Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
на проект федерального закона N 556366-7 "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 556366-7 "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" (далее - законопроект) внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 29 сентября 2018 года одновременно с проектом федерального закона "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов".
Законопроектом предусмотрено, что в 2019 году и в плановый период 2020 и 2021 годов страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются страхователями в порядке и по тарифам, установленным Федеральным законом от 22 декабря 2005 года N 179-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год".
Таким образом в 2019 году и в плановом периоде 2019 и 2020 годов предусмотрено сохранить установленные 32 страховых тарифа (от 0,2% до 8,5% к начисленной оплате труда застрахованных), дифференцированные по видам экономической деятельности. Средний страховой тариф составит 0,51%.
Одновременно сохраняется действующий льготный порядок уплаты страховых взносов, предусматривающий уплату страховых взносов в размере 60% от общеустановленных тарифов, для:
организаций и индивидуальных предпринимателей, использующих труд инвалидов, в части начисленных выплат работникам, являющимся инвалидами;
общественных организаций инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%;
организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25%;
учреждений, созданных для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов.
В финансово-экономическом обосновании законопроекта поступления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (включая пени и штрафы) определены в 2019 году в сумме 121,8 млрд. руб., в 2020 году - 128,7 млрд. руб. и 2021 году - 137,4 млрд. рублей.
В пояснительной записке к законопроекту указано, что при расчете расходов на ежемесячные страховые выплаты предусмотрена индексация размера этих выплат с 1 февраля соответствующего года на индекс потребительских цен за предшествующий год: в 2019 году - 1,034 (по 2018 году), в 2020 году - 1,043 (по 2019 году), в 2021 году - 1,038 (по 2020 году). Учитывались также максимальные размеры, из которых исчисляется размер единовременной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний застрахованному в соответствии со степенью утраты профессиональной трудоспособности (с 1 января 2019 г. - 96 368,45 руб.; с 1 февраля 2019 г. - 99 644,98 руб.; c 1 февраля 2020 г. - 103 929,71 руб. и с 1 февраля 2021 г. - 107 879,04 руб.), а также размер единовременной страховой выплаты лицам, имеющим право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного (в 2019 - 2021 годах - 1 млн. руб.).
Бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации в части обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с 2006 года исполняется с профицитом, размер которого планируется в 2019 году в объеме 22,4 млрд. руб., в 2020 году - 23,7 млрд. руб. и в 2021 году - 26,6 млрд. руб.
Таким образом, планируемый объем поступлений страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний обеспечит исполнение в 2019 году и в плановом периоде 2020 и 2021 годов обязательств, предусмотренных Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам (Комитет - соисполнитель) законопроект поддерживает.
Счетная палата Российской Федерации в отношении представленной редакции законопроекта замечаний не имеет.
В отзыве Комитета Совета Федерации по социальной политике законопроект поддерживается.
Вместе с тем, Комитет Совета Федерации по социальной политике в своем заключении отмечает, что средства страхового резерва по этому виду обязательного социального страхования снова планируется использовать в качестве источника финансирования дефицита бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Также Комитет Совета Федерации по социальной политике отмечает, что в данном законопроекте не реализовано замечание Счетной палаты Российской Федерации относительно необходимости усовершенствования системы расчетов страховых тарифов путем приближения их размеров к эквивалентным затратам страхователей на страховое обеспечение пострадавших на производстве.
В заключении Правового Управления Аппарата Государственной Думы отмечено, что по законопроекту замечаний концептуального характера и юридико-технических замечаний не имеется.
С учетом изложенного Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов поддерживает концепцию проекта федерального закона N 556366-7 "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2019 года и на плановый период 2020 и 2021 годов" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.