Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Комплексные программные решения" (далее - Заявитель) на действия конкурсной комиссии Счетной палаты Российской Федерации (далее - Конкурсная комиссия), Счетной палаты Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, Конкурсной комиссией открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ по созданию автоматизированной информационной системы управления нормативно-справочной информацией Счетной палаты Российской Федерации (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0173100008718000026) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Конкурсной комиссии при проведении Заказчиком, Конкурсной комиссией Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Конкурсной комиссии:
1. Конкурсной комиссией неправомерно присвоено низкое количество баллов заявке Заявителя по показателю "Квалификация трудовых ресурсов (специалисты ИТ-технологий), предлагаемых для выполнения работ" критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации";
2. Заказчиком в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки по показателям "Квалификация трудовых ресурсов (специалисты ИТ-технологий), предлагаемых для выполнения работ", "Опыт выполнения работ по созданию (разработке (модернизации) информационных систем (подсистем)" критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации";
3. Заказчиком в техническом задании Конкурсной документации ненадлежащим образом установлено описание объекта закупки;
4. Заказчиком в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлены сроки предоставления разъяснений положений Конкурсной документации.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Конкурсная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено в ЕИС - 15.08.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 25 500 000 рублей;
4) на участие в Конкурсе подано 10 заявок от участников закупки;
5) к участию в Конкурса допущено 10 заявок от участников закупки;
6) победителем Конкурса признано ООО "Эдвансед Трансформейшн Консалтинг" с предложением о цене государственного контракта 20 900 000 рублей.
1. Согласно доводу Заявителя, Конкурсной комиссией неправомерно присвоено низкое количество баллов заявке Заявителя по показателю "Квалификация трудовых ресурсов (специалисты ИТ-технологий), предлагаемых для выполнения работ" критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности, содержащихся в них условий исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе Конкурсная комиссия проверяет заявку на участие в конкурсе в том числе, на соответствие требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки и конкурсной документации.
Пунктом 4.12. Конкурсной документации установлен следующий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе:
1) Цена государственного контракта - значимость критерия 60%;
2) Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий N 2) - значимость критерия 40%;
Критерий N 2 заявки на участие в конкурсе содержит, в том числе, показатель "Квалификация трудовых ресурсов (специалисты ИТ-технологий), предлагаемых для выполнения работ" (далее - Показатель N 1), в рамках которого установлен следующий порядок оценки заявок:
"Количество работников участника конкурса, имеющих документы, подтверждающие обучение специалистов в сфере ИТ-технологий с приложением копий подтверждающих документов (дипломы, сертификаты, иные документы).
Предельно необходимое максимальное значение по данному показателю 50 работников (Кпред=50)".
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 12.09.2018 N ПРО1 (далее - Протокол) заявке Заявителя по Показателю N 1 Критерия N 2 присвоено 0 баллов.
На заседании Комиссии представитель Заказчика представил заявку Заявителя на участие в Конкурсе и пояснил, что при оценке заявок по Показателю N 1 Критерия N 2 Конкурсной комиссией заявке Заявителя в соответствии со шкалой оценки присвоено 0 баллов, поскольку Заявителем в составе заявки на участие в Конкурсе не были представлены документы, подтверждающие квалификацию участника закупки.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Конкурсной Комиссии, принявшей решение о присвоении заявке Заявителя по Показателю N 1 Критерия N 2 в соответствии со шкалой оценки 0 баллов, не противоречат Закону о контрактной системе.
Кроме того, Заявитель на заседание Комиссии не явился, в составе жалобы не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки по показателям "Квалификация трудовых ресурсов (специалисты ИТ-технологий), предлагаемых для выполнения работ", "Опыт выполнения работ по созданию (разработке (модернизации) информационных систем (подсистем)" критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
В соответствии с частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц до окончания установленного срока подачи заявок. По истечении указанного срока обжалование соответствующих действий осуществляется только в судебном порядке.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, датой и временем окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе является 05.09.2018.
Вместе с тем, жалоба на положения Конкурсной документации направлена Заявителем в ФАС России 21.09.2018.
Таким образом, Заявитель подал жалобу на положение Конкурсной документации по истечении срока, установленного частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе в сфере закупок, на основании чего довод Заявителя на положения документации об Аукционе рассмотрению Комиссией не подлежит.
3. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в техническом задании Конкурсной документации ненадлежащим образом установлено описание объекта закупки.
В соответствии с частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц до окончания установленного срока подачи заявок. По истечении указанного срока обжалование соответствующих действий осуществляется только в судебном порядке.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, датой и временем окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе является 05.09.2018.
Вместе с тем, жалоба на положения Конкурсной документации направлена Заявителем в ФАС России 21.09.2018.
Таким образом, Заявитель подал жалобу на положение Конкурсной документации по истечении срока, установленного частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе в сфере закупок, на основании чего довод Заявителя на положения документации об Аукционе рассмотрению Комиссией не подлежит.
4. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлены сроки предоставления разъяснений положений Конкурсной документации.
В соответствии с частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц до окончания установленного срока подачи заявок. По истечении указанного срока обжалование соответствующих действий осуществляется только в судебном порядке.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, датой и временем окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе является 05.09.2018.
Вместе с тем, жалоба на положения Конкурсной документации направлена Заявителем в ФАС России 21.09.2018.
Таким образом, Заявитель подал жалобу на положение Конкурсной документации по истечении срока, установленного частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе в сфере закупок, на основании чего довод Заявителя на положения документации об Аукционе рассмотрению Комиссией не подлежит.
Вместе с тем, в рамках проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать порядок предоставления участникам открытого конкурса разъяснений положений конкурсной документации, даты начала и окончания срока такого предоставления.
Частью 7 статьи 50 Закона о контрактной системе, любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.
На заседании Комиссии установлено, что в Конкурсной документации установлено следующее: "4.2.4. Дата начала и окончания предоставления разъяснений положений конкурсной документации: начало "16" августа 2018 г. окончание "30" сентября 2018 г."
При этом, срок окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 05.09.2018.
Таким образом действия Заказчика, не установившего надлежащим образом сроки предоставления участникам Конкурса разъяснений положений Конкурсной документации, нарушают пункт 8 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного нарушения, ответственность, за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку в адрес Заказчика поступило два запроса от участников закупки о предоставлении разъяснений положений Конкурсной документации.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99 частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Комплексные программные решения" необоснованной.
2. В соответствии с частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе доводы Заявителя в отношении Конкурсной документации оставить без рассмотрения.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 8 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание об устранении нарушения Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы от 26.09.2018 по делу N 18/44/105/1286 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 26 сентября 2018 г. N 18/44/105/1286 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был