Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Амбрелла - Защита Информационных Систем" (далее - Заявитель) на действия конкурсной комиссии Министерства энергетики Российской Федерации (далее - Конкурсная комиссия), при проведении Министерством энергетики Российской Федерации (далее - Заказчик), Конкурсной комиссией открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по актуализации системы защиты персональных данных центрального аппарата Минэнерго России (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0173100008318000080) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Конкурсной комиссии при проведении Заказчиком, Конкурсной комиссией Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Конкурсной комиссии, неправомерно принявшей решение о признании заявки Заявителя несоответствующей требованиям Конкурсной документации и Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Конкурсная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено в ЕИС - 30.08.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 3 500 000 рублей;
4) на участие в Конкурсе подано 2 заявки от участников закупки;
5) к участию в Конкурсе допущена 1 заявка от участника закупки;
6) победителем Конкурса признано ООО "Научно-техническая компания "Эспадон" с предложением о цене государственного контракта 3 465 000 рублей.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Конкурсной комиссией неправомерно принято решение о признании заявки Заявителя не соответствующей требованиям Конкурсной документации и Закона о контрактной системе, поскольку в составе заявки Заявителя не представлены в полном объеме лицензии ФСТЭК и ФСБ, требование о предоставлении которых установлено в Конкурсной документации.
В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
Согласно части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. При этом в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией. В случае если в один объект закупки включены работы, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии, а также работы, для выполнения которых такая лицензия не требуется, то установление требования о предоставлении участником закупки в составе заявки на участие в Конкурсе копии такой лицензии является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе от 28.09.2018 N ПРО1 (далее - Протокол) заявка Заявителя признана несоответствующей требованиям Конкурсной документации по следующему основанию: "Участник не соответствует требованиям извещения документации. В нарушение пп. 2 п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе участник закупки не представил лицензии, указанные в пункте 1.13 Раздела II. "информационная карта открытого конкурса" конкурсной документации: 1. Лицензия ФСБ России "На осуществление разработки и производства средств защиты конфиденциальной информации"; 2. Лицензия ФСБ России "На осуществление выявления электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)". Представленная лицензия ФСБ России "На осуществление деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), содержит следующие пункты Перечня выполняемых работ и оказываемых услуг, составляющих лицензируемую деятельность, в отношении шифровальных (криптографических) средств N 2, 3, 8, 9, 12, 13, 14, 15, 17, 18, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28 (далее - Лицензия ФСБ России N 1), при этом в указанной лицензии отсутствуют пункты требуемые в соответствии с извещением и КД N 7, 11, 12, 13, 16, 19".
На заседании Комиссии установлено, что предметом Конкурса является оказание услуг по актуализации системы защиты персональных данных центрального аппарата Министерства энергетики Российской Федерации.
Пунктом 1.13. "Копии документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации" информационной карты Конкурсной документации установлено: "Требуются:
1. Лицензия ФСТЭК России "На деятельность по технической защите конфиденциальной информации".
2. Лицензия ФСБ России "На осуществление разработки и производства средств защиты конфиденциальной информации".
3. Лицензия ФСБ России "На осуществление деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), согласно пунктам Перечня выполняемых работ и оказываемых услуг, составляющих лицензируемую деятельность, в отношении шифровальных (криптографических) средств N 2, 3, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26".
4. Лицензия ФСБ России "На осуществление выявления электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)"
5. Лицензия ФСТЭК России "На деятельность по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации".
Представители Заказчика на заседании Комиссии представили заявку Заявителя, в составе которой в качестве документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации представлены: Лицензия ФСТЭК России "На деятельность по технической защите конфиденциальной информации", Лицензия ФСТЭК России "На деятельность по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации", а также Лицензия ФСБ России N 1, при этом, с указанием только на пункты N 2, 3, 8, 9, 12, 13, 14, 15, 17, 18, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26.
При этом, представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что в заявке Заявителя, на участие в Конкурсе, отсутствует Лицензия ФСБ России "На осуществление выявления электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)", а также Лицензии ФСБ России "На осуществление разработки и производства средств защиты конфиденциальной информации".
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии явку представителей не обеспечил, в составе жалобы не представил доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, в связи с чем, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Конкурсной комиссии, принявшей решение о признании заявки Заявителя не соответствующей требованиям Конкурсной документации и Закона о контрактной системе, не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, в рамках проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
2. В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2012 N 171 "О лицензировании деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации" (далее - Постановление Правительства N 171) лицензирование деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации осуществляет Федеральная служба по техническому и экспортному контролю, а в части разработки и производства средств защиты конфиденциальной информации, устанавливаемых на объектах Администрации Президента Российской Федерации, Совета Безопасности Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, - Федеральная служба безопасности Российской Федерации.
Пунктом 1.13. информационной карты Конкурсной документации установлено требование о предоставлении в составе заявки на участие в Конкурсе, в том числе, Лицензии ФСБ России "На осуществление разработки и производства средств защиты конфиденциальной информации".
При этом, в соответствии с Извещением и положениями Конкурсной документации объектом закупки является оказание услуг по актуализации системы защиты персональных данных, оказываемых в рамках исполнения государственного контракта, осуществляется для нужд Министерства энергетики Российской Федерации.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации излишнее требование о наличии у участника закупки Лицензии ФСБ России "На осуществление разработки и производства средств защиты конфиденциальной информации" нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку заявки на участие в Конкурсе исключительно по указанному основанию не признавались не соответствующими Конкурсной документации и Закону о контрактной системе.
3. Согласно части 10 статьи 53 Закона о контрактной системе результаты рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки таких заявок, в котором должна содержаться следующая информация:
1) место, дата, время проведения рассмотрения и оценки таких заявок;
2) информация об участниках конкурса, заявки на участие в конкурсе которых были рассмотрены;
3) информация об участниках конкурса, заявки на участие в конкурсе которых были отклонены, с указанием причин их отклонения, в том числе положений настоящего Федерального закона и положений конкурсной документации, которым не соответствуют такие заявки, предложений, содержащихся в заявках на участие в конкурсе и не соответствующих требованиям конкурсной документации;
4) решение каждого члена комиссии об отклонении заявок на участие в конкурсе;
5) порядок оценки заявок на участие в конкурсе;
6) присвоенные заявкам на участие в конкурсе значения по каждому из предусмотренных критериев оценки заявок на участие в конкурсе;
7) принятое на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе решение о присвоении таким заявкам порядковых номеров;
8) наименования (для юридических лиц), фамилии, имена, отчества (при наличии) (для физических лиц), почтовые адреса участников конкурса, заявкам на участие в конкурсе которых присвоены первый и второй номера.
В соответствии с Протоколом заявка Заявителя признана несоответствующей требованиям Конкурсной документации, в том числе, в связи с тем, что представленная в составе заявки Заявителя Лицензия ФСБ России N 1 не содержит указание на пункты, требуемые в соответствии с Извещением и Конкурсной документацией, а именно N 7, 11, 12, 13, 16, 19".
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что указанная Лицензия содержит указание, в том числе, на пункты N 12, 13, при этом, указания на пункты N 7, 11, 16, 19 отсутствуют.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что при составлении протокола была допущена техническая ошибка, а также то, что в указанной Лицензии отсутствовали пункты, требуемые в соответствии с извещением и Конкурсной документацией, а именно: N 7, 11, 16, 19.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Конкурсной комиссии, ненадлежащим образом оформившей протокол рассмотрения заявок и оценки заявок, нарушают часть 10 статьи 53 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Амбрелла - Защита Информационных Систем" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Конкурсной комиссии нарушение части 10 статьи 53 Закона о контрактной системе.
4. В связи с тем, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
5. Передать материалы от 12.10.2018 по делу N 18/44/105/1336 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.