Как известно, с 01 июля 2018 года вступили в силу большой пакет поправок в Закон о контрактной системе, принятый Законом 504-ФЗ. Однако не все положения, предусмотренные Законом 504-ФЗ либо вступили в силу, либо могут быть применены исключительно с особенностями переходного периода, указанными в положениях статьи 112 Закона о контрактной системе.
Анализ административной практики показывает, что в большинстве случаев ошибки, допускаемыми субъектами контроля, возникают в следствии неправильного или неполного прочтения всех положений законодательства Российской Федерации, что наглядно подтверждается приведенными в настоящем обзоре примерами решений, принятых антимонопольной службой по результатам рассмотрения жалоб на действия субъектов контроля.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 44 Закона о контрактной системе заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах при условии, что начальная (максимальная) цена контракта превышает пять миллионов рублей, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.
Такое обеспечение заявки на участие в конкурсе или аукционе, согласно части 2 названной статьи Закона о контрактной системе может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или банковской гарантии. При этом, выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе осуществляется участником закупки.
Частью 3 статьи 44 Закона о контрактной системе установлено, что в конкурсной документации, документации об аукционе заказчиком должны быть указаны размер обеспечения заявок в соответствии с настоящим Федеральным законом и условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом).
При этом, при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, согласно части 10 статьи 44 Закона о контрактной системе вносятся участниками закупок на специальные счета, открытые ими в банках, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации (далее - специальный счет). Требования к указанным банкам устанавливаются Правительством Российской Федерации. Такие требования должны быть не ниже требований, установленных в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации к кредитным организациям, в которых могут размещаться средства федерального бюджета на банковские депозиты.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.07.2018 N 1451-р утвержден перечень банков в соответствии с частью 10 статьи 44 и частью 5 статьи 84.1 Закона о контрактной системе.
Учитывая указанные обстоятельства, заказчиками зачастую устанавливаются требования о внесении денежных средств, предназначенных для обеспечения заявок на участия в электронном аукционе на специальные счета, открытые ими в банках, перечень которых установлен Правительством Российской Федерации.
Одним из положений Закона 505-ФЗ является, положение части 11 статьи 66 Закона о контрактной системе, согласно которой оператор электронной площадки в течение одного часа с момента получения заявки на участие в электронном аукционе возвращает эту заявку подавшему ее участнику такого аукциона в случае:
1) подачи данной заявки с нарушением требований, предусмотренных частью 6 статьи 24.1 настоящего Федерального закона;
2) подачи одним участником такого аукциона двух и более заявок на участие в нем при условии, что поданные ранее заявки этим участником не отозваны. В указанном случае этому участнику возвращаются все заявки на участие в таком аукционе;
3) получения данной заявки после даты или времени окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
4) получения данной заявки от участника такого аукциона с нарушением положений части 9 статьи 24.2 настоящего Федерального закона;
5) наличия в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица, при условии установления заказчиком требования, предусмотренного частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Указанное положение Закона о контрактной системе содержит исчерпывающий перечень случаев возврата оператором электронной площадки заявки на участие в электронном аукционе.
Более того, частью 12 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что возврат заявок на участие в таком аукционе оператором электронной площадки по иным основаниям не допускается.
Между тем, в соответствии с частью 3 статьи 24.1 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации утверждает перечень операторов электронных площадок, которые соответствуют требованиям, установленным пунктами 1 и 2 части 2 статьи 24.1 Закона о контрактной системе, а также перечень операторов специализированных электронных площадок, которые соответствуют требованиям, установленным пунктам 1 и 3 части 2 статьи 24.1 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 9 единых требований к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок, электронным площадкам, специализированным электронным площадкам и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.06.2018 N 656 (далее - Постановление N 656), датой начала функционирования электронной площадки, является дата заключения соглашения о функционировании электронной площадки подписываемого Министерством финансов Российской Федерации и ФАС России.
При этом, согласно пункту 4 Постановления N 656 Министерству финансов Российской Федерации и ФАС России поручено обеспечить заключение указанных соглашений до 1 октября 2018 года.
Частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию, предусмотренную частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 10.1 статьи 112 Закона о контрактной системе до даты начала функционирования операторов электронных площадок, определенных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 24.1 Закона о контрактной системе, закупки товаров, работ, услуг путем проведения электронных процедур осуществляются на ранее прошедших отбор электронных площадках.
В соответствии с пунктом 52 статьи 112 Закона о контрактной системе по 30 июня 2019 года включительно обеспечение заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе может предоставляться участником закупки только путем внесения денежных средств.
В соответствии с пунктом 7 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, информация о размере и порядке внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с Законом о контрактной системе).
Таким образом, положения статьи 44 Закона о контрактной системе следует применять с учетом переходного периода, установленного положениями статьи 112 указанного закона, Постановления N 656, а действия заказчика, установившего положения о возможности внесения участниками закупки денежных средств на специальные счета, открытые ими в банках, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, в качестве обеспечения заявки на участие в Аукционе, не соответствуют части 10.1 статьи 112 Закона о контрактной системе и нарушают пункт 7 статьи 42 Закона о контрактной системе, за что частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
1. Установление возможности внесения участниками закупки денежных средств на специальные счета, не соответствует Закону о контрактной системе.
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, выразившимися в неправомерном признании Заявителя уклонившимся от заключения государственного контракта.
Представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 15.08.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - *** рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 31.08.2018;
5) на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки;
6) к участию в Аукционе допущено 3 участника закупки;
7) дата проведения Аукциона - 07.09.2018;
8) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 3 участника Аукциона;
9) победителем Аукциона признано ООО "***" с минимальным предложением о цене государственного контракта *** рублей;
10) 20.09.2018 в ЕИС размещен протокол отказа от заключения контракта от 20.09.2018 N ****-4 (далее - Протокол отказа) с победителем Аукциона.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком неправомерно принято решение о признании Заявителя уклонившимся от заключения государственного контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Согласно части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 статьи 37 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 3 статьи 37 Закона о контрактной системе к информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение одного года до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение двух лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе четырех и более контрактов (при этом не менее чем семьдесят пять процентов контрактов должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). В этих случаях цена одного из контрактов должна составлять не менее чем двадцать процентов цены, по которой участником закупки предложено заключить контракт в соответствии с частью 2 статьи 37 Закона о контрактной системе.
Согласно части 5 статьи 37 Закона о контрактной системе в случае проведения открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, аукциона информация, предусмотренная частью 3 статьи 37 Закона о контрактной системе, предоставляется участником закупки при направлении заказчику подписанного проекта контракта. При невыполнении таким участником, признанным победителем конкурса или аукциона, данного требования или признании комиссией по осуществлению закупок информации, предусмотренной частью 3 статьи 37 Закона о контрактной системе, недостоверной контракт с таким участником не заключается, и он признается уклонившимся от заключения контракта. В этом случае решение комиссии по осуществлению закупок оформляется протоколом, который размещается заказчиком в единой информационной системе не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.
В соответствии с Протоколом отказа, Заявитель признан уклонившимся от заключения контракта в связи с непредоставлением информации, подтверждающей добросовестность участника закупки в соответствии с частью 3 статьи 37 Закона о контрактной системе, а также непредоставлением обеспечения исполнения контракта в размере, установленном частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе.
Согласно протоколу проведения Аукциона от 07.09.2018 N ***-2 в ходе проведения Аукциона начальная (максимальная) цена контракта была снижена Заявителем до *** рублей (на 31.62%) то есть, более, чем на двадцать пять процентов от начальной (максимальной) цены контракта.
На заседании Комиссии установлено, что размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации об Аукционе, составляет 0*** рублей.
Таким образом, размер обеспечения исполнения контракта с учетом требования части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе составляет **** рублей.
Вместе с тем, представитель Заказчика на заседании Комиссии представил банковскую гарантию от 17.09.2018 N **** на сумму 0*** рублей, направленную Заявителем в адрес Заказчика одновременно с подписанным проектом государственного контракта в соответствии с частью 5 статьи 37 Закона о контрактной системе, а также пояснил, что в адрес Заказчика вместе с подписанным проектом государственного контракта информации, подтверждающей добросовестность участника закупки в соответствии с частью 3 статьи 37 Закона о контрактной системе, не поступало.
Таким образом, Комиссия, на основании изложенного, а также учитывая, что Заявителем на заседание Комиссии явка представителей не обеспечена, в составе жалобы не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода, приходит к выводу, что действия Заказчика, принявшего решение о признании Заявителя уклонившимся от заключения государственного контракта, не противоречат Закону о контрактной системе, в связи с чем, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Вместе с тем, в рамках проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
2. В соответствии с частью 3 статьи 24.1 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации утверждает перечень операторов электронных площадок, которые соответствуют требованиям, установленным пунктами 1 и 2 части 2 статьи 24.1 Закона о контрактной системе, а также перечень операторов специализированных электронных площадок, которые соответствуют требованиям, установленным пунктам 1 и 3 части 2 статьи 24.1 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 9 единых требований к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок, электронным площадкам, специализированным электронным площадкам и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.06.2018 N 656 (далее - Постановление N 656), датой начала функционирования электронной площадки, является дата заключения соглашения о функционировании электронной площадки подписываемого Министерством финансов Российской Федерации и ФАС России.
При этом, согласно пункту 4 Постановления N 656 Министерству финансов Российской Федерации и ФАС России поручено обеспечить заключение указанных соглашений до 1 октября 2018 года.
Частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию, предусмотренную частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 10.1 статьи 112 Закона о контрактной системе до даты начала функционирования операторов электронных площадок, определенных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 24.1 Закона о контрактной системе, закупки товаров, работ, услуг путем проведения электронных процедур осуществляются на ранее прошедших отбор электронных площадках.
В соответствии с пунктом 52 статьи 112 Закона о контрактной системе по 30 июня 2019 года включительно обеспечение заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе может предоставляться участником закупки только путем внесения денежных средств.
В соответствии с пунктом 7 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, информация о размере и порядке внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с Законом о контрактной системе).
В разделе 13 "Обеспечение заявок на участие в электронном аукционе" документации об Аукционе установлено, в том числе следующее: "13.1. Обеспечение заявки на участие в электронном аукционе может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или банковской гарантии. Выбор способа обеспечения заявки на участие в аукционе осуществляется участником закупки. Обеспечение заявки на участие в электронном аукционе возможно путем блокирования денежных средств при наличии на специальном счете участника закупки незаблокированных денежных средств в размере, предусмотренном настоящей документацией о закупке, либо путем предоставления банковской гарантии в порядке, определенном в соответствии с ч. 29 ст. 44 Федерального закона N 44-ФЗ, информация о которой включена в реестры банковских гарантий, предусмотренные ст. 45 Федерального закона N 44-ФЗ".
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего положение о возможности предоставлении в качестве обеспечения заявки на участие в Аукционе банковской гарантии, не соответствуют части 52 статьи 112 Закона о контрактной системе, а также положения о возможности внесения участниками закупки денежных средств на специальные счета, открытые ими в банках, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, в качестве обеспечения заявки на участие в Аукционе, не соответствуют части 10.1 статьи 112 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 7 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия проходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на определение поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку на участие в закупке подано три заявки от участника Аукциона и сведений, подтверждающих невозможность подачи заявки на участие в Аукционе на момент рассмотрения жалобы не представлено.
3. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Пунктом 32 информационной карты документации об Аукционе установлено ограничение в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.2016 N 968 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 968).
При этом, согласно указанному пункту информационной карты документации об Аукционе в качестве подтверждения страны происхождения товара участнику закупки в составе второй части заявки на участие в Аукционе необходимо представить "сертификат СТ-1 на предложенные в заявке отдельные виды радиоэлектронной продукции (товары) в соответствии с подп. "г" п. 7 Постановления N 968".
При этом, в соответствии с пунктом 6 Постановления N 968 "для подтверждения признания отдельных видов радиоэлектронной продукции продукцией, произведенной на территории Российской Федерации, в заявке (окончательном предложении), в которой содержится предложение о поставке отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень, должна быть представлена копия одного из следующих документов:
а) специальный инвестиционный контракт в случае, установленном подпунктом "а" пункта 6 настоящего постановления;
б) подтверждение Министерством промышленности и торговли Российской Федерации производства на территории Российской Федерации предложенных в заявке (окончательном предложении) отдельных видов радиоэлектронной продукции, в случае, установленном подпунктом "б" пункта 6 настоящего постановления;
в) выданное Министерством промышленности и торговли Российской Федерации уведомление о присвоении статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения и выданное Министерством промышленности и торговли Российской Федерации уведомление о подтверждении статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения (при наличии) в случае, установленном подпунктом "в" пункта 6 настоящего постановления;
г) сертификат СТ-1 на предложенные в заявке (окончательном предложении) отдельные виды радиоэлектронной продукции в случае, установленном подпунктом "г" пункта 6 настоящего постановления".
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены требования к составу вторых частей заявок на участие в Аукционе, что нарушает пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результат определения исполнителя поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку положения Постановления N 968 не применялись.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "***" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 7 статьи 42, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы от 01.10.2018 по делу N 18/44/105/1266 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
(см. решение Комиссии ФАС России от 01.10.2018 по делу N 18/44/105/1266)
2. Комиссия ФАС России пришла к выводу, что внесение участниками закупки денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе на специальные счета предусмотрено только по закупкам, извещения о которых размещены в ЕИС после 1 октября 2018 года.
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Оператором электронной площадки, Аукционной комиссией, Заказчиком Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссии, принявшей неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Аукционная комиссия действовали в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 07.09.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - *** рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 24.09.2018;
5) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
6) к участию в Аукционе допущена 1 заявка от участника закупки;
7) на основании части 8 статьи 67 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся, в связи с тем, что требованиям документации об Аукционе соответствует только одна заявка на участие в Аукционе.
1. По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссии, принявшей неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Согласно протоколу рассмотрения заявок, на участие в электронном аукционе от 25.09.2018 N ****-1-1 участнику закупки с порядковым номером заявки N 2 (Заявитель) отказано в допуске к участию в Аукционе в связи с тем, что Заявителем по пунктам N 31 и N 35 технического задания документации об Аукционе представлены недостоверные сведения в отношении конкретных показателей товаров.
Пунктами N 31 и N 35 технического задания документации об Аукционе к товарам "Болты" установлены, в том числе, следующие требования: "Номинальный диаметр резьбы, d: 16 мм", "Высота подголовка, f: не менее 10 мм", "Длина резьбы: 38 мм", "Длина болта: 55 мм", а также установлено требование о соответствии товара ГОСТ 7802-81 и ГОСТ ISO 898-1-2014.
Согласно инструкции по заполнению заявок на участие в Аукционе (далее - Инструкция), представленные участником закупки значения показателей товаров (материалов), а также любые другие сведения в отношении товаров, не должны допускать разночтения и (или) двусмысленного толкования, а также должны соответствовать установленным в документации об Аукционе нормативам и стандартам, также установлено, что если значение показателя выделено жирным шрифтом, то это свидетельствует о том, что варианты значения показателей являются неизменными.
Кроме того, Инструкцией установлено, что указание показателя со словами "не менее" означает, что участнику закупки необходимо представить превышающее значение, при этом допустимо указать крайние значения показателя.
Заявителем в составе заявки на участие в Аукционе по пунктам N 31 и N 35 указано, в том числе, следующее: "Номинальный диаметр резьбы, d: 16 мм", "Высота подголовка 10 мм", "Длина резьбы 38 мм", "Длина болта 55 мм", а также указано о соответствии поставляемого товара нормативам и стандартам, предусмотренным документацией об Аукционе.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что заявке Заявителя отказано в допуске к участию в Аукционе, поскольку значение в отношении показателя высота подголовка, а именно 10 мм, указанное в заявке Заявителя, не соответствует ГОСТ 7802-81 и является недостоверным.
Вместе с тем, учитывая, что положения Инструкции позволяют участникам закупки указать значение показателя высоты подголовка, равное значению, представленному в заявке Заявителя, а также, что из пояснений представителей Заказчика Комиссии не представляется возможным прийти к выводу о несоответствии сведений, указанных в заявке Заявителя требованиям технического задания документации об Аукционе, Комиссия приходит к выводу, что действия Аукционной комиссии, выразившиеся в отказе заявке Заявителя в допуске к участию в Аукционе не соответствуют требованиям части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При проведении внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
2. В соответствии с частью 3 статьи 24.1 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации утверждает перечень операторов электронных площадок, которые соответствуют требованиям, установленным пунктами 1 и 2 части 2 статьи 24.1 Закона о контрактной системе, а также перечень операторов специализированных электронных площадок, которые соответствуют требованиям, установленным пунктам 1 и 3 части 2 статьи 24.1 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 9 единых требований к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок, электронным площадкам, специализированным электронным площадкам и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.06.2018 N 656 (далее - Постановление N 656), датой начала функционирования электронной площадки, является дата заключения соглашения о функционировании электронной площадки подписываемого Министерством финансов Российской Федерации и ФАС России.
При этом согласно пункту 4 Постановления N 656 Министерству финансов Российской Федерации и ФАС России поручено обеспечить заключение указанных соглашений до 1 октября 2018 года.
В соответствии с частью 10.1 статьи 112 Закона о контрактной системе до даты начала функционирования операторов электронных площадок, определенных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 24.1 Закона о контрактной системе, закупки товаров, работ, услуг путем проведения электронных процедур осуществляются на ранее прошедших отбор электронных площадках.
Согласно части 9 статьи 44 Закона о контрактной системе в редакции от 29.06.2018 N 43 для учета проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах на счете оператора электронной площадки открываются лицевые счета участников таких аукционов.
Частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию, предусмотренную частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 7 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, информация о размере и порядке внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с Законом о контрактной системе).
Пунктом 12.4. документации об Аукционе установлен следующий порядок внесения денежных средств для обеспечения заявки на участие в Аукционе, а именно: "Денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, вносятся участниками закупки на специальные счета, открытые ими в банках, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации. Порядок перечисления денежных средств, режим использования специального счета, порядок и сроки возврата денежных средств определены статьей 44 Закона".
В извещении о проведении Аукциона, размещенном в ЕИС 07.09.2018 установлено, что порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке установлен в документации об Аукционе.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего требование о внесении участниками закупки денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в Аукционе на специальные счета, с учетом положений части 10.1 статьи 112 Закона о контрактной системе не соответствуют части 9 статьи 44 Закона о контрактной системе в редакции от 29.06.2018 N 43 и нарушают пункт 7 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На заседании Комиссии установлено, что по ряду пунктов технической части документации об Аукционе установлены в том числе, следующие требования к товарам, так, например: по позиции N 28 "Микростеклошарики для дорожной разметки" - "Содержание дефектных микростеклошариков: не должно превышать 20%, содержание инородных частиц в микростеклошариках не должно превышать 3%"; по позиции N 19 "Восстановление основания дорожной одежды методом холодной регенерации из АГБ смеси" - "Смесь: тип: Э с добавлением щебня М 1200 не менее 40%: фракции св. 20 до 40 мм и эмульсии ЭБДК С - 3%".
Комиссия приходит к выводу, что документация об Аукционе устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, сведения о результатах испытаний таких товаров, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе ненадлежащие требования к товарам, используемым при выполнении работ в рамках исполнения контракта, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Частью 1 статьи 55.8 ГрК РФ установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
В соответствии с частью 4 статьи 55.17 ГрК РФ предоставление сведений, содержащихся в реестре членов саморегулируемых организаций, осуществляется по запросам заинтересованных лиц в виде выписок из реестра в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.
Пунктом 16.1 документации об Аукционе установлено, что участник во второй части заявки на участие в Аукционе обязан представить, в том числе, действующую на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе выписку из реестра членов саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Вместе с тем, законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не предусмотрено условие о том, что выписка из реестра членов саморегулируемой организации должна быть действующей на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, следовательно, вышеуказанное требование к сроку действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации не соответствует положениям Закона о контрактной системе, в связи с чем действия Заказчика установившего в документации об Аукционе вышеуказанное требование к участникам закупки, нарушают часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 22 статьи 99, пунктом 1 части 15, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО ** "***" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 7 статьи 42, пункта 2 части 1 статьи 64, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы дела от 01.10.2018 N 18/44/105/1269 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
(см. решение Комиссии ФАС России от 01.10.2018 по делу N 18/44/105/1269)
3. Требование о внесении участниками закупки денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе на специальные счета не соответствует пункту 7 статьи 42 Закона о контрактной системе.
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. В пунктах 18.3, 18.4, 18.6 документации об Аукционе неправомерно установлено требование о порядке заключения государственного контракта по итогам проведения Аукциона в соответствии со статьей 70 Закона о контрактной системе;
2. В документации об Аукционе установлен неисполнимый срок выполнения работ;
3. По ряду пунктов технического задания документации об Аукционе установлены ненадлежащие требования к товарам, используемым при выполнении работ, которые вводят участников закупки в заблуждение;
4. В документации об Аукционе установлена ненадлежащая инструкция по заполнению заявок на участие в Аукционе;
5. В документации об Аукционе неправомерно установлены требования к описанию участниками закупки в составе заявки на участие в Аукционе конкретных показателей результатов испытаний товаров и технологических процессов изготовления товаров.
Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 28.08.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - **** рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 27.09.2018;
5) на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущено 3 заявки от участников закупки;
6) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 3 участника Аукциона.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, в пунктах 18.3, 18.4, 18.6 документации об Аукционе неправомерно установлено требование о порядке заключения государственного контракта по итогам проведения Аукциона в соответствии со статьей 70 Закона о контрактной системе.
Согласно статье 83.2 Закона о контрактной системе установлен порядок заключения контракта по результатам электронной процедуры.
В соответствии с частью 13 статьи 83.2 Закона о контрактной системе победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 статьи 83.2 Закона о контрактной системе) признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта).
Согласно части 15 статьи 83.2 Закона о контрактной системе участник электронной процедуры, признанный победителем электронной процедуры в соответствии с частью 14 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, вправе подписать проект контракта или разместить предусмотренный частью 4 настоящей статьи протокол разногласий в порядке и сроки, которые предусмотрены настоящей статьей, либо отказаться от заключения контракта. Одновременно с подписанным контрактом этот победитель обязан предоставить обеспечение исполнения контракта, если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено извещением и (или) документацией о закупке, а в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 Закона о контрактной системе, также обязан внести на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере предложенной этим победителем цены за право заключения контракта. Этот победитель считается уклонившимся от заключения контракта в случае неисполнения требований части 6 настоящей статьи и (или) непредоставления обеспечения исполнения контракта либо неисполнения требования, предусмотренного статьей 37 Закона о контрактной системе, в случае подписания проекта контракта в соответствии с частью 3 настоящей статьи. Такой победитель признается отказавшимся от заключения контракта в случае, если в срок, предусмотренный частью 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, он не подписал проект контракта или не направил протокол разногласий. Электронная процедура признается не состоявшейся в случае, если этот победитель признан уклонившимся от заключения контракта или отказался от заключения контракта.
Пунктами 18.3, 18.4, 18.6 документации об Аукционе установлено, в том числе следующее:
"18.3 Сроки и порядок заключения контракта, а также условия признания победителя электронного аукциона или иного участника электронного аукциона уклонившегося от заключения контракта определены статьей 70 Закона N 44-ФЗ.
18.4. Победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные статьей 70 Закона N 44-ФЗ, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, или направил протокол разногласий по истечении тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 Закона N 44-ФЗ, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 Закона N 44-ФЗ (в случае снижения при проведении такого аукциона цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта).
18.6. Участник электронного аукциона, признанный победителем такого аукциона в соответствии с частью 14 статьи 70 Закона N 44-ФЗ, вправе подписать контракт и передать его заказчику в порядке и в сроки, которые предусмотрены частью 3 статьи 70 Закона N 44-ФЗ, или отказаться от заключения контракта. Одновременно с подписанным экземпляром контракта победитель такого аукциона обязан предоставить обеспечение исполнения контракта, а в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 Закона N 44-ФЗ, также обязан внести на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере предложенной этим победителем цены за право заключения контракта. Если этот победитель уклонился от заключения контракта, такой аукцион признается несостоявшимся".
Извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 28.08.2018.
При этом, в соответствии с Федеральным законом от 31.12.2017 N 504-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Закон о контрактной системе применяется в соответствии с действующими с 01.07.2017 положениями.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в документации об Аукционе установлены вышеуказанные пункты документации об Аукционе в соответствии с недействующей редакцией Закона о контрактной системе.
С учетом изложенного Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего вышеуказанные пункты документации об Аукционе в соответствии с недействующей редакцией Закона о контрактной системе, нарушают статью 83.2 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия проходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на определение поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку на момент рассмотрения жалобы, доказательств, подтверждающих нарушение законных прав и интересов участников Аукциона, не представлено.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, в документации об Аукционе установлен неисполнимый срок выполнения работ, поскольку срок получения необходимых для выполнения работ разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации и ордера (разрешения) на проведение земляных работ, установку временных ограждений, размещение временных объектов в городе Москве, а именно 14.12.2018, противоречит сроку окончания проведения работ, установленному в документации об Аукционе, т.е. до 10.12.2018.
В соответствии с частью 9 технического задания об Аукционе для выполнения работ необходимо "Получение разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения в Департаменте культурного наследия г. Москвы".
При этом, согласно пункту 3 технического задания документации об Аукционе "Срок выполнения работ: с даты подписания контракта до 10 декабря 2018 года".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что в соответствии с пунктом 2.7.1 Постановления Правительства Москвы от 13.02.2013 N 58-ПП (далее - Постановление N 58-ПП) "Об административных регламентах предоставления государственных услуг Департаментом культурного наследия города Москвы" общий срок предоставления государственной услуги по выдаче разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения, выявленного объекта культурного наследия включает срок межведомственного взаимодействия органов власти в процессе предоставления государственной услуги и не может превышать 15 рабочих дней.
Согласно Постановлению Правительства Москвы от 19.05.2015 N 284-ПП (далее - Постановление N 284-ПП) "Об утверждении порядка оформления ордеров (разрешений) на проведение земляных работ, установку временных ограждений, размещение временных объектов в городе Москве" общий срок предоставления государственной услуги включает срок межведомственного информационного взаимодействия государственных органов и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в процессе предоставления государственной услуги и не может превышать для оформления ордера 13 рабочих дней.
На основании изложенного и учитывая, что Постановлением N 58-ПП и Постановлением N 284-ПП установлены максимальные сроки получения указанных документов, а также, что представителями Заявителя на заседании Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода жалобы, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя, по ряду пунктов технического задания документации об Аукционе установлены ненадлежащие требования к товарам, используемым при выполнении работ, которые вводят участников закупки в заблуждение.
3.1 В частности, согласно жалобе Заявителя, по ряду пунктов технического задания документации об Аукционе неправомерно установлено условие о температуре применения товаров, используемых при выполнении работ.
Согласно техническому заданию документации об Аукционе к товарам, используемым при выполнении работ, установлены, в том числе, следующие требования:
- N 1 "Антисептик": "Температура воздуха и основания при нанесении, диапазон не уже: +5 - +30°С";
- N 2 "Гидрофобизатор": "Температура применения (температура основания), диапазон, не уже: +5 - +25°С";
- N 7 "Краска тип 4": "Температура нанесения, диапазон не уже: +5 - +30°С".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что требования в документации об Аукционе к вышеуказанным товарам установлены в соответствии с потребностью Заказчика и не противоречат требованиям Закона о контрактной системе. Кроме того, представители Заказчика сообщили, что товары, содержащие характеристику температуры применения от +5°С, используются на начальных этапах работ, при этом, при проведении работ в зимний период необходимо обеспечить тепловой контур.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседании Комиссии не представил доказательства, подтверждающие обоснованность довода, в связи с чем указанный довод не нашел своего подтверждения.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3.2 Кроме того, согласно доводу жалобы Заявителя, в техническом задании документации об Аукционе неправомерно установлено требование о соответствии товаров "Стальной прокат" марке стали несуществующей "Ст0с".
В соответствии с техническим заданием документации об Аукционе установлены следующие требования к товарам. Используемым при выполнении работ:
- N 24 "Стальной прокат тип 3": "Марка стали Ст0с";
- N 25 "Стальной прокат тип 4": "Марка стали Ст0с".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что указание требования о соответствии указанных товаров несуществующей марке стали Ст0с является технической ошибкой.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные требования о соответствии товара "Стальной прокат" марке стали Ст0с являются нарушением пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактный системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанные нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку заявки участников закупки по указанному основанию не отклонены.
4. Согласно доводу жалобы Заявителя, в документации об Аукционе установлена ненадлежащая инструкция по заполнению по заполнению заявок на участие в Аукционе.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно разделу 1 части I документации об Аукционе первая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать, в том числе, конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Вместе с тем, в соответствии с инструкцией по заполнению заявок на участие в Аукционе "Не подлежат конкретизации значения показателей, установленные нормативными документами, регламентирующими их производство (ГОСТ, ТУ и др.), если такие показатели приводятся изготовителем в паспортах, удостоверениях качества на выпускаемые товары в виде, аналогичном приведенному в норм устанавливающем документе, показатели, значения которых становятся известны после проведения каких - либо испытаний или тестов, но имеют решающее значение для заказчика, например: "Адгезия к основанию не менее, МПа: 0,6" а так же описанные с применением терминов "не более" или "не менее", имеющих определенные минимальные или максимальные значения (пределы), при которых материал (товар) будет обладать требуемыми свойствами, но не имеющие и не могущие иметь однозначно и конкретно определенного значения, величину которого невозможно определить в силу зависимости от многих факторов, в том числе и условий последующей эксплуатации, влияющих на величину показателя".
Таким образом, действия Заказчика, установившего противоречивые сведения в отношении необходимости указания конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактный системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанные нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку заявки участников закупки по указанному основанию не отклонены.
5. Согласно доводу жалобы Заявителя, в документации об Аукционе неправомерно установлены требования к описанию участниками закупки в составе заявки на участие в Аукционе конкретных показателей результатов испытаний товаров и технологических процессов изготовления товаров.
В соответствии с техническим заданием документации об Аукционе установлены следующие требования к товарам. Используемым при выполнении работ:
- N 2 "Гидрофобизатор": "Расход на впитывающие основания; Расход на слабо впитывающие основания";
- N 17 "Смесь сухая тип 2": "Прочность на сжатие, не менее: через 24 часа, через 28 суток; Коэффициент сульфатостойкости (365 дней)";
- N 19 "Смесь сухая тип 4": "Прочность при сжатии в возрасте 28 суток; Жизнеспособность раствора; Крупность заполнителя";
- N 29 "Цемент": "Начало схватывания; Конец схватывания; Предел прочности при сжатии в возрасте 28 суток";
- N 30 "Цемент специальный": "Прочность на сжатие, должна быть в возрасте 1 сутки, 28 суток; Сроки схватывания: начало, конец Линейное расширение в ограниченном состоянии в возрасте 1 суток".
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что документация об Аукционе устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, сведения о результатах испытаний и технологических процессах изготовления таких товаров, не предусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретных показателях веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров (в настоящем решении содержатся пример, указание которого не является исчерпывающим).
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний товаров и технологических процессов изготовления товаров.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе вышеуказанные требования к составу заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанные нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку заявки участников закупки по указанному основанию не отклонены.
В результате проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
6. В соответствии с пунктом 7 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, информация о размере и порядке внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с Законом о контрактной системе).
Согласно части 3 статьи 24.1 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации утверждает перечень операторов электронных площадок, которые соответствуют требованиям, установленным пунктами 1 и 2 части 2 статьи 24.1 Закона о контрактной системе, а также перечень операторов специализированных электронных площадок, которые соответствуют требованиям, установленным пунктам 1 и 3 части 2 статьи 24.1 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 9 единых требований к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок, электронным площадкам, специализированным электронным площадкам и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.06.2018 N 656 (далее - Постановление N 656), датой начала функционирования электронной площадки, является дата заключения соглашения о функционировании электронной площадки подписываемого Министерством финансов Российской Федерации и ФАС России.
При этом согласно пункту 4 Постановления N 656 Министерству финансов Российской Федерации и ФАС России поручено обеспечить заключение указанных соглашений до 1 октября 2018 года.
В соответствии с частью 10.1 статьи 112 Закона о контрактной системе до даты начала функционирования операторов электронных площадок, определенных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 24.1 Закона о контрактной системе, закупки товаров, работ, услуг путем проведения электронных процедур осуществляются на ранее прошедших отбор электронных площадках.
Согласно сведениям, размещенным в ЕИС, извещение о проведении Аукциона и документация об Аукционе опубликованы 28.08.2018.
Вместе с тем, пунктом 14 информационной карты документации об Аукционе установлено, что "Денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, вносятся участниками закупок на специальные счета, открытые ими в банках, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации".
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего требование о внесении участниками закупки денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в Аукционе на специальные счета, с учетом положений части 10.1 статьи 112 Закона о контрактной системе нарушают пункт 7 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия проходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на определение поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку на момент рассмотрения жалобы, доказательств, подтверждающих нарушение законных прав и интересов участников Аукциона, не представлено.
7. Согласно части 6 статьи 63 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении электронного аукциона не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки при проведении такого аукциона не допускается. В течение одного дня с даты принятия данного решения заказчик размещает в единой информационной системе указанные изменения.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона в редакции от 28.08.2018 дата и время окончания подачи заявок 13.09.2018 09:00. При этом, согласно сведениям, размещенным в ЕИС, изменения извещения о проведении аукциона в редакции N ИИ1 размещены в ЕИС 11.09.2018 13:01, то есть позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика при внесении изменений нарушают часть 6 статьи 63 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия проходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на определение поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку на момент рассмотрения жалобы, доказательств, подтверждающих нарушение законных прав и интересов участников Аукциона, не представлено.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "***" обоснованной в части установления ненадлежащего порядка заключения контракта по итогам проведения Аукциона, установления ненадлежащей инструкции по заполнению заявок на участие в Аукционе, установления требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе конкретных показателей результатов испытаний товаров и технологических процессов изготовления товаров, а также требования о соответствии товара "Стальной прокат" несуществующей марке стали Ст0с.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 7 статьи 42, части 6 статьи 63, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64, статьи 83.2 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы от 03.10.2018 по делу N 18/44/105/1287 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
(см. решение Комиссии ФАС России от 03.10.2018 по делу N 18/44/105/1287).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.