Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 24 октября 2018 г. N 92-АПГ18-7
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Зинченко И.Н.
при секретаре Тимохине И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Республики Тыва о признании недействующим в части пункта 12 Порядка выплаты в Республике Тыва социального пособия на погребение в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мёртвого ребёнка по истечении 154 дней беременности, утверждённого постановлением Правительства Республики Тыва от 27 марта 2013 года N 168, по апелляционной жалобе прокурора Республики Тыва на решение Верховного Суда Республики Тыва от 13 июня 2018 года, которым заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Правительства Республики Тыва от 27 марта 2013 года N 168, опубликованным в официальном печатном издании - в газете "Тувинская правда" 9 апреля 2013 года, N 13 и размещённым 5 апреля 2013 года на официальном портале Республики Тыва (gov.tuva.ru), 5 апреля 2013 года, утверждён Порядок выплаты социального пособия на погребение в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мёртвого ребёнка по истечении 154 дней беременности (далее - Порядок).
Изменения, внесённые в Порядок постановлением Правительства Республики Тыва от 7 февраля 2018 года N 38, размещены на официальном портале Республики Тыва (gov.tuva.ru) 8 февраля 2018 года.
Пунктом 12 Порядка установлено, что размер социального пособия на погребение, выплачиваемого в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мёртвого ребёнка по истечении 154 дней беременности (далее - социальное пособие на погребение за счёт регионального бюджета), предусматривается в размере 4916,4 рублей с последующей индексацией, исходя из прогнозируемого уровня инфляции, установленной федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, в сроки, определяемые Правительством Российской Федерации.
Прокурор Республики Тыва обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующей приведённой нормы в части слов "4916,4 рублей", то есть в части указания размера названного выше пособия, ввиду её несоответствия положениям статьи 10 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Федеральный закон о погребении).
Решением Верховного Суда Республики Тыва от 13 июня 2018 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе прокурора Республики Тыва ставится вопрос об отмене судебного акта ввиду неправильного применения норм материального права и о принятии нового решения об удовлетворении административного иска.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились.
Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает необходимым отменить судебный акт, как незаконный и необоснованный, по следующим основаниям.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что оспариваемая норма принята в установленном порядке уполномоченным органом государственной власти и её содержание соответствует статье 10 Федерального закона о погребении.
Судебная коллегия считает позицию суда первой инстанции неверной, основанной на неправильном применении норм материального права, регулирующих вопросы выплаты социального пособия на погребение за счёт регионального бюджета.
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов предоставления материальной и иной помощи для погребения (подпункт 41 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Специальным федеральным нормативным правовым актом, регулирующим отношения, связанные с погребением умерших, является Федеральный закон о погребении, который устанавливает в том числе гарантии погребения умершего с учётом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников; гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего (подпункты 1 и 2 статьи 1).
Статья 9 поименованного закона содержит исчерпывающий перечень услуг по погребению, которые оказываются на безвозмездной основе супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, стоимость которых определяется органами местного самоуправления по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мёртвого ребёнка по истечении 154 дней беременности (пункты 1 и 3).
Исходя из содержания пункта 5 названной статьи гражданам, не получившим гарантированный перечень услуг по погребению, выплачивается социальное пособие на погребение, предусмотренное статьёй 10 названного закона, в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, но не превышающем 4000 рублей, с последующей индексацией один раз в год с 1 февраля текущего года с учётом индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации. В районах и местностях, где установлен районный коэффициент к заработной плате, этот предел определяется с применением районного коэффициента.
Таким образом, федеральный законодатель осуществил правовое регулирование вопроса о размере социального пособия на погребение, определяемого из стоимости предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, ограничив его максимальный размер. Следовательно, размер социального пособия на погребение в каждом конкретном муниципальном образовании равен стоимости услуг, предусмотренных пунктом 1 статьи 9 Федерального закона о погребении, установленной органами местного самоуправления этого муниципального образования, и выплачивается в таком размере при условии, что не превышает 4 000 рублей (по состоянию на 1 января 2009 года) с последующей её ежегодной индексацией и применением районного коэффициента (при наличии).
Согласно части 1 статьи 12 Закона Республики Тыва от 16 августа 2000 года N 543 "О погребении и похоронном деле в Республике Тыва" в редакции, действующей на момент судебного разбирательства, социальное пособие, если погребение осуществлялось за счёт средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, выплачивается перечисленным лицам в соответствии с федеральным законодательством.
Между тем, как следует из содержания пункта 12 Порядка, орган исполнительной власти, вопреки предписаниям Федерального закона о погребении и поименованного регионального закона, для всех муниципальных образований республики установил одинаковый размер социального пособия на погребение по состоянию на 7 февраля 2018 года, определив его с учётом уровня инфляции, несмотря на то, что с 1 января 2018 года в связи с внесением Федеральным законом от 19 декабря 2016 года N 444-ФЗ изменений в статью 10 поименованного федерального закона индексация производится с учётом индекса роста потребительских цен с применением коэффициента, определяемого Правительством Российской Федерации, который с 1 февраля 2018 года согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 26 января 2018 года N 74 "Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2018 году", вступившему в силу с 1 февраля 2018 года, составляет 1,025.
При таком положении, принимая во внимание предписания части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которым при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд, проверяя законность оспариваемых положений нормативного правового акта, не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении, суд первой инстанции сделал неправильный вывод о соответствии оспариваемой части пункта 12 Порядка, определившей пособие в размере 4916.4 рублей, статье 10 Федерального закона о погребении, которой установлен порядок исчисления размера названного пособия и его предельная сумма, и вынес незаконный судебный акт. Следовательно, он подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении заявленного требования и о признании оспариваемого предписания недействующим со дня вступления апелляционного определения в силу, как это предусмотрено пунктом 1 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 307, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Тыва от 13 июня 2018 года отменить.
Принять по административному делу новое решение.
Признать пункт 12 Порядка выплаты в Республике Тыва социального пособия на погребение в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мёртвого ребёнка по истечении 154 дней беременности, утверждённого постановлением Правительства Республики Тыва от 27 марта 2013 года N 168, недействующим в части указания размера пособия в сумме 4916.4 рублей со дня вступления в силу апелляционного определения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Зинченко И.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 24 октября 2018 г. N 92-АПГ18-7
Текст определения официально опубликован не был