Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы, рассмотрев обращение по вопросу о применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в части исполнения контракта заключенного путем проведения электронного аукциона в соответствии с требованиями части 23 статьи 68 Закона N 44-ФЗ, сообщает следующее.
По вопросу N 1.
В соответствии с частью 23 статьи 68 Закона N 44-ФЗ в случае, если при проведении электронного аукциона цена контракта снижена до половины процента начальной (максимальной) цены контракта или ниже, такой аукцион проводится на право заключить контракт. При этом такой аукцион проводится путем повышения цены контракта исходя из положений Закона N 44-ФЗ.
В соответствии с частью 11 статьи 69 Закона N 44-ФЗ в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 Закона N 44-ФЗ, победителем электронного аукциона признается его участник, который предложил наиболее высокую цену за право заключения контракта и заявка на участие в таком аукционе которого соответствует требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
Согласно части 12 статьи 70 Закона N 44-ФЗ, в случае когда аукцион проводится на право заключить контракт (согласно части 23 статьи 68 Закона N 44-ФЗ), контракт заключается только после внесения на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, денежных средств в размере предложенной таким участником цены за право заключения контракта, а также предоставления обеспечения исполнения контракта.
Согласно положениям статей 526, 720 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) оплата товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных или муниципальных нужд осуществляются на основе государственного или муниципального контракта соответственно на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 8 статьи 3 Закона N 44-ФЗ государственный контракт, муниципальный контракт - договор, заключенный от имени Российской Федераций, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
Государственный или муниципальный контракт заключается по результатам закупки, за счет бюджетных средств, в порядке, предусмотренном Законом N 44-ФЗ.
Учитывая изложенное, положения Закона N 44-ФЗ применяются в случае, если заказчик, перечисляет бюджетные средства юридическому или физическому лицу, индивидуальному предпринимателю в качестве оплаты за поставленные товары, выполненные работы или оказанные услуги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 423 ГК РФ договор, по которому сторона должка получить плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей, является возмездным.
В связи с этим договоры, заключаемые в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ, являются возмездными, поскольку заказчик получает плату от победителя закупок.
Учитывая изложенное, заключение контракта с ценой равной нулю противоречит положениям гражданского и бюджетного законодательства.
Таким образом, ценой контракта, заключенного по итогам электронного аукциона проведенного в соответствии с требованиями части 23 статьи 68 Закона N 44-ФЗ являются денежные средства, внесенные на счет заказчика в размере предложенной таким участником цены за право заключения контракта, соответственно в документах о приемке необходимо отразить цену заключенного контракта.
По вопросу N 2.
В соответствии с пунктом 12 Правил установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1084 "О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну" (далее - постановление N 1084, Правила соответственно), заказчик формирует и направляет в Федеральное казначейство в течение трех рабочих дней со дня изменения контракта, исполнения контракта, расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги информацию и документы, указанные соответственно в подпунктах "з", "к", "л" и "н" пункта 2 Правил.
Таким образом, надлежащее исполнение заказчиком требований" предусмотренных частью 4 статьи 103 Закона N 44-ФЗ и пункта 12 Правил считается направление в трехдневный срок предусмотренной законодательством Российской Федерации информации в Федеральное казначейство.
В соответствии с пунктом 36 порядка формирования информации, а также обмена информацией и документами между заказчиком и Федеральным казначейством в целях ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 24 ноября 2014 г. N 136н (далее - Порядок) при формировании информации об исполнении контракта, в том числе информации об оплате контракта, заказчиком указываются наименование, номер и дата платежного документа. При этом, размещение в единой информационной системе (далее - ЕИС) копии платежного документа Порядком не предусмотрено.
По вопросу N 3.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 94 Закона N 44-ФЗ исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Законом N 44-ФЗ, в том числе оплату отдельных этапов исполнения контракта, приемку отдельных этапов выполнения работы, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 9 статьи 94 Закона N 44-ФЗ результаты отдельного этапа исполнения контракта, информация о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге (за исключением контракта, заключенного в соответствии с пунктом 4, 5, 23, 42, 44, 46 или 52 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ) отражаются заказчиком в отчете, размещаемом в ЕИС.
Положение о подготовке и размещении в ЕИС отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения (далее - отчет) утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1093 (далее - постановление N 1093, положение соответственно).
Отчет подготавливается в соответствии с разделом II положения на основании документов об исполнении обязательств по приемке и оплате. Таким образом, в случае, если приемка поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги была осуществлена, а оплата контракта не производилась, размещение отчета не требуется.
В случае если в соответствии с условиями заключенного контракта осуществляется оказание услуг длящегося характера (например, услуги связи, электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения), а также в случае ежедневной (еженедельной, ежемесячной или иной периодичности) поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), если условиями контракта этапы его исполнения (в том числе этапность оплаты) не предусмотрены, но приемка и оплата поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) производятся в определенные промежутки времени (например, ежемесячно или ежеквартально), то по результатам такой частичной приемки, оплаты и экспертизы товара (работы, услуги) необходимо составлять и размещать в ЕИС отчет об исполнении отдельного этапа поставки товара (выполнения работы, оказания услуги).
Таким образом, если контрактом предусмотрены этапы его исполнения (в том числе ежемесячная, ежеквартальная или иная этапность оплаты), то отчет в соответствии с положением формируется заказчиком, по результатам приемки и оплаты такого этапа, а также в случае завершения исполнения контракта или его расторжения.
Директор Департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы |
Т.П. Демидова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.