Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Система" (далее - Заявитель) на действия Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Заказчик), ФКП "Щелковский биокомбинат" (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по объекту "Комплексная реконструкция объектов биокомбината (II этап) на ФКП "Щелковский биокомбинат" (номер извещения 0348100094618000044) (далее - Аукцион), и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) Заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно установлен срок окончания подачи заявок на участие в Аукционе на выходной день.
2. В документации об Аукционе неправомерно установлены требования о том, что участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, а также дополнительные требования о наличии у участника закупки опыта работ, связанного с предметом контракта в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99), поскольку в рамках исполнения контракта выполнения строительных работ не предусмотрены.
Представитель Уполномоченного органа на заседании Комиссии частично согласился с доводами Заявителя.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 31.08.2018;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 20 539 793 рублей;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
4) дата и время окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 29.09.2018.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно установлен срок окончания подачи заявок на участие в Аукционе на выходной день.
В соответствии с частью 2 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, Заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно части 6 статьи 65 Закона о контрактной системе Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются Заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
В соответствии со статьей 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком, Уполномоченным органом 13.09.2018 внесены изменения в документацию об Аукционе, согласно сведениям, размещенным в ЕИС. Дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 29.09.2018 до 09:00 (суббота).
Вместе с тем, учитывая положения части 6 статьи 65 Закона о контрактной системе, Заказчиком, Уполномоченным органом должен быть установлен срок окончания подачи заявок на участие в Аукционе не ранее 28.09.2018 включительно.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа в части установления срока подачи заявок не противоречат требованиям части 6 статьи 65 Закона о контрактной системе. При этом Заявителем на заседание Комиссии явка представителей не обеспечена и в составе жалобы не представлено доказательств, свидетельствующих об обратном.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя в документации об Аукционе неправомерно установлены требования о том, что участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, а также дополнительное требование о наличии у участника закупки опыта работ, связанного с предметом контракта в соответствии с Постановлением N 99.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки Заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим Заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено Градостроительным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим Заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
В соответствии с частью 4 статьи 55.17 ГрК РФ предоставление сведений, содержащихся в реестре членов саморегулируемых организаций, осуществляется по запросам заинтересованных лиц в виде выписок из реестра в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.
Пунктом 13 информационной карты документации об Аукционе установлены, в том числе следующие требования к участникам закупки, а именно: "участник аукциона должен быть членом СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства".
Также, в соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок Заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Указанные дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены Постановлением N 99.
Согласно пункту 2 Приложения N 1 к Постановлению N 99 при выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей к участникам закупки установлено дополнительное требование, а именно: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных (требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ), относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт.
В подтверждение соответствия требования к пункту 2 Приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99 участником закупки предоставляются следующие документы:
- копия исполненного контракта (договора);
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Пунктом 14 информационной карты установлено следующие дополнительные требования к участникам закупки, в том числе следующие: "Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих* работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта на право заключить который проводится закупка.* Требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт: работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства".
В соответствии с пунктом 16 информационной карты документации об Аукционе установлены, в том числе, следующие требования к составу второй части заявки на участие в Аукционе, а именно:
"- копия исполненного контракта (договора);
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке".
Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Из жалобы Заявителя следует, что в рамках исполнения контракта предусмотрена поставка, монтаж и пусконаладочные работы системы распределения воды для инъекций в комплекте с циркуляционными насосами, теплообменниками, трубопроводами, мембранными вентилями. При это строительные работы в документации об Аукционе, сметных расчетах отсутствуют, в связи с чем, Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно установлены вышеуказанные требования к участникам закупки и к составу заявки на участие в Аукционе.
В соответствии с техническим заданием документации об Аукционе установлено, что в рамках исполнения контракта необходимо осуществить поставку, монтаж и пусконаладочные работы системы распределения воды для инъекций в комплекте с циркуляционными насосами, теплообменниками, трубопроводами, мембранными вентилями, а также, согласно сводному сметному расчету затраты на строительные работы отсутствуют.
Представитель Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснил, что в рамках объекта закупки предусмотрена исключительно поставка системы распределения воды для инъекций, а также работы по монтажу поставляемого оборудования. При этом строительные работы в рамках исполнения государственного контракта отсутствуют.
С учетом вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе неправомерно установлены требования о том, что участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, дополнительное требование о наличии у участника закупки опыта работ, связанного с предметом контракта в соответствии с Постановлением N 99, поскольку в рамках объекта закупки предусмотрена исключительно поставка системы распределения воды для инъекций, а также работы по монтажу поставляемого оборудования.
Кроме того, согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Пунктом 16 информационной карты документации об Аукционе установлены требования к составу второй части заявок на участие в Аукционе, в том числе следующее: "Выписка из реестра членов СРО по форме, которая утверждена Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58. Выписка должна быть выдана не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок, который указан в извещении об аукционе".
Таким образом, в документации об Аукционе неправомерно предусмотрено условие о сроке действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации, которая должна быть выдана не ранее чем за один месяц до даты окончания подачи заявок.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа, неправомерно установивших в документации об Аукционе требования о том, что участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, дополнительное требование о наличии у участника закупки опыта работ, связанного с предметом контракта в соответствии с Постановлением N 99, условие о сроке выдачи выписки из реестра членов саморегулируемой организации, нарушают часть 4 статьи 31, часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Пунктом 2 постановления Правительства от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения Заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств Заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление Правительства N 570) установлены: а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных Постановлением Правительства N 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению Заказчиком в документацию о закупке; б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" пункта 2 Постановления Правительства 570, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять: не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.; в) порядок определения размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, которые он обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, устанавливается Правилами определения неустойки.
Пунктом 30 информационной карты документации об Аукционе установлены следующий вид работ в соответствии с Постановление Правительства N 570, а именно: "Монтаж технологического оборудования".
Также, пунктом 7.6.22 проекта государственно контракта документации об Аукционе установлено, в том числе следующее: "Выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по Контракту работы, виды и объемы которых установлены в Приложении N 1, 3, 4 к настоящему Контракту. Подрядчик обязан в течение 10 дней со дня заключения Контракта включить виды и объемы работ из числа возможных видов и объемов работ, установленных в документации об электронном аукционе, которые Подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по Контракту, в Приложение N 5 к Контракту, подписать такое приложение в двух экземплярах в письменной форме на бумажном носителе и предоставить Заказчику. При этом, исходя из сметной стоимости предлагаемых Подрядчиком видов работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении объем таких работ должен составлять не менее 25% цены Контракта".
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно в документации об Аукционе установлены виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, поскольку в рамках объекта закупки предусмотрена исключительно поставка системы распределения воды для инъекций, а также работы по монтажу поставляемого оборудования. При этом строительные работы в рамках исполнения государственного контракта отсутствуют.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, неправомерно установивших в документации об Аукционе виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, нарушают часть 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 5 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Система" обоснованной в части неправомерного установления в документации об Аукционе требования о том, что участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, а также дополнительного требования о наличии у участника закупки опыта работ, связанного с предметом контракта в соответствии с Постановлением N 99.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения части 6 статьи 31, части 6 статьи 66, части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 03.10.2018 по делу N 18/44/105/1290 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 3 октября 2018 г. N 18/44/105/1290 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был