Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 8 октября 2018 г. N 26-КГ18-16
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Гуляевой Г.А., Кириллова В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 8 октября 2018 г. гражданское дело по иску Леймоева Мусы Ахмедовича к Министерству внутренних дел по Республике Ингушетия, Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Ингушетия о признании недействительным решения об аннулировании удостоверения ветерана боевых действий и о прекращении ежемесячной денежной выплаты ему как ветерану боевых действий, обязании возобновить выплаты с даты прекращения
по кассационной жалобе представителя Министерства внутренних дел по Республике Ингушетия по доверенности Баркинхоевой Л.Х. на решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от 25 мая 2017 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 24 августа 2017 г., которыми исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Гуляевой Г.А., выслушав объяснения представителя Министерства внутренних дел по Республике Ингушетия Курсаева А.В., поддержавшего доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Леймоев Муса Ахмедович обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел по Республике Ингушетия (далее также - МВД по Республике Ингушетия, ответчик), Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Ингушетия (далее - ГУ - ОПФ РФ по Республике Ингушетия) о признании незаконным решения об аннулировании удостоверения ветерана боевых действий, о прекращении ему ежемесячной денежной выплаты как ветерану боевых Действий и обязании возобновить выплату с даты прекращения.
В обоснование требований Леймоев М.А. ссылался на то, что с 1 июня 1993 г. по 7 июня 1995 г. проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации в МВД по Республике Ингушетия. Приказом МВД по Республике Ингушетия от 26 июня 1995 г. он уволен со службы в органах внутренних дел по собственному желанию, на момент увольнения занимал должность милиционера отделения вневедомственной охраны при Назрановском районном отделе внутренних дел, имел специальное звание старшины милиции.
Истец указал, что в период прохождения службы он принимал участие в выполнении служебных задач по ликвидации последствий вооружённого осетино-ингушского конфликта октября-ноября 1992 г. и в выполнении задач в условиях вооружённого конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях, отнесённых к зоне вооружённого конфликта с декабря 1994 г.
13 марта 2006 г. МВД по Республике Ингушетия Леймоеву М.А. было выдано удостоверение ветерана боевых действий серии _, дающее право на получение льгот, установленных пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах". На основании данного удостоверения ГУ - ОПФ РФ по Республике Ингушетия Леймоеву М.А. производится ежемесячная денежная выплата, предусмотренная статьёй 23.1 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Письмом временно исполняющего обязанности начальника управления по работе с личным составом МВД по Республике Ингушетия от 7 марта 2017 г. Леймоеву М.А. было сообщено о том, что комиссией МВД по Республике Ингушетия по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий (далее также - комиссия МВД по Республике Ингушетия) проведена проверка обоснованности и правомерности выдачи удостоверений ветерана боевых действий. По результатам проверки установлено, что удостоверение ветерана боевых действий было выдано Леймоеву М.А. без достаточных оснований, в связи с чем в настоящее время ему прекращена ежемесячная денежная выплата как ветерану боевых действий и предписано сдать удостоверение в Управление по работе с личным составом МВД по Республике Ингушетия. На основании данного указания ГУ - ОПФ РФ по Республике Ингушетия прекратило производить Леймоеву М.А. ежемесячную денежную выплату как ветерану боевых действий.
По мнению Леймоева М.А., данное решение комиссии МВД по Республике Ингушетия является незаконным ввиду того, что она не наделена соответствующими полномочиями по аннулированию таких удостоверений и решению вопроса о прекращении ему ежемесячной денежной выплаты как ветерану боевых действий.
Кроме того, в обоснование вывода о незаконности решения об аннулировании удостоверения ветерана боевых действий и о прекращении ежемесячной денежной выплаты Леймоев М.А. ссылался на то, что его право на получение удостоверения ветерана боевых действий подтверждено вступившим в законную силу решением Назрановскрго районного суда Республики Ингушетия от 30 ноября 2004 г., которым удовлетворены его исковые требования и других сотрудников МВД по Республике Ингушетия о взыскании с МВД по Республике Ингушетия задолженности по дополнительному денежному содержанию за выполнение задач в зоне чрезвычайного положения и о зачёте в выслугу лет для Назначения пенсии в льготном исчислении периода фактического выполнения служебных задач по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта октября-ноября 1992 г. Также Леймоев М.А. полагал, что решение Назрановского районного суда Республики Ингушетия от 17 октября 2005 г. по делу по иску Костоева М.С. и других сотрудников МВД по Республике Ингушетия о признании незаконным отказа в выдаче удостоверения ветерана боевых действий имеет преюдициальное значение при решении вопроса о выдаче ему удостоверения ветерана боевых действий.
По указанным основаниям истец просил суд признать незаконным (недействительным) решение комиссии МВД по Республике Ингушетия по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверения ветерана боевых действий об аннулировании удостоверения ветерана боевых действий; признать незаконным (недействительным) решение ГУ - ОПФ РФ по Республике Ингушетия о прекращении назначенной истцу ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной статьёй 23.1 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах"; обязать ГУ - ОПФ РФ по Республике Ингушетия возобновить ему предоставление ежемесячной денежной выплаты с даты незаконного её прекращения.
Представитель ответчика МВД по Республике Ингушетия исковые требования в суде не признал.
Представитель ответчика ГУ - ОПФ РФ по Республике Ингушетия просил оставить вопрос об удовлетворении исковых требований на усмотрение суда.
Решением Магасского районного суда Республики Ингушетия от 25 мая 2017 г. исковые требования Леймоева М.А. удовлетворены частично. Суд признал недействительным решение МВД по Республике Ингушетия об аннулировании удостоверения ветерана боевых действий, выданного Леймоеву М.А., и о прекращении ему ежемесячной денежной выплаты как ветерану боевых действий. На МВД по Республике Ингушетия возложена обязанность в течение трёх рабочих дней со дня вступления в силу данного решения суда отменить решение об аннулировании удостоверения ветерана боевых действий, выданного Леймоеву М.А., и возобновить осуществление ему ежемесячной денежной выплаты как ветерану боевых действий. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 24 августа 2017 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе представителя МВД по Республике Ингушетия ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены названных судебных постановлений, как незаконных.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы 2 апреля 2018 г. судьёй Верховного Суда Российской Федерации Кирилловым В.С. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и его же определением от 31 августа 2018 г. кассационная жалоба с делом передала для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Истец Леймоев М.А. и представитель ответчика - ГУ - ОПФ РФ по Республике Ингушетия, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, сведений о причинах неявки не сообщили, в связи с чем Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьёй 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив обоснованность доводов кассационной жалобы, заслушав объяснения представителя МВД по Республике Ингушетия, явившегося в судебное заседание, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, так как имеются предусмотренные законом основания для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела имеются такого характера существенные нарушения норм материального и процессуального права, допущенные судами первой и апелляционной инстанций, и они выразились в следующем.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Леймоев М.А. с 1 июня 1993 г. по 7 июня 1995 г. проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации в МВД по Республике Ингушетия. Приказом МВД по Республике Ингушетия от 26 июня 1995 г. Леймоев М.А. уволен со службы в органах внутренних дел по собственному желанию, на момент увольнения занимал должность милиционера отделения вневедомственной охраны при Назрановском районном отделе внутренних дел, имел специальное звание старшины милиции.
Решением Назрановского районного суда Республики Ингушетия от 30 ноября 2004 г. удовлетворены исковые требования Леймоева М.А. и других граждан к МВД по Республике Ингушетия о взыскании задолженности по дополнительным выплатам за выполнение задач по обеспечению правопорядка и общественной безопасности в условиях чрезвычайного положения в зоне вооружённого осетино-ингушского конфликта и обязании засчитать срок службы в зоне вооружённого конфликта в выслугу лет в льготном исчислении. Суд взыскал с МВД по Республике Ингушетия в пользу Леймоева М.А. задолженность по дополнительным денежным выплатам в размере 435 340, 22 руб., обязал МВД по Республике Ингушетия засчитать истцам, в том числе Леймоеву М.А., срок службы в зоне вооружённого конфликта в выслугу лет из расчёта один месяц службы за три месяца.
13 марта 2006 г. МВД по Республике Ингушетия Леймоеву М.А. было выдано удостоверение ветерана боевых действий серии РМ N 514053, дающее право на получение льгот, установленных пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Письмом временно исполняющего обязанности начальника управления по работе с личным составом МВД по Республике Ингушетия от 7 марта 2017 г. Леймоеву М.А. было сообщено о том, что комиссией МВД по Республике Ингушетия по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий проведена проверка обоснованности и правомерности выдачи удостоверений ветерана боевых действий. По результатам проверки установлено, что удостоверение ветерана боевых действий было выдано Леймоеву М.А. ошибочно, то есть без достаточных оснований, в связи с чем в настоящее время ему прекращена ежемесячная денежная выплата как ветерану боевых действий, которая производится через ГУ - ОПФ РФ по Республике Ингушетия, и предписано сдать удостоверение в Управление по работе с личным составом МВД по Республике Ингушетия. Леймоеву М.А. также разъяснено, что в случае предоставления им на рассмотрение комиссии МВД но Республике Ингушетия документов, подтверждающих участие в боевых действиях, вопрос о выплате может быть рассмотрен в установленном порядке.
7 марта 2017 г. руководитель Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Ингушетия также был проинформирован письмом временно исполняющего обязанности начальника управления по работе с личным составом МВД по Республике Ингушетия о том, что в ходе проведённой комиссией МВД по Республике Ингушетия проверки обоснованности и правомерности ранее выданных удостоверений ветерана боевых действий были выявлены случаи ошибочного оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, то есть без достаточного на то основания. В письме сообщалось, чГго в соответствии с решением комиссии МВД по Республике Ингушетия, оформленным протоколом от 28 февраля 2017 г. N 6, необходимо прекратить ежемесячную денежную выплату как ветеранам боевых действий лицам, перечисленным в прилагаемом к письму списке, в котором поименован в том числе Леймоев М.А.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Леймоева М.А. о признании недействительным решения МВД по Республике Ингушетия об аннулировании удостоверения ветерана боевых действий и о прекращении истцу ежемесячной денежной выплаты как ветерану боевых действий, суд первой инстанции со ссылкой на постановление Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий", Инструкцию о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утверждённую приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 7 мая 2004 г. N 282, исходил из того, что приведёнными нормативными актами МВД по Республике Ингушетия было уполномочено только на выдачу удостоверений ветерана боевых действий, между тем полномочий по признанию недействительными таких удостоверений, а равно как и возможности лишения истца права на получение соответствующих льгот, ответчику не предоставлено. Суд указал, что решения о признании недействительным удостоверения ветерана боевых действий и о прекращении ежемесячной денежной выплаты как ветерану боевых действий могли быть приняты только в судебном порядке по заявлению заинтересованных лиц, в рамках рассмотрения которого должен разрешаться вопрос о наличии у истца права на получение удостоверения ветерана боевых действий. Поскольку таких судебных решений в отношении истца не принималось, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что Леймоев М.А. имеет право на получение льгот и компенсаций на основании выданного ему удостоверения ветерана боевых действий.
С выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласилась судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном применении норм материального права к спорным отношениям и сделаны с существенным нарушением норм процессуального права.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (часть 1 статьи 7) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права к компетенции законодателя (часть 2 статьи 39).
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе ветеранов боевых действий, предусмотрены Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах"), который, как следует из его преамбулы, направлен на создание условий, обеспечивающих материальное и моральное благополучие ветеранов с учётом их заслуг перед обществом и государством.
Федеральный закон "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относит военнослужащих, в том числе уволенных в запас (отставку), военнообязанных, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работников указанных органов, работников Министерства обороны СССР и работников Министерства обороны Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленных в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавших участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1 статьи 3).
Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к названному федеральному закону (пункт 3 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах").
Статьёй 13 Федерального закона "О ветеранах" в подпунктах 1-5 пункта 1 предусмотрено, что социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации, получение ежемесячной денежной выплаты, предоставление жилых помещений, компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, оказание медицинской помощи и протезно-ортопедической помощи.
Статьёй 16 Федерального закона "О ветеранах" определены меры социальной поддержки ветеранов боевых действий.
К числу таких мер социальной поддержки относятся льготы по пенсионному обеспечению, предоставляемые ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 данного федерального закона, в соответствии с законодательством, а также право на ежемесячную денежную выплату ветеранам боевых действий, установленное подпунктом 3 пункта 1 статьи 23.1 этого федерального закона.
Статьёй 28 Федерального закона "О ветеранах" определено, что реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 г. или Правительством Российской Федерации.
Во исполнение приведённых выше положений Федерального закона "О ветеранах" Правительство Российской Федерации постановлением от 19 декабря 2003 г. N 763 утвердило единый образец бланка удостоверения ветерана боевых действий, его описание и инструкцию о Порядке заполнения, выдачи и учёта данного удостоверения (далее - Инструкция).
Пунктом 1 Инструкции предусмотрено, что удостоверение ветерана боевых действий, выдаваемое лицам, указанным в статье 3 Федерального закона "О ветеранах", является документом, подтверждающим право на предоставление им мер социальной поддержки.
В силу пункта 2 Инструкции выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти (федеральных государственных органах) и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" Министерством внутренних дел Российской Федерации (далее также - МВД России) разработана и утверждена приказом от 7 мая 2004 г. N 282 Инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России).
Согласно подпункту 2.2 пункта 2 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России удостоверения оформляются и выдаются сотрудникам и работникам территориальных органов МВД России, образовательных, научных, медико-санитарных и санаторно-курортных организаций системы МВД России, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел, через кадровые подразделения территориальных органов МВД России на региональном уровне по месту дислокации таких подразделений при наличии подтверждающих документов, поступающих из кадровых подразделений соответствующих органов внутренних дел.
Гражданам, уволенным из органов внутренних дел (внутренних войск) МВД России с правом на пенсию, удостоверения оформляются и выдаются через соответствующие пенсионные подразделения МВД России, осуществляющие их пенсионное обслуживание при наличии подтверждающих документов, поступающих из кадровых подразделений соответствующих органов внутренних дел и кадровых подразделений воинских формирований внутренних войск МВД России по соответствующим запросам пенсионных подразделений (подпункт 2.4 пункта 2 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России).
Перечень подтверждающих документов, необходимых для выдачи удостоверения ветерана боевых действий, содержится в пункте 3 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России.
Из приведённых нормативных положений следует, что наделение гражданина статусом ветерана боевых действий с выдачей соответствующего удостоверения является результатом совершения ряда действий, в том числе связанных с установлением уполномоченным органом на основании представленных документов права гражданина на приобретение этого статуса. Решение о выдаче гражданину удостоверения ветерана боевых действий, являющегося документом, подтверждающим право на предоставление мер социальной поддержки, принимается уполномоченными государством органами на основе полной и всесторонней оценки фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на получение такого статуса, и в строгом соответствии с установленными требованиями.
Исходя из пунктов 1,5, 13, 14 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. N 699, МВД России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере внутренних дел. При этом МВД России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через органы внутренних дел. В единую централизованную систему МВД России входят: органы внутренних дел, включающие в себя полицию; организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России. В состав органов внутренних дел входят в том числе: центральный аппарат МВД России, территориальные органы МВД России.
Аналогичное правовое регулирование содержалось в Положении о МВД России, утверждённом Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. N 248 и действовавшем до 21 декабря 2016 г.
Таким образом, МВД России и его территориальные органы, одним из которых является МВД по Республике Ингушетия, в силу приведённых правовых норм, в том числе Федерального закона "О ветеранах" и постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий", уполномочены производить оформление и выдачу удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России и обязаны осуществлять действия, направленные на реализацию требований законодательства о недопустимости необоснованной выдачи данных удостоверений.
Положением о МВД по Республике Ингушетия, утверждённым приказом МВД России от 27 апреля 2011 г. N 253 и действовавшим на момент возникновения спорных отношений, было предусмотрено, что МВД по Республике Ингушетия осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами МВД России (подпункт 49 пункта 12).
Подпунктом 11 пункта 13 названного положения закреплено право МВД по Республике Ингушетия в целях реализации своих полномочий образовывать координационные, консультативные, экспертные и совещательные органы (советы, комиссии), в том числе межведомственные, в установленной сфере деятельности.
В действующем в настоящее время Положении о МВД по Республике Ингушетия, утверждённом приказом МВД России от 26 Июля 2017 г. N 535, установлено сходное приведённому правовое регулирование (подпункт 60 пункта 13 и подпункт 11 пункта 14).
В целях практической реализации норм Федерального закона "О ветеранах", постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" и требований приказа МВД России от 7 мая 2004 г. N 282 "О порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России" приказом МВД по Республике Ингушетия от 14 апреля 2016 г. N 201 утверждено Положение о комиссии МВД по Республике Ингушетия по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий (пункт 1 и подпункт 16.1 пункта 16 данного положения) (далее также - Положение о комиссии МВД по Республике Ингушетия).
К основным задачам комиссии МВД по Республике Ингушетия по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий отнесено в том числе рассмотрение материалов по выдаче удостоверений ветерана боевых действий (подпункт 16.2 пункта 16 Положения о комиссии МВД по Республике Ингушетия). При рассмотрении вопросов комиссия имеет право: запрашивать от подразделений внутренних дел, воинских частей, военных комиссариатов и архивов в установленном порядке необходимые документы, требующиеся для принятия решений комиссией; принимать решения по существу поставленных вопросов (подпункты 17.1, 17.2 пункта 17 Положения о комиссии МВД по Республике Ингушетия).
Приказом МВД по Республике Ингушетия от 27 сентября 2016 г. N 501 в пределах предоставленных МВД по Республике Ингушетия полномочий, что также подтверждено кассационным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 17 августа 2018 г. N 26-КГ18-22, в Положение о комиссии МВД по Республике Ингушетия по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, утверждённое приказом МВД по Республике Ингушетия от 14 апреля 2016 г. N 201, были внесены изменения, а именно, его пункт 16 дополнен подпунктом 16.6, которым к основным задачам комиссии были отнесены дополнительные функции, такие как проверка и пересмотр материалов, послуживших основанием для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, организация работы по аннулированию и изъятию необоснованно выданных удостоверений ветерана боевых действий, а также по прекращению в установленном порядке ежемесячной денежной выплаты в случае утраты оснований для получения удостоверения ветерана боевых действий.
Необходимость предоставления МВД по Республике Ингушетия перечисленных в подпункте 16.6 пункта 16 Положения о комиссии МВД по Республике Ингушетия по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий полномочий обусловлена наличием у МВД по Республике Ингушетия обязанности по осуществлению проверки законности оснований для выдачи удостоверения ветерана боевых действий, принятию решений по результатам такой проверки и направлена на исключение случаев необоснованной выдачи такого удостоверения, а равно на выявление ошибок, выразившихся в наделении соответствующим правовым статусом граждан без законных к тому оснований. Данная деятельность МВД по Республике Ингушетия, в том числе комиссии МВД по Республике Ингушетия по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, не носит произвольного характера, а имеет целью обеспечение соблюдения требований законодательства, регулирующего порядок выдачи лицам удостоверений ветерана боевых действий.
Поскольку МВД по Республике Ингушетия уполномочено производить оформление и выдачу удостоверений ветерана боевых действий и в связи с этим на него возложена обязанность осуществлять действия, направленные на проверку материалов, послуживших основанием для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий лицам, получившим соответствующий статус, то в силу приведённого выше правового регулирования в случае выявления факта необоснованной выдачи таких удостоверений МВД по Республике Ингушетия организует работу по их аннулированию и изъятию, а также по прекращению предоставления социальных гарантий при утрате законных оснований для получения лицом статуса ветерана боевых действий, то есть исправляет таким образом допущенные ранее при выдаче удостоверений ошибки.
Как отметил Европейский Суд по правам человека, в качестве общего принципа органы власти не должны быть лишены права исправления ошибок, особенно вызванных их собственной небрежностью; в противном случае нарушался бы принцип недопустимости неосновательного обогащения; это также было бы несправедливым по отношению к другим участникам системы социального обеспечения, в особенности по отношению к тем, кому было отказано в назначении выплат (пособия) по причине их несоответствия установленным законом требованиям, и, наконец, могло бы повлечь ненадлежащее распределение ограниченных общественных средств, что само по себе противоречило бы публичному интересу (постановление от 15 сентября 2009 г. по делу "Москаль (Moskal) против Польши").
Принимая во внимание изложенное, вывод судов первой и апелляционной инстанций о незаконности решения МВД по Республике Ингушетия об аннулировании выданного Леймоеву М.А. удостоверения ветерана боевых действий и о прекращении ему ежемесячной денежной выплаты со ссылкой на то, что МВД по Республике Ингушетия уполномочено только на выдачу удостоверений ветерана боевых действий, а полномочий по признанию недействительными таких удостоверений у ответчика не имелось, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации признаёт основанным на ошибочном толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
С учётом подлежащих применению к спорным отношениям норм материального права, регулирующих порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий, юридически значимым, подлежащим выяснению и доказыванию для решения вопроса о законности принятия ответчиком решения об аннулировании Леймоеву М.А. удостоверения ветерана боевых действий и о прекращении ежемесячной денежной выплаты являлось установление судом обстоятельств соблюдения процедуры выдачи Леймоеву М.А. удостоверения, в частности того, имелись ли в комиссии МВД по Республике Ингушетия соответствующие материалы, послужившие основанием для приобретения истцом статуса ветерана боевых действий и выдачи Леймоеву М.А. удостоверения ветерана боевых действий.
Однако в нарушение положений норм материального права и требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, а именно - наличие оснований для выдачи Леймоеву М.А. удостоверения ветерана боевых действий и соблюдение процедуры оформления и выдачи истцу такого удостоверения, судебными инстанциями не устанавливались, предметом обсуждения не являлись и, соответственно, правовой оценки согласно правилам, установленным статьями 67, 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не получили, в связи с чем признание судебными инстанциями недействительным решения ответчика об аннулировании Леймоеву М.А. удостоверения ветерана боевых действий и прекращении ему ежемесячной денежной выплаты является неправомерным.
Ввиду изложенного решение суда первой инстанции и апелляционное определение суда апелляционной инстанции нельзя признать законными, они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что, согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, является основанием для отмены указанных судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от 25 мая 2017 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 24 августа 2017 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Магасский районный суд Республики Ингушетия.
Председательствующий |
Пчелинцева Л.М. |
Судьи |
Гуляева Г.А. |
|
Кириллов В.С. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 8 октября 2018 г. N 26-КГ18-16
Текст определения официально опубликован не был