Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 17 октября 2018 г. N 24-АПГ18-6
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Нефедова О.Н.
при секретаре Сметаниной Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Долотова Николая Сергеевича о признании не действующим в части приказа Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея от 30 мая 2017 г. N 70-п "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на территории Республики Адыгея"
по апелляционной жалобе Долотова Николая Сергеевича на решение Верховного Суда Республики Адыгея от 7 июня 2018 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н., возражения представителя Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея Кудаева А.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
приказом Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея (далее также - Управление) от 30 мая 2017 г. N 70-п "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на территории Республики Адыгея" (далее также - Приказ N 70-п) утверждены и введены в действие с 1 июля 2017 г. на территории Республики Адыгея определенные методом аналогов и расчетным методом нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению согласно приложению N 1.
Долотов Н.С. обратился в Верховный Суд Республики Адыгея с административным исковым заявлением о признании не действующим Приказа N 70-п в части установления нормативов для 5-9 этажных домов до 1999 г. постройки и после 1999 г. постройки, ссылаясь на его несоответствие статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее также - ЖК РФ), Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 (далее также - Правила N 306), и постановлению Кабинета Министров Республики Адыгея от 31 июля 2015 г. N 173 "О некоторых мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" (далее также - Постановление N 173).
Определением суда от 7 июня 2018 г. производство по делу в части требований об оспаривании Приказа N 70-п в части установления нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению для 5-9 этажных домов после 1999 г. постройки прекращено.
Решением Верховного Суда Республики Адыгея от 7 июня 2018 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе Долотов Н.С., ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального права, просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение об удовлетворении требований. В обоснование ссылается на неподтвержденность данных о генеральной совокупности соответствующим списком многоквартирных домов и жилых домов с централизованной системой отопления. Обращает внимание, что в оспариваемом нормативном акте не отражено, какой метод (расчетный или аналогов) для каких групп многоквартирных домов применен. Определенный Управлением объем выборки Долотов Н.С. считает ошибочным, поскольку в нарушение пункта 33 Правил N 306 в него были включены дома, имеющие нежилые помещения, подключенные к общему вводу внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома и не оборудованные индивидуальными приборами учета, а также дома с расходом коммунальных ресурсов, отличающимся от средних расходов по выборке более чем на 20 процентов. В жалобе также указывается на несоответствие количества фактически участвующих в определении норматива домов необходимому количеству домов для расчета методом аналогов, определенному самим Управлением. Кроме того, несогласие с оспариваемым нормативом административный истец обосновывает его превышением относительно значения, определенного расчетным методом в отношении дома, где он проживает.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов прокурором, участвовавшим в деле, Управлением государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея, Управлением государственных инспекций по надзору за строительством зданий, сооружений и эксплуатацией жилищного фонда Республики Адыгея представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - К АС РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Отношения по оплате гражданами жилого помещения и коммунальных услуг регулируются положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, федеральными законами и нормативными правовыми актами, изданными в соответствии с ними. С учетом положений пункта 9 статьи 13 и пункта 10 части 1 статьи 14 ЖК РФ отношения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг могут регулироваться также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157 ЖК РФ).
Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление), нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и требования к их формированию определены постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме".
Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 3 Правил N 306).
Приказ N 70-п издан по инициативе Управления, которое в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 15 июля 2010 г. N 133 "О некоторых вопросах государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея", является исполнительным органом государственной власти Республики Адыгея, осуществляющим государственную политику в области государственного регулирования цен и тарифов.
Как установлено судом первой инстанции, оспариваемый в части Приказ N 70-п принят уполномоченным органом, в установленной форме, официально опубликован, и по этим основаниям не оспаривается; действует в редакции изменений, внесенных приказами Управления от 29 сентября 2017 г. N 149-п, от 20 октября 2017 г. N 159-п, от 30 марта 2018 г. N 37-п.
Разрешая административное исковое заявление, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что в оспариваемой части Приказ N 70-п не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, оспариваемые нормативы рассчитаны по формуле в соответствии с положениями Правил N 306, в связи с чем не усмотрел оснований для удовлетворения заявленных требований.
Данный вывод суда мотивирован, основан на анализе действующего законодательства и материалах дела, оснований для признания его неправильным не имеется.
Согласно абзацу первому пункта 11 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, указанные нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с категориями многоквартирных домов и жилых домов, предусмотренными приложением N 2 к Правилам N 306.
Как следует из содержания Формы для установления нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению (таблица 6 приложения N 2 к Правилам N 306), при определении указанных нормативов также учитываются конструктивные параметры многоквартирных (жилых) домов, их категории, дифференцированные: по годам постройки (до 1999 г. постройки включительно и после 1999 г. постройки), по этажности (1, 2, 3-4, 5-9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16 и более), по материалам стен (из камня, кирпича; из панелей, блоков; из дерева, смешанных и других материалов).
В соответствии с пунктами 13, 19 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях определяются с применением метода аналогов либо расчетного метода с использованием формул согласно приложению N 1 к этим правилам.
Метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Количество измерений должно отвечать условиям представительности выборки. Представительность выборки определяется необходимым количеством многоквартирных домов или жилых домов, на основании данных о расходах коммунальных ресурсов по приборам учета в которых можно определять нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях в отношении всех многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями (абзац первый пункта 21 Правил N 306).
Измерения проводятся при сформированном объеме представительной выборки по каждой из групп многоквартирных домов и жилых домов (пункты 33 и 36 Правил N 306). Объем выборки рассчитывается по формулам, приведенным в пунктах 1 и 2 приложения N 1 к названным правилам (пункт 34 Правил N 306), представительность выборки определяется количеством домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, расположенных в аналогичных климатических условиях (пункт 33 Правил N 306).
Расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений (пункт 22 Правил N 306).
Согласно пункту 23 Правил N 306 применяемые для установления нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме методы указываются в нормативном правовом акте об утверждении соответствующих нормативов.
В соответствии с пунктом 1 Приказа N 70-п утверждены и введены в действие с 1 июля 2017 г. на территории Республики Адыгея определенные методом аналогов и расчетным методом нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению согласно приложению N 1.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, в оспариваемом нормативном правовом акте содержится указание о примененных для установления нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению методах, что соответствует положениям пункта 23 Правил N 306. Отсутствие в Приказе N 70-п указания на методы, примененные к каждой отдельной категории домов, само по себе на достоверность нормативов не влияет.
Из приложения N 1 к Приказу N 70-п следует, что норматив потребления коммунальной услуги по отоплению на территории Республики Адыгея для 5-9 этажных многоквартирных домов или жилых домов до 1999 г. постройки включительно установлен в размере 0,016 Гкал на 1 кв.м общей площади жилого помещения в месяц, исходя из продолжительности отопительного периода, равного 7 календарным месяцам.
Из протокола N 5 заседания Коллегии Управления от 30 мая 2017 г. следует, что в соответствии с пунктом 34 Правил N 306 для группы домов, в частности, 5-9 этажных до 1999 г. постройки включительно применен метод аналогов.
Тем самым, для группы многоквартирных домов, к которой отнесен и дом проживания административного истца (пятиэтажный, стены из кирпича, 1996 г. постройки), норматив потребления коммунальной услуги по отоплению установлен Управлением с применением метода аналогов, являющегося приоритетным; оспариваемым в части приказом (с учетом внесенных в него изменений) предусмотрена дифференциация норматива, в том числе по конструктивным параметрам, предусмотренным таблицей 6 приложения N 2 к Правилам N 306.
Повторяемые в апелляционной жалобе доводы административного иска о неподтвержденности данных о генеральной совокупности соответствующим списком многоквартирных домов и жилых домов с централизованной системой отопления проверялись судом первой инстанции во взаимосвязи с представленными в материалы административного дела доказательствами по правилам статьи 84 КАС РФ и не нашли своего подтверждения.
Порядок получения и изучения информации о типах домов для целей формирования выборки регулируется пунктами 31-32.2 Правил N 306.
Из абзаца второго пункта 33 Правил N 306 следует, что в представительную выборку не включаются многоквартирные дома, в которых не осуществляется бесперебойное предоставление коммунальных услуг или в которых имеются нежилые помещения, подключенные к общему вводу внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома и не оборудованные индивидуальными приборами учета.
Согласно пункту 40 Правил N 306 при обработке данных по объему выборки в целях определения нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях необходимо исключить значения расхода коммунальных ресурсов, отличающиеся от средних расходов по выборке более чем на 20 процентов.
В рассматриваемом случае судом первой инстанции установлено, что Управлением порядок формирования выборки не нарушен, предпринятые административным ответчиком меры для формирования выборки являлись достаточными, количество включенных в объем предварительной выборки домов положениям подпункта "а" пункта 2 приложения N 1 к Правилам N 306 соответствует.
Доводы апелляционной жалобы о том, что определенный Управлением объем выборки является ошибочным, поскольку в нарушение пункта 33 Правил N 306 в него были включены дома, имеющие нежилые помещения, подключенные к общему вводу внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома и не оборудованные индивидуальными приборами учета, опровергаются представленными в материалы административного дела доказательствами, которым суд первой инстанции дал надлежащую оценку.
Довод административного истца о необходимости исключения на первом этапе предварительного отбора домов с расходом коммунальных ресурсов, отличающимся от средних расходов по выборке более чем на 20 процентов, свидетельствует о неправильном толковании пункта 40 Правил N 306.
Довод Долотова Н.С. о несовпадении установленного методом аналогов норматива потребления коммунальной услуги по отоплению для многоквартирных домов 5-9 этажей до 1999 г. постройки включительно с расчетом, произведенным административным истцом расчетным методом для многоквартирного дома, в котором он проживает, противоречит положениям Правил N 306, которыми предусмотрено установление норматива потребления не для конкретного многоквартирного дома, а для соответствующей группы многоквартирных домов, с учетом их дифференциации, в том числе по конструктивным параметрам.
Исходя из имевшихся на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта в распоряжении Управления расчетных материалов и подтверждающих документов, ввиду достаточности данных приборного учета потребления соответствующей коммунальной услуги в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений, метод аналогов определения нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению для группы домов 5-9 этажей до 1999 г. постройки включительно применен правомерно.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу, что применение Управлением при установлении норматива потребления коммунальной услуги по отоплению для группы домов 5-9 этажей до 1999 г. постройки включительно метода аналогов является обоснованным, оспариваемый норматив рассчитан по формуле в полном соответствии с положениями раздела I приложения N 1 к Правилам N 306, а доводы административного истца о завышенном размере установленного норматива относительно произведенного им расчета с использованием расчетного метода исключительно для многоквартирного дома, в котором он проживает, приведенным требованиям Правил N 306 не отвечают, в связи с чем основанием для признания оспариваемого норматива недействующим не являются.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, основаны на неверном толковании норм материального права, проверялись судом первой инстанции и не нашли своего подтверждения.
При рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено нарушений, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, следовательно, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Адыгея от 7 июня 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Долотова Николая Сергеевича - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 17 октября 2018 г. N 24-АПГ18-6
Текст определения официально опубликован не был