Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 10 октября 2018 г. N 80-АПГ18-15
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Горчаковой Е.В. и Калининой Л.А.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Ульяновского регионального отделения политической партии "ЛДПР - Либерально-демократическая партия России" на решение Ульяновского областного суда от 14 сентября 2018 года, которым удовлетворен административный иск Ульяновского областного отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" к Избирательной комиссии Ульяновской области об оспаривании отдельных положений протокола о результатах выборов депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области шестого созыва по областному избирательному округу, постановления о результатах выборов депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области шестого созыва и возложении обязанностей.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., а также заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
11 сентября 2018 года Избирательной комиссией Ульяновской области принято постановление N 57/393-6 "О результатах выборов депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области шестого созыва", которым выборы депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области шестого созыва, назначенные на 9 сентября 2018 года, признаны состоявшимися, а также установлено, что депутатами Законодательного Собрания Ульяновской области шестого созыва избрано 36 депутатов, из которых 18 депутатов - по областному избирательному округу и 18 депутатов - по одномандатным избирательным округам.
В пункте 21 протокола Избирательной комиссии Ульяновской области от 11 сентября 2018 года "О результатах выборов депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области шестого созыва по областному избирательному округу" избирательная комиссия определила следующее: "Наименования политических партий, областные списки кандидатов которых допущены к распределению депутатских мандатов, и число депутатских мандатов, причитающихся каждому их них, номера территориальных групп кандидатов, которым причитаются депутатские мандаты, и число депутатских мандатов, причитающихся каждой из территориальных групп: политическая партия "Коммунистическая партия Коммунисты России" - 1, Всероссийская политическая партия "Единая Россия" - 7, политическая партия "Коммунистическая партия Российской Федерации" - 7, политическая партия "ЛДПР - Либерально-демократическая партия России" - 3".
В пункте 22 протокола Избирательной комиссии Ульяновской области от 11 сентября 2018 года "О результатах выборов депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области шестого созыва по областному избирательному округу" избирательная комиссия определила следующее: "Фамилии, имена, отчества зарегистрированных кандидатов, избранных депутатами Законодательного Собрания Ульяновской области шестого созыва, из каждого областного списка кандидатов: политическая партия "Коммунистическая партия Коммунисты России", общерегиональная часть - 1; Всероссийская политическая партия "Единая Россия", общерегиональная часть - 3, региональные группы: Карсунский одномандатный избирательный округ N 1-1, Вешкаймский одномандатный избирательный округ N 2-1, Барышский одномандатный избирательный округ N 3-1, Новоспасский одномандатный избирательный округ N 4-1; политическая партия "Коммунистическая партия Российской Федерации", общерегиональная часть - 2, региональные группы: Димитровградский одномандатный избирательный округ N 9-1, Заволжский одномандатный избирательный округ N 11-1, Железнодорожный одномандатный избирательный округ N 15-1, Засвияжский одномандатный избирательный округ N 16-1, Засвияжский одномандатный избирательный округ N 17-1; политическая партия "ЛДПР - Либерально-демократическая партия России", общерегиональная часть - 3".
В пункте 23 протокола Избирательной комиссии Ульяновской области от 11 сентября 2018 года "О результатах выборов депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области шестого созыва по областному избирательному округу" избирательная комиссия определила списки избранных депутатов.
Ульяновское областное отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" обратилось в Ульяновский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просило отменить пункты 21-23 протокола Избирательной комиссии Ульяновской области от 11 сентября 2018 года "О результатах выборов депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области шестого созыва по областному избирательному округу", а также постановление Избирательной комиссией Ульяновской области от 11 сентября 2018 года N 57/393-6 "О результатах выборов депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области шестого созыва" в части определения списка избранных депутатов по областному избирательному округу и возложить на Избирательную комиссию Ульяновской области обязанности повторно рассмотреть вопрос об определении результатов выборов депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области шестого созыва в соответствии со статьей 75 Закона Ульяновской области от 20 июля 2012 года N 102-30 "О выборах депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области", а также внести изменения в протокол Избирательной комиссии Ульяновской области о результатах выборов депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области шестого созыва по областному избирательному округу в части определения списка избранных депутатов по областному избирательному округу, обратив решение суда к немедленному исполнению.
В обоснование своих административных исковых требований заявитель утверждал о том, при реализации положений статьи 75 Закона Ульяновской области "О выборах депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области", в соответствии с установленной методикой которой осуществляется распределение депутатских мандатов, была допущена математическая ошибка, в результате которой содержащиеся в оспариваемых протоколе и постановлении избирательной комиссии сведения о количестве причитающихся избирательным объединениям депутатских мандатов и избранных депутатах, состоящих в областных списках кандидатов в депутаты, не соответствуют установленной законом методике пропорционального распределения депутатских мандатов. Ошибка, по мнению заявителя, заключается в том, что один депутатский мандат, распределенный политической партии "ЛДПР - Либерально-демократическая партия России", должен быть распределен политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации".
Решением Ульяновского областного суда от 14 сентября 2018 года административные исковые требования Ульяновского областного отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе Ульяновское региональное отделение политической партии "ЛДПР - Либерально-демократической партии России" просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
Относительно доводов апелляционной жалобы Избирательной комиссией Ульяновской области, Ульяновским региональным отделением Всероссийской политической партии "Единая Россия", Ульяновским областным отделением политической партии "Коммунистическая партия Коммунисты России" и прокурором, участвующим в административном деле, представлены письменные возражения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений против ее удовлетворения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующему выводу.
В соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, настоящий федеральный закон, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.
Указанным федеральным законом определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. Федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные настоящим федеральным законом (пункты 1 и 3 статьи 1 данного федерального закона).
Подпунктом "к" пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" закреплено, что законом субъекта Российской Федерации устанавливается порядок проведения выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 3 и абзацем первым пункта 4 статьи 4 данного федерального закона предусмотрено, что число депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливается конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и определяется в зависимости от численности избирателей, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации. Не менее 25 процентов депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (в двухпалатном законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации - не менее 25 процентов депутатов одной из палат указанного органа) должны избираться по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями в соответствии с законодательством о выборах.
Согласно пункту 16 статьи 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не менее 25 процентов депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации либо в одной из его палат распределяются между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов. Законом субъекта Российской Федерации может предусматриваться необходимый для допуска к такому распределению депутатских мандатов минимальный процент голосов избирателей, полученных списком кандидатов, который не может быть более 5 процентов от числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании. При этом минимальный процент голосов избирателей должен устанавливаться с таким расчетом, чтобы к распределению депутатских мандатов было допущено не менее двух списков кандидатов, получивших в совокупности более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
В Законодательное Собрание Ульяновской области избирается 36 депутатов. 18 депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области избираются по одномандатным избирательным округам, другие 18 депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области избираются по областному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за областные списки кандидатов, выдвинутые избирательными объединениями.
Статьей 75 Закона Ульяновской области "О выборах депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области" установлена методика пропорционального распределения депутатских мандатов, которой предусмотрено следующее.
Избирательная комиссия Ульяновской области подсчитывает сумму голосов избирателей, поданных по областному избирательному округу, отдельно по каждому областному списку кандидатов, допущенному к распределению депутатских мандатов.
Число голосов избирателей, полученных каждым областным списком кандидатов, допущенным к распределению депутатских мандатов, последовательно делится на числа из ряда возрастающих натуральных чисел (делителей) от 2 до числа депутатских мандатов, распределяемых по областному избирательному округу.
Частные, определенные с точностью до шестого знака после запятой, полученные после осуществления указанной в приведенном выше абзаце процедуры деления по всем областным спискам кандидатов, допущенным к распределению депутатских мандатов, располагаются в порядке убывания. В случае равенства числовых значений нескольких частных первым располагается частное областного списка кандидатов, получившего большее число голосов избирателей.
Частное, порядковый номер которого равен числу депутатских мандатов, распределяемых по областному избирательному округу, является избирательной квотой, а число равных ей или превышающих ее частных, которое имеет каждый областной список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, есть число депутатских мандатов, получаемых соответствующим областным списком кандидатов.
Если в результате распределения депутатских мандатов областной список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, не получает ни одного депутатского мандата, то этому областному списку кандидатов передается последний подлежащий распределению депутатский мандат.
После распределения депутатских мандатов в порядке, предусмотренном частями 2 и 3 статьи 75 названного закона Ульяновской области, производится их распределение внутри каждого областного списка кандидатов между общеобластной частью областного списка кандидатов и территориальными группами кандидатов. В первую очередь депутатские мандаты переходят к зарегистрированным кандидатам, включенным в общеобластную часть областного списка кандидатов, в порядке очередности их размещения в указанном списке.
Оставшиеся после предоставления депутатских мандатов кандидатам из общеобластной части областного списка кандидатов депутатские мандаты, причитающиеся данному областному списку кандидатов, распределяются внутри областного списка кандидатов между территориальными группами кандидатов, в которых остались зарегистрированные кандидаты, следующим образом: 1) определяется число голосов, полученных областным списком кандидатов на территории, соответствующей территории одномандатного избирательного округа; 2) вычисляется доля (в процентах) числа голосов, указанного в предыдущем пункте, в общем числе избирателей, принявших участие в голосовании по областному избирательному округу на территории соответствующего одномандатного избирательного округа; 3) территориальные группы кандидатов располагаются в порядке убывания доли, указанной в предыдущем пункте, и получают поочередно по одному мандату. При равенстве указанных долей преимущество отдается той территориальной группе кандидатов, за которую было подано большее число голосов избирателей.
Оставшиеся после совершения указанных в части 5 статьи 75 названного закона Ульяновской области действий нераспределенными депутатские мандаты передаются территориальным группам кандидатов, в которых остались кандидаты, не получившие депутатские мандаты в порядке, установленном пунктом 3 части 5 этой же статьи.
Если в процессе распределения депутатских мандатов внутри областного списка кандидатов не окажется зарегистрированных кандидатов, не получивших депутатских мандатов, оставшиеся нераспределенными депутатские мандаты остаются вакантными до следующих выборов депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области.
Руководствуясь приведенной выше методикой пропорционального распределения депутатских мандатов, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что общее число депутатских мандатов, которые должны получить списки избирательных объединений, составляет: Ульяновское областное отделение политической партии "Коммунистическая партия Коммунисты России" - 1 мандат, Ульяновское региональное отделение Всероссийской политической партии "Единая Россия" - 7 мандатов, Ульяновское областное отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" - 8 мандатов, Ульяновское региональное отделение политической партии "ЛДПР - Либерально-демократическая партия России" - 2 мандата.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции установил, что приведенные данные о количестве депутатских мандатов лицами, участвующими в административном деле, не оспариваются, подтверждены сведениями и расчетами, составленными посредством государственной автоматизированной системы "Выборы".
Удовлетворяя заявленные административные исковые требования, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что оспариваемыми по настоящему административному делу актами Избирательной комиссии Ульяновской области количество депутатских мандатов, причитающихся политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" и политической партии "ЛДПР - Либерально-демократическая партия России", было распределено неверно, с нарушением положений статьи 75 Закона Ульяновской области "О выборах депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области". Как установлено судом, избирательной комиссией при распределении депутатских мандатов допущена ошибка, выраженная в применении иной методики распределения депутатских мандатов по сравнению с методикой, предусмотренной положениями указанной статьи.
В этой связи выводы суда первой инстанции об отмене оспариваемых актов Избирательной комиссии Ульяновской области в требуемых в административном иске частях Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает обоснованными.
Также Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации согласилась с выводами суда первой инстанции о возложении на Избирательную комиссию Ульяновской области требуемых в административном иске обязанностей, исходя из положений пункта 1.1 статьи 77 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в соответствии с которыми после установления итогов голосования, определения результатов выборов вышестоящей комиссией решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов может быть отменено только судом либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу.
Таким образом, обжалуемое решение Ульяновского областного суда является законным и обоснованным. Доводы апелляционной жалобы Ульяновского регионального отделения политической партии "ЛДПР - Либерально-демократической партии России" не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку данные доводы основаны на неверном истолковании норм материального права, повторяют позицию заинтересованного лица в суде первой инстанции, проверялись им и получили правильную оценку в решении.
Отклоняя доводы заинтересованного лица, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что указанные доводы сводятся к несогласию с уменьшением количества депутатских мандатов, причитающихся, по мнению заинтересованного лица, политической партии "ЛДПР - Либерально-демократической партии России", однако такие доводы не могут быть признаны в качестве оснований для отказа в удовлетворении административного иска, так как при установлении факта распределения депутатских мандатов между политическими партиями с нарушением требований закона несогласие с уменьшением количества депутатских мандатов правового значения не имеет.
На основании изложенного, руководствуясь положениями статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Ульяновского областного суда от 14 сентября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ульяновского регионального отделения политической партии "ЛДПР - Либерально-демократической партии России" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Горчаковой Е.В. |
|
Калининой Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 10 октября 2018 г. N 80-АПГ18-15
Текст определения официально опубликован не был