Ассоциация российских банков обращается по вопросу внесения изменений в статью 70 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ).
Предложения АРБ вызваны необходимостью минимизировать имеющиеся риски оперативного исполнения банками поступающих непосредственно от взыскателей исполнительных документов, решения по которым не размещены в установленном порядке в базе данных судебных решений, а так же исключить злоупотребления, как со стороны взыскателей, так и должников в данной ситуации.
В соответствии со статьей 8 Закона N 229-ФЗ исполнительный документ о взыскании денежных средств может быть направлен в банк или иную кредитную организацию непосредственно взыскателем с одновременным указанием в заявлении требуемых сведений.
При этом, необходимо принять во внимание следующее:
1) информация об исполнительных документах, в т. ч. судебных приказах, в настоящее время не размещается в какой-либо общедоступной базе данных;
2) информация о судебных решениях в базе данных судебных решений зачастую размещаются несвоевременно либо в формате, не позволяющим однозначно идентифицировать взыскателя либо сумму взыскания;
3) информация об утраченных оригинальных бланках исполнительных листов зачастую оперативно до сведения банков не доводится.
Учитывая отсутствие вышеуказанного доступа к информации о соответствующих судебных постановлениях и исполнительных документах, а также установленные действующим законодательством требования об оперативном исполнении исполнительных документов и складывающиеся подходы судебной практики, согласно которым практически при любых обстоятельствах ответственность перед клиентом за списание денежных средств на основании фальсифицированных исполнительных документов несет банк, возникают высокие операционные риски для банков и иных кредитных организаций.
Согласно части 6 статьи 70 Закона N 229-ФЗ в случае обоснованных сомнений в подлинности исполнительного документа, полученного непосредственно от взыскателя (его представителя), или сомнений в достоверности сведений, представленных в соответствии с частью 2 статьи 8 Закона N 229-ФЗ, банк или иная кредитная организация вправе для проверки подлинности исполнительного документа либо достоверности сведений задержать исполнение исполнительного документа, но не более чем на семь дней. При проведении указанной проверки операции с денежными средствами на счетах должника в пределах суммы денежных средств, подлежащей взысканию, незамедлительно приостанавливаются.
При наличии на счете должника денежных средств в сумме, достаточной для исполнения требований исполнительного документа, и отсутствия иных расчетных документов к счету должника указанная сумма блокируется на счете. При положительном результате проверки подлинности исполнительного документа либо достоверности сведений, представленных взыскателем, денежные средства со счета должника в пределах суммы, подлежащей взысканию, списываются банком со счета во исполнение исполнительного документа.
Однако зачастую денежные средства на счете должника либо отсутствуют, либо их недостаточно для удовлетворения всех предъявленных требований.
При отсутствии или недостаточности денежных средств на счете для погашения задолженности должника по всем расчетным документам, не оплаченным в срок, банк руководствуется очередностью, установленной статьей 855 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Как правило, о поступлении в банк исполнительного документа должники осведомлены и нередко в период проведения указанной проверки инициирует выставление к счету расчетных документов предшествующей очередности (1-3 очередь), что предоставляет законные основания для перечисления денежных средств со счета должника по иным его обязательствам, несмотря на то, что данные документы предъявлены к счету позднее проверяемого исполнительного документа.
Нередко выставление расчетных документов предшествующей очередности инициируется должником в целях противодействия либо создания затруднений для оперативного исполнения судебного решения.
Списание же имеющихся денежных средств со счета должника по исполнительным документам без надлежащей проверки существенно увеличивает риски исполняющего банка, несущего ответственность за обоснованность списания средств и не имеющего возможности по не зависящим от него причинам оперативно проверить достоверность поступившего непосредственно от взыскателя исполнительного документа.
Таким образом, действующая норма части 6 статьи 70 Закона N 229-ФЗ из определенной гарантии прав взыскателя на получение причитающихся денежных средств при проведении указанной проверки предоставляет законные основания для перечисления денежных средств со счета должника по иным его обязательствам, предшествующим платежу по исполнительному документу, но предъявленных к счету позднее проверяемого банком исполнительного документа.
Представляется, что законодатель, устанавливая срок для проверки исполнительного документа, преследовал цель предоставления кредитной организации возможности проверить подлинность исполнительного документа и (или) достоверность содержащихся в нем сведений перед исполнением, но никак не цель изменить очередность исполнения требований по ранее поступившему исполнительному документу из-за необходимости осуществления такой проверки. Подход, при котором исполнительный документ не может быть исполнен в свою очередь (согласно дате его поступления) из-за необходимости его проверки, на наш взгляд, является ошибочным сам по себе, как противоречащий цели процедуры проверки исполнительных документов. Возможность исполнения исполнительных документов, связанная с наличием денежных средств на счете, не может ставиться в зависимость от необходимости (и тем более противопоставляться необходимости) проверки исполнительного документа.
В целях существенной минимизации указанных рисков, а также совершенствования действующего законодательства в части обеспечения незамедлительного исполнения банками и иными кредитными организациями списания имеющихся на счете должника денежных средств по исполнительным документам Ассоциацией совместно с банками - членами АРБ был подготовлен проект федерального закона "О внесении изменений в статью 70 Федерального закона "Об исполнительном производстве" (далее - законопроект) (прилагается). Законопроект предусматривает возможность перевода заблокированных на период проверки подлинности исполнительных документов либо достоверности предоставленных взыскателем сведений денежных средств по предъявленному исполнительному документу независимо от поступления в период проверки к счету должника иных расчетных документов.
Предлагаемые изменения, на наш взгляд, будут способствовать пресечению злоупотреблений со стороны должников и взыскателей, позволят исключить совершение действий по неисполнению исполнительного документа путем перечисления имеющихся денежных средств по иным обязательствам должника, а также минимизируют риски исполняющего банка или иной кредитной организации. Перечисление заблокированной на период проверки суммы денежных средств эффективно скажется на времени и качестве исполнения исполнительного документа и позволит взыскателю адекватно оценивать необходимость проверки банком подлинности исполнительного документа.
Законопроект направлен на соблюдение баланса интересов взыскателей и должников, а также минимизацию рисков банков и иных кредитных организаций при обеспечении принудительного исполнения судебных актов, актов иных органов и должностных лиц.
На основании вышеизложенного просим Вас поддержать позицию банковского сообщества о необходимости урегулирования на законодательном уровне проблемы исполнения исполнительных документов в порядке очередности их поступления, независимо от необходимости осуществления их проверки, и внести в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменений в статью 70 Федерального закона "Об исполнительном производстве".
Приложение на 5 листах.
Президент |
Г. А. Тосунян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации российских банков от 10 сентября 2018 г. N А-01/5-248 "О совершенствовании законодательства, регулирующего расчетные операции в рамках Федерального закона "Об исполнительном производстве"
Текст письма официально опубликован не был