В соответствии с пунктом 16 Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293; 2014, N 39, ст. 5266; 2016, N 21, ст. 3002; 2018, N 8, ст. 1210), приказываю:
Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт "Мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий".
Министр |
М.А. Топилин |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 16 октября 2018 г.
Регистрационный N 52440
См. справку о профессиональных стандартах
См. должностную инструкцию мастера производственного обучения (обучение вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий)
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации
от 28 сентября 2018 г. N 603н
Профессиональный стандарт
Мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий
|
1215 |
|
Регистрационный номер |
I. Общие сведения
Обучение вождению транспортных средств (далее - ТС) соответствующих категорий и подкатегорий |
|
01.006 |
(наименование вида профессиональной деятельности) |
|
Код |
Основная цель вида профессиональной деятельности:
Обучение безопасному управлению ТС соответствующих категорий и подкатегорий |
Группа занятий:
Преподаватели средних профессиональных образовательных организаций |
- |
- |
|
(наименование) |
(код ОКЗ) |
(наименование) |
Отнесение к видам экономической деятельности:
Обучение профессиональное |
|
(код ОКВЭД 2) |
(наименование вида экономической деятельности) |
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые функции |
Трудовые функции |
||||
код |
наименование |
уровень квалификации |
наименование |
код |
уровень (подуровень) квалификации |
А |
Обучение вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий |
6 |
Проведение практических занятий по обучению вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий |
А/01.6 |
6 |
Педагогический контроль и оценка освоения квалификации водителя ТС соответствующих категорий и подкатегорий |
А/02.6 |
6 |
|||
Планирование учебной работы и ведение учета выполнения программ производственного обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий и успеваемости обучающихся |
А/03.6 |
6 |
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция
Наименование |
Обучение вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий |
Код |
А |
Уровень квалификации |
6 |
Происхождение обобщенной трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей, профессий |
Мастер производственного обучения |
Требования к образованию и обучению |
Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена или Среднее профессиональное образование (непрофильное) - программы подготовки специалистов среднего звена и дополнительное профессиональное образование в области обучения вождению ТС соответствующей категории |
Требования к опыту практической работы |
- |
Особые условия допуска к работе |
Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации 3 Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), в порядке, установленном законодательством Российской Федерации 4 Прохождение в установленном законодательством Российской Федерации порядке аттестации на соответствие занимаемой должности 5 Наличие документа на право обучения вождению ТС данной категории, а также удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории 6 Прохождение инструктажа по охране труда 7 |
Другие характеристики |
Рекомендуется дополнительное профессиональное образование - программы повышение квалификации по профилю педагогической деятельности не реже одного раза в три года Наличие стажа управления ТС не менее трех лет Отсутствие лишения права управления ТС в течение пяти лет |
Дополнительные характеристики
Наименование классификатора |
Код |
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
|||
Преподаватели средних профессиональных образовательных организаций |
|||||
- |
|||||
Мастер производственного обучения |
|||||
Профессиональное обучение (по отраслям) |
3.1.1. Трудовая функция
Наименование |
Проведение практических занятий по обучению вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий |
Код |
А/01.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Подготовка учебных мест, учебного ТС соответствующей категории и подкатегории к проведению практических занятий |
Проведение инструктажа по основным правилам безопасности ТС | |
Проведение практических занятий по подготовке ТС соответствующей категории и подкатегории к эксплуатации | |
Первоначальное обучение вождению на тренажерах (при наличии) | |
Первоначальное обучение вождению ТС соответствующей категории и подкатегории на закрытой площадке (автодроме) | |
Практическое обучение вождению ТС соответствующей категории и подкатегории в условиях дорожного движения | |
Проведение практических занятий по подготовке кандидата в водители к сдаче квалификационного экзамена и экзамена на право управления ТС соответствующей категории и подкатегории | |
Контроль соблюдения обучающимися правил дорожного движения при обучении на специализированной площадке (автодроме) и в условиях дорожного движения по дорогам общего пользования | |
Необходимые умения |
Выполнять ежедневное техническое обслуживание ТС соответствующей категории и подкатегории (состава ТС) и устранять мелкие неисправности в процессе его эксплуатации |
Выполнять контрольный осмотр ТС соответствующей категории и подкатегории перед выездом | |
Измерять параметры электрической цепи автомобиля | |
Проводить инструктаж по основным правилам безопасности ТС с обучающимися | |
Безопасно управлять ТС соответствующей категории и подкатегории (составом ТС) в различных условиях дорожного движения | |
Проводить обучение, предусмотренное рабочей программой учебного предмета по обучению вождению ТС соответствующей категории и подкатегории, разработанной в соответствии с примерной или типовой основной программой профессионального обучения водителей ТС | |
Использовать педагогически обоснованные формы, методы, способы и приемы организации практического обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий, применять современные технические средства обучения и образовательные технологии с учетом: - специфики осваиваемой профессии; - задач занятия (цикла занятий); - возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья - также с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей) | |
Демонстрировать способы и приемы управления ТС соответствующей категории и подкатегории (составом ТС) в различных условиях дорожного движения | |
Контролировать и оценивать готовность обучающихся к занятию, выполнению ими практических заданий (упражнений) по управлению ТС | |
Учитывать при проведении занятий особенности физической работоспособности обучающихся и закономерности ее изменения в течение различных интервалов времени (учебный месяц, неделя, день, занятие) | |
Конструктивно разрешать противоречия и конфликты, возникающие при практических занятиях с обучающимися в дорожном движении, управлять своим эмоциональным состоянием, применять в профессиональной деятельности техники и приемы эффективного общения | |
Соблюдать требования охраны труда, использовать средства пожаротушения и применять средства индивидуальной защиты | |
Оценивать динамику подготовленности и мотивации обучающихся, успехи и затруднения в освоении профессии, определять их причины, индивидуализировать и корректировать процесс обучения | |
Анализировать проведение занятий, вносить коррективы в процесс обучения | |
Необходимые знания |
Основы законодательства Российской Федерации об образовании и локальные нормативные акты по организации образовательного процесса |
Теоретические основы и методика профессионального обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий | |
Требования федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО) к подготовке по профессии водителя ТС соответствующих категорий и подкатегорий (для преподавания по программам среднего профессионального образования) | |
Требования примерных или типовых основных программ профессионального обучения и рабочих программ учебного предмета по обучению вождению ТС соответствующей категории и подкатегории к практической подготовке по профессии водителя ТС соответствующей категории и подкатегории | |
Содержание учебников, учебных пособий по обучению водителей ТС соответствующих категорий и подкатегорий | |
Требования, предъявляемые профессией водителя ТС соответствующих категорий и подкатегорий к человеку, набор противопоказаний при выборе профессии | |
Психологические аспекты практического обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий | |
Возрастные особенности обучающихся, вопросы индивидуализации обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий | |
Особенности психофизического развития, индивидуальные возможности лиц с ограниченными возможностями здоровья и особенности их обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья) | |
Эффективные приемы общения и организации деятельности обучающихся, ориентированные на развитие мотивации и поддержку освоения профессии водителя ТС соответствующих категорий и подкатегорий | |
Устройство и конструктивные особенности эксплуатируемых автомобилей | |
Назначение и взаимодействие основных узлов эксплуатируемых автомобилей | |
Основные положения электротехники, принципы работы типовых электрических устройств автомобиля, меры безопасности при работе с электрооборудованием и электрифицированными инструментами | |
Правила дорожного движения и основы безопасного управления ТС соответствующей категории и подкатегории в различных условиях дорожного движения | |
Требования охраны труда на автотранспорте | |
Классификация и номенклатура опасных и вредных факторов в профессиональной деятельности водителей ТС соответствующих категорий и подкатегорий, методы и средства защиты от них | |
Меры ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения | |
Меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье обучающихся, находящихся под их руководством | |
Другие характеристики |
- |
3.1.2. Трудовая функция
Наименование |
Педагогический контроль и оценка освоения квалификации водителя ТС соответствующих категорий и подкатегорий |
Код |
А/02.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Оценка первоначальных навыков управления ТС соответствующей категории и подкатегории на закрытой площадке (автодроме) |
Оценка навыков управления транспортным средством соответствующей категории и подкатегории в условиях дорожного движения | |
Необходимые умения |
Применять современные оценочные средства, в том числе технические средства контроля, для проверки первоначальных навыков управления ТС соответствующей категории и подкатегории на закрытой площадке (автодроме) |
Проводить проверку в соответствии с процедурой, установленной оценочными средствами | |
Контролировать ход выполнения обучающимся (экзаменуемым) упражнений на закрытой площадке или автодроме, маневров и действий в условиях дорожного движения, подавать команды, фиксировать в экзаменационном листе ошибки и начислять штрафные баллы | |
Корректно интерпретировать результаты контроля, выставлять оценку | |
Устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися (экзаменуемыми) для обеспечения достоверного оценивания, соблюдать нормы педагогической этики | |
Анализировать организацию проверки первоначальных навыков управления и навыков управления ТС соответствующей категории и подкатегории в условиях дорожного движения при проведении квалификационного экзамена и представлять предложения по его совершенствованию | |
Необходимые знания |
Основы законодательства Российской Федерации об образовании и локальные нормативные акты, регламентирующие проведение промежуточной и итоговой (итоговой государственной) аттестации обучающихся по программам профессионального обучения и (или) профессионального образования |
Содержание и методика оценки первоначальных навыков управления и навыков управления ТС соответствующей категории и подкатегории в условиях дорожного движения | |
Законодательство Российской Федерации в части, регламентирующей допуск к управлению ТС соответствующих категорий и подкатегорий, в том числе правила проведения экзаменов на право управления ТС и выдачи водительских удостоверений, включая: - требования к средствам аудио- и видеорегистрации процесса проведения практических экзаменов; - требования к автодромам, автоматизированным автодромам и закрытым площадкам, автоматизированной системе контроля и оценки навыков управления ТС; - требования к маршрутам, на которых проводятся экзамены по управлению ТС в условиях дорожного движения, и информацию об утвержденных маршрутах | |
Этические нормы, приемы педагогической поддержки обучающихся при проведении контрольно-оценочных мероприятий | |
Другие характеристики |
- |
3.1.3. Трудовая функция
Наименование |
Планирование учебной работы и ведение учета выполнения программ производственного обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий и успеваемости обучающихся |
Код |
А/03.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Разработка (обновление) рабочей программы учебного предмета по обучению вождению ТС соответствующей категории и подкатегории |
Планирование занятий по обучению вождению ТС соответствующей категории и подкатегории | |
Учет выполнения рабочей программы учебного предмета по обучению вождению ТС соответствующей категории и подкатегории и успеваемости обучающихся | |
Необходимые умения |
Разрабатывать и обновлять рабочие программы учебного предмета в соответствии с примерной или типовой программой, планы занятий (циклов занятий) по обучению вождению ТС соответствующей категории и подкатегории (самостоятельно или совместно с преподавателем (преподавателями) и (или) методистом) с учетом: - порядка, установленного законодательством Российской Федерации об образовании; - требований ФГОС СПО (для преподавания по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих), профессиональных стандартов, квалификационных характеристик, запросов работодателей; - образовательных потребностей, подготовленности и развития обучающихся, в том числе стадии профессионального развития; - возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья - также с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей); - роли практической подготовки в формировании у обучающихся компетенций, предусмотренных ФГОС СПО и(или) образовательной программой; - возможности освоения образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания; - современного развития технических средств и образовательных технологий обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий |
Подбирать учебники, учебные и учебно-методические пособия, электронные образовательные ресурсы, материалы, необходимые для обучения вождению ТС соответствующей категории и подкатегории | |
Планировать учебный процесс, подбирать задания, составлять перечень учебных работ с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающегося | |
Разрабатывать рабочую программу учебного предмета по обучению вождению ТС соответствующей категории и подкатегории, обсуждать с преподавателями вопросы, возникающие по разрабатываемым документам | |
Вести учет выполнения рабочей программы учебного предмета "Вождение ТС соответствующих категорий и подкатегорий" и успеваемости обучающихся | |
Необходимые знания |
Теоретические основы и методика профессионального обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий, особенности планирования занятий по профессиональному обучению вождению ТС в зависимости от их целей и задач, места проведения, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся |
Основы законодательства Российской Федерации в части, регламентирующей педагогическую деятельность в сфере профессионального обучения и(или) профессионального образования, обработку персональных данных (понятие, порядок работы, меры защиты персональных данных, ответственность за нарушение закона о персональных данных) | |
Основы законодательства Российской Федерации в сфере безопасности дорожного движения и меры ответственности за его нарушение | |
Локальные нормативные акты, регламентирующие организацию образовательного процесса, планирование учебной работы и ведение учета выполнения программ обучения вождению ТС и успеваемости обучающихся, ведение и порядок доступа к документации, в том числе документации, содержащей персональные данные | |
Требования ФГОС СПО к подготовке по профессии водителя ТС соответствующих категорий и подкатегорий (для преподавания по программам среднего профессионального образования) | |
Требования примерных или типовых и рабочих программ к практической подготовке по профессии водителя ТС соответствующей категории и подкатегории | |
Требования профессиональных стандартов и квалификационные характеристики водителей ТС соответствующих категорий и подкатегорий | |
Содержание учебников, учебных пособий по обучению водителей ТС соответствующих категорий и подкатегорий | |
Требования к современным учебникам, учебным пособиям и методическим материалам в области практического обучения | |
Психологические аспекты практического обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий | |
Возрастные особенности обучающихся, вопросы индивидуализации обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий | |
Особенности психофизического развития, индивидуальные возможности лиц с ограниченными возможностями здоровья и их влияние на обучение вождению | |
ТС соответствующих категорий и подкатегорий (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья) | |
Эффективные приемы общения и организации деятельности обучающихся, ориентированные на развитие мотивации и поддержку освоения профессии водителя ТС соответствующих категорий и подкатегорий | |
Устройство и конструктивные особенности эксплуатируемых автомобилей, назначение и взаимодействие основных узлов эксплуатируемых автомобилей | |
Основные положения электротехники, принципы работы типовых электрических устройств автомобиля, меры безопасности при работе с электрооборудованием и электрифицированными инструментами | |
Правила дорожного движения и основы безопасного управления ТС соответствующих категорий и подкатегорий в различных условиях дорожного движения | |
Требования охраны труда на автотранспорте | |
Меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье обучающихся, находящихся под их руководством | |
Другие характеристики |
- |
IV. Сведения об организациях - разработчиках профессионального стандарта
4.1. Ответственная организация-разработчик
ФГБОУ ВПО "Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)", город Москва | |
Проректор по научной работе |
Жанказиев Султан Владимирович |
4.2. Наименования организаций-разработчиков
3 |
АНО ДПО "Объединенный научно-методический центр", Московская область, поселок Красково |
1 |
Некоммерческое партнерство содействия развитию системы подготовки и переподготовки водителей "Межрегиональная ассоциация автошкол, преподавателей, инструкторов и водителей", город Москва |
2 |
ФАУ "Отраслевой научно-методический центр" Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации, Московская область, поселок Красково |
------------------------------
1Общероссийский классификатор занятий. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
Нумерация сносок приводится в соответствии с источником
3Статьи 331 и 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2018, N 32, ст. 5108).
4Статьи 69 и 213 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2018, N 32, ст. 5108); статья 48 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2018, N 32, ст. 5122); приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" (зарегистрирован Минюстом России 21 октября 2011 г., регистрационный N 22111) с изменениями, внесенными приказами Минздрава России от 15 мая 2013 г. N 296н (зарегистрирован Минюстом России 3 июля 2013 г., регистрационный N 28970), от 5 декабря 2014 г. N 801н (зарегистрирован Минюстом России 3 февраля 2015 г., регистрационный N 35848) и приказом Минтруда России, Минздрава России от 6 февраля 2018 г. N 62н/49н (зарегистрирован Минюстом России 2 марта 2018 г., регистрационный N 50237).
5Статья 48 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2018, N 32, ст. 5122).
6Пункт. 21.3 постановления Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 N 1090 "О Правилах дорожного движения" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 47, ст. 4531; Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 36, ст. 5622).
7Постановление Минтруда России, Минобразования России от 13 января 2003 г. N 1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций" (зарегистрировано Минюстом России 12 февраля 2003 г., регистрационный N 4209), с изменениями, внесенными приказом Минтруда России, Минобрнауки России от 30 ноября 2016 г. N 697н/1490 (зарегистрирован Минюстом России 16 декабря 2016 г., регистрационный N 44767).
8Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.
9Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.
10Общероссийский классификатор специальностей по образованию.
Минтруд разработал профстандарт "Мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий". Он содержит:
- цель деятельности, трудовые функции;
- требования к образованию и обучению;
- условия допуска к работе.
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 28 сентября 2018 г. N 603н "Об утверждении профессионального стандарта "Мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 16 октября 2018 г.
Регистрационный N 52440
Настоящий приказ вступает в силу с 28 октября 2018 г.
Текст приказа опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 17 октября 2018 г.