Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 19 октября 2018 г. N 44-КГ18-13
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Зинченко И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Бунтова Виталия Маратовича на определение судьи Соликамского городского суда Пермского края от 19 сентября 2017 года и определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 25 декабря 2017 года по административному материалу по административному исковому заявлению Бунтова В.М. к Федеральному казённому учреждению "Объединение исправительных колоний N ... с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю" (далее - ФКУ ОИК ... ОУХД ГУ ФСИН России по Пермскому краю) и временно исполняющему обязанности начальника медицинской части N ... Федерального казённого учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть N ... Федеральной службы исполнения наказаний" (далее - ФКУЗ МСЧ ... ФСИН России) об оспаривании постановления о помещении в штрафной изолятор, медицинских заключений, записей в медицинских документах.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Бунтов В.М. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным постановление должностного лица ФКУ ОИК ... ОУХД ГУ ФСИН России по Пермскому краю о применении к нему меры взыскания в виде водворения в штрафной изолятор, а также оспаривал заключение временно исполняющего обязанности начальника медицинской части N ... ФКУЗ МСЧ - ... ФСИН России и записи в медицинских документах.
На основании пункта 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определением судьи Соликамского городского суда Пермского края от 19 сентября 2017 года, оставленным без изменения определением судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 25 декабря 2017 года, Бунтову В.М. отказано в принятии административного искового заявления в части требований к временно исполняющему обязанности начальника медицинской части N ... ФКУЗ МСЧ - ... ФСИН России о признании незаконными медицинского заключения, записей в медицинских документах, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Определением судьи Пермского краевого суда от 11 апреля 2018 года отказано в передаче кассационной жалобы Бунтова В.М. для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 21 июня 2018 года материал истребован в Верховный Суд Российской Федерации, определением от 3 сентября 2018 года кассационная жалоба с материалом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
В кассационной жалобе, поданной Бунтовым В.М. в Верховный Суд Российской Федерации, ставится вопрос об отмене состоявшихся по его административному исковому заявлению судебных актов в части отказа в принятии административного искового заявления ввиду неправильного применения норм процессуального права.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материал, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия считает, что такие нарушения норм процессуального и материального права допущены при принятии обжалуемых судебных актов.
Отказывая Бунтову В.М. в принятии административного иска в приведённой выше части, судья первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, приводя в обоснование положения статьи 118 Конституции Российской Федерации, статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также правовые позиции, отражённые в абзацах четвёртом и пятом пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" и определений Конституционного Суда Российской Федерации от 24 ноября 2005 года N 508-О, от 19 июня 2007 года N 389-О-О, от 15 апреля 2008 года N 314-О-О, пришёл к выводу, что учреждение здравоохранения медицинская часть N ... ФКУЗ МСЧ - ... ФСИН России не включено в систему органов государственной власти и не является организацией, наделённой в конкретном случае отдельными государственными или иными публичными полномочиями, а начальник (исполняющий обязанности) этого учреждения государственным или муниципальным служащим не является в силу чего законность их действий подлежит проверке в порядке гражданского судопроизводства.
Судебная коллегия считает приведённые выводы ошибочными, основанными на неправильном применении норм материального права, регулирующих возникшие отношения, и неверном толковании норм процессуального права.
Конституция Российской Федерации каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (части 1 и 2 статьи 46).
Положения части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляют гражданину право обратиться в суд в том числе с требованиями об оспаривании бездействия органа государственной власти иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
В силу пункта 2 части 2 статьи 1 поименованного кодекса суды в порядке, предусмотренном этим кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании бездействия органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц.
Согласно статье 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами.
Пунктом 1 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314 (далее - Положение), установлено, что Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осуждённых и осуждённых, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, и по контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений.
Согласно абзацу четвёртому подпункта 2 пункта 7 Положения ФСИН России осуществляет медико-санитарное обеспечение осуждённых и лиц, содержащихся под стражей, федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также применение к осуждённым принудительных мер медицинского характера и обязательного лечения.
Приказом ФСИН России от 22 декабря 2014 года N 743 утверждено Типовое штатное расписание медико-санитарной части, в соответствии с которым начальник медико-санитарной части - врач, а также иные лица, замещающие должности врачей, имеют специальные звания внутренней службы.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 1 декабря 2014 года N 233 установлен перечень предприятий, учреждений и организаций уголовно-исполнительной системы, служба в которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях - один месяц службы за полтора месяца.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного приказа следует читать как "от 1 декабря 2005 г."
В названный перечень включены учреждения здравоохранения уголовно-исполнительной системы (лечебные исправительные учреждения для осуждённых, лечебно-профилактические учреждения для осуждённых, учреждения здравоохранения особого типа, учреждения ФСИН России, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, центры гигиены и эпидемиологии и другие учреждения, обеспечивающие государственный санитарно-эпидемиологический надзор на объектах ФСИН России, лечебно-профилактические учреждения для персонала и членов их семей, медико-санитарные части ФСИН России, не осуществляющие лечение больных туберкулёзом (пункт 1).
Следовательно, начальник медицинской части N ... ФКУЗ МСЧ - ... ФСИН России является должностным лицом уголовно-исполнительной системы, оспаривание действий и решений которого осуществляется в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Как следует из административного материала, требования Бунтова В.М. о признании незаконным постановления должностного лица ФКУ ОИК _ ОУХД ГУ ФСИН России по Пермскому краю о применении к нему меры взыскания в виде водворения в штрафной изолятор и оспаривании заключения временно исполняющего обязанности начальника медицинской части N ... ФКУЗ МСЧ - ... ФСИН России и записи в медицинских документах взаимосвязаны.
В связи с чем требования об оспаривании заключения временно исполняющего обязанности начальника медицинской части N ... ФКУЗ МСЧ - ... ФСИН России и записи в медицинских документах не носят гражданско-правовой характер и подлежали рассмотрению вместе с административным исковым заявлением Бунтова В.М. о признании незаконным постановления о применении к нему мер взыскания в виде водворения в штрафной изолятор.
Судебная коллегия, установив, что допущенные судебными инстанциями нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, повлекли принятие незаконных судебных актов, без отмены которых невозможны восстановление и защита прав и законных интересов Бунтова В.М., считает необходимым отменить их и направить материал в обжалуемой части в суд первой инстанции для рассмотрения вопроса о принятии его к производству.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
определение судьи Соликамского городского суда Пермского края от 19 сентября 2017 года и определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 25 декабря 2017 года в части отказа в принятии административного искового заявления к временно исполняющему обязанности начальника медицинской части N ... ФКУЗ МСЧ - ... ФСИН России о признании незаконными медицинского заключения, записей в медицинских документах, возложении обязанности устранить допущенные нарушения отменить.
Материал по административному исковому заявлению Бунтова В.М. в приведённой части направить в Соликамский городской суд Пермского края для рассмотрения вопроса о принятии его к производству.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Зинченко И.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 19 октября 2018 г. N 44-КГ18-13
Текст определения официально опубликован не был