Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 26 октября 2018 г. N 03-07-13/1/77098
Вопрос: Акционерное общество (далее - Общество), руководствуясь статьями 21 и 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), просит дать письменные разъяснения по вопросу применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Юридическое лицо - резидент Российской Федерации - планирует осуществлять оказание услуг по разработке и согласованию документации, необходимой в рамках выполнения пусконаладочных работ при сооружении АЭС. Заказчик (потребитель данных услуг) данных услуг - российское юридическое лицо, осуществляющее пусконаладочные работы на территории Республики Беларусь и действующее на территории Республики Беларусь через свое Представительство, которое является налогоплательщиком на территории Республики Беларусь.
Общество считает, что при заключении договора на оказание услуг в адрес российского юридического лица, действующего на территории Республики Беларусь через свое представительство, которое является налогоплательщиком на территории Республики Беларусь, стоимость данных услуг НДС РФ не облагается по следующим основаниям:
1. Согласно Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (далее - Договор ЕАЭС) Российская Федерация и Республика Беларусь являются государствами - членами Евразийского экономического союза.
2. Услуги по разработке и согласованию документации, необходимой в рамках выполнения пусконаладочных работ при сооружении Белорусской АЭС в Республике Беларусь, подпадают под действие пункта 2 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее - Протокол) (Приложение 18 к Договору ЕАЭС), согласно которому к инжиниринговым услугам относятся инженерно-консультационные услуги по подготовке процесса производства и реализации товаров (работ, услуг), подготовке строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов, а также предпроектные и проектные услуги (подготовка технико-экономических обоснований, проектно-конструкторские разработки, технические испытания и анализ результатов таких испытаний).
3. В соответствии с пунктом 29 Протокола местом реализации работ, услуг признается территория государства-члена, если налогоплательщиком этого государства-члена приобретаются консультационные, юридические, бухгалтерские, аудиторские, инжиниринговые, рекламные, дизайнерские, маркетинговые услуги, услуги по обработке информации, а также научно-исследовательские, опытно-конструкторские и опытно-технологические (технологические) работы.
На основании указанных пунктов Протокола местом реализации услуг, оказываемых российскому юридическому лицу, действующему на территории Республики Беларусь через свое представительство, будет признаваться территория Республики Беларусь - территория сооружения АЭС.
Таким образом, стоимость данных услуг НДС РФ не облагается. Обязанность по уплате НДС в соответствии с законодательством Республики Беларусь лежит на Представительстве заказчика услуг.
На основании вышеизложенного Общество просит рассмотреть запрос и направить разъяснения в адрес АО по следующим вопросам:
1. Применяя пункт 29 Протокола, правомерно ли Общество не облагает российским НДС операции по реализации услуг по разработке и согласованию документации, необходимой в рамках выполнения пусконаладочных работ, оказываемых в пользу российского юридического лица, осуществляющего пусконаладочные работы на территории Республики Беларусь и действующего на территории Республики Беларусь через свое Представительство, которое является налогоплательщиком на территории Республики Беларусь;
2. В случае если позиция Общества неправомерна, просим указать корректный порядок налогообложения указанных услуг.
Ответ: В связи с письмом по вопросу применения налога на добавленную стоимость в отношении услуг по разработке и согласованию строительной документации оказываемых российской организацией представительству другой российской организации, зарегистрированному и состоящему на налоговом учете в Республике Беларусь, Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 29 раздела IV "Порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг" Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющимся приложением N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Протокол), место реализации инжиниринговых услуг, перечень которых установлен пунктом 2 раздела I "Общие положения" Протокола, оказываемых налогоплательщику государства - члена ЕАЭС, определяется по месту нахождения покупателя этих услуг.
Согласно указанному пункту 2 раздела I Протокола к инжиниринговым услугам относятся инженерно-консультационные услуги по подготовке процесса производства и реализации товаров (работ, услуг), подготовке строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов, а также предпроектные и проектные услуги (подготовка технико-экономических обоснований, проектно-конструкторские разработки, технические испытания и анализ результатов таких испытаний).
Таким образом, в случае, если покупателем услуг по разработке и согласованию строительной документации, оказываемых российской организацией, является представительство другой российской организации, зарегистрированное и состоящее на налоговом учете в Республики Беларусь в соответствии с законодательством этого государства, то местом реализации указанных услуг территория Российской Федерации не признается, и, соответственно, такие услуги налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации не облагаются.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
О.Ф. Цибизова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.