Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 522262-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об экологической экспертизе" и в Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации",
внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается уточнить порядок проведения государственной экологической экспертизы и проводимой в соответствие с законодательством о градостроительной деятельности экспертизы проектной документации.
В частности, статьей 1 проекта сокращается срок проведения государственной экологической экспертизы с трех до двух месяцев с возможностью продления на один месяц по заявлению заказчика. Обоснование предлагаемого изменения ограничивается лишь описанием практической нецелесообразности дифференциации сроков ее проведения в зависимости от категории объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, при этом непосредственно предлагаемый проектом срок не обосновывается с точки зрения его достаточности для проведения всесторонней и качественной оценки воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду, что не позволяет сделать однозначный вывод о необходимости и сбалансированности предлагаемого изменения.
Статью 11 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 219-ФЗ) предлагается дополнить нормой, исключающей в определённых случаях применение вступающих в силу с 1 января 2019 года положений подпункта 7.5 статьи 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (далее - Федеральный закон N 174-ФЗ) к проектной документации объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории. При этом из содержания проектируемой нормы следует, что такие случаи описывают правоотношения, которые возникли либо прекратились до 1 января 2019 года. Учитывая, что в Федеральном законе N 219-ФЗ отсутствует указание на распространение его положений на отношения, возникшие до даты вступления его в силу, проектируемая норма является избыточной.
Обращаем также внимание на некорректность содержащихся в проектируемой норме случаев. Например, в отношении случая, в котором объекты I категории уже введены в эксплуатацию или разрешение на их строительство выдано до 1 января 2019 года, проектом не учитывается, что в соответствии с Федеральным законом N 174-ФЗ и Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ) государственная экологическая экспертиза проводится до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы (соответствующей проектной документации), а для получения разрешения на строительство требуется представление положительного заключения экспертизы проектной документации, проводимой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
Ввиду отсутствия специальных норм о вступлении в силу положений проектируемого федерального закона, могут возникнуть трудности в применении рассматриваемой проектируемой нормы, поскольку в случае ее вступления в силу до 1 января 2019 года она будет устанавливать исключения из нормы, которая не вступила в силу (подпункт 7.5 статьи 11 Федерального закона N 174-ФЗ вступит в силу с 1 января 2019 года).
Проектируемые изменения абзаца второго подпункта "б" пункта 1 статьи 2 Федерального закона N 219-ФЗ с 1 января 2019 года исключают проведение государственной экологической экспертизы проектной документации буровых скважин, создаваемых на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для регионального геологического изучения, геологического изучения, разведки и добычи нефти и природного газа. Предложенная редакция проектируемой нормы затрудняет ее толкование во взаимосвязи с нормой пункта 6 части 2 статьи 49 ГрК РФ, исключающей проведение экспертизы проектной документации буровых скважин, предусмотренных техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, в связи с чем невозможно однозначно оценить обоснованность проектируемой нормы и сделать вывод об обеспеченности права граждан на благоприятную окружающую среду.
Также не ясно соотношение нормы пункта 6 части 2 статьи 49 ГрК РФ с нормой подпункта "б" пункта 2 статьи 2 проекта, которой уточняется содержание части 6 статьи 49 ГрК РФ.
В связи с нормой подпункта "а" пункта 2 статьи 2 проекта следует учитывать, что Федеральный закон от 3 августа 2018 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" изложил часть 5 статьи 49 ГрК РФ в новой редакции, которая вступит в силу с 1 января 2019 года и не будет учитывать изменения, внесенные Федеральным законом N 219-ФЗ.
По законопроекту имеются замечания юридико-технического характера. Правка по тексту проекта федерального закона прилагается на 4 листах.
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.