Заключение Счетной палаты РФ от 11 октября 2018 г. N ЗСП-164/12-03
на проект федерального закона N 556364-7 "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов"
Досье на проект федерального закона
1. Общие положения
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения Российской Федерации и Уставом Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 1998 г. N 857 (далее - Устав).
Полное официальное наименование - Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее - Фонд, ФОМС), местонахождение: 101481, г. Москва, ГСП-4, ул. Новослободская, 37.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ) и пунктом 17 Устава управление Фондом осуществляется коллегиальным органом - правлением и постоянно действующим исполнительным органом - председателем ФОМС.
В соответствии с частью 4 статьи 33 Федерального закона N 326-ФЗ и пунктом 19 Устава в состав правления Фонда входят 11 человек.
Состав правления ФОМС утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2018 г. N 1320-р. Согласно пункту 2 указанного распоряжения председателем правления Фонда является Министр здравоохранения Российской Федерации Скворцова В.И., а председатель Фонда входит в состав правления Фонда по должности.
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 15 августа 2012 г. N 1479-р председателем ФОМС является Стадченко Н.Н.
2. Общая характеристика проекта федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов"
2.1. Структурные особенности и основные характеристики проекта федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов".
В проекте федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" (далее - законопроект) отражены основные характеристики бюджета ФОМС, перечни главных администраторов доходов и главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета ФОМС, источники внутреннего финансирования дефицита бюджета ФОМС на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, распределение бюджетных ассигнований бюджета ФОМС по разделам, подразделам, целевым статьям расходов и группам видов расходов классификации расходов бюджетов, распределение субвенций из бюджета ФОМС, направляемых в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования для финансового обеспечения организации обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации в 2019 году.
Согласно части 1 статьи 1 законопроекта предлагается утверждение следующих основных характеристик бюджета ФОМС на 2019 год:
1) прогнозируемый общий объем доходов бюджета ФОМС в сумме 2 098 172 370,7 тыс. рублей, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 78 981 778,9 тыс. рублей;
2) общий объем расходов бюджета ФОМС в сумме 2 190 422 049,8 тыс. рублей;
3) объем дефицита бюджета ФОМС в сумме 92 249 679,1 тыс. рублей.
Согласно части 2 статьи 1 законопроекта предлагается утверждение следующих основных характеристик бюджета ФОМС на плановый период 2020 и 2021 годов:
1) прогнозируемый общий объем доходов бюджета ФОМС на 2020 год в сумме 2 349 925 265,5 тыс. рублей, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета 244 244 213,4 тыс. рублей, и на 2021 год - в сумме 2 495 797 857,5 тыс. рублей, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 269 256 905,0 тыс. рублей;
2) общий объем расходов бюджета ФОМС на 2020 год в сумме 2 350 456 250,1 тыс. рублей, на 2021 год - в сумме 2 501 474 122,1 тыс. рублей;
3) объем дефицита бюджета ФОМС на 2020 год в сумме 530 984,6 тыс. рублей и на 2021 год - в сумме 5 676 264,6 тыс. рублей.
Статьей 2 законопроекта предлагается утверждение перечня главных администраторов доходов бюджета ФОМС согласно приложению 1 и перечня главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета ФОМС согласно приложению 2 к законопроекту.
Статьей 3 законопроекта предлагается утверждение источников внутреннего финансирования дефицита бюджета ФОМС на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов согласно приложению 3 к законопроекту.
Статьей 4 законопроекта предлагается утверждение распределения бюджетных ассигнований бюджета ФОМС по разделам, подразделам, целевым статьям и группам видов расходов классификации расходов бюджетов: на 2019 год согласно приложению 4 к законопроекту, на плановый период 2020 и 2021 годов - согласно приложению 5 к законопроекту,
В статье 5 законопроекта установлены виды межбюджетных трансфертов из бюджета ФОМС, которые перечисляются в федеральный бюджет, бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования и бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации, а также объемы, цели и условия их предоставления.
Статья 6 законопроекта определяет основания внесения изменений в показатели сводной бюджетной росписи бюджета Фонда в связи с использованием (перераспределением) средств нормированного страхового запаса ФОМС в 2019 году, установленных приложением 4 к законопроекту.
Также частью 2 статьи 6 законопроекта предусмотрено предоставление государственным учреждениям субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания на оказание высокотехнологичной медицинской помощи (далее - ВМП), не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), в объеме, установленном приложением 4 к законопроекту.
Частью 1 статьи 7 законопроекта установлено, что средства, перечисленные в бюджет ФОМС из бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования за нарушение условий, установленных при предоставлении межбюджетных трансфертов из бюджета ФОМС, источником финансового обеспечения которых являлись межбюджетные трансферты из федерального бюджета, подлежат перечислению в федеральный бюджет.
Частью 2 статьи 7 законопроекта предлагается установить коэффициент дифференциации стоимости медицинских услуг для расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 354-ФЗ "О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения" (далее - Федеральный закон N 354-ФЗ) на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов согласно приложению 7 к законопроекту.
Частью 3 статьи 7 законопроекта устанавливается коэффициент удорожания стоимости медицинских услуг для расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения в соответствии с Федеральным законом N 354-ФЗ на 2019 год в размере, равном 1,119, на 2020 год - 1,162, на 2021 год - 1,208.
Основные параметры проекта бюджета ФОМС на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов в сравнении с параметрами бюджета ФОМС на 2018 год и его ожидаемым исполнением представлены в таблице N 1.
Таблица N 1, тыс. рублей
Наименование показателя |
на 2018 год Федеральный закон N 368-ФЗ |
Ожидаемое исполнение 2018 год |
2019 год проект |
2020 год проект |
2021 год проект |
|
Сумма |
% исполнения |
|||||
Фонд заработной платы, млрд. рублей |
22 610 |
|
|
24 208 |
25 576 |
27 308 |
1,040 |
|
|
1,043 |
1,038 |
1,040 |
|
ВСЕГО ДОХОДОВ |
1 887 860 106,2 |
1 899 573 130,2 |
100,6 |
2 098 172 370,7 |
2 349 925 265,5 |
2 495 797 857,5 |
из них: |
|
|
|
|
|
|
Страховые взносы на ОМС, зачисляемые в бюджет ФОМС |
1 855 666 401,1 |
1 866 448 189,7 |
100,6 |
2 019 145 204,4 |
2 105 650 906,5 |
2 226 520 454,8 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
страховые взносы на ОМС работающего населения |
1 194 221 782,6 |
1 205 003 571,2 |
100,9 |
1 299 873 833,1 |
1 358 739 129,5 |
1 450 041 179,2 |
страховые взносы на ОМС неработающего населения |
661 444 618,5 |
661 444 618,5 |
100,0 |
719 271 371,3 |
746 911 777,0 |
776 479 275,6 |
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета |
32 193 705,1 |
32 193 705,1 |
100,0 |
78 981 778,9 |
244 244 213,4 |
269 256 905,0 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
на компенсацию выпадающих доходов бюджета ФОМС в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов |
32 193 705,1 |
32 193 705,1 |
100,0 |
8 981 778,9 |
9 489 108,0 |
10 131 865,4 |
на финансовое обеспечение оказания медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями в соответствии с клиническими рекомендациями и протоколами лечения |
- |
- |
- |
70 000 000,0 |
120 000 000,0 |
140 000 000,0 |
на финансовое обеспечение отдельных нестраховых расходов |
- |
- |
- |
- |
114 755 105,4 |
119 125 039,6 |
ВСЕГО РАСХОДОВ |
1 994 095 111,7 |
1 991 582 410,6 |
99,9 |
2 190 422 049,8 |
2 350 456 250,1 |
2 501 474 122,1 |
из них: |
|
|
|
|
|
|
Субвенции бюджетам территориальных фондов ОМС на финансовое обеспечение организации ОМС на территориях субъектов РФ |
1 870 453 412,4 |
1 870 453 412,4 |
100,0 |
2 068 521 131,1 |
2 225 488 620,4 |
2 371 758 201,9 |
Оплата ВМП, не включенной в базовую программу ОМС |
100 757 432,4 |
100 757 432,4 |
100,0 |
100 798 962,2 |
103 862 221,4 |
108 998 799,6 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
финансовое обеспечение ВМП, не включенной в базовую программу ОМС, оказываемой гражданам РФ федеральными государственными учреждениями |
94 517 432,4 |
94 517 432,4 |
100,0 |
94 558 962,2 |
103 862 221,4 |
108 998 799,6 |
дотация федеральному бюджету на финансовое обеспечение расходов на оказание гражданам РФ ВМП, не включенной в базовую программу ОМС |
6 240 000,0 |
6 240 000,0 |
100,0 |
6 240 000,0 |
0,0 |
0,0 |
Оплата медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также профилактического медицинского осмотра ребенка в течение первого года жизни |
18 276 158,0 |
16 908 656,3 |
92,5 |
15 855 869,0 |
15 892 884,0 |
15 583 560,0 |
Обеспечение застрахованных лиц полисами ОМС единого образца |
1 325 429,6 |
1 325 429,6 |
100,0 |
1 325 429,6 |
1 325 429,6 |
1 325 429,6 |
Управление средствами нормированного страхового запаса ФОМС |
2 574 074,7 |
1 428 875,3 |
55,5 |
3 073 875,3 |
3 073 875,3 |
3 073 875,3 |
Финансовое и материально-техническое обеспечение Фонда |
708 604,6 |
708 604,6 |
100,0 |
846 782,6 |
813 219,4 |
734 255,7 |
ДЕФИЦИТ (-), ПРОФИЦИТ (+) |
-106 235 005,5 |
|
|
-92 249 679,1 |
-530 984,6 |
-5 676 264,6 |
2.2. Порядок и сроки формирования проекта федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов".
Параметры бюджета ФОМС на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов рассчитаны в соответствии с основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов (по базовому варианту) (далее - Прогноз), представленного Минэкономразвития России в ФОМС письмом от 29 августа 2018 года.
3. Анализ соответствия проекта федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" положениям послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации (в части бюджетной политики), Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и иным программным документам
При разработке законопроекта учтены указы Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", государственная программа Российской Федерации "Развитие здравоохранения".
3.1. Анализ соответствия проекта федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" Бюджетному кодексу Российской Федерации и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 169 и статье 184 Бюджетного кодекса Российской Федерации проект бюджета ФОМС на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов составлен в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2018 г. N 326 "Об утверждении Правил составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Прогноз доходов бюджета ФОМС на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов осуществлен с учетом перечня источников доходов, установленных подпунктом 3 пункта 1 статьи 146 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Расходы бюджета ФОМС на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов направлены на оплату расходов, связанных с ОМС, что соответствует нормам статьи 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
4. Доходы проекта федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов"
4.1. В бюджет ФОМС подлежат зачислению доходы, установленные подпунктом 3 пункта 1 статьи 146 Бюджетного кодекса. В приложении 1 к законопроекту определены шесть главных администраторов доходов ФОМС:
Федеральное казначейство (код 100);
Федеральная антимонопольная служба (код 161);
Федеральная налоговая служба (код 182);
Пенсионный фонд Российской Федерации (код 392);
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (код 394);
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования (код 395).
4.2. Прогнозируемый общий объем доходов бюджета ФОМС на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов составляет:
на 2019 год - 2 098 172 370,7 тыс. рублей (по сравнению с утвержденным объемом доходов на 2018 год, что больше на 210 312 264,5 тыс. рублей, или на 11,14%);
на 2020 год - 2 349 925 265,5 тыс. рублей (по сравнению с прогнозируемым объемом доходов на 2019 год, что больше на 251 752 894,8 тыс. рублей, или на 12,0%);
на 2021 год - 2 495 797 857,5 тыс. рублей (по сравнению с прогнозируемым объемом доходов на 2020 год больше на 145 872 592,0 тыс. рублей, или на 6,21%).
4.3. Наибольшая доля в прогнозном объеме доходов бюджета ФОМС приходится, как и в 2018 год, на поступления от страховых взносов на ОМС:
в 2019 году - 2 019 145 204,4 тыс. рублей, или 96,2%, (по сравнению утвержденным объемом страховых взносов на ОМС на 2018 год больше на 163 478 803,3 тыс. рублей, или на 8,81%);
в 2020 году - 2 105 650 906,5 тыс. рублей, или 89,6% (по сравнению с прогнозным объемом страховых взносов на ОМС на 2019 год больше на 86 505 702,1 тыс. рублей, или на 4,28%);
в 2021 году - 2 226 520 454,8 тыс. рублей, или 89,2% (по сравнению с прогнозным объемом страховых взносов на ОМС на 2020 год больше на 120 869 548,3 тыс. рублей, или на 5,74%).
4.4. Прогнозируемый объем страховых взносов на ОМС работающего населения составляет:
в 2019 году в сумме 1 299 873 833,1 тыс. рублей (61,95% прогнозного объема страховых взносов на ОМС), по сравнению с 2018 годом прогнозный объем поступлений увеличивается на 105 652 050,5 тыс. рублей или на 9,86%;
в 2020 году - 1 358 739 129,5 тыс. рублей, (57,82% прогнозного объема страховых взносов на ОМС), по сравнению с 2019 годом прогнозный объем поступлений увеличивается на 58 865 296,4 тыс. рублей или на 4,53%;
в 2021 году - 1 450 041 179,2 тыс. рублей (58,10% прогнозного объема страховых взносов на ОМС), по сравнению с 2020 годом прогнозный объем поступлений увеличивается на 91 302 049,7 тыс. рублей или на 6,72%.
Расчет объема поступлений страховых взносов на ОМС работающего населения осуществлялся ФОМС исходя из показателя "фонд заработной платы работников организаций" (далее - ФЗП) по Прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации (базовый вариант) на 2019 год в размере 24 208 млрд. рублей, на 2020 год - 25 576 млрд. рублей, на 2021 год - 27 308 млрд. рублей, с учетом коэффициентов сбора в размере 0,9937 и коэффициента корректировки ФЗП в размере 1,035 на основании прогноза поступлений страховых взносов на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов, администрируемых Федеральной налоговой службой (далее - ФНС России) (письмо ФНС России от 6 сентября 2018 года N БА-4-1/17384@).
Для основной категории плательщиков объем поступления страховых взносов на ОМС работающего населения рассчитан в 2019 - 2021 годах по тарифу 5,1%. По данной категории плательщиков сумма страховых взносов в 2019 году составляет 1 248 007 992,9 тыс. рублей, в 2020 году - 1 318 500 792,5 тыс. рублей, в 2021 году - 1 407 811 204,8 тыс. рублей.
Объем поступления страховых взносов на ОМС от плательщиков, применяющих в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах пониженные тарифы (от 0,0% до 4,0%), запланирован на 2019 год в сумме 13 044 040,5 тыс. рублей, на 2020 год - 13 780 823,4 тыс. рублей, на 2021 год - 14 714 285,9 тыс. рублей.
Поступления страховых взносов на ОМС работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФОМС, запланированы на 2019 год в сумме 21 615 656,7 тыс. рублей, на 2020 год - в сумме 26 457 513,6 тыс. рублей, на 2021 год - в сумме 27 515 688,6 тыс. рублей.
Расчет поступлений страховых взносов на ОМС работающего населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет ФОМС, произведен ФОМС исходя из численности данной категории плательщиков по данным ФНС России (3 139 985 человек) и суммы страховых взносов на ОМС в фиксированном размере на 2019 год в сумме 6 884 рубля, на 2020 год - в сумме 8 426 рублей, на 2021 год - в сумме 8 763 рубля.
При этом фиксированный размер страховых взносов на ОМС работающего населения на расчетные периоды 2019 и 2020 годов установлен в статье 430 Налогового кодекса Российской Федерации в суммах соответственно 6 884 рубля и 8 426 рублей, на расчетный период 2021 года указанный размер не установлен и рассчитан путем применения индекса инфляции (1,04) к сумме страховых взносов на ОМС в фиксированном размере, установленной на 2020 год (8 426 рублей).
Необходимо отметить, что по состоянию на 28 сентября 2018 г. прогнозируемый объем доходов от страховых взносов на ОМС работающего населения в ГИС "Электронный бюджет" не совпадал с данными, представленными ФНС России в ФОМС письмом от 6 сентября 2018 года N БА-4-1/17384@, и с параметрами законопроекта.
В представленном ФНС России уточненном прогнозе поступлений страховых взносов в бюджет ФОМС на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов (письмо от 6 сентября 2018 года N БА-4-1/17384@) задолженность по страховым взносам на ОМС, а также по пеням и штрафам не указана.
При этом по данным формы ФНС России N 4-НМ "Задолженность по страховым взносам на обязательное социальное страхование в Российской Федерации, а также по пеням и штрафам" совокупная задолженность страховых взносов на ОМС работающего населения, зачисляемая в бюджет ФОМС, по состоянию на 1 августа 2018 года составляла 87 640 364,0 тыс. рублей.
В прогнозируемом объеме страховых взносов на ОМС работающего населения на 2019 год в сумме 1 299 873 833,1 тыс. рублей ФОМС выделяет сумму недоимки, пени и штрафов по страховым взносам на ОМС работающего населения в сумме 17 206 143,0 тыс. рублей (19,6% от совокупной задолженности страховых взносов на ОМС работающего населения). На плановый период 2020 и 2021 годов поступления недоимки, пени и штрафов по страховым взносам на ОМС работающего населения в общей сумме объема страховых взносов на ОМС работающего населения ФОМС не отражаются.
4.5. Прогнозируемые межбюджетные трансферты, направляемые в бюджет ФОМС, составляют в 2019 году 78 981 778,9 тыс. рублей, в 2020 году - 244 244 213,4 тыс. рублей, в 2021 году - 269 256 905,0 тыс. рублей.
Предусматриваются межбюджетные трансферты в бюджет Фонда из федерального бюджета:
на финансовое обеспечение оказания медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями в соответствии с клиническими рекомендациями и протоколами лечения на 2019 год в размере 70 000 000 тыс. рублей, на 2021 год - 120 000 000 тыс. рублей, на 2021 год - 140 000 000 тыс. рублей;
на обеспечение нестраховых расходов (оплата ВМП, не включенной в базовую программу ОМС, и услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам, новорожденным и детям в течение первого года жизни на основании талонов родовых сертификатов) на 2020 год - 114 755 105,4 тыс. рублей, на 2021 год - 119 125 039,6 тыс. рублей;
на компенсацию выпадающих доходов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на ОМС на 2019 год - 8 981 778,9 тыс. рублей, на 2020 год - 9 489 108,0 тыс. рублей, на 2021 год - 10 131 865,4 тыс. рублей.
4.6. По результатам контрольного мероприятия "Проверка исполнения Федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" и отчета об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2017 год" отмечено, что ФОМС в 2017 году не осуществлял должным образом контроль за уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, в том числе проведение проверок деятельности территориальных фондов по выполнению функций администратора доходов бюджета ФОМС, поступающих от уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, предусмотренных пунктом 3 части 2 статьи 7 Федерального закона N 326-ФЗ (письмо Счетной палаты Российской Федерации Председателю ФОМС от 5 сентября 2018 г. N 12-463/12-03).
Так, общая сумма задолженности по страховым взносам и пеням на ОМС неработающего населения по субъектам Российской Федерации, включая город Байконур, по состоянию на 1 января 2018 года составила 2 580,0 млн. рублей и увеличилась по сравнению с объемом задолженности на 1 января 2017 года на 89,7 млн. рублей.
При прогнозировании объема поступлений недоимки и пени на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов поступления от уплаты задолженности по страховым взносам на ОМС неработающего населения и уплаты пеней не учитывались.
Таким образом, существуют риски недополучения недоимки и пеней, учтенных в законопроекте, ФОМС в полном объеме в 2019 - 2021 годах.
4.7. Прогнозируемый объем страховых взносов на ОМС неработающего населения составляет:
в 2019 году - 719 271 371,3 тыс. рублей (35,6% прогнозного объема страховых взносов на ОМС), по сравнению с 2018 годом прогнозируемый объем поступлений увеличивается на 57 826 752,8 тыс. рублей, или на 8,7%;
в 2020 году - 746 911 777,0 тыс. рублей (35,5% прогнозного объема страховых взносов на ОМС); по сравнению с 2019 годом прогнозируемый объем поступлений увеличивается на 27 640 405,7 тыс. рублей или 3,8%;
в 2021 году - 776 479 275,6 тыс. рублей (34,9% прогнозного объема страховых взносов на ОМС), по сравнению с 2020 годом прогнозируемый объем поступлений увеличивается на 29 567 498,6 тыс. рублей или на 4,0%.
Объем доходов от страховых взносов на ОМС неработающего населения рассчитан исходя из численности неработающих на 1 января 2018 года в количестве 79 957 563 человека, коэффициента дифференциации и коэффициента удорожания стоимости медицинских услуг на 2019 год в размере 1,119, на 2020 год - 1,162 и на 2021 год - 1,208.
Проектом постановления Правительства Российской Федерации "Об установлении Порядка и методики определения численности застрахованных лиц, в том числе неработающих, для целей формирования бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования" (далее - Порядок и методика определения численности застрахованных лиц) определяется, что численность застрахованных лиц для целей формирования бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования равна количеству лиц, которые являются застрахованными по состоянию на 1 января текущего года; численность неработающих застрахованных лиц для целей формирования бюджетов субъектов Российской Федерации равна количеству лиц, которые являются застрахованными по состоянию на 1 января текущего года и учтены как неработающие (застрахованное лицо, в пользу которого плательщиками страховых взносов в расчетном (отчетном) периоде не начислялись выплаты и иные вознаграждения либо начислялись, но в полном объеме не подлежали обложению страховыми взносами на обязательное медицинское страхование, а также застрахованное лицо, не являющееся плательщиком страховых взносов, уплачивающим страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, и сведения по нему отсутствуют в составе персонифицированных сведений о работающих застрахованных лицах, полученных в течение расчетного (отчетного) периода из налоговых органов, учитывается территориальными фондами обязательного медицинского страхования в едином регистре застрахованных лиц как неработающее застрахованное лицо).
В случае реализации Порядка и методики определения численности застрахованных лиц лица, отработавшие в расчетом (отчетном) периоде даже непродолжительное время (например, сезонные работы, временные работы до 2-х месяцев и др.) будут признаваться работающими по состоянию на 1 января текущего года, и исключаться из сведений для расчета страхового взноса на ОМС неработающего населения, в результате чего страховые взносы за данных лиц будут уплачиваться работодателем исходя из оплаты труда работника и не будут уплачиваться субъектами Российской Федерации, что приведет к снижению поступлений страховых взносов на ОМС за указанных категорий работников в бюджет ФОМС.
5. Расходы проекта федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов"
5.1. Общий объем расходов бюджета ФОМС по законопроекту составляет:
на 2019 год - 2 190 422 049,8 тыс. рублей, что на 196 326 938,1 тыс. рублей, или на 9,8% больше по сравнению с 2018 годом, а в условиях, сопоставимых с 2018 годом (расходы 2019 года, скорректированные на прогнозный индекс потребительских цен 2019/2018 в размере 1,043)1 - больше на 5,3%;
на 2020 год - 2 350 456 250,1 тыс. рублей, что на 160 034 200,3 тыс. рублей, или 7,3% больше по сравнению с 2019 годом;
на 2021 год - 2 501 474 122,1 тыс. рублей, что на 151 017 872,0 тыс. рублей, или на 6,4% больше по сравнению с 2020 годом.
Наибольший объем бюджетных ассигнований предусмотрен по разделу "Здравоохранение": на 2019 год - 2 189 575 267,2 тыс. рублей, на 2020 год - 2 349 643 030,7 тыс. рублей, на 2021 год - 2 500 739 866,4 тыс. рублей, что составляет более 99,96% расходов бюджета ФОМС.
5.2. В соответствии с частью 1 статьи 27 Федерального закона N 326-ФЗ в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении переданных полномочий по организации ОМС на территориях субъектов Российской Федерации, в бюджете ФОМС предусмотрены субвенции бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования:
на 2019 год - в сумме 2 068 521 131,1 тыс. рублей, что на 198 067 718,7 тыс. рублей, или на 10,6% больше по отношению к бюджетным ассигнованиям на указанные цели на 2018 год, утвержденным Федеральным законом от 5 декабря 2017 г. N 368-ФЗ "О бюджете федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов;
на 2020 год - в сумме 2 225 488 620,4 тыс. рублей, что на 156 967 489,3 тыс. рублей, или на 7,6% больше по отношению к бюджетным ассигнованиям, предлагаемым к утверждению законопроектом на 2019 год;
на 2021 год - в сумме 2 371 758 201,9 тыс. рублей, что на 146 269 581,5 тыс. рублей, или на 6,6% больше по отношению к бюджетным ассигнованиям, предлагаемым к утверждению законопроектом на 2020 год.
Распределение субвенций в разрезе субъектов Российской Федерации на 2019 год установлено приложением 6 к законопроекту.
Согласно части 2 статьи 27 Федерального закона N 326-ФЗ общий объем субвенций, предоставляемых бюджетам территориальных фондов ОМС, определяется исходя из численности застрахованных лиц, норматива финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования и других показателей, установленных в соответствии с указанным в части 1 указанной статьи порядком.
5.3. Размер субвенций из бюджета Фонда на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов учитывает:
увеличение расходов на заработную плату отдельных категорий медицинских работников на прогнозный темп роста номинальной начисленной среднемесячной заработной платы работников организаций в 2019 году - 6,1%, в 2020 году - 5,4%, в 2021 году - 6,6% в целях обеспечения сохранения соотношения заработной платы к среднемесячному доходу от трудовой деятельности в регионе по врачам - 200%, среднему медицинскому персоналу - 100% в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597;
увеличение заработной платы младшего медицинского персонала с 1 января 2019 года, прочего персонала с 1 октября 2019 года и всех остальных расходов (медикаменты, расходные материалы, питание, коммунальные и иные услуги) с 1 января 2019 года на индекс потребительских цен: в 2019 году - 4,3%, на 2020 год - на 3,8%, на 2021 год - на 4,0%;
увеличение численности врачей и среднего медицинского персонала в целях устранения кадровых диспропорций и дефицита по отдельным специальностям некоторых медицинских работников в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204;
финансовое обеспечение оказания медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями в соответствии с клиническими рекомендациями и протоколами лечения на 2019 год в размере 70 000 000,0 тыс. рублей, на 2020 год - 115 000 000,0 тыс. рублей, на 2021 год -134 500 000,0 тыс. рублей;
перевод в 2019 году в базовую программу обязательного медицинского страхования двух видов высокотехнологичной медицинской помощи, не включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования (стентирование коронарных артерий и эндопротезирование тазобедренных суставов).
5.4. Согласно Ведомственной структуре расходов федерального бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов (приложение N 10 к проекту федерального закона "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов") и Реестру расходных обязательств Российской Федерации, подлежащих исполнению за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации) на 2019 год и на плановый период 2020 - 2021 годов в составе материалов к указанному проекту федерального закона по главе 092 "Министерство финансов Российской Федерации" предусмотрены средства в виде межбюджетного трансферта в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (вид расходов 560) на финансовое обеспечение оказания медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями в соответствии с клиническими рекомендациями и протоколами лечения (направление расходов 52250) по федеральному проекту "Борьба с онкологическими заболеваниями" (основное мероприятие 01 K N3) в рамках подпрограммы "Совершенствование оказания медицинской помощи, включая профилактику заболеваний и формирование здорового образа жизни" (код подпрограммы К) государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" (программное направление расходов 01) на 2019 год - в сумме 70 000 000,0 тыс. рублей, на 2020 год - в сумме 120 000 000,0 тыс. рублей, на 2021 год - в сумме 140 000 000,0 тыс. рублей.
В соответствии с оценкой Минздрава России (приложение к письму Минздрава России от 24 сентября 2018 года N 17-4/10/2-6261 в ФОМС) указанные бюджетные ассигнования распределяются на следующие цели:
на проведение противоопухолевой лекарственной терапии в 2019 году 70 000 000,0 тыс. рублей, в 2020 году - 91 180 400,0 тыс. рублей, в 2021 году - 94 918 800,0 тыс. рублей;
на проведение лучевой терапии, хирургического лечения, прочих методов диагностики и лечения в 2020 году 23 819 600,0 тыс. рублей, в 2021 году - 39 581 200,0 тыс. рублей.
На проведение протонной лучевой терапии в составе перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи, не включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, планируется направить в 2020 году 5 000 00,0 тыс. рублей, в 2021 году - 5 500 000,0 тыс. рублей.
5.5. В бюджете ФОМС на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов расходование бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение оказания медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями на 2019 год в сумме 70 000 000,0 тыс. рублей, на 2020 год - в сумме 115 000 000,0 тыс. рублей, и на 2021 год - в сумме 134 500 000,0 тыс. рублей предусмотрено в составе субвенций, направляемых ФОМС в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ территориальным фондам обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение расходных обязательств при осуществлении переданных полномочий по организации обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 15 Федерального закона N 326-ФЗ медицинская организация осуществляет свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
Частью 1 статьи 38 Федерального закона N 326-ФЗ, пунктом 1 типового договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 9 сентября 2011 г. N 1030н установлено, что территориальный фонд обязательного медицинского страхования принимает на себя обязательства по финансовому обеспечению деятельности страховой медицинской организации в сфере ОМС, а страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными в территориальной программе ОМС, за счет целевых средств.
Необходимо отметить, что распространенность и заболеваемость злокачественными новообразованиями существенно варьирует по субъектам Российской Федерации.
Так, по официальным данным Росстата России по показателю "численность пациентов, состоящих на учете в лечебно-профилактических организациях, на конец года" на 100 000 населения в 2016 году среднее значение по Российской Федерации составило 2397 пациентов на 100 000 населения. Наибольшие значения сложились: в Курской области - 3217,2 пациентов, в г. Севастополе - 3201,1 пациентов, в Республике Мордовия - 2998,1 пациентов, в Калужской области - 2997,2 пациентов, в Краснодарском крае - 2926,2 пациентов. Наименьшие значения сложились в Чукотском автономном округе - 1206,3 пациентов, в Чеченской Республике - 1057,8 пациентов, в Республике Ингушетия - 975,5 пациентов, в Республике Тыва - 827,8 пациентов, в Республике Дагестан - 782,5 пациентов.
По официальным данным Минздрава России по показателю "Заболеваемость с впервые в жизни установленным диагнозом злокачественного новообразования на 100 тыс. населения" на конец 2016 года среднее значение по Российской Федерации составило 409 человек. Наибольшие значения показателя сложились в Орловской области - 536,6 человек, в Сахалинской области - 516,3 человек, в Пензенской области - 515,2 человек, в Псковской области - 502,7 человек, в Ярославской области - 498,7 человек. Наименьшие значения данного показателя на конец 2016 года сложились в Республике Алтай - 276,5 человек, в Ханты-Мансийском автономном округе - Югра - 271,5 человек, в Республике Саха (Якутия) - 245,7 человек, в Республике Тыва - 228,4 человек, в Ямало-Ненецком автономном округе - 211,6 человек.
При распределении указанных бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение оказания медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями бюджетам территориальных фондов ОМС в составе субвенции на финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования не учитывается распространенность и заболеваемость злокачественными новообразованиями по субъектам Российской Федерации.
В соответствии с методикой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. N 462 (с учетом проекта внесения изменений), расчет и распределение субвенций на 2019 год по субъектам Российской Федерации произведен ФОМС исходя из численности застрахованных лиц в субъекте Российской Федерации по данным регистра на 1 января 2018 года, среднего подушевого норматива финансирования базовой программы ОМС на 2019 год в сумме 11 800,2 рубля, установленного проектом Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов (далее - Программа государственных гарантий), и коэффициентов дифференциации для субъектов Российской Федерации.
Проект Программы государственных гарантий направлен Фондом на согласование в Минздрав России письмом от 19 сентября 2018 г. N 9112/30-4/5637.
При этом в проекте Программы государственных гарантий, направленной Фондом в Минздрав России указанным письмом, установлены средние нормативы объема медицинской помощи на одного застрахованного и средние нормативы финансовых затрат на единицу медицинской помощи по профилю "Онкология" в условиях дневного и круглосуточного стационаров.
Таким образом, при реализации территориальных программ государственных гарантий существуют риски недостаточности финансирования в субъектах Российской Федерации с высоким уровнем показателей распространенности и заболеваемости злокачественными новообразованиями.
5.6. В соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 33 Федерального закона N 326-ФЗ и подпунктом 1 пункта 8 Устава Фонд участвует в разработке Программы государственных гарантий.
Проектом Программы государственных гарантий установлен средний норматив объема медицинской помощи на 2019 год для скорой медицинской помощи вне медицинской организации 0,3 вызова на одно застрахованное лицо, что соответствует показателю, установленному на 2018 год, на 2020 и 2021 годы - снижен до 0,29 вызова на одно застрахованное лицо.
Для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой с профилактическими и иными целями в рамках базовой программы ОМС на 2019 год, средний норматив объема медицинской помощи установлен в 2,88 посещения на одно застрахованное лицо, т.е. увеличен на 0,53 по сравнению с показателем 2018 года, на 2020 и 2021 годы установлен в 2,90 и 2,92 обращения соответственно.
Для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой в связи с заболеваниями, в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования средний норматив объема медицинской помощи на 2019-2021 годы установлен в 1,77 обращения на одно застрахованное лицо, т.е. уменьшен на 0,21 по сравнению с показателем 2018 года.
В проекте Программы государственных гарантий увеличены нормативы объема медицинской помощи, оказываемые в условиях круглосуточного и дневного стационаров, установлены нормативы объема медицинской помощи и финансовых затрат на единицу медицинской помощи по профилю "Онкология" в условиях дневного и круглосуточного стационаров.
Увеличение норматива объема медицинской помощи в условиях дневных стационаров на 1 застрахованное лицо составило с 0,06 в 2018 г. до 0,062 случаев на 2019 - 2021 годы, в том числе отдельно установлен норматив объема медицинской помощи по профилю "Онкология": в 2019 году - 0,00631 случаев, 2020 году - 0,0065 случаев, 2021 году - 0,00668 случаев.
Норматив объема медицинской помощи, оказываемой в стационарных условиях, на 1 застрахованное лицо составил 0,17443 случаев госпитализации в 2019 году (по сравнению с 0,17235 в 2018 году), 0,17557 случаев госпитализации в 2020 году, 0,1761 случаев госпитализации в 2021 году. Норматив объема медицинской помощи по профилю "Онкология" установлен: в 2019 году в размере 0,0091 случаев госпитализации, в 2020 году - 0,01023 случаев госпитализации, в 2021 году - 0,01076 случаев госпитализации.
В качестве норматива объема медицинской реабилитации в стационарных условиях проектом Программы государственных гарантий вместо 1 койко-дня вводится 1 случай госпитализации. На 2019 год указанный средний норматив составил 0,004 случая госпитализации на одно застрахованное лицо, на 2020 и 2021 года - 0,005 случаев на одно застрахованное лицо.
5.7. Расходы на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также профилактического медицинского осмотра ребенка в течение первого года жизни в виде межбюджетных трансфертов Федеральному фонду социального страхования (далее - ФСС) законопроектом установлены на 2019 год в сумме 15 855 869,0 тыс. рублей, на 2020 год - в сумме 15 892 884,0 тыс. рублей и на 2021 год - в сумме 15 583 560,0 тыс. рублей.
В 2018 году исполнение по данной статье расходов прогнозируется ФОМС в объеме 16 908 656,3 тыс. рублей.
С учетом остатка средств на 1 января 2018 года в объеме 1 685 216,0 тыс. рублей, образовавшегося в результате неполного использования ФСС межбюджетных трансфертов в 2017 году, неиспользованные остатки средств на 1 января 2019 года оценочно составят 3 052 717,7 тыс. рублей (рост по сравнению с 1 января 2018 года на 1 367 501,7 тыс. рублей), что создает предпосылки неполного освоения данных бюджетных ассигнований по итогам 2018 года.
5.8. Средства нормированного страхового запаса учтены законопроектом в расходах бюджета ФОМС и предусмотрены на 2019 год в сумме 3 073 875,3 тыс. рублей, на 2020 год - в сумме 3 073 875,3 тыс. рублей, на 2021 год - в сумме 3 073 875,3 тыс. рублей.
Статьей 6 законопроекта установлены следующие направления использования средств нормированного страхового запаса:
1) на увеличение бюджетных ассигнований, предусмотренных:
- на предоставление субвенций, установленных частью 1 статьи 5 законопроекта, бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования Республики Северная Осетия - Алания и Краснодарского края в связи с исполнением международных соглашений;
- на исполнение расходных обязательств Фонда, предусмотренных законопроектом, в случае недостаточности доходов бюджета Фонда для финансового обеспечения их исполнения;
2) на финансовое обеспечение расходов на исполнение судебных актов;
3) на оплату расходов ФОМС по изготовлению и доставке полисов обязательного медицинского страхования единого образца сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных приложением 4 к законопроекту, в случае их недостаточности в ходе исполнения бюджета ФОМС в 2019 году.
В рамках реализации международных соглашений между Российской Федерацией и Республикой Абхазия (ратифицировано Федеральным законом от 7 марта 2018 г. N 37-ФЗ) и между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия (ратифицировано Федеральным законом от 4 июня 2018 г. N 130-ФЗ) средства нормированного страхового запаса ФОМС на 2019 год направляются на увеличение субвенций бюджетам ТФОМС Республики Северная Осетия - Алания и Краснодарского края на обязательное медицинское страхование граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в Республике Абхазия и Республике Южная Осетия.
Бюджетные ассигнования на указанное увеличение субвенций в 2019 году рассчитаны как произведение численности граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Абхазия и Южная Осетия, среднего подушевого норматива на финансирование базовой программы обязательного медицинского страхования на 2019 год в соответствии с проектом Программы государственных гарантий и коэффициентов дифференциации, установленных согласно приложению 7 к законопроекту для Краснодарского края и Республики Северная Осетия - Алания, и составили 2 798 244,2 тыс. рублей (в том числе для территориального фонда ОМС Краснодарского края - 2 236 692,5 тыс. рублей, для территориального фонда ОМС Республики Северная Осетия - Алания - 561 551,7 тыс. рублей).
Расходы средств нормированного страхового запаса ФОМС на исполнение судебных решений в 2019 году по осуществлению единовременных компенсационных выплат медицинским работникам рассчитаны исходя из судебной практики по итогам 7 месяцев 2018 года и ожидаемым итогам 2018 года в сумме 30 000,0 тыс. рублей.
5.9. Бюджетные ассигнования на изготовление, персонализацию и доставку полисов ОМС единого образца установлены законопроектом на 2019 год в сумме 1 325 429,6 тыс. рублей, на 2020 год - в сумме 1 325 429,6 тыс. рублей и на 2021 год - в сумме 1 325 429,6 тыс. рублей.
С учетом ожидаемого ФОМС 100% исполнения расходов на изготовление и доставку полисов ОМС в 2018 году объем бюджетных ассигнований на выполнение работ по изготовлению, персонализации и доставке полисов обязательного медицинского страхования на 2019 - 2021 годы предусмотрен ФОМС на уровне 2018 года. Плановая цена за единицу полиса ОМС учтена в соответствии с государственным контрактом, заключенным ФОМС с АО "Гознак" на 2018 год, и составила за один электронный полис 229,2 рубля, за один бумажный полис 46,86 рубля.
В соответствии с пунктом 29 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28 февраля 2011 г. N 158н, решение о выдаче застрахованным лицам субъекта Российской Федерации электронных полисов осуществляется ТФОМС с учетом технической возможности субъекта Российской Федерации по обеспечению их обращения. В случае принятия указанного решения электронный полис выдается застрахованным лицам по их желанию.
По состоянию на сентябрь 2018 года готовность по обращению электронных полисов ОМС и возможность их использования подтверждена 65 территориальными фондами обязательного медицинского страхования, по 21 территориальным фондом ОМС готовность не подтверждена.
5.10. Расходы на финансовое обеспечение ВМП, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, оказываемой гражданам Российской Федерации федеральными государственными учреждениями (предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям) предусмотрены законопроектом на 2019 год в сумме 94 558 962,2 тыс. рублей, на 2020 год - в сумме 103 862 221,4 тыс. рублей, на 2021 год - в сумме 108 998 799,6 тыс. рублей.
Расчет объемов бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение ВМП, не включенной в базовую программу ОМС, оказываемой гражданам Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, направлен в ФОМС письмом Минздрава России от 15 августа 2018 г. N 17-3/10/2-5418.
Согласно указанному письму расчетный объем потребности в финансовом обеспечении ВМП, не включенной в базовую программу ОМС, в федеральных государственных учреждениях на 2019 год составит 94,6 млрд. рублей, а на период 2020 - 2021 годов - 103,86 млрд. рублей и 109,0 млрд. рублей соответственно, с учетом следующих факторов.
1. Планируемый перевод в 2019 году из перечня видов ВМП, не включенных в базовую программу ОМС, и включение в систему ОМС растиражированных методов ВМП, с расчетным объемом финансового обеспечения 7,8 млрд. рублей:
- стентирование коронарных артерий с финансовым обеспечением 6,3 млрд. рублей и числом пациентов - 27,3 тыс. человек;
- эндопротезирование тазобедренных суставов с финансовым обеспечением 1,5 млрд. рублей и числом пациентов - 7,8 тыс. человек.
2. Увеличение среднего норматива финансовых затрат по группам ВМП, не включенной в базовую программу ОМС (на 5,1% в части увеличения заработной платы и на 4,3% на прочие расходы, включенные в структуру среднего норматива финансовых затрат);
3. Увеличение плановых объемов ВМП, не включенной в ОМС, по наиболее востребованным видам ВМП в 2019 году по сравнению с 2018 годом: нейроонкология (нейрохирургия) на 2,1 тыс. пациентов, онкология - на 6,0 тыс. пациентов, сердечно-сосудистая хирургия при коррекции нарушений ритма сердца с имплантацией кардиовертера-дефибриллятора - на 100 пациентов, травматология и ортопедия - на 2,2 тыс. пациентов, трансплантация органов - 60 пациентов, трансплантация костного мозга - на 77 пациентов.
4. Включение в перечень видов ВМП, не включенных в базовую программу ОМС, новых методов лечения: по профилю травматология и ортопедия - 50 пациентов, по профилю эндокринология - 200 пациентов, по профилю неврология - 1,3 тыс. пациентов.
При расчете объема финансового обеспечения ВМП, не включенной в базовую программу ОМС, в 2020 - 2021 годах учитывается планируемое увеличение среднего норматива финансовых затрат по группам ВМП, не включенной в базовую программу ОМС:
в 2020 году на 5,2% в части увеличения заработной платы и на 3,8% на прочие расходы, включенные в структуру среднего норматива финансовых затрат;
в 2021 году - на 6,4% и 4% соответственно.
В 2020 году планируется включение в перечень видов ВМП, не включенных в базовую программу ОМС, протонной терапии, с ежегодными объемами оказания этой медицинской помощи 2,0 тыс. пациентов, объемом финансового обеспечения в 2020 году - 5,0 млрд. рублей и в 2021 году около 5,5 млрд. рублей.
5.11. Пунктом 2 части 1 статьи 50.1 Федерального закона N 326-ФЗ предусмотрено, что в бюджете ФОМС на очередной финансовый год и на плановый период предусматриваются бюджетные ассигнования на софинансирование расходов субъектов Российской Федерации, возникающих при оказании ВМП, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, гражданам Российской Федерации.
Частью 4 статьи 5 законопроекта устанавливается, что в 2019 году из бюджета Фонда предоставляется дотация федеральному бюджету в объеме, установленном приложением 4 к законопроекту (6 240 000 тыс. рублей), в целях предоставления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов субъектов Российской Федерации, возникающих при оказании ВМП, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, гражданам Российской Федерации.
На 2020 и 2021 годы расходы на дотацию федеральному бюджету на финансовое обеспечение расходов на оказание гражданам Российской Федерации ВМП, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, не предусмотрены.
5.12. В законопроекте предусматриваются бюджетные ассигнования на обеспечение деятельности ФОМС, включая расходы на его содержание, а также расходы на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации на 2019 год в сумме 846 782,6 тыс. рублей, на 2020 год - 813 219,4 тыс. рублей, на 2021 год - 734 255,7 тыс. рублей.
5.13. В соответствии с пунктом 14 Правил составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2018 г. N 326, формирование, согласование (одобрение), утверждение и представление документов и материалов, разрабатываемых при составлении проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, не содержащих сведений, составляющих государственную и иную охраняемую в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации тайну, осуществляются в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет".
ФОМС во исполнение пункта 89 Графика подготовки и рассмотрения в 2018 году проектов федеральных законов, документов и материалов, разрабатываемых при составлении проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, представил в Минфин России 14 августа 2018 года реестр расходных обязательств бюджета ФОМС, соответствующий параметрам проекта Основных характеристик бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов по базовому варианту прогноза Минэкономразвития России.
По состоянию на дату завершения контрольного мероприятия в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования реестр расходных обязательств в ГИС "Электронный бюджет" не был актуализирован в соответствии с параметрами проекта федерального закона о бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 14 сентября 2018 года. Согласно пояснениям ФОМС актуализация реестра расходных обязательств не представлялась возможной по техническим причинам.
5.14. Приказом ФОМС от 16 ноября 2017 года N 321 "Об утверждении нормативных затрат на обеспечение функций Федерального фонда обязательного медицинского страхования" в нормативных затратах по количеству служебных средств подвижной связи и ежемесячным расходам на услуги сотовой связи для ФОМС предусмотрена "иная категория сотрудников ФОМС", которая не установлена постановлением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2014 г. N 1084 "О порядке определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения".
Утвержденный приказом ФОМС от 16 ноября 2017 года N 322 "Об утверждении требований к закупаемым Федеральным фондом обязательного медицинского страхования отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг)" ведомственный перечень составлен не в полном соответствии с формой, установленной в приложении N 1 к Правилам определения требований к закупаемым федеральными государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, их территориальными органами и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями, федеральными государственными унитарными предприятиями отдельным видам товаров, работ, услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2015 г. N 927.
6. Межбюджетные отношения
Анализ межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета, а также направляемых из бюджета ФОМС, изложен в разделах 4.5., 5.3 - 5.5, 5.7, 5.10. и 5.11. данного заключения
7. Источники финансирования на обеспечение сбалансированности бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования
В соответствии с частью 2 статьи 2 законопроекта и согласно приложению N 2 к законопроекту главным администратором источников финансирования дефицита бюджета ФОМС определен ФОМС (глава 394). Дефицит бюджета ФОМС на 2019 год в размере 92 249 679,1 тыс. рублей, на плановый период 2020 года в размере 530 984,6 тыс. рублей и на плановый период 2021 года в размере 5 676 264,6 тыс. рублей будет обеспечен доходами с учетом переходящих остатков средств бюджета Фонда.
8. Выводы
8.1. Анализ формирования ФОМС доходной части бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов показал следующее.
8.1.1. Законопроект предполагает прогнозный общий объем доходов бюджета ФОМС на 2019 год в сумме 2 098 172 370,7 тыс. рублей, на 2020 год - в сумме 2 349 925 265,5 тыс. рублей, на 2021 год - в сумме 2 495 797 857,5 тыс. рублей.
8.1.2. Прогнозируемый объем страховых взносов на ОМС работающего населения составляет:
в 2019 году - 1 299 873 833,1 тыс. рублей (64,4% прогнозного объема страховых взносов на ОМС), по сравнению с 2018 годом прогнозный объем поступлений увеличивается на 105 652 050,5 тыс. рублей или на 8,8%;
в 2020 году - 1 358 739 129,5 тыс. рублей (64,5% прогнозного объема страховых взносов на ОМС), по сравнению с 2019 годом прогнозный объем поступлений увеличивается на 58 865 296,4 тыс. рублей или на 4,5%;
в 2021 году - 1 450 041 179,2 тыс. рублей (65,1% прогнозного объема страховых взносов на ОМС), по сравнению с 2020 годом прогнозный объем поступлений увеличивается на 91 302 049,7 тыс. рублей или на 6,7%.
8.1.3 Из общего объема страховых взносов на ОМС работающего населения поступления страховых взносов на ОМС работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФОМС, запланированы на 2019 год в сумме 21 615 656,7 тыс. рублей, на 2020 год - в сумме 26 457 513,6 тыс. рублей, на 2021 год - в сумме 27 515 688,6 тыс. рублей.
Расчет поступлений страховых взносов на ОМС работающего населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет ФОМС, произведен исходя из численности данной категории плательщиков по данным ФНС России (3 139 985 человек) и суммы страховых взносов на ОМС в фиксированном размере на 2019 год в сумме 6 884 рубля, на 2020 год - в сумме 8 426 рублей, на 2021 год - в сумме 8 763 рубля.
Фиксированный размер страховых взносов на ОМС работающего населения на расчетные периоды 2019 и 2020 годов установлен в статье 430 Налогового кодекса Российской Федерации, а на расчетный период 2021 года указанный размер не установлен.
При этом, согласно Методике прогнозирования поступлений доходов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, утвержденной приказом ФНС России от 23 ноября 2017 года N ММВ-7-1/975@, расчет поступлений страховых взносов на ОМС работающего населения в фиксированном размере определяется исходя из МРОТ, а не на основании фиксированного размера страховых взносов на ОМС, что противоречит требованиям статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации, и требует приведения указанной методики в соответствие с действующим законодательством.
8.1.4. По состоянию на 28 сентября 2018 года прогнозируемый объем доходов от страховых взносов на ОМС работающего населения в ГИС "Электронный бюджет" не совпадал с данными, представленными ФНС России в ФОМС письмом от 6 сентября 2018 г. N БА-4-1/17384@, и с параметрами законопроекта.
8.1.5. В прогнозируемом объеме страховых взносов на ОМС работающего населения на 2019 год в сумме 1 299 873 833,1 тыс. рублей ФОМС выделяет сумму недоимки, пени и штрафов по страховым взносам на ОМС работающего населения в сумме 17 206 143,0 тыс. рублей. На плановый период 2020 и 2021 годов поступления недоимки, пени и штрафов по страховым взносам на ОМС работающего населения в общей сумме объема страховых взносов на ОМС работающего населения ФОМС не отражаются. При этом в представленном ФНС России уточненном прогнозе поступлений страховых взносов в бюджет ФОМС на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов (письмо от 6 сентября 2018 года N БА-4-1/17384@) задолженность по страховым взносам на ОМС, а также по пеням и штрафам не указана.
8.1.6. Прогнозируемый объем страховых взносов на ОМС неработающего населения составляет:
в 2019 году - 719 271 371,3 тыс. рублей (35,6% прогнозного объема страховых взносов на ОМС), по сравнению с 2018 годом прогнозируемый объем поступлений увеличивается на 57 826 752,8 тыс. рублей, или на 8,7%;
в 2020 году - 746 911 777,0 тыс. рублей (35,5% прогнозного объема страховых взносов на ОМС); по сравнению с 2019 годом прогнозируемый объем поступлений увеличивается на 27 640 405,7 тыс. рублей или 3,8%;
в 2021 году - 776 479 275,6 тыс. рублей (34,9% прогнозного объема страховых взносов на ОМС), по сравнению с 2020 годом прогнозируемый объем поступлений увеличивается на 29 567 498,6 тыс. рублей или на 4,0%.
В части доходов от страховых взносов на ОМС неработающего населения необходимо отметить, что объем данных доходов рассчитан исходя из численности неработающих на 1 января 2018 года в количестве 79 957 563 человека, коэффициента дифференциации и коэффициента удорожания стоимости медицинских услуг на 2019 год в размере 1,119, на 2020 год - 1,162 и на 2021 год - 1,208.
Проектом Порядка и методики определения численности застрахованных лиц определено, что численность застрахованных лиц и неработающих застрахованных лиц определяется по состоянию на 1 января текущего года, при этом лица, отработавшие в расчетом (отчетном) периоде даже непродолжительное время, будут признаваться работающими по состоянию на 1 января текущего года, и исключаться из сведений для расчета страхового взноса на ОМС неработающего населения, в результате чего страховые взносы за данных лиц будут уплачиваться работодателем исходя из оплаты труда работника и не будут уплачиваться субъектами Российской Федерации, что приведет к снижению поступлений страховых взносов на ОМС за указанных категорий работников в бюджет ФОМС.
8.1.7. Общая сумма задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам на ОМС неработающего населения по субъектам Российской Федерации, включая город Байконур, по состоянию на 1 января 2018 года составила 2 580,0 млн. рублей и увеличилась по сравнению с объемом задолженности на 1 января 2017 года на 89,7 млн. рублей.
При прогнозировании объема поступлений недоимки и пени на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов поступления от уплаты задолженности по страховым взносам на ОМС неработающего населения и уплаты пеней не учитывались.
8.1.8. Прогнозируемые межбюджетные трансферты, направляемые в бюджет ФОМС, составляют в 2019 году - 78 981 778,9 тыс. рублей, в 2020 году - 244 244 213,4 тыс. рублей, в 2021 году - 269 256 905,0 тыс. рублей.
8.2. В части формирования расходов ФОМС выявлено следующее.
8.2.1. Общий объем расходов бюджета ФОМС согласно законопроекту составляет на 2019 год - 2 190 422 049,8 тыс. рублей, на 2020 год - 2 350 456 250,1 тыс. рублей и на 2021 год - 2 501 474 122,1 тыс. рублей.
8.2.2. В соответствии с Федеральным законом N 326-ФЗ в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении переданных полномочий по организации обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации, в бюджете ФОМС на 2019 год предусмотрены субвенции бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования в сумме 2 068 521 131,1 тыс. рублей (что на 198 067 718,7 тыс. рублей, или на 10,6% больше по отношению к бюджетным ассигнованиям, утвержденным на 2018 год), на 2020 год - в сумме 2 225 488 620,4 тыс. рублей (что на 156 967 489,3 тыс. рублей, или на 7,6% больше по отношению к бюджетным ассигнованиям, утвержденным на 2019 год), на 2021 год - в сумме 2 371 758 201,9 тыс. рублей (что на 146 269 581,5 тыс. рублей, или на 6,6% больше по отношению к бюджетным ассигнованиям, утвержденным на 2020 год).
8.2.3. Согласно Ведомственной структуре расходов федерального бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов (приложение N 10 к проекту федерального закона "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов") и Реестру расходных обязательств Российской Федерации, подлежащих исполнению за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации) на 2019 год и на плановый период 2020 - 2021 годов в составе материалов к указанному проекту федерального закона, по главе 092 "Министерство финансов Российской Федерации" предусмотрены средства в виде межбюджетного трансферта в бюджет ФОМС на финансовое обеспечение оказания медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями в соответствии с клиническими рекомендациями и протоколами лечения по федеральному проекту "Борьба с онкологическими заболеваниями" в рамках подпрограммы "Совершенствование оказания медицинской помощи, включая профилактику заболеваний и формирование здорового образа жизни" государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" на 2019 год - в сумме 70 000 00,0 тыс. рублей, на 2020 год - в сумме 120 000 000,0 тыс. рублей, на 2021 год - в сумме 140 000 000,0 тыс. рублей.
В соответствии с оценкой Минздрава России (приложение к письму Минздрава России от 24 сентября 2018 года N 17-4/10/2-6261 в ФОМС) указанные бюджетные ассигнования должны быть направлены на проведение противоопухолевой лекарственной терапии - в 2019 году в сумме 70 000,0 млн. рублей, в 2020 году - в сумме 91 180,4 млн. рублей, в 2021 году - в сумме 94 918,8 млн. рублей; на проведение лучевой терапии, хирургического лечения, прочих методов диагностики и лечения в 2020 году - 23 819,6 млн. рублей, в 2021 году - 39 581,2 млн. рублей.
На проведение протонной лучевой терапии в составе перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи, не включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, планируется направить в 2020 году 5 000,0 млн. рублей, в 2021 году - 5 500,0 млн. рублей.
8.2.4. В бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов расходование бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение оказания медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями на 2019 год в сумме 70 000 000,0 тыс. рублей, на 2020 год - в сумме 115 000 000,0 тыс. рублей, и на 2021 год - в сумме 134 500 000,0 тыс. рублей предусмотрено в составе субвенций, направляемых ФОМС в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ территориальным фондам обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение расходных обязательств при осуществлении переданных полномочий по организации обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации.
8.2.5. Распространенность и заболеваемость злокачественными новообразованиями существенно варьирует по субъектам Российской Федерации. При распределении указанных бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение оказания медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями бюджетам территориальных фондов ОМС в составе субвенции на финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования не учитывается распространенность и заболеваемость злокачественными новообразованиями по субъектам Российской Федерации.
В соответствии с методикой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. N 462 (с учетом проекта внесения изменений), расчет и распределение субвенций на 2019 год по субъектам Российской Федерации произведен ФОМС исходя из численности застрахованных лиц в субъекте Российской Федерации по данным регистра на 1 января 2018 года, среднего подушевого норматива финансирования базовой программы ОМС на 2019 год в сумме 11 800,2 рубля, установленного проектом Программы государственных гарантий, и коэффициентов дифференциации для субъектов Российской Федерации.
При этом в проекте Программы государственных гарантий, направленной Фондом в Минздрав России письмом от 19 сентября 2018 г. N 9112/30-4/5637, установлены средние нормативы объема медицинской помощи на одного застрахованного и средние нормативы финансовых затрат на единицу медицинской помощи, по профилю "Онкология" в условиях дневного и круглосуточного стационаров.
Таким образом, при реализации территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов существуют риски недостаточности финансирования в субъектах Российской Федерации с высоким уровнем показателей распространенности и заболеваемости злокачественными новообразованиями.
8.2.6. Расходы на финансовое обеспечение ВМП, не включенной в базовую программу ОМС, оказываемой гражданам Российской Федерации федеральными государственными учреждениями (предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениями иным некоммерческим организациям) предусмотрены: на 2019 год в сумме 94 558 962,2 тыс. рублей, на 2020 год - в сумме 103 862 221,4 тыс. рублей, на 2021 год - в сумме 108 998 799,6 тыс. рублей.
Расчет потребности в финансовом обеспечении ВМП, не включенной в базовую программу ОМС, был произведен Минздравом России с учетом перевода в систему ОМС ряда растиражированных методов ВМП, увеличения плановых объемов и среднего норматива финансовых затрат по группам ВМП, не включенной в базовую программу ОМС, по сравнению с 2018 годом, а также включения в перечень видов ВМП, не включенной в базовую программу ОМС, новых методов лечения.
8.2.7. Приложением 4 к законопроекту расходы на дотацию федеральному бюджету в целях предоставления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, субсидий бюджетам субъектам Российской Федерации, возникающих при оказании ВМП, не включенной в базовую программу ОМС, гражданам Российской Федерации, на 2019 год утверждены в сумме 6 240 000,0 тыс. рублей. На 2020 и 2021 годы указанные расходы законопроектом не предусмотрены.
8.2.8. На обеспечение деятельности ФОМС, включая расходы на его содержание, а также расходы на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, законопроектом предусматриваются бюджетные ассигнования на 2019 год - в сумме 846 782,6 тыс. рублей, на 2020 год - 813 219,4 тыс. рублей, на 2021 год - 734 255,7 тыс. рублей.
8.2.9. По состоянию на дату завершения контрольного мероприятия реестр расходных обязательств ФОМС в ГИС "Электронный бюджет" не был актуализирован в соответствии с параметрами законопроекта. Согласно пояснениям ФОМС актуализация реестра расходных обязательств не представлялась возможным по техническим причинам.
8.2.10. Расходы на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также профилактического медицинского осмотра ребенка в течение первого года жизни в виде межбюджетных трансфертов Федеральному фонду социального страхования (далее - ФСС) законопроектом предусмотрены на 2019 год в сумме 15 855 869,0 тыс. рублей, на 2020 год - в сумме 15 892 884,0 тыс. рублей и на 2021 год - в сумме 15 583 560,0 тыс. рублей.
С учетом остатка средств на 1 января 2018 года в объеме 1 685 216,0 тыс. рублей, образовавшегося в результате неполного использования ФСС межбюджетных трансфертов в 2017 году, неиспользованные остатки средств на 1 января 2019 года оценочно составят 3 052 717,7 тыс. рублей (рост по сравнению с 1 января 2018 года на 1 367 501,7 тыс. рублей), что создает предпосылки неполного освоения данных бюджетных ассигнований по итогам 2018 года.
8.2.11. Приказом ФОМС от 16 ноября 2017 г. N 321 "Об утверждении нормативных затрат на обеспечение функций Федерального фонда обязательного медицинского страхования" в нормативных затратах по количеству служебных средств подвижной связи и ежемесячным расходам на услуги сотовой связи для ФОМС предусмотрена "иная категория сотрудников ФОМС", которая не установлена постановлением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2014 г. N 1084 "О порядке определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения".
Утвержденный приказом ФОМС от 16 ноября 2017 г. N 322 "Об утверждении требований к закупаемым Федеральным фондом обязательного медицинского страхования отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг)" ведомственный перечень составлен не в полном соответствии с формой, установленной в приложении N 1 к Правилам определения требований к закупаемым федеральными государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, их территориальными органами и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями, федеральными государственными унитарными предприятиями отдельным видам товаров, работ, услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2015 г. N 927.
8.2.12. В соответствии с частью 2 статьи 2 законопроекта и согласно приложению 2 к нему главным администратором источников финансирования дефицита бюджета ФОМС определен ФОМС (глава 394). Дефицит бюджета ФОМС на 2019 год установлен в размере 92 249 679,1 тыс. рублей, на плановый период 2020 года - в размере 530 984,6 тыс. рублей и на плановый период 2021 года - в размере 5 676 264,6 тыс. рублей. Дефицит планируется обеспечить с учетом переходящих остатков средств бюджета ФОМС.
9. Предложения: направить заключение на проект федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации;
Приложения:
1. "Анализ соответствия проекта федерального закона о бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов положениям ежегодного и бюджетного посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации", на 1 л. в 1 экз.
2. "Анализ соответствия проекта федерального закона о бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" статьям Бюджетного кодекса Российской Федерации", на 1 л. в 1 экз.
Аудитор |
М.А. Мень |
------------------------------
1 Согласно Прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации (базовый вариант)
------------------------------
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.