Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 3 октября 2018 г. N 63-АПГ18-4
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Никифорова С.Б.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Нарьян-Марского городского потребительского общества о признании не действующим в части постановления Администрации Ненецкого автономного округа от 25 декабря 2012 г. N 409-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Ненецкого автономного округа"
по апелляционной жалобе Нарьян-Марского городского потребительского общества на решение суда Ненецкого автономного округа от 3 мая 2018 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что решение суда не подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Нарьян-Марское городское потребительское общество (далее также - Общество) обратилось в суд Ненецкого автономного округа с уточненным административным исковым заявлением о признании не действующим с момента принятия постановления Администрации Ненецкого автономного округа от 25 декабря 2012 г. N 409-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Ненецкого автономного округа" (далее также - Постановление N 409-П) в части сведений о государственной кадастровой оценке объектов недвижимости с кадастровыми номерами 83:00:040011:124, 83:00:000000:2648, 83:00:050002:303, 83:00:050002:339, 83:00:050002:352, 83:00:050602:125, 83:00:050023:256, 83:00:050003:97, 83:00:050204:147, 83:00:050022:256, 83:00:050303:68, 83:00:050005:157, 83:00:050001:96, 83:00:050003:120, 83:00:050012:135, 83:00:050012:146, 83:00:050501:152, 83:00:050025:120, 83:00:050005:185, 83:00:050005:127, содержащихся в строках 754, 1681, 1716, 1729, 1920, 1973, 2076, 2115, 2281, 2448, 2472, 2788, 2865, 2901, 2928, 2939, 3097, 3392, 3416, 10302 приложения N 1 и N 2 к Постановлению N 409-П.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что утвержденная оспариваемым нормативным правовым актом кадастровая стоимость упомянутых объектов недвижимости (нежилых помещений), принадлежащих обществу на праве собственности, определена с нарушением законодательства и возлагает на него обязанность уплачивать налог на имущество в завышенном размере.
Решением суда Ненецкого автономного округа от 3 мая 2018 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, просит отменить судебный акт и принять новое решение об удовлетворении административного искового заявления. Податель жалобы не соглашается с выводами суда о том, что требования административного истца фактически сводятся к обжалованию кадастровой стоимости принадлежащих ему объектов недвижимости.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов прокуратурой Ненецкого автономного округа и Администрацией Ненецкого автономного округа представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункты "в" и "к" части 1 статьи 72, части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Согласно статье 24.11 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности), здесь и далее в редакции на дату подготовки и принятия оспариваемого нормативного правового акта, государственная кадастровая оценка представляет собой совокупность действий, включающих: принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки; определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости; утверждение результатов определения кадастровой стоимости; экспертизу отчета об определении кадастровой стоимости; внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости. Регламентация каждого этапа проведения государственной кадастровой оценки установлена статьями 24.12-24.17 Закона об оценочной деятельности.
Суд первой инстанции исследовал вопросы соблюдения Администрацией Ненецкого автономного округа процедуры проведения государственной кадастровой оценки и сделал правомерный вывод о соблюдении административным ответчиком названных норм Закона об оценочной деятельности.
Так, со ссылкой на Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 431-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и статью 5 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" суд первой инстанции правильно установил, что до 1 января 2013 г. полномочия по принятию решения о проведении государственной кадастровой оценки и полномочия заказчика работ по определению кадастровой стоимости, за исключением полномочий, установленных статьями 24.17 и 24.18 Закона об оценочной деятельности, реализует орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, то есть Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), которой издан приказ от 18 августа 2011 г. N П/313 об организации проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в том числе на территории Ненецкого автономного округа. Перечень объектов, подлежащих государственной кадастровой оценке, сформирован по состоянию на 30 июня 2012 г., а 29 августа 2012 г. заключен договор на проведение кадастровой оценки N 02/09/ГК N 37Д/2012-000/2 с ООО "АФК-Аудит". Подготовленный отчет о результатах массовой оценки от 26 сентября 2012 г. N 03-ГКООН-83-2012 (далее - Отчет об оценке) получил положительное экспертное заключение некоммерческого партнерства по содействию специалистам кадастровой оценки "Кадастр-оценка" от 26 октября 2012 г. N Э12-0904-02-01. Постановлением N 409-П утверждены результаты государственной кадастровой оценки, оспариваемый правовой акт надлежащим образом доведен до всеобщего сведения.
Таким образом, все этапы государственной кадастровой оценки осуществлены уполномоченными на то лицами в соответствии с требованиями действующего законодательства и с соблюдением установленной процедуры.
Суд первой инстанции также установил соответствие Отчета об оценке Федеральному стандарту оценки "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N 4), утвержденному приказом Минэкономразвития от 22 октября 2010 г. N 508, который в силу положений статей 10, 11, 15 и 24.15 Закона об оценочной деятельности является обязательным для применения.
Доводов, опровергающих выводы суда, апелляционная жалоба не содержит. Несогласие административного истца с размером кадастровой стоимости принадлежащих ему объектов недвижимости не свидетельствует о неправильном проведении государственной кадастровой оценки и ошибочности полученных результатов оценки.
Судебная коллегия считает, что судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и норм процессуального права, решение суда является законным и обоснованным. Оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение суда Ненецкого автономного округа от 3 мая 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Нарьян-Марского городского потребительского общества без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 3 октября 2018 г. N 63-АПГ18-4
Текст определения официально опубликован не был