Федеральная антимонопольная служба (далее - ФАС России) рассмотрела заявление ПАО "Калужская сбытовая компания" (далее - Заявитель, организация) от 21.06.2017 N 610 (вх. от 21.06.2017 N 94595/17) об отмене приказа Министерства конкурентной политики Калужской области (далее - Министерство) от 27.12.2016 N 392-РК "Об установлении сбытовых надбавок для гарантирующего поставщика электрической энергии Открытое акционерное общество "Калужская сбытовая компания", поставляющего электрическую энергию (мощность) на розничном рынке, на 2017 год" и по результатам рассмотрения было установлено следующее.
ПАО "Калужская сбытовая компания" является гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Калужской области.
По мнению Заявителя регулирующий орган нарушил положения Основ ценообразования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования) и рассчитал учитываемые в сбытовой надбавке расходы не предусмотренным действующим законодательством способом, определив размер учтенных в сбытовой надбавке на 2017 г. расходов путем индексации фактических расходов за 9 месяцев 2016 г., что не предусмотрено действующим законодательством, а также отказал в учете в тарифах 2017 г. ранее понесенных в 2013-2015 гг. ОАО "Калужская сбытовая компания" экономически обоснованных расходов, которые не были учтены в тарифах 2013-2015 гг.
ПАО "Калужская сбытовая компания" отмечает, что Министерством был применен некорректный и не предусмотренный законодательством о бухгалтерском учете и налоговом учете способ расчета амортизационных отчислений на 2017 г. путем экстраполяции расходов ОАО "Калужская сбытовая компания" за 9 месяцев 2016 г., приведенных к годовым расходам.
Также расходы на ремонт для ПАО "Калужская сбытовая компания" не рассчитывались Министерством на 2017 г. на основании представленных сбытовой компанией обосновывающих материалов, а определялись путем индексации фактических расходов за 9 месяцев 2016 г., приведенных к годовому значению.
Министерством также был произведен аналогичный расчет при определении размера расходов ОАО "Калужская сбытовая компания" на 2017 г. по статьям затрат: "Работы и услуги сторонних организаций", "Услуги связи", "Услуги вневедомственной охраны", "Аудиторские и консалтинговые услуги", "Техобслуживание зданий, автотранспорта", "Услуги почты по доставке квитанций населению", "Прочие расходы", "Расходы на командировки и представительские расходы", "Арендная плата", "Расходы на подготовку кадров", "Расходы на страхование", "Расходы на соблюдение стандартов по качеству обслуживания потребителей", "Расходы на выполнение иных обязательных требований в соответствии с законодательством РФ", "Земельный налог", "Налог на имущество" - расходы по указанным статьям также были определены Министерством путем индексации приведенных к годовому значению фактических расходов за 9 месяцев 2016 г.
По всем вышеперечисленным статьям затрат в расчете НВВ на 2017 г. Министерством были учтены расходы в размере меньшем, чем составили фактические расходы ОАО "Калужская сбытовая компания" за 2015 г.
При этом Заявитель отмечает, что данный расчет органа регулирования учтенных в тарифах 2017 г. расходов по вышеперечисленным статьям затрат, привел к совокупному снижению НВВ ОАО "Калужская сбытовая компания" на 2017 г., что в свою очередь привело к тому, что Министерством были учтены в тарифах 2017 г. экономически необоснованные и заниженные размеры расходов по статьям затрат "Расходы на оплату процентов по кредитам" расходы, учтенные Министерством на уровне предельного значения, и рассчитанные с учетом ограничений данных расходов размером 1,5% от совокупной НВВ сбытовой компании.
В заключение Заявитель отмечает, что величина расходов по оплате налога на прибыль в тарифах 2017 г. была учтена расчетным путем, в то время как должна была быть учтена в размере фактических расходов по оплате налога на прибыль в 2015 г.
Рассмотрев доводы Заявителя, а также письменные объяснения органа регулирования, ФАС России установлено следующее.
Согласно положениям статьи 23 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) при установлении, в том числе, сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков, должны учитывать требования о соблюдении экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, а также соблюдать основные принципы государственного регулирования цен (тарифов), в частности определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов), и учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов).
Пунктом 7 Основ ценообразования установлено, что при установлении регулируемых (цен) тарифов регулирующие органы учитывают в сбытовой надбавке экономически обоснованные расходы, понесенные регулируемой организацией, но не учтенные ранее в расчете сбытовых надбавок, а также экономически обоснованные недополученные доходы от регулируемой деятельности, полученные по независящим от регулируемой организации причинам.
В свою очередь, к экономически обоснованным расходам организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, относятся, в том числе выявленные на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов не учтенные ранее при установлении регулируемых цен (тарифов); расходы, фактически понесенные в периоде регулирования, на который устанавливались регулируемые цены (тарифы).
При расчете амортизационных отчислений на 2017 г. орган регулирования должен был руководствоваться информацией о фактически введенных объектах, в т.ч. объектах введенных в 2015 г.
В данном случае Министерство применило некорректный и не предусмотренный законодательством о бухгалтерском учете и налоговом учете способ расчета амортизационных отчислений на 2017 г. путем экстраполяции расходов ОАО "Калужская сбытовая компания" за 9 месяцев 2016 г., приведенных к годовым расходам.
Также ФАС России отмечает, по статьям затрат: "Ремонт", "Работы и услуги сторонних организаций", "Услуги связи", "Услуги вневедомственной охраны", "Аудиторские и консалтинговые услуги", "Техобслуживание зданий, автотранспорта", "Услуги почты по доставке квитанций населению", "Прочие расходы", "Расходы на командировки и представительские расходы", "Арендная плата", "Расходы на подготовку кадров", "Расходы на страхование", "Расходы на соблюдение стандартов по качеству обслуживания потребителей", "Расходы на выполнение иных обязательных требований в соответствии с законодательством РФ", "Земельный налог", "Налог на имущество" расчет также произведен некорректно.
Законодательством о государственном регулировании тарифов не предусмотрено приведение расходов за 9 месяцев неистекшего года с последующей индексацией, приведенных к году, расходов.
Применение подобного метода расчета не учитывает фактические расходы, которые регулируемые организации несут за период сентябрь-декабрь текущего года.
При расчете сбытовой надбавки на 2017 г. орган регулирования должен был руководствоваться фактическими показателями деятельности организации за 2015 г., поскольку на момент установления сбытой надбавки у Министерства отсутствовал факт 2016 г., а также представленными сбытовой компанией обосновывающими материалами.
Нормативными правовыми актами в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике при применении индексации расчетных значений расходов, учитываемых в регулируемых тарифах, предусмотрено индексирование исключительно годовых размеров расходов (плановых или фактических). Индексация приведенных к годовому значению расходов за девять месяцев не предусмотрена законодательством о государственном регулировании тарифов в сфере электроэнергетики.
На основании вышеизложенного, ФАС считает расчет органа регулирования в данной части необоснованным.
Также ФАС России отмечает, что в соответствии с пунктом 20 Основ ценообразования в необходимую валовую выручку включается величина налога на прибыль организаций по регулируемому виду деятельности, сформированная по данным бухгалтерского учета за последний истекший период.
На момент установления сбытовых надбавок на 2017 г., последним истекшим периодом являлся 2015 г., в этой связи Министерство должно было учесть в состав сбытовой надбавки регулируемой организации фактические расходы по оплате налога на прибыль в 2015.
Применение расчетного метода при определении величины данной статьи затрат ФАС России считает также необоснованным.
В части расходов на теплоснабжение ФАС России считает применение Министерством регионального индекса роста цен на теплоэнергию в размере 1,58 и 1,02, обоснованным.
Также в соответствии с положениями Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, экспертное заключение регулирующего органа, помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций, должно содержать, в том числе анализ экономической обоснованности расходов по статьям, анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, а также сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования.
Однако в нарушение вышеуказанных норм в экспертном заключении Министерства не отражены результаты анализа фактически понесенных расходов в сопоставлении с фактически полученной выручкой, а также в сопоставлении с плановыми показателями, учтенными регулирующим органом ранее при утверждении сбытовых надбавок для ОАО "Калужская сбытовая компания" на соответствующие периоды регулирования.
ФАС России установлено, что Министерством неправомерно не рассматривалась экономическая обоснованность фактических расходов ОАО "Калужская сбытовая компания" за 2013-2015 гг. и не принималось решения о компенсации в тарифах 2017 г. фактических экономически обоснованных расходов (в том числе расходы по оплате процентов за пользование кредитами банков, а также иные расходы по статьям затрат НВВ), не учтенных в тарифах 2013-2015.
Таким образом, отказ Министерства в рассмотрении и учете вышеуказанных расходов в сбытовой надбавке ОАО "Калужская сбытовая компания" противоречит положениям пункта 7 Основ ценообразования.
В соответствии с пунктом 1 Правил отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на электрическую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123, отмена решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области электроэнергетики возможна только в случае принятия такого решения органом регулирования с превышением полномочий.
Поскольку расчет сбытовой надбавки для ПАО "Калужская сбытовая компания" произведен с нарушением действующего законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов), орган регулирования превысил полномочия установив экономически необоснованные и противоречащие законодательству Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) сбытовые надбавки для ПАО "Калужская сбытовая компания".
На основании вышеизложенного руководствуясь пунктом 10 Правил отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений и городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123, на основании Решения Комиссии ФАС России от 13.07.2017, приказываю:
1. Признать Министерство конкурентной политики Калужской области превысившим полномочия, что выразилось в расчете сбытовой надбавки для ПАО "Калужская сбытовая компания" с нарушением п. 7 Основ ценообразования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178.
2. Удовлетворить требования ПАО "Калужская сбытовая компания" в части отмены приказа Министерства конкурентной политики Калужской области от 27.12.2016 N 392-РК "Об установлении сбытовых надбавок для гарантирующего поставщика электрической энергии открытое акционерное общество "Калужская сбытовая компания", поставляющего электрическую энергию (мощность) на розничном рынке, на 2017 год".
3. Отменить с 01.09.2017 г. приказ Министерства конкурентной политики Калужской области от 27.12.2016 N 392-РК "Об установлении сбытовых надбавок для гарантирующего поставщика электрической энергии Открытое акционерное общество "Калужская сбытовая компания", поставляющего электрическую энергию (мощность) на розничном рынке, на 2017 год".
4. Предписать органу регулирования пересчитать сбытовые надбавки для ПАО "Калужская сбытовая компания" в соответствии с действующим законодательством и мотивировочной частью приказа ФАС России и ввести в действие с 01.09.2017 г. решение об установлении сбытовых надбавок в отношении ПАО "Калужская сбытовая компания".
5. Об исполнении приказа органу регулирования в течение 10 рабочих дней с даты принятия, указанных в пунктах 3, 4 настоящего приказа решения, проинформировать Федеральную антимонопольную службу.
6. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФАС России С.А. Пузыревского.
Временно исполняющий |
А.Н. Голомолзин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 28 июля 2017 г. N 1002/17 "Об отмене приказа Министерства конкурентной политики Калужской области от 27.12.2016 N 392-РК "Об установлении сбытовых надбавок для гарантирующего поставщика электрической энергии Открытое акционерное общество "Калужская сбытовая компания", поставляющего электрическую энергию (мощность) на розничном рынке, на 2017 год"
Текст приказа официально опубликован не был