Заключение Счетной палаты РФ от 11 октября 2018 г. N ЗСП-160/16-09
на проект федерального закона N 556373-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(утверждено Коллегией Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 11 октября 2018 г. N 50K (1271)))
Досье на проект федерального закона
Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона N 556373-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлено в соответствии с решением Совета Государственной Думы (протокол от 1 октября 2018 г. N 146) и статьей 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации".
Законопроект, внесенный Правительством Российской Федерации, подготовлен в целях создания надлежащих правовых условий для подготовки проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" и его последующего исполнения.
Законопроектом предлагается закрепить в Бюджетном кодексе Российской Федерации нормативы распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации доходов от отдельных налоговых платежей. В указанных целях законопроектом {подпункт "а" пункта 2 и подпункт "б" пункта 3 статьи 1) вносятся изменения в статью 50 и пункт 2 статьи 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которым с 1 января 2019 года зачисление доходов от акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов, за исключением пива, вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята, в бюджеты субъектов Российской Федерации производится по нормативу 80%, в федеральный бюджет - по нормативу 20%. В действующей редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен норматив зачисления доходов от указанных акцизов в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации в размере 50% соответственно.
Законопроектом (подпункт "б" пункта 2, подпункт "а" пункта 3 статьи 1, статьи 2 и 4) также предусматривается поэтапное доведение к 2024 году норматива зачисления в бюджеты субъектов Российской Федерации доходов от акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, до 100% (вместо предусмотренных действующей редакцией Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативов: в федеральный бюджет - 12%, в бюджеты субъектов Российской Федерации - 88%).
Кроме того, законопроектом (статья 5) предлагается продлить на период 2021-2024 годов положения Федерального закона от 27 ноября 2017 г. N 345-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные акты Российской Федерации" в части нормативов распределения доходов от налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации.
Статьей 6 законопроекта предлагается исключить из статьи 179.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации положения (пункт 3) о недопустимости одновременного финансового обеспечения мероприятий государственных программ Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований, источником формирования которых является Фонд развития, и бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда.
Согласно пояснительной записке данная норма предлагается в целях оптимизации механизма использования средств Фонда развития в рамках проектов в сфере дорожного хозяйства.
Одновременно законопроектом (пункт 1 статьи 1) предлагается в статье 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации изменить наименование подраздела классификации расходов бюджетов "дорожное хозяйство (дорожные фонды)", исключив слова "(дорожные фонды)".
С учетом того что принятие законопроекта необходимо для подготовки проекта федерального бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, законопроект поддерживается.
Вместе с тем полагаем необходимым отметить, что законопроектом не вносятся изменения в части классификация расходов федерального бюджета, предусматриваемых за счет средств Фонда развития. В проекте федерального закона N 556362-7 "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" расходы федерального бюджета за счет средств Фонда развития также не классифицированы, в материалах к проекту федерального бюджета представлено лишь аналитическое распределение указанных расходов. Таким образом, по мнению Счетной палаты Российской Федерации, мониторинг использования данных средств в ходе исполнения федерального бюджета представляется затруднительным.
Предлагаемая законопроектом корректировка классификации расходов бюджетов в части подраздела "дорожное хозяйство (дорожные фонды)" также не способствует обеспечению прозрачности формирования и использования средств дорожных фондов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.