Именем Российской Федерации
Резолютивная часть решения оглашена 20.09.2018 г.
Полный текст решения изготовлен 27.09.2018 г.
Председательствующего судьи: Дейна Н.В.
протокол вел секретарь судебного заседания Демина Е.А.
Рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО "Стройарсенал" (адрес 142100, Московская обл., г. Подольск, ул. Комсомольская, д. 61, ОГРН 1117746238917, ИНН
7726673383, дата регистрации 30.03.2011)
к ФАС России (ОГРН 1047796269663, ИНН 7703516539, дата регистрации 19.04.2004, адрес 125993, г. Москва, ул. Садовая Кудринская, д. 11, Д-242, ГСП-3)
третье лицо: ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр им. В.А. Алмазова Министерства здравоохранения РФ", ЗАО "Сбербанк АСТ"
о признании незаконным решения ФАС России от 06.07.2018 N 18/44/105/816
с участием
от заявителя - Орлова М.О. (паспорт, доверенность N 15-12 от 15.12.2017 г.)
от ответчика - Челидзе М.Е. (удостоверение, доверенность N ИА/72450/18 от 10.09.2018 г.)
от третьих лиц - ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр им. В.А. Алмазова Министерства здравоохранения РФ" - неявка (уведомлен, справка почты), ЗАО "Сбербанк АСТ" - неявка (уведомлен, справка почты)
суд установил:
ООО "Стройарсенал" обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к ФАС России об оспаривании решения от 06.07.18 по делу N 18/44/105/816.
Третьи лица, в судебное заседание не явились, извещены судом надлежащим образом.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей в соответствии со ст. ст. 123, 156 АПК РФ.
Ответчик против удовлетворения заявленных требований возражал, по основаниям изложенным в письменном отзыве, указал на законность и обоснованность вынесенного решения.
Выслушав объяснения представителей, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела и оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности, арбитражный суд первой инстанции приходит к выводу, что требования заявителя не подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, Обществом с ограниченной ответственностью "Стройарсенал" (далее - Истец) было подана в Федеральную антимонопольную службу России (далее - ФАС России, Ответчик) жалоба (обращение) о нарушении ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр им. В.А. Алмазова Министерства здравоохранения РФ" (далее - Заказчик, Третье лицо) о нарушении Заказчиком, единой комиссией Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд) (далее-44-ФЗ).
Жалоба (обращение) мотивировано неправомерным принятием единой комиссией решения о соответствии заявки АО "Объединение "ИНГЕОКОМ" дополнительным требованиям, установленным в документации об аукционе, проведенным Заказчиком на "Строительство объекта капитального строительства "Научно-клинический нейрохирургический комплекс федерального государственного бюджетного учреждения "Северо-Западный федеральный медицинский исследовательский центр имени В.А. Алмазова" Министерства здравоохранения Российской Федерации", реестровый номер государственной закупки: 0372100049618000746 (далее - Аукцион). Согласно данным на сайте www/zakupki.gov.ru: "Общая информация", "Информация об объекте закупки" Заказчиком был установлен код позиции (ОКПД2) 41.20.40.900.
06.07.2018 г. ФАС России было принято Решение по делу N 18/44/105/816 об отсутствии в действия Заказчика нарушения требований 44-ФЗ и признании жалобы (обращения) Истца необоснованной.
Не согласившись с указанным решением, ООО "Стройарсенал" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании вынесенного ненормативного правового акта недействительным.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что бездействие не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 АПК РФ, ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушением их изданием прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
С заявлением об оспаривании решения, Общество обратилось в Арбитражный суд с соблюдением установленного законом срока на обжалование.
Признание недействительным, как несоответствующего законодательству ненормативного акта антимонопольного органа, в соответствии со статьей 12 ГК РФ является способом защиты нарушенных прав и охраняемых законом интересов юридического лица при обращении с заявлением в арбитражный суд.
В силу статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) за судебной защитой в арбитражный суд может обратиться лицо, чьи законные права и интересы нарушены, а предъявление иска имеет цель восстановления нарушенного права. Согласно статье 65 АПК РФ заявитель должен доказать, в защиту и на восстановление каких прав предъявлены требования о признании недействительным оспариваемого решения.
Обязанность Заявителя доказать нарушение своих прав вытекает из части 1 статьи 4, части 1 статьи 65, части 1 статьи 198 и части 2 статьи 201 АПК РФ.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 г. N 728, пунктом 5.3.1.12 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. N 331, ФАС России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), контроль за соблюдением, в том числе, заказчиком, уполномоченным органом законодательства Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации о закупках осуществляется ФАС России путем проведения плановых и внеплановых проверок.
В соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку в случае поступления информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Приказом ФАС России от 10.05.2017 N 618/17 создана Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), на которую возложены функции, в том числе, по рассмотрению обращений, содержащих информацию о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, и проведению внеплановых проверок.
ФАС России при принятии оспариваемого Решения выполняла свои функции и осуществляла возложенные на нее законодательством полномочия по контролю в сфере закупок в рамках своей компетенции и в установленном процессуальном порядке.
Довод Заявителя о неправомерных действиях заказчика выразившееся в неправомерном допуске участника закупки АО"Объединение "ИНГЕОКОМ" к участию в Аукционе не находит своего подтверждения в силу следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 69 Закона о контрактной системе. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
В соответствии с частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в том числе в случае: несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, не допускается.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, а также перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, установленным в части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Указанные дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99).
Согласно пункту 2 Приложения N 1 к Постановлению N 99 при выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей к участникам закупки установлено дополнительное требование, а именно: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных (требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных: работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства; работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки) за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Пунктом 5.4 документации об Аукционе установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с Постановлением N 99 о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Вышеуказанный опыт выполнения работ в соответствии с пунктом 6.2.3 документации об Аукционе подтверждается участником закупки путем представления в составе второй части заявки следующих документов:
Копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 21.06.2018 N 0372100049618000746-3 (далее - Протокол подведения итогов) заявка участника закупки АО "Объединение "ИНГЕОКОМ" признана соответствующей документации об Аукционе.
Согласно заявке АО "Объединение "ИНГЕОКОМ" представлен государственный контракт от 22.09.2014 на выполнение работ по строительству объекта "Транспортная развязка на пересечении МКАД с Рязанским проспектом", с приложением актов приемки выполненных работ, а также разрешениями на ввод в эксплуатацию, что в совокупности, согласно пояснениям Заказчика, Уполномоченного органа подтверждает наличие у АО "Объединение "ИНГЕОКОМ" необходимого опыта.
Учитывая изложенное, а также, что Заявителем не представлено сведений и доказательств, подтверждающих обоснованность довода, действия Единой комиссии не противоречат требования документации об Аукционе.
На основании вышеизложенного, суд считает, что оспариваемое Решение является законным, обоснованным, принятым в полном соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе и не нарушают прав и законных интересов Заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем отсутствуют правовые основания для признания судом указанных ненормативных правовых актов недействительными.
Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В соответствии с 110 АПК РФ расходы по госпошлине возлагаются на заявителя.
Руководствуясь ст. ст. 110, 167, 170, 176, 198, 201 АПК РФ, суд решил:
Требования ООО "Стройарсенал" к ФАС России об оспаривании решения от 06.07.18 по делу N 18/44/105/816 - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья |
Н.В. Дейна |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.