Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 3 октября 2018 г. N 35-КГ18-8
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Никифорова С.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ООО "Тверская теплоснабжающая компания" на определение Тверского областного суда от 27 октября 2017 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 29 ноября 2017 года по административному делу по административному исковому заявлению ООО "Тверская теплоснабжающая компания" о признании частично недействующим приказа ГУ РЭК Тверской области от 19 декабря 2016 года N 364-нп "О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую теплоснабжающими организациями для потребителей муниципального образования Тверской области "Нелидовский район" на 2017 год".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителя ООО "Тверская теплоснабжающая организация" Доброхваловой В.П., представителя ГУ РЭК Тверской области Волченко В.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
общество с ограниченной ответственностью "Тверская теплоснабжающая компания" (далее - также ООО "Тверская теплоснабжающая компания", общество) обратилось в Тверской областной суд с административным исковым заявлением о признании частично недействующим приказа ГУ РЭК Тверской области от 19 декабря 2016 года N 364-нп "О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую теплоснабжающими организациями для потребителей муниципального образования Тверской области "Нелидовский район" на 2017 год" (далее - Приказ N 364-нп).
Определением Тверского областного суда от 27 октября 2017 года, оставленным без изменения судебной коллегией по административным делам Тверского областного суда от 29 ноября 2017 года, производство по административному делу прекращено.
По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 12 июля 2018 года административное дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации и определением судьи от 7 сентября 2018 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
В кассационной жалобе ООО "Тверская теплоснабжающая компания" просит об отмене названных выше судебных актов как принятых с нарушением норм статей 128, 194, 213 и 214 Кодекса административного судопроизводства. По мнению подателя жалобы, судом сделан неправомерный вывод об отсутствии права общества на оспаривание нормативного правового акта в связи с фактическим прекращением его действия, поскольку Приказ N 364-нп не отменен и не признан утратившим силу, устанавливает тарифы на тепловую энергию, отпускаемую ООО "Тверская теплоснабжающая компания" на 2017 год, применялся и подлежит применению при расчетах с потребителями ООО "Тверская теплоснабжающая компания", тем самым затрагивает права и законные интересы общества.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела, и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Прекращая производство по административному делу, суд исходил из того, что оспариваемый Приказ N 364-нп фактически утратил силу с момента вступления в силу приказа ГУ РЭК Тверской области от 31 июля 2017 года, которым установлены и введены в действие тарифы на тепловую энергию, отпускаемую МУП "Горводоканал" для потребителей городского поселения город Нелидового и Нелидовского сельского поселения муниципального образования Тверской области "Нелидовский район". Кроме того, с 1 июля 2017 года общество регулируемую деятельность в сфере теплоснабжения на названной территории не осуществляет, постановлением администрации Нелидовского района Тверской области от 11 сентября 2017 года N 859-нп "Об утверждении актуализируемых схем теплоснабжения и присвоения статуса единой теплоснабжающей организации" ООО "Тверская теплоснабжающая компания" исключена из схемы теплоснабжения муниципального образования Нелидовский район Тверской области, в связи с чем Приказ N 364-нп не является основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей и не может повлечь каких-либо нарушений охраняемых законом прав, свобод и интересов административного истца.
Судебная коллегия приведенный вывод суда считает основанным на неправильном применении норм процессуального права.
Статья 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) определяет, что одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункт 2).
В развитие конституционной гарантии на судебную защиту прав и свобод человека и гражданина часть 1 статьи 4 КАС РФ устанавливает, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации допускает возможность прекращения производства по административному делу об оспаривании нормативного правового акта, который утратил силу, отменен или изменен, только в случае, если такой акт перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 1 части 2 статьи 214, часть 2 статьи 194 КАС РФ).
Статьей 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" определено, что регулируемым видом деятельности в сфере теплоснабжения признается вид деятельности в сфере теплоснабжения, при осуществлении которого расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим в соответствии с настоящим Федеральным законом государственному регулированию. Тарифы в сфере теплоснабжения - это система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за тепловую энергию (мощность), теплоноситель и за услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя.
Как следует из материалов дела, административный истец, являясь теплоснабжающей организацией, оказывал услуги по поставке тепловой энергии потребителям муниципального образования Нелидовский район Тверской области и производил расчеты с потребителями по установленным Приказом N 364-нп тарифам на 2017 год.
Приказом ГУ РЭК Тверской области от 31 июля 2017 года N 94-нп установлены тарифы на тепловую энергию МУП "Горводоканал" для потребителей городского поселения город Нелидового и Нелидовского сельского поселения муниципального образования Тверской области "Нелидовский район" с момента вступления в силу названного приказа по 31 декабря 2017 года. На первое полугодие 2017 года тариф не устанавливался.
Таким образом, во взаиморасчетах за тепловую энергию с 1 января 2017 г. по 30 июня 2017 года оспариваемый нормативный правовой акт применялся в отношении административного истца.
То обстоятельство, что с 1 июля 2017 года общество перестало осуществлять регулируемую деятельность в сфере теплоснабжения на названной территории, не имеет правового значения в целях оспаривания Приказа N 364-нп, поскольку сохраняются права и обязанности общества в части осуществления взаиморасчетов с его контрагентами за период с 1 января 2017 года по 1 июля 2017 года по договорам теплоснабжения.
Следовательно, Приказ N 364-нп не перестал затрагивать права и законные интересы общества, и у суда не имелось оснований для прекращения производства по делу.
С учетом изложенного, определение Тверского областного суда от 27 октября 2017 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 29 ноября 2017 года подлежат отмене, а дело - направлению в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.
Руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
определение Тверского областного суда от 27 октября 2017 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 29 ноября 2017 года - отменить.
Дело направить на рассмотрение в первую инстанцию Тверского областного суда для рассмотрения по существу.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 3 октября 2018 г. N 35-КГ18-8
Текст определения официально опубликован не был