Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Стройпроект" на действия Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Заказчик), ФКП "Дирекция КЗС города Санкт-Петербург Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом повторного конкурса с ограниченным участием на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции наружных инженерных сетей Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и Московской Духовной Академии, город Сергиев Посад, Московская область (номер извещения - 0572400000118000017) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. Заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации установлено неправомерное требование о предоставлении участниками закупки в составе заявки действующей лицензии на право осуществления деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), включающей в себя, в том числе, право участника на выполнение работ по ремонту, реконструкции и воссозданию конструкций объекта закупки;
2. В проекте контракта Конкурсной документации не установлен порядок получения исполнителем разрешительной документации, необходимой для выполнения работ по контракту;
3. Заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации неправомерно установлены излишние требования к товарам, используемым при выполнении работ по контракту, в том числе, требования к конкретным показателям материалов, компонентному составу, применяемому при изготовлении товаров, технологическим процессам изготовления указанных товаров, результатам испытаний;
4. Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте контракта Конкурсной документации неправомерно установлено, что в случае ненадлежащего исполнения и просрочки обязательств пеня начисляется в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации.
Представители Уполномоченного органа на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 06.09.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - повторный конкурс с ограниченным участием;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 375 161 500,33 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 17.09.2018;
5) на участие в Конкурсе подано 2 заявки от участников закупки;
6) дата проведения предквалификационного отбора - 18.09.2018.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации установлено неправомерное требование о предоставлении участниками закупки в составе заявки действующей лицензии на право осуществления деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), включающей в себя, в том числе, право участника на выполнение работ по ремонту, реконструкции и воссозданию конструкций объекта закупки.
Частью 3 статьи 56 Закона о контрактной системе установлено, что при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных статьей 56 Закона о контрактной системе.
Частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень требований к составу заявки на участие в Конкурсе, при этом частью 5 статьи 51 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, документов и информации, не допускается.
Пунктом 3.5.1 Конкурсной документации установлены, в том числе, требования о предоставлении в составе заявки на участие в Конкурсе копии действующей лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выданной соответствующим федеральным лицензирующим органом, и подтверждающей право участника на выполнение работ по ремонту, реставрации и воссозданию конструкций объекта закупки.
В соответствии с пунктом 48 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", лицензированию подлежит деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Частью 6 статьи 45 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ) установлено, что к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.
Представители Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что в связи с тем, что объект закупки является объектом культурного наследия и включен в список ЮНЕСКО, в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также что в рамках исполнения контракта осуществляются работы, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, а также приспособление объекта культурного наследия для современного использования, Заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации установлено, в том числе, требование о предоставлении в составе заявки на участие в Конкурсе копии действующей лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выданной соответствующим федеральным лицензирующим органом, что в свою очередь, не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Кроме того, представители Уполномоченного органа пояснили, что выполнение работ, предусмотренных Конкурсной документацией и проектной документацией, размещенной Заказчиком, Уполномоченным органом в ЕИС, затрагивает целостность конструкций объекта закупки, что обуславливает необходимость их ремонта, реставрации и воссоздания, в связи с чем, Заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации установлено требование о предоставлении в составе заявки на участие в Конкурсе копии действующей лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, подтверждающей право участника на выполнение соответствующих работ.
На основании изложенного и учитывая, что Заявителем в жалобе не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода, Комиссия считает довод Заявителя не нашедшим своего подтверждения.
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте контракта Конкурсной документации не установлен порядок получения исполнителем разрешительной документации, необходимой для выполнения работ по контракту.
Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Пунктом 4.3.6 проекта контракта Конкурсной документации установлено, что подрядчик обязан обеспечить наличие на площадке под реконструкцию проектной документации, рабочей документации, другой технической и разрешительной документации, необходимой для выполнения работ, в том числе общего и специальных журналов работ и иной предусмотренной законодательством документации, а также обеспечить свободный доступ к такой документации представителям Заказчика, лицу, осуществляющему государственный строительный надзор.
Пунктом 2.1 технического задания Конкурсной документации установлено, что все необходимые согласования, связанные с получением разрешений на производство работ подрядчик осуществляет своими силами при техническом сопровождении Заказчика.
Представители Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что порядок получения разрешительной документации, необходимой для выполнения работ по контракту установлен Федеральным законом N 73-ФЗ и административным регламентом, утвержденным приказом Министерства культуры Российской Федерации от 30.07.2012 N 811, при этом положения проекта контракта вопросы получения разрешительной документации и исполнения контракта не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и учитывая, что на участие в Конкурсе подано 2 заявки, в которых представлено, в том числе, согласие на выполнение работ на условиях, предусмотренных Конкурсной документацией, а также, что Заявителем в жалобе не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода, Комиссия считает довод Заявителя не нашедшим своего подтверждения.
3. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации неправомерно установлены излишние требования к товарам, используемым при выполнении работ по контракту, в том числе, требования к конкретным показателям материалов, компонентному составу, применяемому при изготовлении товаров, технологическим процессам изготовления указанных товаров, результатам испытаний.
Пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
По ряду пунктов технического задания Конкурсной документации (например, N 5, N 25) к товарам установлены, в том числе, требования в отношении показателей предельных отклонений и предельных отклонений от номинального размера (например, предельные отклонения от номинального размера по внутреннему диаметру должны быть 4 мм, предельные отклонения от номинального размера по толщине стенки должны быть
4 мм).
Согласно инструкции по заполнению заявок на участие в Конкурсе (далее - Инструкция), в случае установления в документации соответствующего диапазона значений показателя с использованием символов "...", "+/-..." (кроме выражений вида "
", "X+/-Y") участник закупки в заявке на участие в закупке обязан указать единицу измерения показателя, диапазон конкретных значений показателя, в котором нижней границей является неположительное число, равное или превышающее нижнюю границу установленного в документации диапазона значений показателя, а верхней границей является неотрицательное число, не превышающее верхнюю границу установленного в документации диапазона значений показателя.
На заседании Комиссии представители Уполномоченного органа пояснили, что требования к товарам, используемым при выполнении работ по контракту, установлены в соответствии с нормативами и стандартами, действующими на территории Российской Федерации, при этом положения Инструкции позволяют указывать характеристики товаров, указанные в жалобе Заявителя, в виде диапазонных значений.
На основании изложенного и учитывая, что на участие в Конкурсе подано 2 заявки, в которых представлено, в том числе, согласие на выполнение работ на условиях, предусмотренных Конкурсной документацией, а также, что Заявителем в жалобе не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода, Комиссия считает довод Заявителя не нашедшим своего подтверждения.
4. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте контракта Конкурсной документации неправомерно установлено, что в случае ненадлежащего исполнения и просрочки обязательств пеня начисляется в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации.
Федеральным законом от 31.12.2017 N 504-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", вступившим в силу с 01.07.2018, в части 5, 7 и 24 статьи 34 Закона о контрактной системе внесены, в том числе, следующие изменения: "слова "ставки рефинансирования" заменить словами "ключевой ставки".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2015 N 1340 "О применении с 01.01.2016 ключевой ставки Банка России" установлено, что к отношениям, регулируемым актами Правительства Российской Федерации, в которых используется ставка рефинансирования Банка России, с 01.01.2016 вместо указанной ставки применяется ключевая ставка Банка России, если иное не предусмотрено федеральным законом.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Постановления следует читать как "от 8 декабря 2015 г."
Извещение о проведении Конкурса размещено Заказчиком, Уполномоченным органом в ЕИС - 06.09.2018.
На заседании Комиссии установлено, что в пунктах 10.3, 10.8 и 10.9 проекта контракта Конкурсной документации установлен размер пени, начисляемой в случае ненадлежащего исполнения или просрочки обязательств по контракту, при этом соответствующая пеня начисляется в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, что, по мнению Комиссии, не противоречит требованиям Закона о контрактной системе, в связи с чем, Комиссия считает довод Заявителя не нашедшим своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 22 статьи 99, пунктом 1 части 15, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "пунктом 1 части 15" следует читать "пунктом 1 части 15 статьи 99"
Признать жалобу ООО "Стройпроект" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.