Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 24 сентября 2018 г. N 66-АПГ18-55
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Калининой Л.А.
при секретаре Горенко А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению зарегистрированного кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 5 Кондрашова Виктора Ивановича, ... 2 года рождения, выдвинутого избирательным объединением "Иркутское областное отделение Политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" об отмене регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 5 Кондрашова Виктора Ивановича, ...4 года рождения, выдвинутого избирательным объединением "Региональное отделение всероссийской политической партии "Родина" В Иркутской области",
по апелляционной жалобе Кондрашова В.И., ... 2 года рождения, поданной его представителем Котовым А.В., на решение Иркутского областного суда от 3 сентября 2018 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от 31 мая 2018 года N 191/1904 сформирована окружная избирательная комиссия одномандатного избирательного округа N 5 по выборам депутатов Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва.
Постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 5 июня 2018 года N 63/2-ЗС "О назначении выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области", которое опубликовано в общественно-политической газете "Областная" 8 июня 2018 года, назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва на 9 сентября 2018 года.
Решением окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 5 по выборам депутатов Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва от 29 июля 2018 года N 12/34 Кондрашов Виктор Иванович, ... 2 года рождения, выдвинутый избирательным объединением "Иркутское областное отделение Политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации", зарегистрированный в составе областного списка кандидатов данного избирательного объединения, зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 5.
По данному избирательному округу решением этой же избирательной комиссии от 25 июля 2018 года N 10/28 кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва зарегистрирован Кондрашов Виктор Иванович, ... 4 года рождения, выдвинутый избирательным объединением "Региональное отделение Всероссийской политической партии "РОДИНА" в Иркутской области.
Зарегистрированный кандидат в депутаты Кондрашов В.И., ... 2 года рождения, выдвинутый избирательным объединением "Иркутское областное отделение Политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации", обратился в суд с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата Кондрашова В.И., ... 4 года рождения, выдвинутого избирательным объединением "Региональное отделение Всероссийской политической партии "РОДИНА" в Иркутской области, ссылаясь на то, что в период проведения последним избирательной кампании были допущены нарушения избирательного законодательства, которые в соответствии с пунктом 7 части 7 статьи 89 Закона Иркутской области от 6 апреля 2011 года N 18-ОЗ "О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области" являются основанием для отмены регистрации данного кандидата.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что по заказу кандидата в депутаты Кондрашова В.И., ... 4 года рождения, был изготовлен и распространялся агитационный печатный материал: "Интервью Виктор Иванович Кондрашов", который в своем тексте содержит высказывания: "нам нужен Гулаг. Больше Гулагов! Нужно вернуться к тому, чтобы забрать у жителей села паспорта. Чтобы не сбегали в город, а работали на земле".
Административный истец полагал, что при публикации указанных высказываний кандидат в депутаты Кондрашов В.И. фактически допустил действия, направленные на разжигание социальной розни и пропаганду неполноценности по признаку социальной принадлежности, принадлежности к определенной социальной группе (жителей сельских поселений). Призывы к созданию большого количества Гулагов фактически являются призывами к ущемлению прав и законных интересов граждан по различным признакам, так как по своей природе Гулаг является местом для содержания определенных групп людей с ограничением их свободы и насильственному принуждению к определенным видам труда.
Решением Иркутского областного суда от 3 сентября 2018 года отказано в удовлетворении административного иска.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, административный истец обратился в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой поставлен вопрос об его отмене. Указывает, что не согласен с оценкой судом высказываний Кондрашова В.И., ... 4 года рождения, содержащихся в его агитационном печатном материале, полагая, что данные высказывания являются действиями, разжигающими социальную рознь, призывающими к незаконному лишению конституционных прав определенной социальной группы, что является основанием для отмены регистрации кандидата.
На апелляционную жалобу поступили возражения Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 5 по выборам депутатов Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва и прокуратуры Иркутской области.
Лица, участвующие по делу, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. На основании статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции по следующим основаниям.
Статьей 29 Конституции Российской Федерации установлено, что не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (часть 2). Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Свобода массовой информации гарантируется (части 4, 5).
Частью 1 статьи 5 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" установлено, что информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.
Гарантии прав граждан на получение и распространение информации о выборах и референдумах закреплены в главе VII Федерального закона N 67-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 44 указанного Закона информационное обеспечение выборов и референдумов способствует осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов и референдумов и включает в себя в том числе предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду часть 1 статьи 44 ФЗ от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ
Пунктом 4 статьи 2 Федерального закона N 67-ФЗ определено, что агитация предвыборная (предвыборная агитация) представляет собой деятельность, осуществляемую в период избирательной кампании и имеющую цель побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).
Граждане вправе в допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию. Кандидат самостоятельно определяет содержание, формы и методы своей агитации, самостоятельно проводит ее, а также вправе в установленном законодательством порядке привлекать для ее проведения иных лиц (пункт 4 статьи 48 Федерального закона N 67-ФЗ).
Ограничения при проведении предвыборной агитации установлены статьей 56 названного Закона.
Так, агитационные материалы не должны содержать призывы к совершению деяний, определяемых в статье 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" как экстремистская деятельность, либо иным способом побуждать к таким деяниям, а также обосновывать или оправдывать экстремизм. Кроме того, запрещается агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную рознь, унижающая национальное достоинство, пропагандирующая исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, а также агитация, при проведении которой осуществляются пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени их смешения (пункт 1).
При проведении предвыборной агитации не допускается злоупотребление свободой массовой информации в иных, чем указанные в пункте 1 указанной статьи, формах. Запрещается агитация, нарушающая законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности (пункт 1.1).
Пунктом 7 этой же статьи предписано избирательной комиссии контролировать соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации и принимать меры по устранению допущенных нарушений.
На основании подпункта "д" пункта 7 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случае несоблюдения кандидатом ограничений, предусмотренных пунктом 1.1 статьи 56 данного Федерального закона.
Разрешая заявленные требования, суд установил, что 24 августа 2018 года по заказу кандидата в депутаты Кондрашова В.И., ... 4 года рождения, ООО "Географ" выпущен агитационный печатный материал - листовка формата АЗ "Интервью Виктор Иванович Кондрашов" тиражом 20 000 экземпляров.
Проанализировав текст высказываний Кондрашова В.И., ... 4 года рождения, содержащийся в указанном агитационном печатном материале, суд пришел к выводу о том, что эти высказывания не нарушают положения пункта 1 статьи 56 Федерального закона N 67-ФЗ, предусматривающего в том числе запрет на агитацию, возбуждающую социальную рознь, пропагандирующую превосходство или неполноценность граждан по признаку социальной принадлежности, а также не содержат призывов к совершению деяний, определяемых в статье 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности". Агитационный материал не раскрывает, что подразумевается под словом Гулаг, и, призыв к созданию которых сам по себе не может расцениваться как принижение статуса какой-либо социальной группы, а соответственно, к возбуждению социальной розни. Мнение Кондрашова В.И., _ 4 года рождения, о том, чтобы забрать у жителей села паспорта, чтобы не сбегали в город, а работали на земле, в контексте предыдущих высказываний не является ущемляющим интересы сельского населения, как социальной группы, поскольку не имеет конкретизации и не содержит призыва к таким действиям.
При таких обстоятельствах суд не нашел оснований для удовлетворения административного искового заявления Кондрашова В.И., ... 2 года рождения, и отмене регистрации кандидата в депутаты Кондрашова В.И., ... 4 года рождения.
Данный вывод суда мотивирован, основан на положениях действующего законодательства и материалах дела, оснований для признания его неправильным не имеется.
В этой связи подлежат отклонению доводы апелляционной жалобы о том, что используемые кандидатом в депутаты Кондрашовым В.И., ... 4 года рождения, в изготовленном печатном агитационном материале высказывания свидетельствуют о нарушении кандидатом закрепленного в статье 56 Федерального закона N 67-ФЗ запрета агитации с нарушением законодательства Российской Федерации о выборах.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 14, 62 и 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основаны на неверном толковании норм материального права, выводов суда не опровергают, в силу чего не могут служить поводом к отмене законного и обоснованного решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Иркутского областного суда от 3 сентября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кондрашова В.И., ... 2 года рождения, поданную его представителем Котовым А.В., - без удовлетворения.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Корчашкина Т.Е. |
|
Калинина Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 24 сентября 2018 г. N 66-АПГ18-55
Текст определения официально опубликован не был