Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 24 октября 2018 г. N 45-АПГ18-16
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Зинченко И.Н.
при секретаре Тимохине И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Андреева Валерия Павловича о признании недействующим Закона Свердловской области от 4 апреля 2018 года N 45-ОЗ "О внесении изменения в статью 5 Закона Свердловской области "Об избрании органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области" по апелляционной жалобе административного истца на решение Свердловского областного суда от 25 июня 2018 года, которым отказано в удовлетворении заявленных требований.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., возражения против удовлетворения жалобы представителя Законодательного Собрания Свердловской области Лысакова В.В. и представителя Губернатора Свердловской области Кострицкого С.И., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
статьёй 5 Закона Свердловской области "Об избрании органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области" от 10 октября 2014 года N 85-ОЗ (далее - Закон N 85-ОЗ) регламентируются вопросы избрания глав городских округов, расположенных на территории Свердловской области.
Законом Свердловской области от 4 апреля 2018 года N 45-ОЗ "О внесении изменения в статью 5 Закона Свердловской области "Об избрании органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области", опубликованным в официальном издании "Областная газета", 6 апреля 2018 года, N 59 (далее - Закон N 45-ОЗ), в пункте 2 статьи 5 Закона N 85-ОЗ слова "избирается на муниципальных выборах, входит в состав представительного органа муниципального образования "город Екатеринбург" и исполняет полномочия его председателя" заменены словами "избирается представительным органом муниципального образования "город Екатеринбург" из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию".
Согласно статье 2 Закона N 45-ОЗ он вступает в силу через десять дней после его официального опубликования и применяется к правоотношениям, возникшим после истечения срока полномочий главы муниципального образования "город Екатеринбург", избранного до дня вступления в силу названного Закона.
Андреев В.П. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим с момента принятия Закона N 45-ОЗ считая, что при его принятии не учтена правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в постановлении от 1 декабря 2015 года N 30-П "По делу о проверке конституционности частей 4, 5 и 5.1 статьи 35, частей 2 и 3.1 статьи 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Постановление Конституционного Суда N 30-П), а также допущены нарушения его прав на непосредственное участие в выборах органов местного самоуправления.
Решением Свердловского областного суда от 25 июня 2018 года отказано в удовлетворении административного иска.
В апелляционной жалобе Андреевым В.П. ставится вопрос об отмене судебного акта по мотивам неправильного применения и истолкования судом норм материального права и принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Губернатором Свердловской области принесены возражения на апелляционную жалобу, в которых указывается на несостоятельность её доводов и законность судебного решения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился административный истец.
Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями материального и процессуального законодательства.
Разрешая вопрос о законности оспариваемого нормативного правового акта, суд правомерно исходил из того, что представительный орган Свердловской области, изменяя порядок избрания и полномочий главы муниципального образования города Екатеринбурга, действовал в пределах полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством, с соблюдением процедуры его принятия и введения в действие.
При этом суд правильно исходил из положений пункта "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, согласно которым установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Специальным законом, устанавливающим общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяющим государственные гарантии его осуществления, является Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ).
Абзацем вторым части 1 статьи 6 поименованного закона предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления относится правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в случаях и порядке, установленных названным федеральным законом.
Как следует из пункта 1 части 2 статьи 36 Федерального закона N 131-ФЗ глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования помимо избрания на муниципальных выборах, может избираться в том числе представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, причём подобный способ замещения должности главы муниципального образования существует наряду с его избранием представительным органом муниципального образования из своего состава.
Согласно абзацу первому части 3 статьи 34 названного выше закона порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчётность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 34 Устава муниципального образования "город Екатеринбург", принятого решением Екатеринбургской городской Думы от 30 июня 2005 года N 8/1 (далее - Устав) (в редакции решения Екатеринбургской городской Думы от 25 мая 2018 года N 11/81) определено, что Глава Екатеринбурга избирается городской Думой сроком на пять лет из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет Администрацию города Екатеринбурга (абзац первый).
Порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность Главы Екатеринбурга, общее число членов конкурсной комиссии устанавливаются городской Думой (абзац второй названного пункта).
Половина членов конкурсной комиссии назначается городской Думой, а другая половина - Губернатором Свердловской области (абзац третий этого пункта).
Таким образом, вывод суда первой инстанции о принятии Закона N 45-ОЗ в пределах компетенции Законодательного Собрания Свердловской области и его соответствии федеральному законодательству является правильным.
Вопреки утверждению административного истца в Постановлении Конституционного Суда N 30-П, принятого по заявлению депутатов Государственной Думы Федерального Собрания о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона N 131-ФЗ в связи с внесением в него изменений Федеральным законом от 27 мая 2014 года N 136-ФЗ, определяющих модель разграничения полномочий между уровнями публичной власти в сфере организации местного самоуправления, в основе которой лежал порядок формирования органов местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования непосредственно на основании названного Федерального закона, внесены изменения, предусматривающие в качестве общего правила решение данного вопроса с участием субъектов Российской Федерации, а также Федеральными законами от 23 июня 2014 года N 165-ФЗ и от 3 февраля 2015 года N 8-ФЗ, уточняющих возможные варианты замещения должности главы муниципального образования, изложена позиция о праве субъектов Российской Федерации в своих законах устанавливать единственно возможный (безальтернативный) вариант порядка избрания и места в системе органов местного самоуправления глав городских округов и муниципальных районов.
Суд первой инстанции, установив, что Законодательным Собранием Свердловской области до принятия оспариваемого закона была изучена и учтена практика избрания главы муниципального образования, а также произведён должный анализ факторов влияющих на процедуру формирования данного органа местного самоуправления, правомерно признал несостоятельным довод административного истца об отсутствии должного обоснования изменения порядка избрания главы муниципального образования.
Верным является заключение суда первой инстанции о том, что введение региональным законодателем нового порядка избрания Главы Екатеринбурга представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, не нарушает избирательных прав, так как не ограничивает участие Андреева В.П. в избрании главы муниципального образования в качестве избранного депутата, равно как и не исключает его прав на участие в муниципальных выборах депутатов представительного органа, избирающих Главу Екатеринбурга.
Иные утверждения, приведённые в апелляционной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права, так же не являются основанием для отмены обжалуемого судебного решения.
С учётом изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Свердловского областного суда от 25 июня 2018 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу Андреева Валерия Павловича - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Зинченко И.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 24 октября 2018 г. N 45-АПГ18-16
Текст определения официально опубликован не был