I. Основные положения
Концепция развития системы обеспечения аэронавигационной информацией в Российской Федерации (далее - Концепция) определяет стратегию и основные направления организационной, технической и экономической политики государства по обеспечению пользователей воздушного пространства государственной аэронавигационной информацией.
Концепция подготовлена на основе анализа возможности совершенствования и развития автоматизации процессов системы сбора, обработки и представления аэронавигационной информации, необходимой пользователям воздушного пространства Российской Федерации для планирования, подготовки и выполнения полетов, организации обеспечения эффективного управления воздушными потоками, и в конечном итоге повышения безопасности полетов.
Настоящая Концепция разработана в развитие "Концепции создания и развития Аэронавигационной системы России", одобренной на заседании Правительства Российской Федерации от 4 октября 2006 г., подготовленной в рамках реализации "Концепции модернизации и развития Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2000 г. N 144, с учетом межведомственных и ведомственных планов и программ в сфере обеспечения аэронавигационной информаций в Российской Федерации, опыта государств, имеющих развитую авиационную инфраструктуру, а также опыта Евроконтроля, международных стандартов и рекомендуемой практики Международной организации гражданской авиации (ИКАО).
II. Предпосылки к развитию системы
Сложившаяся в последние два десятилетия ситуация в области обеспечения аэронавигационной информацией характеризуется комплексом системных проблем, обусловленных ликвидацией Министерства гражданской авиации, переводом авиационных предприятий на новые формы хозяйственной деятельности, объединением гражданской и военной составляющей в области обеспечения аэронавигационной информацией пользователей воздушного пространства, несоответствием современным требованиям действующих нормативных документов, которые были разработаны и утверждены в совершенно других экономических условиях.
При этой ситуации:
не оптимизирована штатная структура органов службы аэронавигационной информации (далее - САИ), которые позволяли бы более эффективно проводить работу по развитию системы обеспечения аэронавигационной информацией (далее - система) в Российской Федерации;
существующие органы САИ на местном уровне разобщены по ведомственному принципу, что затрудняет оперативный доступ пользователей к требуемой аэронавигационной информации;
поступающая от аэродромов на опубликование аэронавигационная информация не всегда соответствует требуемому качеству;
не организована сертификация в области сбора, обработки, хранения и распространения аэронавигационной информации;
отсутствует государственная база аэронавигационных данных;
отсутствуют технологии сбора, обработки, хранения и распространения аэронавигационной информации в электронном виде.
Существующая реальность ставит перед органами САИ Российской Федерации, предоставляющими аэронавигационную информацию, новые задачи. Эти задачи связаны с увеличением объемов информации, необходимостью автоматизированной обработки и предоставлением ее заинтересованным пользователям в возможно короткие сроки.
В настоящее время функции по выработке государственной политики и государственного регулирования в области обеспечения аэронавигационной информацией в Российской Федерации отнесены к компетенции Министерства транспорта Российской Федерации.
Меры, принятые в 2006-2009 годах Федеральной аэронавигационной службой, Министерством транспорта Российской Федерации, органами аэронавигационной информации регионального и местного уровней создали общую базу для решения основных задач современной системы обеспечения аэронавигационной информацией.
В целях развития системы обеспечения аэронавигационной информации, а также оперативности и качества предоставляемой аэронавигационной информации, реализации приоритетных задач обеспечения безопасности полетов, Федеральной аэронавигационной службой в 2009 году принято решение об автоматизации процедур сбора, обработки, хранения и предоставления аэронавигационной информации.
Необходимость автоматизации процессов обеспечения аэронавигационной информацией обусловлена организационной и территориальной рассредоточенностью органов аэронавигационной информации, предоставляющей аэронавигационную информацию, и пользователей воздушного пространства которым она необходима.
Предполагается, что при создании системы будут использованы отдельные программно-технические решения, уже имеющиеся в структурах органов аэронавигационной информации, а также создаваемые в рамках федеральной целевой программы "Глобальная навигационная система", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2001 г. N 587 (с изменениями, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. N 680) в интересах САИ Российской Федерации.
Одновременно с реализацией мероприятий по адаптации, развитию и интеграции существующих программно-технических решений будут проведены работы по созданию и внедрению новых компонентов информационно-коммуникационной инфраструктуры.
III. Цель развития системы
Основной целью развития системы обеспечения аэронавигационной информации в Российской Федерации является переход от САИ, ориентированной на предоставление документов аэронавигационной информации в основном на бумажных носителях к управлению аэронавигационной информацией (далее - УАИ), который основан на использовании автоматизированных средств предоставления аэронавигационных данных в цифровом виде.
Дальнейшим развитием УАИ является переход к управлению информацией (далее - УИ).
УИ представляет собой процесс, характеризующийся все более широким применением "всеобъемлющих" принципов общесистемного управления информацией. Принцип общесистемного управления информацией включает объединенную информацию всех видов обслуживания:
организацию и обслуживание воздушного движения;
обеспечение авиационной электросвязи;
предоставление аэронавигационной информации;
предоставление метеорологической информации;
поиск и спасание.
Конечной целью УИ является получение пользователем воздушного пространства необходимых данных в навигационной обстановке в реальном масштабе времени в визуализированном виде. Управление информацией невозможно без создания УАИ, являющейся ее неотъемлемой частью.
Для достижения цели развития системы обеспечения аэронавигационной информацией в Российской Федерации необходимо обеспечить:
совершенствование штатной структуры органов САИ;
совершенствование и внедрение нормативных документов в области обеспечения аэронавигационной информацией;
разработку государственных требований к качеству аэронавигационных данных (информации);
внедрение системы менеджмента качества в организациях, связанных с процессом создания, подготовки (обработки) и передачи аэронавигационных данных;
организацию сертификации в области сбора, обработки, хранения и распространения аэронавигационных данных;
создание государственной базы аэронавигационных данных;
создание и использование электронных (цифровых) баз данных о местности и препятствиях;
разработку и внедрение программного обеспечения (с последующей сертификацией) для автоматизированной системы сбора, обработки, хранения и распространения государственной аэронавигационной информации (в том числе документированной);
создание и развитие защищенной информационно-коммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей возможность обмена данными между органами САИ, органами аэронавигационной информации федеральных органов исполнительной власти;
ориентацию на аэронавигационные данные, а не на продукты аэронавигационной информации (сборники аэронавигационной информации, перечни аэронавигационной информации, перечень воздушных трасс Российской Федерации, перечни местных воздушных линий, радионавигационные карты и др.);
следование принципам общесистемности управления информацией;
гарантированный уровень информационной безопасности системы;
обеспечение перехода от САИ к УАИ и далее к УИ.
IV. Основные требования, предъявляемые к системе
При создании и развитии системы обеспечения аэронавигационной информации в Российской Федерации необходимо выполнение основных и специальных требований.
Основными требованиями, предъявляемыми к системе, являются следующие:
иерархическая многоуровневая структура САИ с оперативным подчинением и взаимодействием, основанным на государственном подходе вне зависимости от форм собственности;
использование автоматизированных средств сбора, обработки, хранения и предоставления аэронавигационных данных (информации) в цифровом виде;
системность, предоставляющая возможность автономной разработки и внедрения составных частей системы на основе единой технической политики, что обеспечивает целостность системы при ее взаимодействии с изменяющейся внешней средой;
открытость, состоящая в способности системы к расширению состава предоставляемых услуг и технологий и увеличению объема информации аэронавигационного обслуживания, количества пользователей, без нарушения ее внутреннего функционирования и ухудшения эксплуатационных характеристик;
стандартизация (унификация), состоящая в рациональном применении типовых, унифицированных или стандартизированных проектных решений и технологий;
стандартизация (унификация) компонентов автоматизации системы в целом, внутренних и внешних интерфейсов и протоколов, что закладывает фундамент для блочного, модульного построения;
осуществление согласованных между собой процессов проектирования автоматизации системы и поэтапной модернизации структурных составляющих системы, обеспечивающих ее постоянную адаптацию к изменяющимся требованиям пользователей.
К специальным требованиям, предъявляемым к системе, относятся:
полнота и достоверность аэронавигационных данных, необходимые пользователям воздушного пространства Российской Федерации для планирования, подготовки и выполнения полетов, организации эффективного управления воздушными потоками и повышения безопасности полетов;
иерархичность представляемых в систему аэронавигационных данных, независимо от организационного и территориального распределения пользователей системы;
комплексная интеграция и рациональное применение при создании системы и ее подсистем существующей коммуникационной инфраструктуры, типовых решений и технологий, реализованных в интересах обеспечения аэронавигационной информацией;
семантическое единство, состоящее в осуществлении комплекса мер, призванных обеспечить формирование единого информационного пространства при создании и развитии автоматизации системы и ее подсистем (терминологическая система, форматы представления данных, форматы обмена данных, регламенты отчетности);
переносимость элементов автоматизации системы, состоящая в обеспечении возможности функционирования разрабатываемых компонентов системы на любых однотипных элементах информационно-коммуникационной инфраструктуры;
комплексная безопасность, заключающаяся в осуществлении комплекса мер, призванных обеспечить защиту системы от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, связанных с возможностью нанесения ущерба системе и ее пользователям.
V. Компоненты системы
Неотъемлемой частью системы обеспечения аэронавигационной информации, будут являться компоненты системы используемых автоматизированных средств:
информационный компонент, обеспечивающий на всех этапах реализации развития системы автоматизацию процессов сбора, обработки, хранения и предоставления информации;
коммуникационный компонент, обеспечивающий интеграцию программно-технических решений и информационно-коммуникационных сетей, входящих в систему, с учетом требований унификации используемых проектных решений и технологий;
компонент по обеспечению информационной безопасности, обеспечивающий интеграцию методов и средств обеспечения информационной безопасности с учетом фактора системности их развития;
комплекс программно-технических средств в виде одной или нескольких персональных электронных вычислительных машин, объединенных в локальную вычислительную сеть, а также дополнительного оборудования, используемого для подготовки и ввода в систему в электронном виде аэронавигационных данных, и для организации регламентированного доступа пользователей к информации, содержащейся в системе (далее - автоматизированное рабочее место);
информационно-технологический и программно-технический комплекс, обеспечивающий автоматизацию процедур формирования, ведения, хранения и оперативного представления различным группам пользователей полной и достоверной аэронавигационной информации, содержащейся в системе (далее - центр обработки данных);
информационно-технологический и программно-технический комплексы, обеспечивающие реализацию технологий аналитической обработки и предоставления пользователям системы аэронавигационных данных (информации) на основе использования современных средств визуализации анимационно-графической, аудио- и видеоинформации, а также картографических данных (далее - мультимедийный комплекс);
программно-технический комплекс, обеспечивающий деятельность органов аэронавигационной информации за счет внедрения и использования информационных и коммуникационных технологий, в том числе качества предоставления аэронавигационной информации (далее - региональный, местный сегмент системы);
комплекс информационно-коммуникационных сетей и средств связи, обеспечивающих доступ структурных подразделений федеральных органов исполнительной власти к информации об аэродромах государственной авиации, данные о которых не подлежат открытому опубликованию (далее - сети связи специального назначения).
Программно-технические комплексы системы призваны обеспечивать сбор из разных источников информации, обработку, хранение и предоставление аэронавигационной информации, а также взаимодействие пользователей системы и ее подсистем на основе современных информационно-коммуникационных технологий, средств и методов обеспечения информационной безопасности.
Проектирование, внедрение и эксплуатация компонентов системы будут производиться в соответствии с техническими решениями системы и потребностями соответствующих органов федеральной исполнительной власти. Для каждой категории пользователей системы будут реализовываться мероприятия по обеспечению безопасности и надежности их автономного и совместного функционирования.
В качестве инструмента работы с системой и обеспечения доступа к содержащимся в ней аэронавигационным данным может использоваться веб-браузер.
VI. Информационный компонент системы
Информационный компонент системы предназначен для системной интеграции базовых технологий сбора, обработки, хранения и предоставления аэронавигационной информации в установленном едином электронном формате с целью развития системы обеспечения аэронавигационной информации в Российской Федерации.
Основными целями информационного компонента системы являются создание электронной государственной базы данных аэронавигационной информации с учетом многоуровневой структуры САИ, возможность получения аэронавигационной информации из банка данных, в соответствии со структурой, всем пользователям воздушного пространства, а также повышение качества и расширение объемов публикуемой государственной аэронавигационной информации, необходимой для дальнейшего повышения безопасности, регулярности и эффективности полетов в соответствии с действующими и перспективными требованиями ИКАО и опыта Евроконтроля в части аэронавигации и ОрВД.
Технологии организации сбора, обработки, хранения и предоставления аэронавигационной информации в установленном едином электронном формате информации автоматизированной системы, должны осуществляться с использованием аппаратно-программных комплексов, разработанных для всех уровней структуры САИ и взаимодействующих органов.
1. Технологии организации сбора информации автоматизированной системы
Ввод данных в автоматизированную систему предусматривается с использованием:
автоматизированных рабочих мест органов САИ федерального, регионального и местного уровней;
иных автоматизированных источников информации.
Аэронавигационные данные будут представляться в формате Сборника аэронавигационной информации Российской Федерации (АИП России).
Предусматривается ввод и обработка в автоматизированной системе аэронавигационной информации, не имеющей ограничений доступа или имеющей такие ограничения не выше категории "для служебного пользования", представляемой и формируемой в соответствии с установленными порядком и форматом АИП России.
2. Технологии обработки и хранения аэронавигационной информации автоматизированной системы
Для хранения аэронавигационной информации автоматизированной системой предусматривается:
государственная база данных аэронавигационной информации;
федеральные электронные банки данных аэронавигационной информации;
региональные электронные банки данных аэронавигационной информации;
местные (аэродромные) электронные банки данных аэронавигационной информации.
Для обработки и включения в государственную базу данных
аэронавигационной информации автоматизированной системой предусматривается наличие центра обработки данных, размещаемого в органе САИ определенном уполномоченным органом в области ИВП.
Государственная база данных аэронавигационной информации будет включать информацию из федеральных, региональных и местных электронных банков данных аэронавигационной информации.
Государственную базу данных аэронавигационной информации предусматривается разместить в органе САИ, определенном уполномоченным органом в области ИВП.
Федеральные, региональные и местные электронные банки данных аэронавигационной информации будут состоять из электронных баз данных о местности, препятствиях и аэронавигационных данных.
На федеральном уровне электронные банки данных аэронавигационной информации будут размещаться в органах САИ федерального уровня.
На региональном уровне электронные банки данных аэронавигационной информации будут размещаться в органах САИ регионального уровня.
На местном уровне электронные банки данных аэронавигационной информации будут размещаться в органах аэронавигационной информации аэродромов (аэропортов) и органах аэронавигационной информации по ОВД аэродромов (аэропортов).
Предусматривается осуществление контроля прохождения аэронавигационных данных по иерархической структуре системы органами САИ уполномоченного органа в области ИВП, с целью обеспечения соблюдения требований к качеству (точность, разрешение публикуемых аэронавигационных данных, целостность) и прослеживаемости аэронавигационных данных. В случае выявления ошибок в аэронавигационных данных, они будут возвращаться на корректировку в органы аэронавигационной информации, их представившие, уточняться, и повторно направляться в центр обработки данных, с учетом скорректированных замечаний.
3. Предоставление аэронавигационной информации автоматизированной системой
Использование автоматизированной системы предусматривает предоставление пользователям воздушного пространства своевременной, качественной и достоверной аэронавигационной информации, необходимой для планирования, подготовки и выполнения полетов, организации обеспечения эффективного управления воздушными потоками и безопасности полетов.
Доступ к государственной базе данных аэронавигационной информации предусматривается осуществлять через центр обработки данных по каналам связи.
В целях обеспечения единства предоставления аэронавигационной информации, информация будет предоставляться с помощью единого пользовательского интерфейса для всех потребителей.
Постоянно обновляемые копии государственной базы данных автоматизированной системы будут размещаться в территориальных органах уполномоченного органа в области ИВП.
Предоставление информации пользователям воздушного пространства будет осуществляться в строгом соответствии с требованиями по разграничению их доступа и обеспечению персонифицированного подключения к системе.
Аэронавигационная информация будет предоставляться как в экранных формах, так и при необходимости на бумажных носителях. При этом в системе будет обеспечиваться вывод запрашиваемого набора информации.
Основными компонентами системы, обеспечивающими реализацию указанных функций на основе современных средств визуализации анимационно-графической, аудио- и видеоинформации, а также картографических данных, будут являться мультимедийные комплексы.
При этом в целях обеспечения предоставления свободного доступа пользователей воздушного пространства к аэронавигационной информации, размещение информации возможно на официальном сайте в сети Интернет.
4. Организация межведомственного информационного обмена
В целях организации автоматизированного информационного взаимодействия и обмена на межведомственном уровне в рамках автоматизированной системы, а также между ней и другими государственными информационными системами предусматривается разработка и внедрение специальных интеграционных приложений.
Обмен данными на межведомственном уровне осуществляется в соответствии с нормативными требованиями или на основе специальных соглашений об информационном обмене, подписываемых заинтересованными сторонами.
VII. Задачи коммуникационного компонента системы
Коммуникационный компонент системы является интегрированной коммуникационной средой, с помощью которой пользователям системы предоставляются в соответствии с международными стандартами современные коммуникационные услуги с гарантированным уровнем информационной безопасности.
В соответствии с назначением системы предусматривается выполнение следующих основных задач коммуникационного компонента:
обеспечение надежной и достоверной доставки пользователям необходимой аэронавигационной информации;
обеспечение требуемого качества коммуникационного взаимодействия компонентов и пользователей системы между собой и с внешними государственными информационными системами.
Коммуникационный компонент системы дополнительно может включать в себя сети связи специального назначения. Сети связи специального назначения будут использоваться для организации доступа к информации, имеющей ограничения.
VIII. Цель и задачи компонента по обеспечению информационной безопасности
Целью компонента по обеспечению информационной безопасности системы является защита информации и поддерживающей ее инфраструктуры от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, чреватых нанесением ущерба системе и ее пользователям.
Информационная безопасность системы обеспечивается за счет реализации многоуровневой системы безопасности и контроля, выполняющей следующие задачи:
обеспечение равнопрочной защиты информации и контроля доступа к ней на всех этапах ее сбора, передачи, обработки, хранения и предоставления пользователю воздушного пространства системы;
обеспечение конфиденциальности и целостности информации;
обеспечение защиты программных и технических средств, используемых для сбора, передачи и обработки информации от утечки и разрушающего воздействия.
В системе защите подлежат:
автоматизированные рабочие места органов САИ системы, файл-серверы локальных вычислительных сетей, серверы баз данных локальных вычислительных сетей, специализированные серверы локальных вычислительных сетей, коммуникационное оборудование системы;
базовое и прикладное программное обеспечение системы.
Основными направлениями создания комплексной системы защиты информации являются:
организационно-режимные меры защиты;
защита информации от утечки по каналам связи;
защита от вирусных атак;
обеспечение безопасности взаимодействия системы с внешними источниками информации;
защита информации от несанкционированного доступа.
IX. Обеспечение создания, функционирования и развития системы
Развитие системы предусматривается осуществить в три этапа.
Необходимые мероприятия перехода от САИ к УАИ по срокам и периодам реализации:
краткосрочный период (до 2012 года):
завершение создания единой общегосударственной трёхуровневой САИ Российской Федерации, которая будет включать:
1. На федеральном уровне САИ:
подразделение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области использования воздушного пространства (далее - ИВП) Российской Федерации, ответственного за организацию деятельности по обеспечению аэронавигационной информацией пользователей воздушного пространства Российской Федерации (далее - центральный орган САИ);
подразделение организации, подведомственной уполномоченному органу в области ИВП, ответственной за сбор, анализ изменений по структуре воздушного пространства (далее - подразделение аэронавигационной информации центрального органа по обслуживанию воздушного движения);
организацию, подведомственную уполномоченному органу в области ИВП, ответственную за осуществление сбора, обработки, хранения, издания и распространения аэронавигационной информации (далее - центр аэронавигационной информации);
структурные подразделения и (или) должностные лица организаций государственной и экспериментальной авиации, на которые возложены задачи по обеспечению аэронавигационной информацией (далее - центральные органы аэронавигационной информации государственной и экспериментальной авиации);
подразделение научно-исследовательской организации, подведомственной уполномоченному органу в области ИВП (далее - научный центр аэронавигационной информации);
2. На региональном уровне САИ:
территориальные органы уполномоченного органа в области ИВП, ответственные за организацию деятельности по обеспечению аэронавигационной информацией в зоне ответственности (далее - региональные органы САИ);
структурные подразделения и (или) должностные лица организаций государственной и экспериментальной авиации, на которые возложены задачи по обеспечению аэронавигационной информацией в зоне ответственности (далее - органы аэронавигационной информации объединений государственных авиационных формирований);
подразделения организации, подведомственной уполномоченному органу в области ИВП, ответственные за сбор, анализ изменений по структуре воздушного пространства в зоне ответственности (далее - подразделения аэронавигационной информации регионального органа по ОВД);
3. На местном уровне САИ:
органы аэронавигационной информации по ОВД аэродромов (аэропортов);
органы аэронавигационной информации аэродромов (аэропортов);
органы аэронавигационной информации аэродромов государственной и экспериментальной авиации.
укомплектование органов САИ специалистами требуемой квалификации с одновременным решением вопросов подготовки и повышения квалификации специалистов аэронавигационной информации;
внедрение нормативных документов в области аэронавигационной информации;
переход аэродромов гражданской авиации и элементов структуры воздушного пространства на использование государственной геодезической системы координат "Параметры Земли 1990 года" (ПЗ-90.02), что является необходимым условием внедрения ряда усовершенствований ОрВД, включая использование спутниковых навигационных систем (GNSS);
внедрение аэронавигационных паспортов аэродромов;
переход на цифровые технологии путем использования компьютерной техники и цифровых средств связи, позволяющих обеспечить высокие характеристики целостности аэронавигационных данных и исключить (уменьшить) влияние на качество "человеческого фактора";
разработка (внедрение) программного обеспечения расчета схем маневрирования в районе аэродрома (оптимизированных стандартных маршрутов вылета по приборам (SID), стандартных маршрутов прибытия по приборам (STAR), схем полетов по приборам, схем ожидания, схем захода на посадку и связанных с ними схем), учитывающих преимущества, обеспечиваемые возможностями процедур RNP, RNAV и PBN, а также систем поддержки принятия решений ОрВД, значительно повышающих пропускную способность и эффективность использования воздушного пространства;
совершенствование процедур управления качеством на каждой функциональной стадии процесса обработки аэронавигационных данных от аэропорта через организации, осуществляющие деятельность в области аэронавигационной информации, до конечного потребителя;
разработка и внедрение программного обеспечения (с последующей сертификацией) для автоматизированной системы сбора, обработки, хранения и распространения государственной аэронавигационной информации, позволяющего пользователям работать в едином формате и осуществлять внедрение системы качества (менеджмента) в систему обработки аэронавигационной информации;
создание государственной базы данных аэронавигационной информации;
предусмотреть в государственной базе данных аэронавигационной информации электронные базы данных о местности и препятствиях гарантированного качества, необходимые для обеспечения работы систем предупреждения о близости земли с функцией оценки рельефа местности в направлении полета, а также системы предупреждения о минимальной безопасной высоте (MSAW), способствующие повышению уровня безопасности полетов;
разработка и внедрение интегрированной наземно-бортовой системы (брифинга высокого уровня) обеспечения государственной аэронавигационной информации пользователей воздушного пространства и органов ОВД;
разработка и внедрение электронного Сборника аэронавигационной информации Российской Федерации (АИП России);
разработка и внедрение цифрового НОТАМ;
разработка и использование бортовых навигационных систем, позволяющих принимать информацию из банка данных, отображать информацию в визуализированном виде, а также передавать ее;
внедрение оперативного доступа в реальном масштабе времени к глобальной метеорологической информации (ОРМЕТ), требуемой для оказания органам ОрВД помощи в принятии тактических решений для ведения наблюдения за воздушными судами, организации потоков воздушного движения и гибкой/динамичной маршрутизации воздушных судов и способствующей оптимизации использования воздушного пространства;
среднесрочный период (до 2016 года):
максимально возможная и целесообразная унификация нормативных правовых документов Российской Федерации и стандартов и рекомендуемой практики ИКАО;
завершение внедрения комплексной автоматизированной системы сбора, передачи, обработки, хранения и распространения государственной аэронавигационной информации Российской Федерации;
завершение перехода от САИ к УАИ;
долгосрочный период (до 2025 года):
использование перспективных технических средств и технологий процессов сбора, передачи, обработки, хранения и распространения аэронавигационной информации, совершенствование интегрированной наземно-бортовой системы обеспечения государственной аэронавигационной информацией пользователей воздушного пространства и органов ОВД;
полный переход к УАИ и УИ.
Вместе с тем, для успешной реализации проекта по созданию системы необходимо формирование эффективной системы координации действий федеральных органов исполнительной власти.
Учитывая межведомственный характер проекта для обеспечения эффективного управления выполнением работ по созданию и развитию системы, предусматривается образование межведомственной рабочей группы по созданию и развитию системы обеспечения аэронавигационной информацией в Российской Федерации.
X. Ресурсное обеспечение создания и развития системы
В связи с тем, что создание системы носит комплексный межведомственный характер, направленный на совершенствование структуры САИ, информационно-технологической и информационно-коммуникационной инфраструктуры по обеспечению аэронавигационной информацией необходимо предусмотреть выделение финансовых средств на эти цели. Предполагается расходы на создание и развитие системы, а также обеспечение аэронавигационной информацией, публикуемой от имени и с санкции государства, включить в стоимостную основу аэропортовых и аэронавигационных сборов.
XI. Ожидаемый социально-экономический эффект реализации Концепции
Предполагается, что реализация Концепции позволит:
совершенствовать структуру САИ Российской Федерации;
обеспечить государственное управление и контроль над органами, участвующими в процессах создания государственной аэронавигационной информации;
предоставлять пользователям воздушного пространства аэронавигационную информацию, отвечающую международным требованиям, в любое время, в согласованном формате, в электронном виде и/или на бумажных носителях;
участвовать негосударственным структурам в оказании услуг в области аэронавигационной информации на федеральном, региональном и местном уровнях;
координировать действия по созданию и внедрению автоматизированной системы сбора, передачи, обработки, хранения и распространения аэронавигационной информации;
создать государственную базу данных аэронавигационной информации;
обеспечить выполнение требований к аэронавигационной информации, предоставляемой в реальном масштабе времени и визуализированном виде;
обеспечить разработку нормативной документации по сбору, передаче, обработке, хранению и распространению аэронавигационной информации, максимально приближенной к стандартам и рекомендуемой практике ИКАО в области аэронавигационной информации;
обеспечить САИ аэронавигационным персоналом, подготовленным по единым образовательным стандартам;
создать автоматизированную систему сбора, передачи, обработки, хранения и распространения государственной аэронавигационной информации;
обеспечить органы САИ автоматизированными рабочими местами, позволяющими выполнить возложенные на эти органы функции;
снизить трудозатраты, на операции, выполняемые вручную по сбору, обработке, хранению и предоставлению пользователям воздушного пространства аэронавигационных данных, при создании автоматизированной системы;
принять и использовать единые модели обмена аэронавигационной информации AICM/AIXM;
обеспечить переход от САИ к УАИ и далее к УИ.
Заместитель руководителя |
А.В. Ведерников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Концепция развития системы обеспечения аэронавигационной информацией в Российской Федерации с учетом международного опыта (утв. Федеральным агентством воздушного транспорта 15 февраля 2011 г.)
Текст концепции официально опубликован не был