Федеральной антимонопольной службой (далее - ФАС России) рассмотрено заявление ООО "Теплострой" (далее - Заявитель, организация) от 23.05.2017 N 87 (вх. от 23.05.2017 N 77507/17) об отмене приказа Департамента экономической политики и развития города Москвы от 4 мая 2017 г. N 91-ТР и по результатам рассмотрения установлено следующее.
ООО "Теплострой" является организацией, владеющей на правах аренды тепловыми пунктами в городе Москве и осуществляющей передачу тепловой энергии, поставляемой ПАО "МОЭК" конечным потребителям.
Приказом от 20 марта 2017 г. N 36-ТР Департамента экономической политики и развития города Москвы (далее - Департамент) для ООО "Теплострой" были установлены тарифы на передачу тепловой энергии.
Вышеуказанное тарифное решение было отменено Приказом Департамента от 4 мая 2017 г. N 91-ТР.
По мнению Заявителя, действия Департамента экономической политики и развития города Москвы по отмене тарифа на передачу тепловой энергии для ООО "Теплострой" незаконны.
В обоснование своей позиции ООО "Теплострой" ссылается на следующие нормы законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов).
Основами ценообразования в сфере теплоснабжения и Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 (далее - Основы ценообразования N 1075, Правила N 1075) определены понятия "расчетный период регулирования" - период (финансовый год), на который устанавливаются цены (тарифы), а также "срок действия цен (тарифов)" - период времени, на который органами регулирования устанавливаются цены (тарифы).
В соответствии с п. 15 Основ ценообразования N 1075 срок действия регулируемых цен (тарифов) не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральными законами или решениями Правительства Российской Федерации. Предельные (минимальные и (или) максимальные) уровни тарифов устанавливаются на финансовый год, если иное не установлено федеральными законами или решениями Правительства Российской Федерации.
При этом, Заявитель, отмечает, что в соответствии с Основами ценообразования N 1075, решения об отмене регулирования тарифов (о введении регулирования тарифов после их отмены) принимаются органом регулирования по согласованию с федеральным антимонопольным органом на основании предложения об отмене регулирования тарифов (о введении регулирования тарифов после их отмены) в отдельной системе теплоснабжения, тарифы в которой регулируются (ранее регулировались до их отмены) органом регулирования, предоставляемого регулируемой организацией и (или) органом местного самоуправления поселения (городского округа) в орган регулирования.
По мнению Заявителя, законодательством не предусмотрено право органа регулирования на самостоятельную отмену тарифов без согласования с федеральным антимонопольным органом и заявления, в связи с чем Приказ Департамента экономической политики и развития города Москвы от 4 мая 2017 г. N 91-ТР является незаконным и подлежит отмене.
Проанализировав доводы заявителя, ФАС России установлено следующее.
ООО "Теплострой" письмом от 3 февраля 2017 г. обратилось в Департамент с заявлением об установлении тарифов на передачу тепловой энергии, теплоносителя на 2017 год.
В рамках рассмотрения вопроса об установлении для ООО "Теплострой" тарифов на услуги по передаче тепловой энергии на 2017 год, ООО "Теплострой" были представлены в Департамент соответствующие документы и материалы, предусмотренные пунктом 16 Правила N 1075.
В составе документов, прилагаемых к тарифной заявке, ООО "Теплострой" представлена копия договора оказания услуг по передаче тепловой энергии и теплоносителя от# N 1100010587-ОУ, заключенного между ООО "Теплострой" (теплосетевая организация) и публичным акционерным обществом "Московская объединенная энергетическая компания" (теплоснабжающая организация, далее - ПАО "МОЭК"). Данный договор был заключен со стороны ООО "Теплострой" с разногласиями.
На основании представленных ООО "Теплострой" документов и материалов приказом Департамента от 20 марта 2017 г. N 36-ТР для ООО "Теплострой" были установлены тарифы на услуги по передаче тепловой энергии на 2017 год.
Вместе с тем, с учетом поступившего в Департамент обращения ПАО "МОЭК" от 7 апреля 2017 г. N АП/07-4584/17 установлено, что по представленному ранее ООО "Теплострой" в Департамент договору оказания услуг по передаче тепловой энергии и теплоносителя N 1100010587-ОУ, между ПАО "МОЭК" и ООО "Теплострой" не было достигнуто соглашений по ряду существенных условий, в связи с чем такой договор в силу положений Гражданского кодекса Российской Федерации нельзя считать заключенным, урегулированные в установленном порядке договорные отношения по оказанию услуг по передаче тепловой энергии отсутствуют.
ФАС России отмечает, что в соответствии со статьей 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
При этом ФАС России указывает, что в случае несоблюдения существенных условий договор считается незаключенным.
Статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что в случаях, когда в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение 30 дней со дня получения оферты. Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение 30 дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.
В случаях, когда в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение 30 дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение 30 дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В случае недостижения соглашения сторонами, вопрос может быть разрешен в судебном порядке. В этом случае договор будет заключен на условиях, установленных судом.
Пунктом 74 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2012 г. N 808 (далее - Правила теплоснабжения), определены существенные условия договора о передаче тепловой энергии.
Анализ договора оказания услуг по передаче тепловой энергии N 1100010587-ОУ показал, что между ПАО "МОЭК" и ООО "Теплострой" не достигнуто соглашений по ряду существенных условий, в том числе:
- максимальная величина мощности тепловых сетей, технологически присоединенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке к источникам тепловой энергии, с распределением указанной величины мощности по каждой точке подключения теплопотребляющих установок или тепловых сетей потребителей;
- обязательства сторон по оборудованию точек приема и точек передачи приборами учета, соответствующими установленным требованиям, а также обязательства по обеспечению работоспособности приборов учета и соблюдению в течение всего срока действия такого договора требований к их эксплуатации, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и метрологии, и изготовителем приборов учета;
- расчетный порядок распределения потерь тепловой энергии, теплоносителя между тепловыми сетями каждой организации при отсутствии приборов учета на границе смежных тепловых сетей;
- порядок согласования графиков ремонта тепловых сетей и источников тепловой энергии, порядок оперативного взаимодействия диспетчерских служб;
- порядок ограничения и порядок прекращения подачи тепловой энергии потребителям
- срок начала исполнения теплоснабжающей организацией договора теплоснабжения с потребителем тепловой энергии.
При отсутствии соглашения по указанным существенным условиям, договор оказания услуг по передаче тепловой энергии N 1100010587-ОУ нельзя считать заключенным применительно к п. 1 ст. 432 Гражданского кодекса РФ.
На основании вышеизложенного, ФАС России отмечает, что в соответствии с п. 16 Правил 1075, для установления тарифов в сфере теплоснабжения является обязательным наличие в комплекте представляемых в орган регулирования документов копий договоров об осуществлении регулируемой деятельности (договоров теплоснабжения, и (или) договоров передачи тепловой энергии и т.д.).
В соответствии с пунктом 1 Правил отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123, отмена решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области теплоснабжения возможна только в случае принятия такого решения с нарушением законодательства Российской Федерации.
Поскольку тарифы на тепловую энергию для ООО "Теплострой" не соответствуют законодательству Российской Федерации, решение органа регулирования об отмене приказа 4 мая 2017 г. N 91-ТР в целях приведения правовых актов Департамента в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), оформленное приказом Департамента от 20 марта 2017 г. N 36-ТР не противоречит законодательству Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов).
На основании вышеизложенного, в связи с отсутствием признаков превышения полномочий со стороны Департамента, руководствуясь пунктом 10 Правил отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений и городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123, в соответствии с решением Комиссии ФАС России от 11.07.2017, приказываю:
1. В удовлетворении заявленных требований ООО "Теплострой" от 23.05.2017 N 87 (вх. от 23.05.2017 N 77507/17) об отмене приказа Департамента экономической политики и развития города Москвы от 4 мая 2017 г. N 91-ТР, отказать.
2. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревского.
Временно исполняющий |
А.Н. Голомолзин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 20 июля 2017 г. N 963/17 "Об отсутствии оснований для отмены приказа Департамента экономической политики и развития города Москвы от 4 мая 2017 г. N 91-ТР"
Текст приказа официально опубликован не был