В соответствии с Законом Новосибирской области от 15.12.2007 N 166-ОЗ "О прогнозировании, программах и планах социально-экономического развития Новосибирской области", постановлением администрации Новосибирской области от 13.10.2008 N 289-па "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Новосибирской области, их формирования и реализации":
1. Утвердить прилагаемую концепцию долгосрочной целевой программы "Формирование здорового образа жизни у населения Новосибирской области на 2012-2015 годы" (далее - Концепция).
2. Министерству здравоохранения Новосибирской области (Кравченко О.В.) на основании Концепции разработать проект долгосрочной целевой программы "Формирование здорового образа жизни у населения Новосибирской области на 2012-2015 годы".
3. Контроль за исполнением распоряжения оставляю за собой.
Губернатор Новосибирской области |
В.А. Юрченко |
Концепция
долгосрочной целевой программы "Формирование здорового образа жизни
у населения Новосибирской области на 2012-2015 годы"
(утв. распоряжением Правительства Новосибирской области от 15 июля 2011 г. N 319-рп)
I. Цели и задачи долгосрочной целевой программы "Формирование здорового образа жизни у населения Новосибирской области на 2012-2015 годы"
(далее - Программа)
Возрастает роль человеческого капитала как основного, но при этом дефицитного фактора инновационного экономического развития, являющегося отличительной чертой современного общества. Обеспечение в долгосрочной перспективе устойчивого социально-экономического развития как страны в целом, так и Новосибирской области, предполагает, в первую очередь, сохранение и воспроизводство человеческого потенциала. Поэтому стабилизация численности населения, сокращение уровня смертности и увеличение средней продолжительности жизни к 2015 году до 75 лет постулируются в качестве ключевых целей развития России в основополагающих стратегических документах. Нормализация демографической ситуации, минимизация смертности в трудоспособном возрасте, повышение продолжительности жизни являются важнейшими стратегическими задачами и для Новосибирской области.
Причины ухудшения состояния общественного здоровья во многом лежат в плоскости индивидуальных действий, сводясь к высокой распространенности курения, злоупотреблению алкогольной продукцией, низкой физической активности, нерациональному питанию, безответственному гигиеническому, медицинскому и сексуальному поведению. В Новосибирской области сокращение ожидаемой продолжительности жизни населения связано, главным образом, с ростом смертности в трудоспособном возрасте, ведущей к экономическим потерям до 2 млрд. рублей в год. Таким образом, решение задач сбережения населения, роста качества его жизни, стоящих перед региональными органами власти, невозможно без широкого распространения практик самосохранительного поведения, высокой степени приверженности населения принципам здорового образа жизни.
На сегодняшний день в Новосибирской области отсутствует комплексная система формирования здорового образа жизни населения, предполагающая координированные действия различных социальных институтов по пропаганде гигиенических знаний, информированию и обучению контингентов риска навыкам профилактики заболеваний, укрепления здоровья, созданию мотивации для ведения здорового образа жизни, развитию самосохранительных компетенций, повышению медико-социальной активности.
Достижение цели приобщения населения Новосибирской области к здоровому образу жизни предполагает ориентацию на межведомственный и многоуровневый подходы, эффективное использование ресурсов, опыта и инициатив государства, гражданского общества и бизнеса, действующих на основе принципов социального партнерства. Формирование данных условий невозможно без концептуального документа, раскрывающего принципы сотрудничества, механизмы и направления деятельности по сохранению здоровья нынешнего и будущих поколений через повышение приверженности здоровому образу жизни.
Цель Программы: повышение мотивации и приверженности населения Новосибирской области к ведению здорового образа жизни.
Задачи Программы:
1. Формирование у граждан отношения к здоровью как высшей ценности, мотивационных установок и потребности в здоровом образе жизни.
2. Совершенствование условий для здорового образа жизни, улучшения физического и духовного здоровья.
3. Создание сети социального партнерства и организация межведомственного взаимодействия в области формирования здорового образа жизни.
Данные задачи дополняют те комплексы мер, что уже реализуются на территории Новосибирской области в рамках Приоритетного национального проекта "Здоровье", Программы мер по демографическому развитию Новосибирской области на 2008-2025 годы, утвержденной постановлением Губернатора Новосибирской области от 29.12.2007 N 539.
II. Система целевых индикаторов, обеспечивающих измеримость результатов достижения целей и решения задач Программы с разбивкой по временным периодам
Система целевых индикаторов Программы
Таблица
Показатель |
Единица измерения |
Период реализации Программы (годы) |
Примечание |
|||
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
|||
Удельный вес населения, не имеющего вредных привычек (от общей численности населения) |
% |
32,0 |
33,0 |
34,0 |
35,0 |
2011 г. - 30,0% |
Информированность населения о факторах риска заболеваний и мерах профилактики (от количества опрошенных) |
% |
60 |
65 |
70 |
75 |
2011 г. - 56% |
Охват населения мероприятиями по формированию и расширению здорового образа жизни (от общей численности населения) |
% |
37,0 |
42,0 |
47,0 |
52,0 |
2011 г. - 32,0% |
Доля подготовленных специалистов в области здорового образа жизни (от общей численности специалистов, работающих в отделениях медицинской профилактики лечебно-профилактических учреждений) |
% |
30 |
50 |
75 |
80 |
2011 г. - 10% |
Количество некоммерческих организаций, работающих в области формирования здорового образа жизни населения |
ед. |
33 |
36 |
40 |
45 |
2011 г. - 33 |
В таблице представлены планируемые значения целевых индикаторов, обеспечивающих измеримость результатов, достижение цели и решение задач Программы.
III. Анализ проблемы
Здоровое население и высокий демографический потенциал - это значимые факторы наращивания благосостояния населения, перехода Новосибирской области к устойчивому развитию, эффективному использованию человеческого потенциала, а также объективный критерий успешности проводимых социальных и экономических преобразований.
На состояние здоровья и продолжительность жизни людей, в первую очередь, влияет образ их жизни, связанный с ценностными установками. В то же время, снижение уровня заболеваемости напрямую связано с масштабами профилактических мероприятий и диспансеризации населения, проводимых учреждениями здравоохранения. Для здоровья пожилых людей и детей, оставшихся без попечения родителей, а также поддержки инвалидов особую роль играет социальная защищенность этих групп населения. В настоящее время влияние на здоровье населения перечисленных трех факторов является определяющим и требует особого внимания со стороны органов государственной власти и местного самоуправления.
В настоящее время в структуре смертности населения Новосибирской области преобладает смертность лиц трудоспособного возраста, которая составляет около 60%. Основными причинами смертности являются сердечно-сосудистые и онкологические заболевания. Распространенность этих заболеваний в большей степени обусловлена социальными факторами и напрямую связана с образом жизни - наличием вредных привычек, низкой физической активностью, высокими психоэмоциональными нагрузками и нерациональным питанием.
Сохраняются низкими показатели здоровья как у детского, так и у взрослого населения. 1-2 группы здоровья составляют 37,1% взрослого населения и 63% детского населения (это практически здоровая часть населения, требующая проведения только профилактических мероприятий). К 3 группе здоровья относятся 60,8% взрослых и 29,9% детей (требуется диспансерное наблюдение в амбулаторно-поликлинических условиях), к 4-5 группам - 2,1% взрослых и 0,1% детей (необходимо специализированное и высокотехнологичное лечение).
Продолжается рост числа заболеваний, связанных со злоупотреблением алкогольной продукцией, токсическими и наркотическими веществами. В 2010 году зарегистрировано 65,2 тыс. больных наркологическими расстройствами (2,5% от общей численности населения), в том числе от злоупотребления алкогольной продукцией - 45,8 тыс. больных (1,7% от общей численности населения). Это обусловлено, с одной стороны, низкой культурой, занятостью населения, с другой стороны - неблагоприятными социально-экономическими условиями. Как следствие этого - рост заболеваемости туберкулезом. Заболеваемость туберкулезом в Новосибирской области составляет 136,5 человек на 100,0 тыс. населения, что превышает общероссийский уровень. Начиная с середины 2007 года в области идет эпидемическое распространение ВИЧ-инфекции и растет число ВИЧ-инфицированных.
Широко распространено потребление алкогольных напитков среди молодежи. Это напрямую связано с низкой культурой здорового образа жизни, проблемой организации свободного времени и досуга. Отсутствует мотивация к регулярным занятиям физической культурой и спортом в связи с недостаточной обеспеченностью образовательных школ и детско-юношеских спортивных школ спортивными залами и оборудованием. Более половины из них не соответствуют современным требованиям и нуждаются в реконструкции, износ большинства гимнастических снарядов составляет от 80 до 90%.
Физкультурно-оздоровительная система, действующая на территории Новосибирской области, не может сегодня удовлетворить запросы разновозрастных категорий и групп населения и соответственно не позволяет характеризовать себя как социально ориентированную и доступную массовую оздоровительную базу. Большинство граждан в настоящее время не имеют возможности систематически заниматься физической культурой и спортом. По оценкам специалистов 85,0% населения, в том числе 65,0% детей, подростков и молодежи систематически не занимаются физической культурой и спортом.
Негативное влияние на здоровье населения оказывают и природно-экологические факторы, резко континентальный климат с наличием низких температур большую часть года, приводящие к большому количеству простудных заболеваний.
Основными источниками загрязнения атмосферного воздуха в крупных городах формальдегидами, бензапиреном, взвешенными веществами, диоксидом азота остаются автотранспорт (до 70% от валового выброса загрязняющих веществ в атмосферу) и промышленные предприятия (до 11%). В результате загрязнения атмосферного воздуха 58,7% населения области подвержено риску развития патологии органов дыхания и кровообращения.
В сельской местности только 10,7% населения пользуются доброкачественной питьевой водой.
Социологические исследования, проведенные в Новосибирской области, свидетельствуют о том, что в качестве основных факторов здоровья сами жители выделяют экологическую ситуацию и образ жизни.
Подавляющее большинство жителей Новосибирской области считают, что следят за своим здоровьем (83,0%), однако только 37,0% - постоянно, а более 46,0% - только во время болезни.
Несмотря на увеличение доли населения, ответственно относящегося к собственному здоровью, большая часть не находит возможности активно поддерживать и укреплять здоровье. Только 31,0% респондентов не имеют вредных привычек, 12,9% уделяют внимание правильному питанию.
Почти 77,0% респондентов уверены, что здоровье зависит от самого человека, что говорит о готовности населения взять на себя ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья.
Таким образом, основным приоритетом политики в области охраны здоровья должно стать управление процессами, ведущими к созданию социальных и экономических условий для ведения населением Новосибирской области здорового образа жизни.
Эффективным механизмом решения вышеизложенных проблем является на территории Новосибирской области внедрение политики здорового образа жизни.
IV. Обоснование необходимости решения проблемы в рамках
программно-целевого подхода
Актуальность применения программно-целевого метода обусловлена необходимостью координации межведомственных взаимодействий и разноплановых мероприятий Программы с участием исполнительных органов государственной власти Новосибирской области во взаимодействии с органами местного самоуправления в Новосибирской области, общественными организациями.
Использование программно-целевого метода даст возможность:
создать систему проведения профилактических мероприятий;
сформировать единые стандарты предоставления профилактических услуг населению на территории Новосибирской области.
Программно-целевой метод позволит:
обеспечить адресность, последовательность, преемственность и контроль инвестирования государственных средств в реализацию государственной политики в области сохранения здоровья нации;
разработать и внедрить инновационные информационно-коммуникационные технологии решения актуальных проблем профилактики заболеваний и формирования здорового образа жизни.
V. Механизм реализации Программы, система управления
Формирование политики в области формирования здорового образа жизни на территории Новосибирской области предполагается осуществлять путем:
разработки долгосрочной целевой программы по формированию здорового образа жизни населения Новосибирской области на 2012-2015 гг.;
координации действий исполнительных органов государственной власти Новосибирской области, органов местного самоуправления в Новосибирской области в направлении формирования здорового образа жизни населения;
организации эффективной системы межсекторного взаимодействия, интегрирующей усилия власти, бизнеса и гражданского общества в сфере формирования здорового образа жизни населения Новосибирской области;
разработки системы критериев, индикаторов и показателей оценки распространенности поведенческих факторов риска здоровью, уровня информированности населения о рисках, условий для ведения здорового образа жизни в Новосибирской области;
постоянного мониторинга степени приверженности населения здоровому образу жизни и корректировки на их основе мероприятий региональной политики;
стимулирования работодателей Новосибирской области на вложение средств в сохранение и укрепление здоровья работающих, формирование здорового образа жизни работников предприятий и организаций;
развития системы социологических исследований, направленных на анализ социально-экономических и социокультурных условий распространения поведенческих факторов риска здоровью, оценку риска здоровью;
укрепления научно-методической базы информирования населения о рисках и пропаганды принципов здорового образа жизни.
Реализацию целей и задач Программы предусматривается обеспечивать путем разработки мероприятий в сферах здравоохранения, образования, физической культуры и спорта, культуры и социальной защиты.
Общее управление и контроль за ходом реализации Программы осуществляет министерство здравоохранения Новосибирской области.
Предполагается обеспечить постоянный мониторинг реализации задач, контроль эффективности исполнения Программы путем сбора отчетов исполнителей программных мероприятий с использованием системы показателей, являющихся критериями оценки эффективности реализации Программы.
Эффективность реализации Программы будет обеспечена достижением целевых показателей за счет использования программно-целевого подхода, четкой организации и контроля за полнотой и своевременностью исполнения мероприятий Программы.
Степень достижения запланированных результатов Программы планируется оценивать на основании сопоставления фактически достигнутых значений целевых индикаторов с их плановыми значениями.
VI. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы
Решение проблемы снижения заболеваемости, увеличения продолжительности и улучшения качества жизни населения программными средствами будет осуществляться путем обоснованного выбора мероприятий по направлениям реализации Программы.
Финансирование мероприятий Программы будет осуществляться за счет средств областного бюджета Новосибирской области. Координация мероприятий Программы способствует эффективности их реализации, достижению целей и задач в области охраны здоровья населения Новосибирской области.
Возможны 3 варианта решения проблемы заболеваемости и формирования здорового образа жизни программно-целевым методом, отличающиеся объемами финансирования.
Первый вариант - финансовое обеспечение реализации Программы в заявленных объемах. Утверждение Программы по первому варианту позволит достичь поставленной цели.
При этом варианте реализация Программы сопряжена с макроэкономическими рисками, связанными с возможностью снижения темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности, возникновения бюджетного дефицита.
Второй вариант - принятие Программы с объемом финансирования от 50 до 80 процентов заявленного объема.
При этом варианте финансирование Программы будет сосредоточено на наиболее эффективных мероприятиях, обеспечивающих стабилизацию основных показателей заболеваемости, а также на мероприятиях, требующих относительно небольших объемов финансирования. Этот вариант предполагает в рамках стандартных процедур реализации Программы проведение мероприятий, которые позволят осуществлять отдельные мероприятия и выявлять возможные области их взаимодействия и совместного использования достигнутых результатов. Указанный вариант не предусматривает кардинального изменения принципов реализации Программы, не включает проведение социологических работ в объемах, позволяющих объективно выявлять имеющиеся тенденции и вырабатывать новые технологии в области профилактики заболеваний и формирования здорового образа жизни, поэтому реализация Программы сопряжена с риском разобщенности мероприятий различных ведомств по обеспечению единой политики в области формирования здорового образа жизни. Данный вариант не предусматривает принципов реализации Программы, не позволяет объективно выявлять имеющиеся тенденции и достичь целевых показателей.
Третий вариант - принятие Программы с объемом финансирования менее 50%. По этому варианту финансирование Программы сосредоточено на наименее затратных первоочередных мероприятиях.
Внутренними рисками, влияющими на эффективную реализацию Программы можно назвать:
1. Недостаточный уровень организации работы амбулаторно-поликлинического звена учреждений здравоохранения по вопросам профилактики.
2. Недостаточная укомплектованность медицинскими кадрами отделений (кабинетов) медицинской профилактики лечебно-профилактических учреждений (по состоянию на 01.01.2011 укомплектованность составляет 56%).
3. Отсутствие системы повышения квалификации медицинского персонала общей лечебной сети по вопросам профилактики.
VII. Оценка объема предполагаемого финансирования и
предложения по его источникам
Программа финансируется за счет средств областного бюджета Новосибирской области.
Общий объем финансирования - всего: 45301,2 тыс. рублей, из них средства областного бюджета Новосибирской области - 45301,2 тыс. рублей, в том числе по годам:
2012 год - 11760,2 тыс. рублей;
2013 год - 11107,0 тыс. рублей;
2014 год - 11268,0 тыс. рублей;
2015 год - 11166,0 тыс. рублей;
Средства Программы по исполнителям:
министерство здравоохранения Новосибирской области:
областной бюджет Новосибирской области - всего: 12242,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
2012 год - 3271,0 тыс. рублей;
2013 год - 3472,0 тыс. рублей;
2014 год - 2853,0 тыс. рублей;
2015 год - 2646,0 тыс. рублей;
департамент физической культуры и спорта Новосибирской области:
областной бюджет Новосибирской области - всего: 3029,2 тыс. рублей, в том числе по годам:
2012 год - 2479,2 тыс. рублей;
2013 год - 150,0 тыс. рублей;
2014 год - 200,0 тыс. рублей;
2015 год - 200,0 тыс. рублей;
министерство социального развития Новосибирской области:
областной бюджет Новосибирской области - всего: 1200,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
2012 год - 300,0 тыс. рублей;
2013 год - 300,0 тыс. рублей;
2014 год - 300,0 тыс. рублей;
2015 год - 300,0 тыс. рублей;
управление по делам молодежи Новосибирской области:
областной бюджет Новосибирской области - всего: 8330,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
2012 год - 400,0 тыс. рублей;
2013 год - 2460,0 тыс. рублей;
2014 год - 2690,0 тыс. рублей;
2015 год - 2780,0 тыс. рублей.
министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области:
областной бюджет Новосибирской области - всего: 20500,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
2012 год - 5310,0 тыс. рублей;
2013 год - 4725,0 тыс. рублей;
2014 год - 5225,0 тыс. рублей;
2015 год - 5240,0 тыс. рублей.
VIII. Предполагаемый перечень проектов и основных направлений реализации мероприятий, достаточный для решения задач и достижения цели Программы
Для достижения поставленной цели и выполнения намеченных задач предлагается реализация программных мероприятий по следующим направлениям:
1. Развитие и совершенствование информационно-пропагандистской деятельности среди населения с использованием средств массовой информации по вопросам формирования здорового образа жизни, включая сокращение потребления алкогольной продукции и табака:
1) ориентирование первичного здравоохранения на просвещение населения о причинах заболеваний, основных методах их профилактики, основах здорового образа жизни и на поддержку населения в его здоровом выборе;
2) реализация популяризационного подхода в просвещении населения по основам здорового образа жизни, мерам по укреплению здоровья и профилактике заболеваний;
3) разработка методических пособий с научно-обоснованными положениями об основах ведения здорового образа жизни;
4) создание и проведение образовательных курсов по научно-обоснованной профилактике хронических неинфекционных заболеваний;
5) совершенствование работы средств массовой информации по информированию населения об основах ведения здорового образа жизни, основных методах профилактики хронических неинфекционных заболеваний;
6) активное вовлечение населения в Программы и кампании по улучшению здоровья и профилактике заболеваний с особым акцентом на развитие волонтерского движения среди молодежи;
7) разработка и внедрение системы мониторинга информированности населения о факторах риска развития заболеваний и правилах здорового образа жизни.
2. Организация профессиональной подготовки и переподготовки кадров, участвующих в реализации мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у граждан.
Для осуществления мероприятий по формированию здорового образа жизни у населения необходимо достаточное количество квалифицированных медицинских и немедицинских кадров. Специалисты в области формирования здорового образа жизни могут быть подготовлены не только из числа медицинских и педагогических работников: основам формирования здорового образа жизни среди населения Новосибирской области должны быть обучены психологи, журналисты, а также социальные работники.
3. Развитие и совершенствование нормативно-правовой базы, в том числе разработка критериев и стандартов, направленной на совершенствование системы управления в сфере профилактики заболеваний и формирования здорового образа жизни.
IX. Обоснование эффективности Программы
В результате реализации Программы, направленной на формирование здорового образа жизни, в 2015 году по сравнению с 2011 годом будут достигнуты следующие результаты:
1. Удельный вес населения, не имеющего вредных привычек (от общей численности населения), увеличится на 5 процентных пунктов.
2. Информированность населения о факторах риска заболеваний и мерах профилактики увеличится на 19 процентных пунктов.
3. Мероприятиями по формированию и расширению здорового образа жизни к концу 2015 года будет охвачено не менее 52% населения Новосибирской области (в 2011 году - 32%).
4. Доля подготовленных специалистов в области здорового образа жизни (от общей численности специалистов, работающих в отделениях медицинской профилактики лечебно-профилактических учреждений) к концу 2015 года увеличится до 80% (в 2011 году - 10%).
5. Количество некоммерческих организаций, работающих в области формирования здорового образа жизни у населения, увеличится на 36% (в 2011 году - 33 организации).
Реализация Программы, наряду с реализацией иных долгосрочных и ведомственных целевых программ областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области, будет способствовать достижению таких социально значимых результатов, как увеличение ожидаемой продолжительности жизни, увеличение рождаемости, увеличение количества детей первой и второй групп здоровья, снижение смертности, в том числе от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В целях повышения мотивации и приверженности населения области к ведению здорового образа жизни разработана концепция долгосрочной целевой программы "Формирование здорового образа жизни у населения Новосибирской области на 2012-2015 годы".
Основной задачей Программы является формирование у граждан отношения к здоровью как высшей ценности и потребности в здоровом образе жизни, а также совершенствование условий для здорового образа жизни, улучшения физического и духовного здоровья.
Финансирование Программы планируется осуществлять за счет средств областного бюджета. Общий прогнозный объем составляет 45301,2 тыс. рублей.
Распоряжение Правительства Новосибирской области от 15 июля 2011 г. N 319-рп "Об утверждении концепции долгосрочной целевой программы "Формирование здорового образа жизни у населения Новосибирской области на 2012-2015 годы""
Текст распоряжения опубликован на сайте Губернатора и Правительства Новосибирской области www.nso.ru от 20 июля 2011 г.