Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Лаборатория Гемодинамики" (далее - Заявитель) на действия Федерального медико-биологического агентства (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку оборудования для оснащения кабинета функциональной диагностики (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0173100009118000097) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно не установлены ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства N 102);
2. Заказчиком в один объект закупки неправомерно объединены медицинские изделия как включенные в перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень), утвержденный Постановлением Правительства N 102, так и медицинские изделия, не включенные в Перечень;
3. Заказчиком ненадлежащим образом предоставлены разъяснения положений документации об Аукционе в ответ на соответствующий запрос участника закупки.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 11.09.2018;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 16 666 000 рублей;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 27.09.2018;
5) на участие в Аукционе подана 1 заявка от участника закупки, признанная аукционной комиссией Заказчика соответствующей требованиям Закона о контрактной системе и документации об Аукционе;
6) на основании части 16 статьи 66 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся, поскольку на участие в Аукционе подана 1 заявка.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно не установлены ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, предусмотренные Постановлением Правительства N 102.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей Правительством Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 Постановления Правительства N 102 утверждены перечни видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых установлены ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Пунктом 2 Постановления Правительства N 102 установлено, что для целей осуществления закупок отдельных видов медицинских изделий, включенных в Перечень, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке отдельных видов медицинских изделий, включенных в Перечень и происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявок (окончательных предложений), которые одновременно: содержат предложения о поставке отдельных видов медицинских изделий, включенных в Перечень, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза; не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона Российской Федерации от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).
Согласно документации об Аукционе и сведениям, размещенным в ЕИС, Заказчиком установлен перечень медицинского оборудования, поставляемого в рамках исполнения контракта, по всем позициям которого выбран код ОКПД2 32.50.50.000 "Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие", при этом, в соответствии с Постановлением Правительства N 102 товары под кодом ОКПД2 32.50.50.000 "Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие" включены в Перечень.
Кроме того, Комиссией установлено, что отдельные товары, поставляемые в рамках исполнения контракта, такие как, например, "Электрокардиограф", "Дефибриллятор", "Электрокардиограф для проведения нагрузочного тестирования" включены в Перечень, при этом, документация об Аукционе не содержит ограничений и запретов, предусмотренных Постановлением Правительства N 102.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе ограничения, предусмотренные Постановлением Правительства N 102, нарушают часть 3 статьи 14 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного нарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, учитывая, что на участие в закупке подана одна заявка, в связи с чем, ограничения, предусмотренные Постановлением Правительства N 102 не применялись, а также, что Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил в жалобе доказательств, подтверждающих нарушение своих прав и законных интересов, а также доказательств, подтверждающих ограничение количества участников закупки, Комиссии не представляется возможным прийти к однозначному выводу, что вышеуказанное нарушение Закона о контрактной системе могло повлиять на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в один объект закупки неправомерно объединены медицинские изделия, как включенные в Перечень, утвержденный Постановлением Правительства N 102, так и не включенные в него.
В соответствии с техническим заданием документации об Аукционе в рамках исполнения контракта поставке подлежат следующие товары: "Кардиореспираторный комплекс - система для проведения нагрузочного электрокардиографического тестирования с измерением параметров газообмена", "Электрокардиограф для проведения нагрузочного тестирования", "Аппарат для длительного мониторирования сердечной деятельности", "Дефибриллятор", "Электрокардиограф".
Вместе с тем, учитывая, что Заявителем в составе жалобы не представлено доказательств, однозначно подтверждающих, что Заказчиком в один объект закупки объединена поставка медицинского оборудования как включенного в Перечень, так и медицинских изделий, не включенных в соответствующий Перечень, Комиссии не представляется возможным прийти к выводу об обоснованности довода Заявителя, в связи с чем, Комиссия считает указанный довод жалобы Заявителя не нашедшим своего подтверждения.
3. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом предоставлены разъяснения положений документации об Аукционе в ответ на соответствующий запрос участника закупки.
Частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе установлено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе, разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Изучив разъяснения положений документации об Аукционе, указанные в жалобе Заявителя, которые размещенные Заказчиком в ЕИС в ответ на соответствующие запросы участников закупки, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные разъяснения не противоречат требованиям, в том числе к содержанию и срокам, предусмотренным Законом о контрактной системе.
Вместе с тем, учитывая, что Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил в жалобе доказательств, подтверждающих обоснованность довода, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Лаборатория Гемодинамики" обоснованной в части не установления в документации об Аукционе ограничений допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, предусмотренных Постановлением Правительства N 102.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание не выдавать.
4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 02.10.2018 N 18/44/105/1282 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 2 октября 2018 г. N 18/44/105/1282 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был