1. Неверное указание в протоколе рассмотрения заявок на участие в аукционе основания отклонение заявки может повлечь необоснованное удержание денежных средств участника такого аукциона, внесённых в качестве обеспечения заявки.
В Федеральную антимонопольную службу обратилось общество, права и законные интересы которого, по его мнению, были нарушены неправомерными действиями оператора электронной площадки.
Как указывалось заявителем в обращении, электронная площадка, вопреки требованиям части 27 статьи 44 Закона о контрактной системе, удержала денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе.
Учитывая указанные обстоятельства, ФАС России на основании пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе проведена внеплановая проверка.
По результатам рассмотрения обращения общества, антимонопольная служба согласилась с тем, что права и законные интересы общества нарушены, поскольку денежные средства заявителя, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе удержаны в нарушение части 27 статьи 44 Закона о контрактной системе. При этом, действия электронной площадки комиссией ФАС России не признаны нарушающими законодательство Российской Федерации о контрактной системе.
Указанное решение обусловлено следующим. Законом 504-ФЗ положения части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе дополнены пунктом "3", согласно которому заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в том числе в случае, предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Учитывая требования частей 1, 2 статьи 66 Закона о контрактной системе, согласно которой решение о признании заявки на участие в электронном аукционе не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе обязана принять аукционная комиссия, отклонение заявки не по соответствующему положению части 6 статьи 66 указанного закона, является нарушением в действиях такой аукционной комиссии.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 04.10.2018 N 18/44/99/451 (полный текст изготовлен 09.10.2018).
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, выразившимися в неправомерном блокировании денежных средств Заявителя в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
Оператор электронной площадки в письменных возражениях не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Оператор электронной площадки действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 06.09.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - *** рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 18.09.2018;
5) на участие в Аукционе подано 4 заявки от участников закупки;
6) к участию в Аукционе допущено 4 участников закупки;
7) дата проведения Аукциона - 24.09.2018;
8) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавало 4 участника Аукциона;
9) победителем Аукциона признано ООО "***" с предложением о цене контракта - *** рублей.
На заседании Комиссии установлено, что извещение о проведении Аукциона от 06.09.2018 N **** содержит указание на применение положений постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска, происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства N 1289).
В соответствии с частью 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 69 Закона о контрактной системе. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае: непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно пункту 3 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае, предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Из обращения Заявителя следует, что по итогам рассмотрения вторых частей заявок на участие в Аукционе, заявка Заявителя с порядковым номером заявки "3" признана несоответствующей требованиям документации об Аукционе в соответствии с Постановлением Правительства N 1289 на основании пункта 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе поскольку заявка содержит предложение о поставке лекарственного препарата, происходящего из иностранного государства (наименование страны - Индия).
В соответствии с частью 27 статьи 44 Закона о контрактной системе в случае, если в течение одного квартала на одной электронной площадке в отношении вторых частей трех заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе, поданных одним участником таких закупок, комиссией по осуществлению закупок приняты решения о несоответствии указанных заявок требованиям, предусмотренным документацией о таких закупках, по основаниям, установленным пунктами 1 и 2 части 4 статьи 54.7, пунктом 1 части 6 статьи 69 настоящего Федерального закона (за исключением случаев, если этот участник обжаловал данные решения в соответствии с настоящим Федеральным законом и по результатам обжалования принято решение о необоснованности данных решений), банк на основании соответствующей информации, полученной от оператора электронной площадки, по истечении тридцати дней с даты принятия последнего из данных решений перечисляет в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации денежные средства, в отношении которых осуществлено блокирование, в целях обеспечения последней заявки на специальном счете участника закупки.
Следовательно, часть 27 статьи 44 Закона о контрактной системе устанавливает совокупность условий для удержания и перечисления заказчику оператором электронной площадки денежных средств, в том числе:
1) отклонение заявки на основании пункта 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе;
2) несоответствие заявки требованиям документации об электронном аукционе.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства N 1289 при осуществлении закупок лекарственного препарата, включенного в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - лекарственный препарат), для обеспечения государственных и муниципальных нужд (с одним международным непатентованным наименованием или при отсутствии такого наименования - с химическим или группировочным наименованием), являющегося предметом одного контракта (одного лота), заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в том числе о поставке 2 и более лекарственных препаратов, страной происхождения хотя бы одного из которых не является государство - член Евразийского экономического союза, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), которые удовлетворяют требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке и которые одновременно:
- содержат предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза;
- не содержат предложений о поставке лекарственных препаратов одного и того же производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).
Таким образом, денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки, не подлежат удержанию оператором электронной площадки и перечислению заказчику при совокупности следующих условий:
1) заявка участника отклонена исключительно при наступлении обстоятельств, указанных в Постановлении Правительства N 1289,
2) аукционной комиссией не выявлены иные основания для отклонения заявки по причине несоответствия требованиям документации об электронном аукционе (то есть, за исключением наступления обстоятельств, указанных в Постановлении Правительства N 1289).
Оператор электронной площадки в составе письменных возражений представил сведения, из которых следует, что по итогам рассмотрения вторых частей заявок на участие в Аукционе, заявка Заявителя отклонена в соответствии с Постановлением Правительства N 1289, на основании пункта 1 части 6 статьи 69 поскольку заявка содержит предложение о поставке лекарственного препарата, происходящего из иностранного государства (наименование страны происхождения - Индия).
При этом иные основания для отклонения заявки Заявителя по причине несоответствия требованиям документации об Аукционе (то есть, за исключением наступления обстоятельств, указанных в Постановлении Правительства N 1289) аукционной комиссией Заказчика в протоколе подведения итогов Аукциона не указаны.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в Аукционе, удержаны в нарушение части 27 статьи 44 Закона о контрактной системе.
Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что заявка участника Аукциона с порядковым номером 2 также отклонена в соответствии с требованиями, установленными Постановлением Правительства N 1289 на основании пункта 1 части статьи 69.
Вместе с тем, Комиссия усмотрела признаки нарушения Закона о контрактной системе в действиях Аукционной комиссии, указавшей неверное основание для отклонения заявки Заявителя и заявки участника N 2 в протоколе подведения итогов электронного Аукциона от 28.09.2018 N ****-3.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о необходимости передачи материалов от 04.10.2018 по делу N 18/44/99/451 соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о проведении внеплановой проверки в отношении действий Заказчика.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 04.04.2018 N 429/18, Комиссия решила:
1. Признать нарушение части 27 статьи 44 Закона о контрактной системе.
2. Выдать Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы от 04.10.2018 по делу N 18/44/99/451 в адрес Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о проведении внеплановой проверки в отношении действий Аукционной комиссии.
2. Возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки, не осуществляется, если в отношении участника закупки принято решение о включении информации о нем в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Федеральная антимонопольная служба провела в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку действий оператора электронной площадки на основании поступившей информации, указывающей на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Как следовало из письма заявителя, поводом обращения в антимонопольную службу послужило, по мнению заявителя, незаконность удержания денежных средств данного участника закупки.
Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок, рассмотрев заявление общества, пришла к выводу, что оператором электронной площадки правомерно удержаны денежные средства участника закупки, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в электронном аукционе.
Указанное решение антимонопольной службой мотивировано тем, что в соответствии с частью 15 статьи 44 Закона о контрактной системе, в редакции Закона 504-ФЗ, возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки, не осуществляется, если в отношении участника соответствующей закупки принято решение о включении информации о таком участнике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе в связи с уклонением от заключения контракта.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 02.10.2018 N 18/44/99/449 (полный текст изготовлен 05.10.2018).
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, Оператор электронной площадки неправомерно перевел Заказчику денежные средства Заявителя в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
Представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Оператор электронной площадки действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 06.07.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - **** рубля;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 23.07.2018;
5) на участие в Аукционе подано 8 заявок от участников закупки;
6) к участию в Аукционе допущено 7 заявок от участников закупки;
7) дата проведения Аукциона - 30.07.2018;
8) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 6 участников Аукциона.
9) победителем Аукциона признан Заявитель.
В соответствии с частью 15 статьи 44 Закона о контрактной системе возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки, не осуществляется либо предъявляется требование об уплате денежных сумм по банковской гарантии или осуществляется перечисление заблокированных на специальном счете участника закупки денежных средств на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, в течение одного рабочего дня со дня включения информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 01.08.2018 N ***-3-1 Заявитель признан победителем Аукциона.
В соответствии с протоколом отказа от заключения контракта от 20.08.2018 N 2396187 Заявитель признан уклонившимся от заключения контракта.
Решением комиссии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по делу N ****-18 в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения Аукциона сведения в отношении Заявителя в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе включены в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что у Оператора электронной площадки имелись основания для перечисления денежных средств, внесенных Заявителем в качестве обеспечения заявки на участие в Аукционе, на счет, который указан Заказчиком и на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими Заказчику.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 15.08.2018 N 1146/18, Комиссия решила:
Признать довод ООО "***" не нашедшим своего подтверждения.
3. Победитель закупки обязан подписать контракт вне зависимости от обжалования иными участниками такой закупки действий субъектов контроля.
Федеральная антимонопольная служба, на основании поступившей информации, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе, провела внеплановую проверку в порядке, установленной пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Как следовало из обращения заявителя, по его мнению, оператором электронной площадки неправомерно направлено уведомление об уклонении заявителя от заключения контракта.
Комиссия ФАС России, не соглашаясь с утверждением заявителя, в решении указала, из смысла части 7 статьи 106 Закона о контрактной системе следует, что контрольный орган в сфере закупок вправе приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу. Ввиду чего, каждый этап процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) предшествующий заключению контракта заказчиком, должен быть проведен в установленные законом сроки. Оператора электронной площадки блокирует, по решению контролирующего органа, только подписание контракта заказчиком.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 02.10.2018 N 18/44/99/448 (полный текст изготовлен 05.10.2018).
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, выразившимися в направлении Оператором электронной площадки Заявителю уведомления об уклонении Заявителя от заключения контракта.
Представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Оператор электронной площадки действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 21.08.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - *** рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 31.08.2018;
5) на участие в Аукционе подано 10 заявок от участников закупки;
6) к участию в Аукционе допущено 3 заявки от участников закупки;
7) дата проведения Аукциона - 03.09.2018;
8) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 3 участника Аукциона;
9) победителем Аукциона признан Заявитель.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, выразившимися в направлении Оператором электронной площадки Заявителю уведомления об уклонении Заявителя от заключения контракта.
В соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок вправе приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу, направив заказчику, оператору электронной площадки, в уполномоченный орган, уполномоченное учреждение, специализированную организацию, комиссию по осуществлению закупок требование о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу, которое является для них обязательным. В случае принятия решения о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт не может быть заключен до рассмотрения жалобы по существу.
Из смысла части 7 статьи 106 Закона о контрактной системе следует, что контрольный орган в сфере закупок вправе приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу. Ввиду чего, каждый этап процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) предшествующий заключению контракта заказчиком, должен быть проведен в установленные законом сроки. Оператора электронной площадки блокирует, по решению контролирующего органа, только подписание контракта заказчиком.
Согласно протоколу рассмотрения заявок, на участие в электронном аукционе от 31.08.2018 N ***-1 заявка Заявителя на участие в Аукционе признана соответствующей требованиям документации об Аукционе.
17.09.2018 АНО ДПО "***" подана жалоба на действия аукционной комиссии Заказчика в *** УФАС России.
25.09.2018 *** УФАС России в адрес Оператора электронной площадки направлено уведомление о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта.
Представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии пояснил, что Оператором электронной площадки на основании уведомления Рязанского УФАС России приостановлено определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта Заказчиком в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе. В срок, установленный Законом о контрактной системе, Заявителем проект контракта не подписан.
На заседании Комиссии представитель Заявителя явку не обеспечил, а также не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода, изложенного в жалобе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
Признать довод АНО ПО "***" не нашедшим своего подтверждения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.