Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 октября 2018 г. N 26-КГ18-39
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Жубрина М.А., Кириллова В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 15 октября 2018 г. гражданское дело по иску Арчакова Руслана Османовича к Министерству внутренних дел по Республике Ингушетия о признании недействительным решения об аннулировании удостоверения ветерана боевых действий и о прекращении ежемесячной денежной выплаты как ветерану боевых действий, по встречному иску Министерства внутренних дел по Республике Ингушетия к Арчакову Руслану Османовичу о признании недействительным удостоверения ветерана боевых действий, выданного Арчакову Руслану Османовичу, и об обязании сдать данный документ
по кассационной жалобе представителя Министерства внутренних дел по Республике Ингушетия по доверенности Гадаборшевой Раисы Амирхановны на решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от 26 октября 2017 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 14 декабря 2017 г., которыми исковые требования Арчакова Р.О. удовлетворены и в удовлетворении встречного искового заявления Министерства внутренних дел по Республике Ингушетия отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Жубрина М.А., объяснения представителя Министерства внутренних дел по Республике Ингушетия по доверенности Торгушиной Н.В., поддержавшей доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Арчаков Р.О. обратился 17 июля 2017 г. в суд с иском к Министерству внутренних дел по Республике Ингушетия (далее также - МВД по Республике Ингушетия) о признании недействительным решения об аннулировании (признании недействительным) удостоверения ветерана боевых действий и о прекращении ежемесячной денежной выплаты как ветерану боевых действий.
В обоснование исковых требований Арчаков Р.О. ссылался на то, что проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации в МВД по Республике Ингушетия.
Истец указал, что 29 декабря 2005 г. комиссией МВД по Республике Ингушетия по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий (далее также - комиссия МВД по Республике Ингушетия) ему было выдано удостоверение ветерана боевых действий серии ..., дающее право на получение льгот, установленных пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Письмом временно исполняющего обязанности начальника управления по работе с личным составом МВД по Республике Ингушетия от 13 июня 2017 г. Арчакову Р.О. было сообщено о том, что комиссией МВД по Республике Ингушетия по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий проведена проверка обоснованности и правомерности ранее выданных удостоверений ветерана боевых действий. По результатам проверки установлено, что удостоверение ветерана боевых действий было выдано Арчакову Р.О. ошибочно, без достаточных на то оснований, в связи с чем в настоящее время ему прекращена ежемесячная денежная выплата как ветерану боевых действий.
По мнению Арчакова Р.О., данное решение комиссии МВД по Республике Ингушетия является незаконным ввиду того, что комиссия МВД по Республике Ингушетия по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверения ветерана боевых действий не наделена соответствующими полномочиями по аннулированию (признанию недействительными) таких удостоверений и прекращению ежемесячной денежной выплаты ему как ветерану боевых действий. По указанным основаниям истец просил суд признать недействительным решение МВД по Республике Ингушетия об аннулировании (признании недействительным) выданного ему удостоверения ветерана боевых действий и о прекращении ежемесячной денежной выплаты ему как ветерану боевых действий; обязать ответчика устранить допущенные нарушения.
МВД по Республике Ингушетия предъявило встречный иск к Арчакову Р.О. о признании недействительным выданного ему удостоверения ветерана боевых действий и о возложении на Арчакова Р.О. обязанности сдать этот документ, указав в обоснование иска на то, что документальное подтверждение факта участия Арчакова Р.О. в боевых действиях отсутствует, при этом сотрудники органов внутренних дел, выполнявшие задачи по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта на территории Республики Северная Осетия-Алания и Республики Ингушетия, в силу положений Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам боевых действий не относятся, само по себе нахождение Арчакова Р.О. в зоне вооружённого конфликта на приграничной территории к Чеченской Республике не означает фактическое его участие в боевых действиях и не является основанием для выдачи ему удостоверения ветерана боевых действий.
Решением Магасского районного суда Республики Ингушетия от 26 октября 2017 г. исковые требования Арчакова Р.О. удовлетворены. Признано недействительным решение МВД по Республике Ингушетия об аннулировании удостоверения ветерана боевых действий, выданного Арчакову Р.О., и о прекращении ему ежемесячной денежной выплаты как ветерану боевых действий. На МВД по Республике Ингушетия возложена обязанность в течение трёх рабочих дней со дня вступления в силу данного решения суда отменить решение об аннулировании удостоверения ветерана боевых действий, выданного Арчакову Р.О., и возобновить осуществление ему ежемесячной денежной выплаты как ветерану боевых действий.
В удовлетворении встречного искового заявления МВД по Республике Ингушетия к Арчакову Р.О. о признании недействительным удостоверения ветерана боевых действий отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 14 декабря 2017 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе представителя Министерства внутренних дел по Республике Ингушетия по доверенности Гадаборшевой Р.А. ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены названных судебных постановлений, как незаконных.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы 20 июня 2018 г. судьёй Верховного Суда Российской Федерации Кирилловым В.С. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и его же определением от 31 августа 2018 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явился представитель третьего лица по делу - Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Ингушетия, сведений о причинах неявки не представил. От Арчакова Р.О. поступила телефонограмма об отсутствии возможности явиться в судебное заседание. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьёй 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив обоснованность доводов кассационной жалобы, заслушав объяснения представителя МВД по Республике Ингушетия, явившегося в судебное заседание, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, так как имеются предусмотренные законом основания для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела имеются такого характера существенные нарушения норм материального и процессуального права, допущенные судами первой и апелляционной инстанций, и они выразились в следующем.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Арчаков Р.О. с января 1994 г. по декабрь 2004 г. проходил службу в органах внутренних дел Республики Ингушетия.
29 декабря 2005 г. Арчакову Р.О. было выдано удостоверение ветерана боевых действий серия РМ N 0097566, дающее право на получение льгот, установленных пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Решением Сунженского районного суда Республики Ингушетия от 3 мая 2006 г. удовлетворены исковые требования Арчакова Р.О. к МВД по Республике Ингушетия о взыскании дополнительных денежных выплат за выполнение задач при вооружённых конфликтах. Суд взыскал с МВД по Республике Ингушетия в пользу Арчакова Р.О. дополнительное денежное содержание с учётом индексации денежной суммы в размере 900 824,68 руб.
22 марта 2016 г. в МВД по Республике Ингушетия поступило письмо начальника Департамента государственной службы и кадров МВД России от 21 марта 2016 г., согласно которому в феврале 2008 г. сотрудниками МВД России в МВД по Республике Ингушетия была проведена проверка правомерности признания сотрудников и пенсионеров МВД по Республике Ингушетия ветеранами боевых действий, а также обоснованности зачёта в выслугу лет для назначения пенсии за выслугу лет в льготном исчислении периода их участия в ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта в октябре-ноябре 1992 г. В ходе проведённой проверки в МВД по Республике Ингушетия были выявлены лица, которым удостоверения ветерана боевых действий выданы без законных оснований.
Письмом заместителя начальника Департамента государственной службы и кадров МВД России от 1 августа 2016 г. на имя министра внутренних дел по Республике Ингушетия сообщалось, что Департаментом государственной службы и кадров МВД России при рассмотрении обращения ГУ МВД России по г. Москве по вопросу применения решения Назрановского районного суда Республики Ингушетия от 17 октября 2005 г. и правомерности выдачи удостоверения ветерана боевых действий Евлоеву М.М. было выявлено, что до февраля 2008 г. МВД по Республике Ингушетия названное решение использовалось как судебное прецедентное решение в отношении неопределенного круга лиц. Однако в силу положений Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" сотрудники органов внутренних дел, выполнявшие задачи по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта на территории Республики Северная Осетия-Алания и Республики Ингушетия, к ветеранам боевых действий не относятся, решение Назрановского районного суда Республики Ингушетия от 17 октября 2005 г. вынесено в отношении определенного круга лиц и не подлежит применению как прецедентное решение. В письме содержалась также просьба о проведении проверки наличия оснований для выдачи удостоверений ветерана боевых действий сотрудникам МВД по Республике Ингушетия.
Письмом временно исполняющего обязанности начальника управления по работе с личным составом МВД по Республике Ингушетия от 13 июня 2017 г. Арчакову Р.О. было сообщено о том, что комиссией МВД по Республике Ингушетия по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий проведена проверка обоснованности и правомерности ранее выданных удостоверений ветерана боевых действий. По результатам проверки установлено, что удостоверение ветерана боевых действий было выдано Арчакову Р.О. ошибочно, без достаточных на то оснований, в связи с чем в настоящее время ему прекращена ежемесячная денежная выплата как ветерану боевых действий.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Арчакова Р.О. о признании недействительным решения МВД по Республике Ингушетия об аннулировании удостоверения ветерана боевых действий и о прекращении истцу ежемесячной денежной выплаты как ветерану боевых действий, суд первой инстанции со ссылкой на постановление Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий", Инструкцию о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утверждённую приказом МВД России от 7 мая 2004 г. N 282, исходил из того, что приведёнными нормативными актами МВД по Республике Ингушетия было уполномочено только на выдачу удостоверений ветерана боевых действий, между тем полномочий по признанию недействительными таких удостоверений, а равно как и возможности лишения истца права на получение соответствующих льгот, ответчику не предоставлено. Суд указал, что решения о признании недействительным удостоверения ветерана боевых действий и о прекращении ежемесячной денежной выплаты как ветерану боевых действий могли быть приняты только в судебном порядке по заявлению заинтересованных лиц, в рамках рассмотрения которого должен разрешаться вопрос о наличии у истца права на получение удостоверения ветерана боевых действий.
Также суд первой инстанции указал, что вступившим в законную силу решением Магасского районного суда от 23 мая 2017 г. признан незаконным приказ МВД по Республике Ингушетия от 27 сентября 2016 г. N 501 "О внесении изменений в Положение о комиссии МВД по Республике Ингушетия по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, утвержденное приказом МВД по Республике Ингушетия от 14 апреля 2016 г. N 201", наделяющий комиссию МВД по Республике Ингушетия полномочиями по проверке и пересмотру материалов, послуживших основанием для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, а также по организации работы по аннулированию и изъятию необоснованно выданных удостоверений.
Отказывая в удовлетворении встречного иска МВД по Республике Ингушетия к Арчакову Р.О., суд первой инстанции исходил из того, что выданное Арчакову Р.О. в 2005 году удостоверение ветерана боевых действий является документом, по предъявлении которого ему предоставляются льготы, предусмотренные пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", на протяжении длительного периода с 2005 по 2016 годы МВД по Республике Ингушетия не оспаривало наличие у Арчакова Р.О. статуса ветерана боевых действий, при этом злоупотребление правом со стороны Арчакова Р.О. при получении удостоверения ветерана боевых действий не установлено.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, дополнительно указав на то, что приказ МВД по Республике Ингушетия от 27 сентября 2016 г. N 501 "О внесении изменений в Положение о комиссии МВД по Республике Ингушетия по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, утвержденное приказом МВД по Республике Ингушетия от 14 апреля 2016 г. N 201", дополнивший пункт 16 названного положения подпунктом 16.6, противоречит нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, имеющим большую юридическую силу.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также сделаны с существенным нарушением норм процессуального права.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (часть 1 статьи 7) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права к компетенции законодателя (часть 2 статьи 39).
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе ветеранов боевых действий, предусмотрены Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах"), который, как следует из его преамбулы, направлен на создание условий, обеспечивающих материальное и моральное благополучие ветеранов с учётом их заслуг перед обществом и государством.
Федеральный закон "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относит военнослужащих, в том числе уволенных в запас (отставку), военнообязанных, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работников указанных органов, работников Министерства обороны СССР и работников Министерства обороны Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленных в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавших участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1 статьи 3).
Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к названному федеральному закону (пункт 3 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах").
Согласно подпунктам 1-5 пункта 1 статьи 13 Федерального закона "О ветеранах" социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации, получение ежемесячной денежной выплаты, предоставление жилых помещений, компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, оказание медицинской помощи и протезно-ортопедической помощи.
Статьёй 16 Федерального закона "О ветеранах" определены меры социальной поддержки ветеранов боевых действий.
К числу таких мер социальной поддержки относятся льготы по пенсионному обеспечению, предоставляемые ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 данного федерального закона, в соответствии с законодательством, а также право на ежемесячную денежную выплату ветеранам боевых действий, установленное подпунктом 3 пункта 1 статьи 23.1 этого федерального закона.
Статьёй 28 Федерального закона "О ветеранах" определено, что реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 г. или Правительством Российской Федерации.
Во исполнение приведённых положений Федерального закона "О ветеранах" Правительство Российской Федерации постановлением от 19 декабря 2003 г. N 763 утвердило единый образец бланка удостоверения ветерана боевых действий, его описание и инструкцию о порядке заполнения, выдачи и учёта данного удостоверения (далее - Инструкция).
Пунктом 1 Инструкции предусмотрено, что удостоверение ветерана боевых действий, выдаваемое лицам, указанным в статье 3 Федерального закона "О ветеранах", является документом, подтверждающим право на предоставление им мер социальной поддержки.
В силу пункта 2 Инструкции выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти (федеральных государственных органах) и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" МВД России разработана и утверждена приказом от 7 мая 2004 г. N 282 Инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий).
Данная инструкция, как указано в её пункте 1, определяет порядок выдачи в системе МВД России удостоверений ветерана боевых действий лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел работникам органов внутренних дел, военнослужащим и лицам гражданского персонала внутренних войск МВД России, гражданам, уволенным из органов внутренних дел (внутренних войск) МВД России, иных государственных органов, правопреемником которых является МВД России, из числа лиц, указанных в подпунктах 1-6 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах".
Согласно подпункту 2.2 пункта 2 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий удостоверения оформляются и выдаются сотрудникам и работникам территориальных органов МВД России, образовательных, научных, медико-санитарных и санаторно-курортных организаций системы МВД России, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел, через кадровые подразделения территориальных органов МВД России на региональном уровне по месту дислокации таких подразделений при наличии подтверждающих документов, поступающих из кадровых подразделений соответствующих органов внутренних дел.
Гражданам, уволенным из органов внутренних дел (внутренних войск) МВД России с правом на пенсию, удостоверения оформляются и выдаются через соответствующие пенсионные подразделения МВД России, осуществляющие их пенсионное обслуживание при наличии подтверждающих документов, поступающих из кадровых подразделений соответствующих органов внутренних дел и кадровых подразделений воинских формирований внутренних войск МВД России по соответствующим запросам пенсионных подразделений (подпункт 2.4 пункта 2 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий).
Перечень подтверждающих документов, необходимых для выдачи удостоверения ветерана боевых действий, содержится в пункте 3 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий.
Из приведённых нормативных положений следует, что наделение гражданина статусом ветерана боевых действий с выдачей соответствующего удостоверения является результатом совершения ряда действий, в том числе связанных с установлением уполномоченным органом на основании представленных документов права гражданина на приобретение этого статуса. Решение о выдаче гражданину удостоверения ветерана боевых действий, являющегося документом, подтверждающим право на предоставление мер социальной поддержки, принимается уполномоченными государством органами на основе полной и всесторонней оценки фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на получение такого статуса, и в строгом соответствии с установленными требованиями.
Исходя из пунктов 1, 5, 13, 14 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. N 699, МВД России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере внутренних дел. При этом МВД России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через органы внутренних дел. В единую централизованную систему МВД России входят: органы внутренних дел, включающие в себя полицию; организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России. В состав органов внутренних дел входят в том числе: центральный аппарат МВД России, территориальные органы МВД России.
Аналогичное правовое регулирование содержалось в Положении о МВД России, утверждённом Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. N 248 и действовавшем до 21 декабря 2016 г.
Таким образом, МВД России и его территориальные органы, одним из которых является МВД по Республике Ингушетия, в силу приведённых правовых норм, в том числе Федерального закона "О ветеранах" и постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий", уполномочены производить оформление и выдачу удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России и обязаны осуществлять действия, направленные на реализацию требований законодательства о недопустимости необоснованной выдачи данных удостоверений.
Положением о МВД по Республике Ингушетия, утверждённым приказом МВД России от 27 апреля 2011 г. N 253 и действовавшим на момент возникновения спорных отношений, было предусмотрено, что МВД по Республике Ингушетия осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами МВД России (подпункт 49 пункта 12).
Подпунктом 11 пункта 13 названного положения закреплено право МВД по Республике Ингушетия в целях реализации своих полномочий образовывать координационные, консультативные, экспертные и совещательные органы (советы, комиссии), в том числе межведомственные, в установленной сфере деятельности.
В действующем в настоящее время Положении о МВД по Республике Ингушетия, утверждённом приказом МВД России от 26 июля 2017 г. N 535, установлено сходное приведённому правовое регулирование (подпункт 60 пункта 13 и подпункт 11 пункта 14).
В целях практической реализации норм Федерального закона "О ветеранах", постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" и требований приказа МВД России от 7 мая 2004 г. N 282 "О порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России" приказом МВД по Республике Ингушетия от 14 апреля 2016 г. N 201 утверждено Положение о комиссии МВД по Республике Ингушетия по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий (пункт 1 и подпункт 16.1 пункта 16 данного положения) (далее также - Положение о комиссии МВД по Республике Ингушетия).
К основным задачам комиссии МВД по Республике Ингушетия по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий отнесено в том числе рассмотрение материалов по выдаче удостоверений ветерана боевых действий (подпункт 16.2 пункта 16 Положения о комиссии МВД по Республике Ингушетия). При рассмотрении вопросов комиссия имеет право: запрашивать от подразделений внутренних дел, воинских частей, военных комиссариатов и архивов в установленном порядке необходимые документы, требующиеся для принятия решений комиссией; принимать решения по существу поставленных вопросов (подпункты 17.1, 17.2 пункта 17 Положения о комиссии МВД по Республике Ингушетия).
Приказом МВД по Республике Ингушетия от 27 сентября 2016 г. N 501 в пределах предоставленных МВД по Республике Ингушетия полномочий, что также подтверждено кассационным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 17 августа 2018 г. N 26-КГ18-22, в Положение о комиссии МВД по Республике Ингушетия по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, утверждённое приказом МВД по Республике Ингушетия от 14 апреля 2016 г. N 201, были внесены изменения, а именно, его пункт 16 дополнен подпунктом 16.6, которым к основным задачам комиссии были отнесены дополнительные функции, такие как проверка и пересмотр материалов, послуживших основанием для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, организация работы по аннулированию и изъятию необоснованно выданных удостоверений ветерана боевых действий, а также по прекращению в установленном порядке ежемесячной денежной выплаты в случае утраты оснований для получения удостоверения ветерана боевых действий.
Таким образом, необходимость предоставления МВД по Республике Ингушетия перечисленных в подпункте 16.6 пункта 16 Положения о комиссии МВД по Республике Ингушетия по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий полномочий обусловлена наличием у МВД по Республике Ингушетия обязанности по осуществлению проверки законности оснований для выдачи удостоверения ветерана боевых действий, принятию решений по результатам такой проверки и направлена на исключение случаев необоснованной выдачи такого удостоверения, а равно на выявление ошибок, выразившихся в наделении соответствующим правовым статусом граждан без законных к тому оснований. Данная деятельность МВД по Республике Ингушетия, в том числе комиссии МВД по Республике Ингушетия по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, не носит произвольного характера, а имеет целью обеспечение соблюдения требований законодательства, регулирующего порядок выдачи лицам удостоверений ветерана боевых действий.
Поскольку МВД по Республике Ингушетия уполномочено производить оформление и выдачу удостоверений ветерана боевых действий и в связи с этим на него возложена обязанность осуществлять действия, направленные на проверку материалов, послуживших основанием для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий лицам, получившим соответствующий статус, то в силу приведённого выше правового регулирования в случае выявления факта необоснованной выдачи таких удостоверений МВД по Республике Ингушетия организует работу по их аннулированию и изъятию, а также по прекращению предоставления социальных гарантий при утрате законных оснований для получения лицом статуса ветерана боевых действий, то есть исправляет таким образом допущенные ранее при выдаче удостоверений ошибки.
Как отметил Европейский Суд по правам человека, в качестве общего принципа органы власти не должны быть лишены права исправления ошибок, особенно вызванных их собственной небрежностью; в противном случае нарушался бы принцип недопустимости неосновательного обогащения; это также было бы несправедливым по отношению к другим участникам системы социального обеспечения, в особенности по отношению к тем, кому было отказано в назначении выплат (пособия) по причине их несоответствия установленным законом требованиям, и, наконец, могло бы повлечь ненадлежащее распределение ограниченных общественных средств, что само по себе противоречило бы публичному интересу (постановление от 15 сентября 2009 г. по делу "Москаль (Moskal) против Польши").
Определение же правовых способов исправления таких ошибок независимо от срока, прошедшего после их совершения, является не только правом, но и обязанностью государства.
Между тем суды первой и апелляционной инстанций, разрешая спор, положения приведённых нормативных актов в их взаимосвязи с правовой позицией Европейского Суда по правам человека не учли, вследствие чего пришли к ошибочному выводу об отсутствии у МВД по Республике Ингушетия полномочий по проверке и пересмотру материалов, послуживших основанием для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, организации работы по аннулированию необоснованно выданных удостоверений ветерана боевых действий со ссылкой на незаконность приказа МВД по Республике Ингушетия от 27 сентября 2016 г. N 501.
Суждение судебных инстанций о том, что решение о признании недействительным удостоверения ветерана боевых действий, выданного Арчакову Р.О., и, как следствие, прекращение ежемесячной денежной выплаты Арчакову Р.О. как ветерану боевых действий, могли быть приняты только судом по заявлению заинтересованных лиц, не основано на нормах закона и противоречит приведённому правовому регулированию спорных отношений.
Кроме того, кассационным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 17 августа 2018 г. N 26-КГ18-22 решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от 23 мая 2017 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 1 августа 2017 г., которыми по иску Килоева М.Х. приказ МВД по Республике Ингушетия от 27 сентября 2016 г. N 501 "О внесении изменений в Положение о комиссии МВД по Республике Ингушетия по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, утверждённое приказом МВД по Республике Ингушетия от 14 апреля 2016 г. N 201" признан незаконным и недействующим со дня издания, отменены. По делу принято новое решение об отказе в удовлетворении административного иска Килоева М.Х. об оспаривании приказа МВД по Республике Ингушетия от 27 сентября 2016 г. N 501 "О внесении изменений в Положение о комиссии МВД по Республике Ингушетия по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, утверждённое приказом МВД по Республике Ингушетия от 14 апреля 2016 г. N 201".
При таких обстоятельствах нельзя признать основанной на законе и ссылку судов первой и апелляционной инстанций в обоснование отказа в удовлетворении встречного иска МВД по Республике Ингушетия о признании недействительным удостоверения ветерана боевых действий, выданного Арчакову Р.О., на то, что МВД по Республике Ингушетия ранее признало за Арчаковым Р.О. права на льготы как за ветераном боевых действий с выдачей ему удостоверения ветерана боевых действий бессрочно и на протяжении длительного периода (с 2005 по 2016 год) не оспаривало наличие у истца статуса ветерана боевых действий.
С учётом подлежащих применению к спорным отношениям норм материального права, регулирующих порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий, юридически значимым, подлежащим выяснению и доказыванию как для разрешения иска Арчакова Р.О. о признании незаконным решения МВД по Республике Ингушетия об аннулировании удостоверения ветерана боевых действий и о прекращении ежемесячной денежной выплаты как ветерану боевых действий, так и для разрешения встречного иска МВД по Республике Ингушетия к Арчакову Р.О. о признании недействительным выданного ему удостоверения ветерана боевых действий являлось установление судом обстоятельств наличия у Арчакова Р.О. права на получение звания ветерана боевых действий, а также соблюдения процедуры выдачи Арчакову Р.О. удостоверения, в частности того, имелись ли в комиссии МВД по Республике Ингушетия соответствующие материалы, послужившие основанием для приобретения истцом статуса ветерана боевых действий и выдачи Арчакову Р.О. удостоверения ветерана боевых действий.
Однако в нарушение положений норм материального права и требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, а именно наличие оснований для выдачи Арчакову Р.О. удостоверения ветерана боевых действий и соблюдение процедуры оформления и выдачи истцу такого удостоверения, судами первой и апелляционной инстанций не устанавливались, предметом обсуждения не являлись и, соответственно, правовой оценки согласно правилам, установленным статьями 67, 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не получили, в связи с чем выводы судов первой и апелляционной инстанций об удовлетворении иска Арчакова Р.О. и об отказе в удовлетворении встречного иска МВД по Республике Ингушетия являются неправомерными.
Ввиду изложенного обжалуемые судебные постановления нельзя признать законными, поскольку они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует разрешить исковые требования Арчакова Р.О. о признании недействительным решения МВД по Республике Ингушетия об аннулировании удостоверения ветерана боевых действий и о прекращении ежемесячной денежной выплаты как ветерану боевых действий и встречные исковые требования МВД по Республике Ингушетия о признании недействительным выданного Арчакову Р.О. удостоверения ветерана боевых действий и обязании сдать данный документ в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от 26 октября 2017 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 14 декабря 2017 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Магасский районный суд Республики Ингушетия.
Председательствующий |
Пчелинцева Л.М. |
Судьи |
Жубрин М.А. |
|
Кириллов В.С. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 октября 2018 г. N 26-КГ18-39
Текст определения официально опубликован не был