и др.
*(11) Наравне с произведениями к объектам авторского права относятся программы для ЭВМ и базы данных.
*(12) К Организациям, признаваемым крупными научно-исследовательскими центрами, относятся: федеральные университеты, национальные исследовательские университеты, Университет НТИ, иные Организации, реализующие функции интегратора и (или) располагающие значительным бюджетом на научные исследования.
*(13) Включая: статус правовой охраны, наличие актов распоряжение правами, факт получения дохода от использования РИД, факт выплаты вознаграждения автору.
*(14) См. пункт 15.
*(15) В первую очередь необходимо принять во внимание, что личные неимущественные права всегда принадлежат автору РИД и не могут быть переданы Организации. Также рекомендуется указать, что создание, использование РИД и распоряжение правами на них должно осуществляться строго с соблюдением интеллектуальных прав третьих лиц.
*(16) При использовании в целях депонирования результата электронного репозитария РИД Организации необходимо обеспечить фиксацию приоритета Организации в создании РИД во внешней среде.
*(17) Постановление Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 327 "О единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения", постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2002 г. N 131 (ред. от 20.05.2014) "О государственном учете результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения".
*(18) Конфиденциальность сведений должна быть обеспечена не только в отношении секретов производства (ноу-хау), но также и в отношении патентоспособных объектов до подачи заявки на получение патента.
*(19) См. пункты 15-19.
*(20) Виды деятельности, за которые обязательна и (или) целесообразна выплата вознаграждения указаны в пункте 45.
*(21) Чистым доходом целесообразно признавать валовой доход от исключительного права на РИД за вычетом прямых расходов, к которым относятся маркетинговые расходы и расходы на обеспечение и поддержание правовой охраны соответствующего РИД.
*(22) В частности, когда выплата не производится, но Организация несет (компенсирует) затраты на стажировки, участие в акселерационных программах, поездки на форумы, выставки.
*(23) Обязанность работодателя по выплате вознаграждения работникам - авторам служебных РИД установлена положениями статей 1295, 1320, 1370, 1430, 1461 ГК РФ.
*(24) В том числе посредством отсылки к соответствующим локальным актам Организации.
*(25) Утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июня 2014 г. N 512.
*(26) Например, базы данных геномной информации, социологических опросов, переведенные в электронный вид архивы, данные, полученные с использованием инфраструктуры мегасайенс и т.д.
*(27) Постановление Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2016 г. N 1368 "О предоставлении субсидий российским производителям на финансирование части затрат, связанных с регистрацией на внешних рынках объектов интеллектуальной собственности".
*(28) См. комментарий к пункту 9.
*(29) В идеале - портфель РИД, предлагаемых к лицензированию, с типовыми "умными контрактами" на доступ к материалам и (или) на использование РИД.
*(30) Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 327 "О единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения" в ЕГИСУ НИОКТР должна быть размещена информация о результатах, созданных в рамках исследований и разработок, финансируемых с привлечением бюджетных средств. URL: https://rosrid.ru/.
*(31) IPChain - распределенный реестр транзакций с правами и объектами интеллектуальной собственности, реализующий единый подход в отношении как традиционных, так и нетипичных результатов, в первую очередь представленных в цифровой форме, позволяющий обеспечить фиксацию фактов возникновения новых объектов, а также этапов жизненного цикла результатов и фактов распоряжения правами на них, включая реализацию "умных контрактов" в отношении самых разных объектов. URL: https://ipchain.ru/possibilities/.
*(32) Национальный реестр интеллектуальной собственности. URL: https://nris.ru/.
*(33) ЛитРес. URL: https://www.litres.ru/o-kompanii/partneram/avtoram-i-izdatelstvam/, https://selfpub.ru/.
*(34) Association for University Technology Managers, Global Technology Portal. URL: http://gtp.autm.net/.
*(35) Национальная электронная библиотека (НЭБ). URL: http://xn--90ax2c.xn_plai/.
*(36) Реализация патентных исследований возможна как Организацией самостоятельно, так и путем аутсорсинга (посредством привлечения третьих лиц).
*(37) Под патентным ландшафтом понимается информационно-аналитическое исследование патентной документации, показывающее в общем виде патентную ситуацию в определенном технологическом направлении либо в отношении патентной активности субъектов инновационной сферы с учетом временной динамики и территориального признака (страны, региона или в мировом масштабе), а также визуализация патентной ситуации.
*(38) Примерный перечень приведен в пункте 49.
Директор Департамента стран |
М. Швантнер |
Первый заместитель Министра |
Г.В. Трубников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Политика в области интеллектуальной собственности для университетов и научно-исследовательских организаций (утв. Департаментом стран с переходной и развитой экономикой и Министерством науки и высшего образования РФ 31 июля 2018 г.)
Текст документа опубликован в Бюллетене "Официальные документы в образовании", ноябрь 2018 г., N 32