Рассмотрев Отчет о реализации Межгосударственной целевой программы "Рекультивация территорий государств, подвергшихся воздействию уранодобывающих производств" в 2017 году (прилагается), Экономический совет Содружества Независимых Государств решил:
1. Отметить, что по итогам 2017 года - первого года выполнения строительно-монтажных работ, полностью разработана рабочая документация на объектах рекультивации Кыргызской Республики, начаты мероприятия по инженерному обеспечению работ на хвостохранилище "Каджи-Сай", проведено обследование на технологических путях подъезда к хвостохранилищу "Туюк-Суу". Завершена экспертиза проектной документации и получены положительные заключения Управления государственной вневедомственной экспертизы градостроительной проектной документации Комитета по архитектуре и строительству при Правительстве Республики Таджикистан и Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" на сметную часть проектной документации объектов рекультивации Республики Таджикистан.
2. Просить правительства Кыргызской Республики и Республики Таджикистан оказывать содействие государственным заказчикам программы Министерству чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики и Министерству промышленности и новых технологий Республики Таджикистан в работе по ее реализации.
3. Заказчикам Межгосударственной целевой программы от Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Республики Таджикистан принять меры по ликвидации финансовой задолженности, образовавшейся за период 2013 - 2017 годов, и финансированию второго этапа программы в полном объеме.
4. Заказчику - координатору программы Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" подготовить и внести в установленном порядке на рассмотрение Совета глав правительств СНГ вопрос о погашении государствами - участниками программы задолженности по долевым взносам на ее реализацию за 2013 - 2017 годы.
От Азербайджанской Республики
-
От Республики Армения
-
От Республики Беларусь
-
От Республики Казахстан
Первый заместитель
Премьер-министра
А. Мамин
От Кыргызской Республики
Вице-премьер-министр
Ж. Разаков
От Республики Молдова
-
От Российской Федерации
Первый заместитель Председателя
Правительства - Министр финансов
А. Силуанов
От Республики Таджикистан
Первый заместитель Премьер-министра
Д. Саид
От Туркменистана
-
От Республики Узбекистан
-
От Украины
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ СНГ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ ПО АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ "РОСАТОМ"
КОМИССИЯ ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СНГ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ В МИРНЫХ ЦЕЛЯХ
Отчет
о реализации Межгосударственной целевой программы "Рекультивация территорий государств, подвергшихся воздействию уранодобывающих производств" в 2017 году
I. Общие сведения
Обеспечение радиационной безопасности на территориях бывших уранодобывающих и перерабатывающих предприятий в государствах Центральной Азии является важной задачей с точки зрения охраны окружающей среды и здоровья населения. За время деятельности уранодобывающих и перерабатывающих предприятий на территориях государств Центральной Азии накопилось значительное количество отходов, содержащих повышенные концентрации естественных радионуклидов, обращение с которыми, включая вопросы длительного хранения и рекультивации мест их размещения, является сложной и ресурсоемкой задачей.
С точки зрения потенциальной угрозы для населения и окружающей среды опасными объектами являются хвостохранилища уранодобывающей отрасли, в ряде случаев расположенные в пределах населенных пунктов, на водосборных площадках, зачастую непосредственно в руслах и поймах бассейнов трансграничных рек, стекающих в густонаселенные долины региона Центральной Азии. Ситуация усугубляется тем, что большинство хвостохранилищ находятся в районах сейсмической активности и оползневой опасности, в местах прохождения селей и паводков, на участках с близким залеганием грунтовых вод.
Наибольшую опасность представляют хвостохранилища и горные отвалы в Кыргызской Республике, которые грозят загрязнением бассейнов и русл рек Нарын и Сырдарья. Серьезного внимания заслуживает также ситуация в Республике Таджикистан.
Для решения проблем, связанных с урановыми хвостохранилищами, и снижения рисков возникновения чрезвычайных ситуаций с радиоэкологическими последствиями на территориях государств - участников СНГ Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" (далее - Госкорпорация "Росатом") за свой счет (8 млн российских рублей) была разработана Межгосударственная целевая программа "Рекультивация территорий государств - членов ЕврАзЭС, подвергшихся воздействию уранодобывающих производств", утвержденная Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 5 апреля 2012 года N 602. Ее реализация началась с 1 января 2013 года.
В связи с Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2014 года N 653 "О мероприятиях, связанных с прекращением деятельности органов Евразийского экономического сообщества" Совет глав правительств СНГ решил дальнейшую реализацию указанной программы осуществлять в рамках Содружества Независимых Государств (Решение Совета глав правительств СНГ от 21 ноября 2014 года).
Во исполнение указанного Решения Совета глав правительств СНГ Исполнительным комитетом СНГ открыты в Межгосударственном банке отдельный счет для аккумулирования долевых взносов государств - участников программы и отдельный специальный счет для аккумулирования средств, поступающих на финансирование программы из внебюджетных источников. Исполнительным комитетом СНГ был подписан с Госкорпорацией "Росатом" договор N 1/7108-Д от 11 февраля 2015 года о передаче денежных средств на финансирование мероприятий по реализации программы и представлении отчетности об их использовании. Указанный договор вступил в силу с даты подписания его Сторонами и действует по 31 декабря 2018 года.
Совет глав правительств СНГ Решением от 29 мая 2015 года внес изменения в указанную программу, изложив ее в новой редакции с названием "Межгосударственная целевая программа "Рекультивация территорий государств, подвергшихся воздействию уранодобывающих производств" (далее - Программа).
Решением Совета глав правительств СНГ от 28 октября 2016 года в Программу внесены изменения в части ее общей стоимости, продолжительности и распределения лимитов финансирования по этапам Программы и годам реализации. Внесенными изменениями продолжительность реализации Программы увеличена на 5 лет, а общая стоимость возросла на 1 734,6 млн российских рублей и составила 2 890,55 млн российских рублей.
После завершения проектно-изыскательских работ Программой предусматривалось внесение изменений, так как стоимость строительно-монтажных работ носила оценочный характер и была выполнена в ценах 2011 года. Существенное увеличение сроков реализации Программы и ее общей стоимости обусловлено решением Кыргызской Республики по изменению технического решения по реабилитации территорий, подвергшихся воздействию уранодобывающих производств, предполагающим полное извлечение материала из хранилищ двух объектов, его перемещение и окончательную изоляцию на безопасном расстоянии от населенных пунктов.
Основными целями Программы являются:
снижение рисков возникновения чрезвычайных ситуаций с радиоэкологическими последствиями на территориях государств - участников Программы, подвергшихся воздействию уранодобывающих и перерабатывающих производств;
отработка средств и технологий рекультивационных работ;
обеспечение безопасных условий проживания и социальной реабилитации населения в этих регионах.
В качестве пилотных проектов по рекультивации выбраны наиболее опасные хвостохранилища в Кыргызской Республике в районе пгт. Мин-Куш и Каджи-Сай и Республике Таджикистан в районе г. Истиклола (бывший г. Табошар).
Реализация Программы осуществляется в два этапа.
На первом этапе (2013-2016 годы) разработаны структура и основные элементы системы обеспечения радиационной безопасности территорий государств, подвергшихся воздействию уранодобывающих производств, проведены исследовательские, проектно-изыскательские работы и экспертизы проектов строительно-монтажных работ в государственных органах.
На втором этапе (2017-2023 годы) предусмотрено проведение строительно-монтажных работ по рекультивации выбранных объектов, находящихся в Кыргызской Республике и Республике Таджикистан, совершенствование системы экологического и социально-гигиенического мониторинга действующих и закрытых уранодобывающих и перерабатывающих предприятий государств - участников Программы, создание медико-демографического регистра населения, проживающего в зонах наблюдения. Также планируется подготовка кадров для Кыргызской Республики и Республики Таджикистан по управлению проектами и программами реабилитации бывших урановых производственных объектов.
II. Управление Программой
Комплекс мероприятий по реализации Программы осуществляется заказчиком - координатором Программы Госкорпорацией "Росатом". Заказчиками от государств - участников Программы являются: от Республики Казахстан - Министерство энергетики; Кыргызской Республики - Министерство чрезвычайных ситуаций; Российской Федерации - Федеральное медико-биологическое агентство; Республики Таджикистан - Министерство промышленности и новых технологий.
Заказчик - координатор Программы определяет формы и методы организации управления реализацией Программы. Текущее управление и оперативный контроль за ходом реализации Программы осуществляет Дирекция Программы, в состав которой входят представители Госкорпорации "Росатом", национальных заказчиков Программы и Исполнительного комитета СНГ. 4 марта 2017 года проведено 11-е заседание Дирекции Программы.
Реализация Программы осуществляется на основе соответствующих контрактов (договоров), заключаемых заказчиками Программы с исполнителями программных мероприятий.
Результаты реализации Программы регулярно докладывались на заседаниях Совета по сотрудничеству государств - членов Евразийского экономического сообщества по использованию атомной энергии в мирных целях, а с момента прекращения деятельности указанного Совета в 2014 году - на заседаниях Комиссии государств - участников СНГ по использованию атомной энергии в мирных целях.
Отчетная документация о реализации Программы направлялась Госкорпорацией "Росатом" в 2013-2014 годах в Интеграционный Комитет Евразийского экономического сообщества, в 2015 и 2016 годах - в Исполнительный комитет СНГ. Отчет о реализации Программы за 2013-2015 годы принят к сведению Решением Экономического совета СНГ от 9 сентября 2016 года. Отчет о реализации Программы в 2016 году рассмотрен на заседании Экономического совета СНГ 15 декабря 2017 года.
III. Ресурсное обеспечение Программы
Программа реализуется за счет долевых взносов государств - участников Программы. Долевое участие государств - участников Программы составляет: Российская Федерация - 75%, Республика Казахстан - 15%, Кыргызская Республика и Республика Таджикистан - по 5%.
Ориентировочная стоимость Программы составляет 2 890 555,46 тыс. российских рублей.
Плановые взносы государств - участников Программы на период 2013 - 2017 годов (в редакции Программы, утвержденной Решением Совета глав правительств СНГ от 28 октября 2016 года)
(тыс. российских рублей) | |||||
Годы |
Объем долевых взносов |
В том числе по государствам - участникам Программы |
|||
Российская Федерация (75%) |
Республика Казахстан (15%) |
Кыргызская Республика (5%) |
Республика Таджикистан (5%) |
||
2013 |
33 526,53 |
25 144,898 |
5 028,98 |
1 676,327 |
1 676,327 |
2014 |
33 526,53 |
25 144,898 |
5 028,98 |
1 676,327 |
1 676,327 |
2015 |
40 473,83 |
30 355,373 |
6 071,075 |
2 023,692 |
2 023,692 |
2016 |
252 668,44 |
189 501,33 |
37 900,266 |
12 633,422 |
12 633,422 |
2017 |
403 322,33 |
302 491,75 |
60 498,35 |
20 166,12 |
20 166,12 |
Итого |
763 517,66 |
572 638,25 |
114 527,65 |
38 175,89 |
38 175,89 |
Поступление средств от государств - участников Программы за период реализации мероприятий Программы в 2013 - 2017 годах
(тыс. российских рублей) | ||||||||||
Государства - участники Программы |
Долевое участие государства,% |
Поступление денежных средств от государств - участников Программы по годам |
Переплата (+)/ задолженность (-) за 2013 - 2017 годы |
|||||||
2013-2016 годы |
2017 год |
|||||||||
Предусмотрено в Программе |
Фактически поступило |
% исполнения обязательств |
Отклонение ("+", "-") |
Предусмотрено в Программе |
Фактически поступило |
% исполнения обязательств |
Отклонение |
|||
Российская Федерация |
75 |
270 146,499 |
270 146,600 |
100 |
+0,101 |
302 491,750 |
302 491,800 |
100 |
+0,050 |
+0,151 |
Республика Казахстан |
15 |
54 029,301 |
10 058,200 |
19 |
-43 971,101 |
60 498,350 |
- |
0 |
-60 498,350 |
-104 469,451 |
Кыргызская Республика |
5 |
18 009,768 |
10 700,323 |
59 |
-7 309,445 |
20 166,120 |
14 369,213 |
71 |
-5 796,907 |
-13 106,351 |
Республика Таджикистан |
5 |
18 009,768 |
6 225,947 |
35 |
-11 783,821 |
20 166,120 |
6 000,000 |
30 |
-14 166,120 |
-25 949,941 |
ИТОГО |
100 |
360 195,336 |
297 131,070 |
|
-63 064,266 |
403 322,340 |
322 861,013 |
|
-80 461,327 |
-143 525,592 |
Фактическое долевое участие государств - участников Программы
Государства - участники Программы |
Долевое участие государства, предусмотренное Программой, % |
Фактическое долевое участие государства, % |
Российская Федерация |
75 |
92 |
Республика Казахстан |
15 |
2 |
Кыргызская Республика |
5 |
4 |
Республика Таджикистан |
5 |
2 |
ИТОГО |
100 |
100 |
В 2017 году Российская Федерация выполнила финансовые обязательства в полном объеме, другими государствами - участниками Программы не выполнено финансовых обязательств на сумму 80 461,327 тыс. российских рублей. Задолженность Республики Казахстан составляет 60 498,35 тыс. российских рублей, Республики Таджикистан - 14 166,12 тыс. российских рублей, Кыргызской Республики - 5 796,907 тыс. российских рублей.
С учетом накопившейся задолженности за период 2013 - 2017 годов объем невыполненных финансовых обязательств по состоянию на 31.12.2017 составляет 143 525,592 тыс. российских рублей.
Задолженность государств - участников Программы составляет:
Кыргызской Республики - 13 106,351 тыс. российских рублей;
Республики Казахстан - 104 469,451 тыс. российских рублей;
Республики Таджикистан - 25 949,941 тыс. российских рублей;
Невыполнение финансовых обязательств государствами - участниками Программы по перечислению денежных средств в установленные сроки не позволяет обеспечить своевременную контрактацию и финансирование выполнения мероприятий, что может привести к срыву сроков реализации практических работ по рекультивации территорий государств, подвергшихся воздействию уранодобывающих производств.
Кроме того, неисполнение государствами - участниками Программы своих обязательств приводит к нарушению установленных Программой пропорций долевых взносов.
В целях решения вопроса по погашению задолженности Республики Таджикистан Госкорпорацией "Росатом" было направлено обращение Генеральному секретарю ЕврАзЭС Мансурову Т.А. (письмо N 1-2/46245 от 05.12.14), ответа не поступало.
Информация о задолженности Республики Таджикистан была направлена в Исполнительный комитет СНГ (письма N 1-2/2683 от 29.01.15, N 1-2/8373 от 11.03.15). Поручение о ликвидации задолженности было включено в проект Решения Совета глав правительств СНГ, но по просьбе таджикской стороны было снято с обсуждения. Также данный вопрос поднимался на заседаниях Дирекции Программы, где присутствовал представитель таджикской стороны. Госкорпорацией "Росатом" были направлены соответствующие обращения национальному заказчику Программы (письма N 1-2/20517 от 27.05.16, N 1-2/52252 от 26.12.16). Ответа не поступало.
Вопрос о задолженности Республики Казахстан был рассмотрен на заседании Дирекции Программы 22 декабря 2015 года. Информация была доведена до члена Дирекции Программы от казахстанской стороны. Также были направлены обращения национальному заказчику Программы Министерству энергетики Республики Казахстан (письма N 1-2/20575 от 30.05.16, N 1-2/52056 от 23.12.16). Получен ответ о том, что государственными органами Республики Казахстан проводится работа по организации бюджетного финансирования долевого взноса Программы (письмо N 15-05/37843 от 03.02.17).
Решением Экономического совета СНГ от 15 декабря 2017 года рекомендовано национальным заказчикам Программы принять меры по ликвидации финансовой задолженности, образовавшейся за период 2013-2016 годов, и обеспечить финансирование второго этапа Программы в полном объеме.
Неисполнение финансовых обязательств государствами - участниками Программы недопустимо и может привести к срыву сроков выполнения работ (мероприятий) Программы.
На двенадцатом заседании Дирекции Программы по вопросу финансирования Программы членами Дирекции Программы отмечено, что государствами - участниками Программы (кроме Российской Федерации, выполнившей свои обязательства в полном объеме) по состоянию на 19 февраля 2018 года (за период 2013 - 2017 годов) допущено неисполнение бюджетных обязательств и принято решение национальным заказчикам Программы от Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Республики Таджикистан ходатайствовать перед правительствами государств о необходимости погашения задолженности по долевым взносам с учетом п. 3 Решения Экономического совета СНГ от 15 декабря 2017 года о реализации Программы в 2016 году.
Денежные средства на реализацию мероприятий Программы поступают по договору, заключенному между Госкорпорацией "Росатом" и Исполнительным комитетом СНГ от 11 февраля 2015 года N 1/7108-Д "О передаче денежных средств на финансирование мероприятий по реализации Программы и представлении отчетности об их использовании". Указанный договор вступил в силу с даты его подписания сторонами и действует по 31 декабря 2018 года.
В соответствии с разделом 10 действующей редакции Программы финансирование второго этапа должно осуществляться за счет взносов государств - участников Программы, а также за счет внебюджетных источников в случае подтверждения таковых. В настоящее время внебюджетных источников финансирования мероприятий Программы не подтверждено.
Принимая во внимание, что Министерство чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики проводит работу с Фондом финансирования программ рекультивации объектов уранового наследия в Центральной Азии (далее - Фонд ERA) в целях создания группы управления проектами для подготовки конкурсов на проведение восстановительных работ на площадках Мин-Куш и Шекафтар, Госкорпорация "Росатом" письмом N 1-2/52550 от 21.12.17 обратилась в адрес директора Департамента ядерной безопасности Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) с предложением создать комитет для координации работ по рекультивации бывших объектов уранодобывающей промышленности, финансируемых Программой и Фондом ERA в Кыргызской Республике и Республике Таджикистан. Идея создания координационной группы была подержана ЕБРР. Основной целью координационной группы будет обмен информацией о запланированных работах по рекультивации и требованиях к инфраструктуре площадки, чтобы избежать дублирования и достижения эффекта синергии. Координационная группа также может стать подходящим инструментом для выявления любых возможных административных или регуляторных препятствий, которые могут повлиять на эффективную реализацию проекта.
IV. Сведения о результатах реализации Программы в 2017 году
Мероприятия Программы, выполненные в 2017 году, приведены ниже.
Перечень работ бизнес-плана Программы, законтрактованных за отчетный период (2017 год)
(тыс. российских рублей) | |||
Наименование мероприятий |
Стоимость работ по Программе |
Законтрактовано |
Срок окончания работ |
1. Реализация Программы: |
|
|
|
1.1. Проведение строительно-монтажных работ: |
|
|
|
1.1.1. пгт. Мин-Куш (Кыргызская Республика). |
295 368,36 |
295 368,361 |
31.10.2018 |
1.1.2. пгт. Каджи-Сай (Кыргызская Республика). |
78 202,14 |
78 202,141 |
31.10.2018 |
1.1.3. г. Истиклол (Республика Таджикистан). |
- |
- |
- |
1.2. Совершенствование системы экологического и социально-гигиенического мониторинга действующих и закрытых уранодобывающих и перерабатывающих предприятий государств - участников Программы; совершенствование и создание новых элементов системы организационных и медико-санитарных мероприятий по обеспечению радиационной безопасности населения; создание медико-демографического регистра населения, проживающего в зонах наблюдения. |
12 000,00 |
|
|
1.3. Подготовка национальных кадров для Кыргызской Республики и Республики Таджикистан по управлению проектами и программами реабилитации бывших урановых производственных объектов. |
8 606,2 |
8 606,202 |
20.12.2018 |
2. Управление Программой |
9 145,63 |
- |
- |
ИТОГО |
403 322,33 |
382 176,7 |
|
Примечание:
1. Государственный контракт от 25 сентября 2017 года N 1/13441-Д.
2. Государственный контракт от 02 октября 2017 года N 1/13437-Д.
Выполнение и оплата работ по заключенным контрактам
(тыс. российских рублей) | |||||||||
Исполнитель, |
Государственный контракт |
Цена контракта |
Выполнение работ |
Итого выполнено |
Оплачено |
||||
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
|||||
АО ФЦЯРБ |
От 14 февраля 2013 года N 1/3650-Д на выполнение работ "Управление и реализация межгосударственной целевой программы "Рекультивация территорий государств - членов ЕврАзЭС, подвергшихся воздействию уранодобывающих производств" |
170 000,00 |
33 526,50 |
74 000,30 |
0,00 |
0,00 |
62 473,20 |
170 000,00 |
170 000,00 |
ЗАО "СавасАтом" |
От 24 ноября 2016 года N 1/11587-Д на выполнение проектных работ "Реабилитация территорий бывших урановых производств Кыргызской Республики. Разработка проектной документации. Стадия "РД" |
19 034,04 |
- |
- |
- |
1 332,39 |
17 701,65 |
19 034,04 |
19 034,04 |
ФГУП "РосРАО" |
От 25 сентября 2017 года N 1/13441-Д на выполнение работы "Вывод из эксплуатации (ликвидация) хвостохранилища "Туюк-Суу", консервация хвостохранилища "Дальнее" и рекультивация хвостохранилища "Каджи-Сай" (Кыргызская Республика) |
674 949,85 |
- |
- |
- |
- |
12 667,701 |
0 |
12 667,701 |
АНО ДПО "Техническая академия Росатома" |
От 02 октября 2017 года N 1/13437-Д на оказание информационно-консультационных услуг по проведению учебно-практических курсов по подготовке национальных кадров для Кыргызской Республики и Республики Таджикистан по управлению проектами и программами реабилитации бывших урановых производственных объектов в обеспечение реализации Межгосударственной целевой программы "Рекультивация территорий государств, подвергшихся воздействию уранодобывающих производств" совместно с МАГАТЭ в рамках регионального проекта Программы технического сотрудничества МАГАТЭ RER/9/145 "Помощь в создании кадрового потенциала для разработки и осуществления комплексных программ реабилитации районов добычи урана" |
17 212,40 |
- |
- |
- |
- |
4 780,00 |
4 780,00 |
4 780,00 |
ВСЕГО |
881 196,29 |
33 526,50 |
74 000,30 |
0,00 |
1 332,39 |
97 622,55 |
193 814,04 |
206 481,742 |
Примечание:
1. Авансовый платеж по государственному контракту от 25 сентября 2017 года N 1/13441-Д за 2017 год.
2. В том числе авансовый платеж по государственному контракту от 25 сентября 2017 года N 1/13441-Д за 2017 год.
4.1. Работы, проведенные в Кыргызской Республике
В соответствии с государственным контрактом от 24 ноября 2016 года N 1/11587-Д в июне 2017 года закончены работы по разработке рабочей документации на объекты рекультивации Кыргызской Республики, что позволило перейти к практической реализации второго этапа Программы.
Госкорпорацией "Росатом" 16 сентября 2017 года проведен конкурс на выполнение работ: "Вывод из эксплуатации (ликвидация) хвостохранилища "Туюк-Суу", консервация хвостохранилища "Дальнее" и рекультивация хвостохранилища "Каджи-Сай" в обеспечение реализации межгосударственной целевой программы "Рекультивация территорий государств, подвергшихся воздействию уранодобывающих производств".
Государственный контракт N 1/13441-Д на выполнение работы "Вывод из эксплуатации (ликвидация) хвостохранилища "Туюк-Суу", консервация хвостохранилища "Дальнее" и рекультивация хвостохранилища "Каджи-Сай", в обеспечение реализации Программы (далее - Государственный контракт) был заключен с федеральным государственным унитарным предприятием "Предприятие по обращению с радиоактивными отходами "РосРАО" (далее - ФГУП "РосРАО") 25 сентября 2017 года.
Государственным контрактом предусмотрено выполнение работ на объектах рекультивации Кыргызской Республики, а именно подготовительные работы.
Итогом работ по Государственному контракту будут являться:
инженерная подготовка хвостохранилища "Туюк-Суу" к выводу из эксплуатации (ликвидации) в срок до 31 августа 2018 года;
реконструкция хвостохранилища "Дальнее" для приема хвостового материала с "Туюк-Суу" и "Талды-Булак" - до 31 октября 2018 года;
вывод из эксплуатации (консервация) хвостохранилища Каджи-Сай, рекультивация территории хвостохранилища и прилегающих земельных участков - до 30 июня 2018 года.
Срок окончания работ по Государственному контракту - 31 октября 2018 года.
В соответствии с законом Кыргызской Республики "О лицензионно-разрешительной системе в Кыргызской Республике" ФГУП "РосРАО" открыт филиал на территории Кыргызской Республики, получены лицензия Государственного агентства по архитектуре и строительству Кыргызской Республики на право выполнения строительных работ, разрешения на строительство на хвостохранилищах "Туюк-Суу", "Дальнее" и "Каджи-Сай". Земельные участки под строительные работы по данным хвостохранилищам переданы ФГУП "РосРАО".
В связи длительными сроками получения разрешительных документов ФГУП "РосРАО" Госкорпорацией "Росатом" и Министерством чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики согласованы и утверждены уточненные директивные графики производства работ второго уровня с сохранением конечных сроков выполнения работ по Государственному контракту.
В настоящее время принимаются компенсирующие меры для устранения разрыва по срокам выполнения этапов Государственного контракта в первом полугодии 2018 года и завершения выполнения работ в установленные сроки.
В 2017 году на хвостохранилище "Каджи-Сай" начаты подготовительные работы - мобилизация техники и ресурсов для выполнения практических работ по строительству временной транспортной и инженерной инфраструктуры (установка ограждения площадки, монтаж контрольно-пропускного и санитарно-пропускного пунктов, установка дизельного генератора, закупка временных жилых помещений для строителей).
На хвостохранилище "Туюк-Суу" специалистами ФГУП "РосРАО" проведено обследование мостов на временных технологических дорогах, ведущих к хвостохранилищу.
В период с 25 по 27 октября 2017 года состоялась рабочая поездка представителей Госкорпорации "Росатом" в Кыргызскую Республику для обсуждения вопросов, касающихся реализации второго этапа Программы. По ее результатам начата разработка соглашения между Госкорпорацией "Росатом" и Министерством чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики.
4.2. Работы, проведенные в Республике Таджикистан
В сентябре 2017 года Комитетом по архитектуре и строительству при Правительстве Республики Таджикистан завершена экспертиза проектной документации "Рекультивация хвостохранилищ I - IV очереди в районе г. Истиклол" (заключение от 28 августа 2017 года N 232/17/232), "Рекультивация отвала фабрики бедных руд промплощадки "Табошар" в районе г. Истиклол" (заключение от 28 августа 2017 года N 232/17/232-А), "Проект внешнего электроснабжения объектов: Рекультивация отвала фабрики бедных руд, Рекультивация хвостохранилищ I - IV очереди в районе г. Истиклол" (заключение от 12 сентября 2017 года N 232/17/232-Б), разработанной в соответствии с государственным контрактом от 14 февраля 2013 года N 1/3650-Д.
В декабре 2017 года получены положительные заключения Департамента по капитальным вложениям, государственному строительному надзору и государственной экспертизе Госкорпорации "Росатом" на сметную часть проектной документации на объекты рекультивации Республики Таджикистан.
В этой связи Госкорпорацией "Росатом" начата работа по подготовке изменений в Программу, касающихся финансирования объектов рекультивации в Таджикистане, корректировки работ с учетом не выполненных в рамках первого этапа Программы.
Объем финансирования на рекультивацию объектов в Республике Таджикистан будет утвержден решением Совета глав правительств СНГ.
4.3. Подготовка национальных кадров
По результатам проведенной закупочной процедуры на оказание информационно-консультационных услуг по проведению учебно-практических курсов по подготовке национальных кадров для Кыргызской Республики и Республики Таджикистан по управлению проектами и программами реабилитации бывших урановых производственных объектов в обеспечение реализации Программы совместно с МАГАТЭ в рамках регионального проекта Программы технического сотрудничества МАГАТЭ RER/9/145 "Помощь в создании кадрового потенциала для разработки и осуществления комплексных программ реабилитации районов добычи урана", с автономной некоммерческой организацией дополнительного профессионального образования "Техническая академия Росатома" (далее - АНО ДПО "Техническая академия Росатома") заключен государственный контракт от 02 октября 2017 года N 1/13437-Д.
Срок окончания работ по Государственному контракту - 20 декабря 2018 года.
В 2017 году в рамках исполнения государственного контракта АНО ДПО "Техническая академия Росатома" разработаны учебно-методические материалы по теме: "Планирование и управление проектами экологической ремедиации".
В период с 13 по 24 ноября 2017 года организован и проведен первый учебно-практический курс "Планирование и управление проектами экологической ремедиации территорий с урановым наследием". Обучение прошли 13 слушателей из руководителей среднего звена и специалистов Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан и Республики Узбекистан. В 2018 году запланировано проведение трех учебно-практических курсов.
4.4. Экологический и социально-гигиенический мониторинг
Практические работы по рекультивации объектов Кыргызской Республики фактически будут начаты с 2018 года. С этого же года планируется приступить к проведению мероприятий по совершенствованию системы экологического и социально-гигиенического мониторинга действующих и закрытых уранодобывающих и перерабатывающих предприятий государств - участников Программы; совершенствованию и созданию новых элементов системы организационных и медико-санитарных мероприятий по обеспечению радиационной безопасности населения; созданию медико-демографического регистра населения, проживающего в зонах наблюдения.
Во исполнение положений Порядка разработки, реализации и финансирования межгосударственных целевых программ Содружества Независимых Государств, утвержденного Решением Совета глав правительств СНГ от 16 апреля 2004 года, Программы и в целях обеспечения финансирования указанных мероприятий ведется работа с национальным заказчиком от Российской Федерации - Федеральным медико-биологическим агентством по заключению соглашения, согласно которому агентство будет осуществлять планирование, закупочные процедуры, включая определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключать контракты (договоры, соглашения) на выполнение мероприятий, принимать выполненные работы и оплачивать их из средств, получаемых от заказчика - координатора Программы.
4.5. Управление Программой
Действие ранее заключенного заказчиком - координатором Программы с АО ФЦЯРБ Государственного контракта от 14 февраля 2013 года N 1/3650-Д на управление и реализацию Программой завершилось в 2016 году.
В связи с этим Госкорпорацией "Росатом" ведется работа по определению новой управляющей компании.
Выводы и предложения
1. Государства - участники Программы приступили к выполнению второго этапа Программы - проведению строительно-монтажных работ по рекультивации выбранных объектов, находящихся в Кыргызской Республике и Республике Таджикистан.
2. Наблюдается неисполнение бюджетных обязательств государствами - участниками Программы на общую сумму 143 525,592 тыс. российских рублей (2013-2016 годы - 63 064,266 тыс. российских рублей, 2017 год - 80 461,327 тыс. российских рублей).
Государствам - участникам Программы необходимо принять меры по погашению задолженности и безусловному выполнению принятых на себя обязательств.
Неисполнение бюджетных обязательств государствами - участниками Программы приводит к рискам недостаточности средств на оплату законтрактованных работ начиная с 2018 года и невозможности дальнейшей контрактации полного объема работ, предусмотренного Программой.
3. В связи с разработкой проектной документации по объектам рекультивации Республики Таджикистан и завершением ее экспертиз необходимо внести изменения в Программу в части увеличения объема ее финансирования и приведения системы управления Программой в соответствие с Порядком разработки, реализации и финансирования межгосударственных целевых программ Содружества Независимых Государств, утвержденным Решением Совета глав правительств СНГ от 16 апреля 2004 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Экономического совета СНГ от 14 сентября 2018 г. "О реализации Межгосударственной целевой программы "Рекультивация территорий государств, подвергшихся воздействию уранодобывающих производств" в 2017 году"
Текст решения официально опубликован не был