Постановление Большой коллегии Суда Евразийского экономического союза от 17 сентября 2018 г.
Большая коллегия Суда Евразийского экономического союза в составе председательствующего судьи Баишева Ж.Н., судьи-докладчика Колоса Д.Г., судей Ажибраимовой А.М., Айриян Э.В., Нешатаевой Т.Н., Сейтимовой В.Х., Скрипкиной Г.А., Туманяна А.Э., Федорцова А.А., Чайки К.Л.,
при секретаре судебного заседания Долженко Л.Ч.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Евразийской экономической комиссии о разъяснении положений пунктов 4 и 6 статьи 76 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и пункта 2 Критериев отнесения рынка к трансграничному, утвержденных Решением Высшего Евразийского экономического совета от 19 декабря 2012 года N 29, установила:
I. Вопрос заявителя
Евразийская экономическая комиссия (далее - заявитель, Комиссия) обратилась в Суд Евразийского экономического союза (далее - Суд) с заявлением о разъяснении положений Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор), а также Критериев отнесения рынка к трансграничному, утвержденных Решением Высшего Евразийского экономического совета от 19 декабря 2012 года N 29 (далее - Критерии отнесения рынка к трансграничному).
В заявлении Комиссия указывает, что в соответствии с пунктом 7 статьи 76 Договора пресечение нарушений хозяйствующими субъектами (субъектами рынка) государств-членов, а также физическими лицами и некоммерческими организациями государств-членов, не осуществляющими предпринимательскую деятельность, общих правил конкуренции, установленных настоящим разделом (раздел XVIII Договора), в случае если такие нарушения оказывают или могут оказать негативное влияние на конкуренцию на трансграничных рынках на территориях двух и более государств-членов, за исключением финансовых рынков, осуществляется Комиссией в порядке, предусмотренном приложением N 19 к настоящему Договору.
Согласно пункту 8 Протокола об общих принципах и правилах конкуренции (приложение N 19 к Договору о Евразийском экономическом союзе) (далее - Протокол об общих принципах и правилах конкуренции) пресечение нарушений хозяйствующими субъектами (субъектами рынка), а также физическими лицами и некоммерческими организациями государств-членов, не являющимися хозяйствующими субъектами (субъектами рынка), общих правил конкуренции, установленных статьей 76 Договора, на территориях государств-членов осуществляется уполномоченными органами государств-членов.
В соответствии с пунктом 9 Протокола об общих принципах и правилах конкуренции пресечение нарушений хозяйствующими субъектами (субъектами рынка) государств-членов, а также физическими лицами и некоммерческими организациями государств-членов, не являющимися хозяйствующими субъектами (субъектами рынка), общих правил конкуренции, установленных статьей 76 Договора, осуществляется Комиссией, если такие нарушения оказывают или могут оказать негативное влияние на конкуренцию на трансграничных рынках, за исключением нарушений, оказывающих негативное влияние на конкуренцию на трансграничных финансовых рынках, пресечение которых осуществляется в соответствии с законодательством государств-членов.
В ходе реализации Комиссией полномочий, установленных пунктом 10 Протокола об общих принципах и правилах конкуренции, возник вопрос относительно разграничения нарушений правил конкуренции, запрет которых установлен пунктом 4 статьи 76 Договора (заключение "вертикальных" соглашений) и пунктом 6 статьи 76 Договора (осуществление координации экономической деятельности), в том числе возможности применения пункта 2 Критериев отнесения рынка к трансграничному в отношении последнего из упомянутых нарушений.
Заявитель отмечает, что пунктами 3-5 Критериев отнесения рынка к трансграничному предусмотрены условия, при которых Комиссией осуществляется пресечение нарушений хозяйствующими субъектами (субъектами рынка) государств-членов запретов, предусмотренных только пунктами 1-5 статьи 76 Договора, при отсутствии таких условий в отношении пресечения Комиссией нарушений, предусмотренных пунктом 6 статьи 76 Договора.
В этой связи заявитель просит Суд осуществить разъяснение следующих положений Договора и Критериев отнесения рынка к трансграничному:
1. Пункта 2 Критериев отнесения рынка к трансграничному при определении компетенции Комиссии в случае пресечения нарушения общих правил конкуренции, предусмотренного пунктом 6 статьи 76 Договора, учитывая, что пункты 3-5 Критериев отнесения рынка к трансграничному применяются при пресечении нарушений, установленных пунктами 1-5 статьи 76 Договора, а в отношении пункта 6 статьи 76 Договора такой дополнительный критерий не установлен;
2. Пунктов 4 и 6 статьи 76 Договора в их системной взаимосвязи и соотношении предусмотренных данными пунктами запретов, в том числе, возможности и оснований разграничения в качестве отдельных составов нарушений, установленных указанными пунктами статьи 76 Договора.
II. Выводы Большой коллегии Суда
В соответствии с пунктом 46 Статута Суда Евразийского экономического союза, являющегося приложением N 2 к Договору о Евразийском экономическом союзе, (далее - Статут Суда) Суд по заявлению органа Союза осуществляет разъяснение положений Договора, международных договоров в рамках Союза и решений органов Союза.
Согласно пункту 1 статьи 8 Договора Комиссия является одним из органов Союза, то есть органом, имеющим право на обращение в Суд с заявлением о разъяснении положений Договора. Таким образом, Суд имеет компетенцию ratione personae на рассмотрение данного заявления.
Заявитель просит разъяснить положения пунктов 4 и 6 статьи 76 Договора, а также пункта 2 Критериев отнесения рынка к трансграничному, которые утверждены Решением Высшего Евразийского экономического совета от 19 декабря 2012 года N 29, то есть до вступления в силу Договора. Большая коллегия Суда обращает внимание на то, что согласно пункту 2 статьи 99 Договора Решения Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств, действующие на дату вступления в силу Договора, сохраняют свою юридическую силу и применяются в части, не противоречащей Договору. Решением Высшего Евразийского экономического совета от 26 декабря 2016 года N 26 пункт 1 Критериев отнесения рынка к трансграничному изложен в новой редакции: "Настоящие Критерии разработаны на основании пункта 2 статьи 74 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор) и в соответствии с пунктом 7 статьи 76 Договора применяются для целей определения компетенции Евразийской экономической комиссии по пресечению нарушений общих правил конкуренции хозяйствующими субъектами (субъектами рынка) государств - членов Евразийского экономического союза (далее соответственно - хозяйствующие субъекты, государства - члены)".
Таким образом, разъяснение положений пунктов 4 и 6 статьи 76 Договора, а также пункта 2 Критериев отнесения рынка к трансграничному входит в компетенцию Суда ratione materiae и ratione temporis.
Согласно пункту 73 Статута Суда Суд рассматривает дела о разъяснении на заседаниях Большой коллегии Суда.
Пунктом 68 Статута Суда установлено, что порядок рассмотрения дел о разъяснении определяется Регламентом Суда Евразийского экономического союза, утвержденным Решением Высшего Евразийского экономического совета от 23 декабря 2014 года N 101 (далее - Регламент Суда).
Требования, предъявляемые к заявлению органа Союза о разъяснении, содержатся в статье 10 Регламента Суда.
Большая коллегия Суда, проанализировав содержание заявления и прилагаемые к нему документы, приходит к следующим выводам:
1) заявление Комиссии о разъяснении prima facie соответствует требованиям пункта 1 статьи 10 Регламента Суда;
2) заявление поступило от заявителя, указанного в пункте 46 Статута Суда, и подписано уполномоченным лицом - Председателем Коллегии Комиссии, назначенным Решением Высшего Евразийского экономического совета от 16 октября 2015 года N 24;
3) по вопросу, указанному заявителем, по тем же основаниям и обстоятельствам консультативное заключение Судом ранее не принималось.
При таких обстоятельствах Большая коллегия Суда констатирует отсутствие оснований для отказа в принятии заявления о разъяснении к производству, предусмотренных статьей 73 Регламента Суда.
На основании изложенного, руководствуясь пунктами 46, 68, 69, 73, 74, подпунктом 1 пункта 95 Статута Суда Евразийского экономического союза, статьями 10, 74 Регламента Суда Евразийского экономического союза, Большая коллегия Суда постановила:
1. Принять к производству заявление Евразийской экономической комиссии о разъяснении положений пунктов 4 и 6 статьи 76 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и пункта 2 Критериев отнесения рынка к трансграничному, утвержденных Решением Высшего Евразийского экономического совета от 19 декабря 2012 года N 29.
2. Судебное заседание по рассмотрению дела назначить на 5 ноября 2018 года в 10 часов 00 минут в помещении Суда Евразийского экономического союза.
3. Копию постановления направить в Евразийскую экономическую комиссию.
4. Постановление является окончательным и обжалованию не подлежит.
Председательствующий |
Ж.Н. Баишев |
Судьи: |
А.М. Ажибраимова |
|
Э.В. Айриян |
|
Д.Г. Колос |
|
Т.Н. Нешатаева |
|
В.Х. Сейтимова |
|
Г.А. Скрипкина |
|
А.Э. Туманян |
|
А.А. Федорцов |
|
К.Л. Чайка |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Большой коллегии Суда Евразийского экономического союза от 17 сентября 2018 г.
Текст постановления опубликован на официальном сайте Суда Евразийского экономического союза (http://courteurasian.org) 17 сентября 2018 г.