Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 8 октября 2018 г. N 26-КГ18-15
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Кириллова В.С. и Гуляевой Г.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 8 октября 2018 г. гражданское дело по иску Оздоева Темерхана Макшариповича к Министерству внутренних дел по Республике Ингушетия о признании незаконным решения комиссии Министерства внутренних дел по Республике Ингушетия по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий об аннулировании необоснованно выданного удостоверения ветерана боевых действий и о прекращении ежемесячной денежной выплаты как ветерану боевых действий, по встречному иску Министерства внутренних дел по Республике Ингушетия к Оздоеву Темерхану Макшариповичу о признании недействительным удостоверения ветерана боевых действий, возложении обязанности сдать данный документ
по кассационной жалобе представителей Министерства внутренних дел по Республике Ингушетия по доверенности Гадаборшевой Раисы Амирхановны и Курсаева Александра Викторовича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 14 сентября 2017 г., которым исковые требования удовлетворены, в удовлетворении встречного иска отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В.С., выслушав объяснения представителя Министерства внутренних дел по Республике Ингушетия Курсаева А.В., поддержавшего доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Оздоев Т.М. 29 марта 2017 г. обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел по Республике Ингушетия (далее - МВД по Республике Ингушетия) о признании незаконным решения комиссии Министерства внутренних дел по Республике Ингушетия по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий об аннулировании необоснованно выданного удостоверения ветерана боевых действий и о прекращении ежемесячной денежной выплаты как ветерану боевых действий.
В обоснование заявленных требований Оздоев Т.М. ссылался на то, что он проходил службу в органах внутренних дел Республики Ингушетия на различных должностях, в период прохождения службы принимал участие в выполнении задач в зоне вооруженного конфликта, в связи с этим в январе 2006 г. Оздоеву Т.М. было выдано удостоверение ветерана боевых действий, и с этого же времени ему выплачивалась ежемесячная денежная выплата как ветерану боевых действий.
Письмом Управления по работе с личным составом МВД по Республике Ингушетия от 29 декабря 2016 г. Оздоеву Т.М. было сообщено, что по результатам проверки обоснованности и правомерности ранее выданных удостоверений ветерана боевых действий, проведённой комиссией МВД по Республике Ингушетия по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий (далее также - комиссия МВД по Республике Ингушетия), было выявлено, что удостоверение ветерана боевых действий выдано Оздоеву Т.М. ошибочно, без достаточных на то оснований, в связи с чем ежемесячная денежная выплата ему как ветерану боевых действий прекращена, Оздоеву Т.М. предложено сдать удостоверение для уничтожения в установленном законом порядке.
Оздоев Т.М. считал данное решение комиссии МВД по Республике Ингушетия незаконным, полагая, что факт несения им службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте подтверждается записями в его трудовой книжке о поощрениях в связи с выполнением боевых задач, справкой-объективкой, выданной МВД по Республике Ингушетия, а также приказами МВД по Республике Ингушетия.
С учетом изложенного Оздоев Т.М. просил суд признать незаконным решение МВД по Республике Ингушетия об аннулировании удостоверения ветерана боевых действий и о прекращении ежемесячных денежных выплат ему как ветерану боевых действий.
МВД по Республике Ингушетия предъявило встречный иск к Оздоеву Т.М. о признании недействительным выданного ему удостоверения ветерана боевых действий и о возложении на Оздоева Т.М. обязанности сдать этот документ, указав в обоснование иска на то, что документальное подтверждение факта участия Оздоева Т.М. в боевых действиях отсутствует, при этом сотрудники органов внутренних дел, выполнявшие задачи по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта на территории Республики Северная Осетия - Алания и Республики Ингушетия, в силу положений Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам боевых действий не относятся, само по себе нахождение Оздоева Т.М. в зоне вооружённого конфликта на приграничной территории к Чеченской Республике не означает фактического его участия в боевых действиях и не является основанием для выдачи ему удостоверения ветерана боевых действий.
Решением Магасского районного суда Республики Ингушетия от 29 мая 2017 г. исковые требования Оздоева Т.М. удовлетворены. Признано незаконным решение МВД по Республике Ингушетия об аннулировании удостоверения ветерана боевых действий, выданного Оздоеву Т.М., и о прекращении ему ежемесячных денежных выплат как ветерану боевых действий. В удовлетворении встречного искового заявления МВД по Республике Ингушетия к Оздоеву Т.М. о признании недействительным удостоверения ветерана боевых действий отказано.
При рассмотрении апелляционной жалобы МВД по Республике Ингушетия на решение суда первой инстанции суд апелляционной инстанции, придя к выводу о том, что судом первой инстанции разрешён вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлечённых к участию в деле, в соответствии с частью 5 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации перешёл к рассмотрению дела в суде апелляционной инстанции по правилам производства в суде первой инстанции без учёта особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и привлёк к участию в деле в качестве третьего лица Государственное учреждение - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Ингушетия.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 14 сентября 2017 г. решение суда первой инстанции отменено. По делу принято новое решение, которым исковые требования Оздоева Т.М. удовлетворены. Признано незаконным решение МВД по Республике Ингушетия об аннулировании удостоверения ветерана боевых действий, выданного Оздоеву Т.М. На МВД по Республике Ингушетия и на Государственное учреждение - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Ингушетия, группу пенсионного отдела ЦФО МВД по Республике Ингушетия возложена обязанность по возобновлению с момента прекращения ранее установленной ежемесячной доплаты Оздоеву Т.М. как ветерану боевых действий.
В удовлетворении встречного искового заявления МВД по Республике Ингушетия к Оздоеву Т.М. о признании недействительным удостоверения ветерана боевых действий и о возложении на него обязанности вернуть указанное удостоверение в кадровую службу МВД по Республике Ингушетия отказано.
В кассационной жалобе представителей МВД по Республике Ингушетия Гадаборшевой Р.А. и Курсаева А.В ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 14 сентября 2017 г., как незаконного.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы представителей МВД по Республике Ингушетия судьёй Верховного Суда Российской Федерации Кирилловым В.С. 2 апреля 2018 г. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и его же определением от 31 августа 2018 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
В судебное заседание Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации Оздоев Т.М. и представитель Государственного учреждения - отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Ингушетия (третье лицо), надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведений о причинах неявки не сообщили. На основании статьи 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - ГПК РФ) Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены в кассационном порядке апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела имеются такого характера существенные нарушения норм материального и процессуального права, допущенные судом апелляционной инстанции, и они выразились в следующем.
Из материалов дела следует, что Оздоев Т.М. с 22 июля 1977 г. проходил службу в органах внутренних дел Республики Ингушетия на различных должностях. Согласно выписке из приказа МВД по Республике Ингушетия от 22 декабря 2003 г. N 1024 Оздоев Т.М. выполнял служебные задачи по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта в октябре - ноябре 1992 г.
15 января 2006 г. Оздоев Т.М обратился в МВД по Республике Ингушетия с заявлением о выдаче ему удостоверения ветерана боевых действий и, ссылаясь на приказ МВД России от 7 мая 2004 г. N 282 "О порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России", а также на вступившее в законную силу решение Назрановского районного суда Республики Ингушетия от 17 октября 2005 г. по делу по иску Костоева М.С. и других сотрудников МВД по Республике Ингушетия о признании незаконным отказа в выдаче удостоверения ветерана боевых действий, просил рассмотреть вопрос о выдаче ему удостоверения ветерана боевых действий в связи с выполнением им задач в зоне вооруженного конфликта на приграничной территории с Чеченской Республикой в период с 1994 года по декабрь 1996 г.
20 января 2006 г. Оздоеву Т.М. МВД по Республике Ингушетия выдано удостоверение ветерана боевых действий, в котором указано, что предъявитель этого документа имеет права и льготы, установленные пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Письмом председателя комиссии МВД по Республике Ингушетия от 29 декабря 2017 г. Оздоеву Т.М. сообщено, что удостоверение ветерана боевых действий выдано ему ошибочно, то есть без достаточных оснований, в связи с чем ему прекращена ежемесячная денежная выплата как ветерану боевых действий. В названном письме содержалась просьба к Оздоеву Т.М. сдать ошибочно выданное удостоверение ветерана боевых действий для его уничтожения в установленном законом порядке, а также ему разъяснялось, что в случае представления им на рассмотрение комиссии МВД по Республике Ингушетия документов, подтверждающих его участие в боевых действиях, вопрос о возобновлении ежемесячной денежной выплаты может быть рассмотрен в установленном порядке.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Оздоева Т.М. о признании незаконным решения МВД по Республике Ингушетия об аннулировании удостоверения ветерана боевых действий и о прекращении ежемесячных денежных выплат истцу как ветерану боевых действий, суд первой инстанции исходил из того, что нормативные правовые акты, подлежащие применению к спорным отношениям, не предусматривают возможности повторной оценки обоснованности принятого уполномоченным органом решения о наделении гражданина статусом ветерана боевых действий и выдаче соответствующего удостоверения и не уполномочивают МВД по Республике Ингушетия признавать удостоверения ошибочно выданными, а равно производить их изъятие на этом основании. Принятие государственным органом решения о присвоении гражданину определенного социального статуса влечет за собой приобретение последним права на получение льгот и пособий, финансируемых из федерального бюджета Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, при этом вопрос о лишении гражданина этих льгот может быть рассмотрен этим же органом при условии, что закон предоставил ему соответствующие для этого полномочия. Такими полномочиями комиссия МВД по Республике Ингушетия наделена не была.
Правовых оснований для удовлетворения встречного иска МВД по Республике Ингушетия к Оздоеву Т.М. о признании недействительным удостоверения ветерана боевых действий судом первой инстанции не установлено.
При повторном рассмотрении дела по правилам производства в суде первой инстанции без учёта особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции, ссылаясь на положения Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", Инструкции о порядке заполнения, выдачи и учёта удостоверения ветерана боевых действий, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 763, Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России (приложение к приказу МВД России от 7 мая 2004 г. N 282), постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 г. N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации", пришёл к выводу о том, что комиссия МВД по Республике Ингушетия по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий не имеет полномочий признавать ошибочно выданными удостоверения ветерана боевых действий и производить на этом основании изъятие соответствующих удостоверений.
При этом суд апелляционной инстанции указал на то, что приказ МВД по Республике Ингушетия от 27 сентября 2016 г. N 501, дополнивший пункт 16 Положения о комиссии МВД по Республике Ингушетия по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий подпунктом 16.6, наделяющим комиссию МВД по Республике Ингушетия правом пересматривать материалы, послужившие основанием для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, не содержит ссылок на нормативные правовые акты, на основании которых он принят, а вновь введённый пункт 16.6 Положения о комиссии МВД по Республике Ингушетия по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий (согласно этому пункту к основным задачам комиссии относятся проверка и пересмотр материалов, послуживших основанием для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, организация работы по аннулированию и изъятию необоснованно выданных удостоверений ветерана боевых действий, а также по прекращению в установленном порядке ежемесячной денежной выплаты в случае утраты оснований для получения удостоверения ветерана боевых действий) противоречит пунктам 1 и 4 названного положения, в которых приведены нормативные акты, регулирующие деятельность комиссии, и которые не предусматривают понятия аннулирования, отзыва или признания недействительным удостоверения ветерана боевых действий и ограничивают компетенцию комиссии в пределах принятия решения о выдаче либо об отказе в выдаче удостоверения ветерана боевых действий.
По мнению суда апелляционной инстанции, решение о признании недействительным удостоверения ветерана боевых действий и, как следствие, о прекращении ежемесячной денежной выплаты может быть принято только судом по заявлению заинтересованных лиц.
Отказывая в удовлетворении встречного иска МВД по Республике Ингушетия к Оздоеву Т.М. о признании недействительным удостоверения ветерана боевых действий, суд апелляционной инстанции исходил из того, что МВД по Республике Ингушетия осуществило комплекс мер, связанных с признанием за Оздоевым Т.М. права на льготы как за ветераном боевых действий с выдачей ему соответствующего удостоверения, и на протяжении длительного периода (с 2006 по 2016 год) МВД по Республике Ингушетия не оспаривало наличие у Оздоева Т.М. статуса ветерана боевых действий.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы суда апелляционной инстанции основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, и сделаны с существенным нарушением норм процессуального права.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (часть 1 статьи 7) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права к компетенции законодателя (часть 2 статьи 39).
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе ветеранов боевых действий, предусмотрены Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах"), который, как следует из его преамбулы, направлен на создание условий, обеспечивающих материальное и моральное благополучие ветеранов с учётом их заслуг перед обществом и государством.
Федеральный закон "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относит военнослужащих, в том числе уволенных в запас (отставку), военнообязанных, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работников указанных органов, работников Министерства обороны СССР и работников Министерства обороны Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленных в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавших участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1 статьи 3).
Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к названному федеральному закону (пункт 3 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах").
Система мер социальной поддержки ветеранов согласно положениям пункта 1 статьи 13 Федерального закона "О ветеранах" включает в себя пенсионное обеспечение, выплаты пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации, получение ежемесячной денежной выплаты, предоставление жилых помещений, компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, оказание медицинской помощи и протезно-ортопедической помощи.
Статьёй 16 Федерального закона "О ветеранах" определены меры социальной поддержки ветеранов боевых действий.
К числу таких мер социальной поддержки относятся льготы по пенсионному обеспечению, предоставляемые ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 данного федерального закона, в соответствии с законодательством, а также право на ежемесячную денежную выплату ветеранам боевых действий, установленное подпунктом 3 пункта 1 статьи 23.1 этого федерального закона.
Статьёй 28 Федерального закона "О ветеранах" определено, что реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 г. или Правительством Российской Федерации.
Во исполнение приведённых положений Федерального закона "О ветеранах" Правительство Российской Федерации постановлением от 19 декабря 2003 г. N 763 утвердило единый образец бланка удостоверения ветерана боевых действий, его описание и инструкцию о порядке заполнения, выдачи и учёта данного удостоверения (далее - Инструкция).
Пунктом 1 Инструкции предусмотрено, что удостоверение ветерана боевых действий, выдаваемое лицам, указанным в статье 3 Федерального закона "О ветеранах", является документом, подтверждающим право на предоставление им мер социальной; поддержки.
В силу пункта 2 Инструкции выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти (федеральных государственных органах) и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" МВД России разработана и утверждена приказом от 7 мая 2004 г. N 282 Инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России).
Названная инструкция, как указано в её пункте 1, определяет порядок выдачи в системе МВД России удостоверений ветерана боевых действий лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, работникам органов внутренних дел, военнослужащим и лицам гражданского персонала внутренних войск МВД России, гражданам, уволенным из органов внутренних дел (внутренних войск) МВД России, иных государственных органов, правопреемником которых является МВД России, из числа лиц, указанных в подпунктах 1-6 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах".
Согласно подпункту 2.2 пункта 2 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России удостоверения оформляются и выдаются сотрудникам и работникам территориальных органов МВД России, образовательных, научных, медико-санитарных и санаторно-курортных организаций системы МВД России, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел, через кадровые подразделения территориальных органов МВД России на региональном уровне по месту дислокации таких подразделений при наличии подтверждающих документов, поступающих из кадровых подразделений соответствующих органов внутренних дел.
Гражданам, уволенным из органов внутренних дел (внутренних войск) МВД России с правом на пенсию, удостоверения оформляются и выдаются через соответствующие пенсионные подразделения МВД России, осуществляющие их пенсионное обслуживание при наличии подтверждающих документов, поступающих из кадровых подразделений соответствующих органов внутренних дел и кадровых подразделений воинских формирований внутренних войск МВД России по соответствующим запросам пенсионных подразделений (подпункт 2.4 пункта 2 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России).
Перечень подтверждающих документов, необходимых для выдачи удостоверения ветерана боевых действий, содержится в пункте 3 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России.
Из приведённых нормативных положений следует, что наделение гражданина статусом ветерана боевых действий с выдачей соответствующего удостоверения является результатом совершения ряда действий, в том числе связанных с установлением уполномоченным органом на основании представленных документов права гражданина на приобретение этого статуса. Решение о выдаче гражданину удостоверения ветерана боевых действий, являющегося документом, подтверждающим право на предоставление мер социальной поддержки, принимается уполномоченными государством органами на основе полной и всесторонней оценки фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на получение такого статуса, и в строгом соответствии с установленными требованиями.
Исходя из пунктов 1, 5, 13, 14 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. N 699, МВД России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере внутренних дел. При этом МВД России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через органы внутренних дел. В единую централизованную систему МВД России входят: органы внутренних дел, включающие в себя полицию; организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России. В состав органов внутренних дел входят в том числе центральный аппарат МВД России, территориальные органы МВД России.
Аналогичное правовое регулирование содержалось в Положении о МВД России, утверждённом Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. N 248 и действовавшем до 21 декабря 2016 г.
Таким образом, МВД России и его территориальные органы, одним из которых является МВД по Республике Ингушетия, в силу приведённых правовых норм, в том числе Федерального закона "О ветеранах" и постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий", уполномочены производить оформление и выдачу удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России и обязаны осуществлять действия, направленные на реализацию требований законодательства о недопустимости необоснованной выдачи данных удостоверений.
Положением о МВД по Республике Ингушетия, утверждённым приказом МВД России от 27 апреля 2011 г. N 253 и действовавшим на момент возникновения спорных отношений, было предусмотрено, что МВД по Республике Ингушетия осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами МВД России (подпункт 49 пункта 12).
Подпунктом 11 пункта 13 названного положения закреплено право МВД по Республике Ингушетия в целях реализации своих полномочий образовывать координационные, консультативные, экспертные и совещательные органы (советы, комиссии), в том числе межведомственные, в установленной сфере деятельности.
В действующем в настоящее время Положении о МВД по Республике Ингушетия, утверждённом приказом МВД России от 26 июля 2017 г. N 535, установлено сходное приведённому правовое регулирование (подпункт 60 пункта 13 и подпункт 11 пункта 14).
В целях практической реализации норм Федерального закона "О ветеранах", постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" и требований приказа МВД России от 7 мая 2004 г. N 282 "О порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России" приказом МВД по Республике Ингушетия от 14 апреля 2016 г. N 201 утверждено Положение о комиссии МВД по Республике Ингушетия по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий (пункт 1 и подпункт 16.1 пункта 16 данного положения) (далее также - Положение о комиссии МВД по Республике Ингушетия).
К основным задачам комиссии МВД по Республике Ингушетия по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий отнесено в том числе рассмотрение материалов по выдаче удостоверений ветерана боевых действий (подпункт 16.2 пункта 16 Положения о комиссии МВД по Республике Ингушетия). При рассмотрении вопросов комиссия имеет право: запрашивать от подразделений внутренних дел, воинских частей, военных комиссариатов и архивов в установленном порядке необходимые документы, требующиеся для принятия решений комиссией; принимать решения по существу поставленных вопросов (подпункты 17.1, 17.2 пункта 17 Положения о комиссии МВД по Республике Ингушетия).
Приказом МВД по Республике Ингушетия от 27 сентября 2016 г. N 501 в пределах предоставленных МВД по Республике Ингушетия полномочий, что также подтверждено кассационным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 17 августа 2018 г. N 26-КГ18-22, в Положение о комиссии МВД по Республике Ингушетия по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, утверждённое приказом МВД по Республике Ингушетия от 14 апреля 2016 г. N 201, были внесены изменения, а именно его пункт 16 дополнен подпунктом 16.6, которым к основным задачам комиссии были отнесены дополнительные функции, такие как проверка и пересмотр материалов, послуживших основанием для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, организация работы по аннулированию и изъятию необоснованно выданных удостоверений ветерана боевых действий, а также по прекращению в установленном порядке ежемесячной денежной выплаты в случае утраты оснований для получения удостоверения ветерана боевых действий.
Необходимость предоставления МВД по Республике Ингушетия перечисленных в подпункте 16.6 пункта 16 Положения о комиссии МВД по Республике Ингушетия по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий полномочий обусловлена наличием у МВД по Республике Ингушетия обязанности по осуществлению проверки законности оснований для выдачи удостоверения ветерана боевых действий, принятию решений по результатам такой проверки и направлена на исключение случаев необоснованной выдачи такого удостоверения, а равно на выявление ошибок, выразившихся в наделении соответствующим правовым статусом граждан без законных к тому оснований. Данная деятельность МВД по Республике Ингушетия, в том числе комиссии МВД по Республике Ингушетия по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, не носит произвольного характера, а имеет целью обеспечение соблюдения требований законодательства, регулирующего порядок выдачи лицам удостоверений ветерана боевых действий.
Поскольку МВД по Республике Ингушетия уполномочено производить оформление и выдачу удостоверений ветерана боевых действий и в связи с этим на него возложена обязанность осуществлять действия, направленные на проверку материалов, послуживших основанием для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий лицам, получившим соответствующий статус, то в силу приведённого выше правового регулирования в случае выявления факта необоснованной выдачи таких удостоверений МВД по Республике Ингушетия организует работу по их аннулированию и изъятию, а также по прекращению предоставления социальных гарантий при утрате законных оснований для получения лицом статуса ветерана боевых действий, то есть исправляет таким образом допущенные ранее при выдаче удостоверений ошибки.
Как отметил Европейский Суд по правам человека, в качестве общего принципа органы власти не должны быть лишены права исправления ошибок, особенно вызванных их собственной небрежностью; в противном случае нарушался бы принцип недопустимости неосновательного обогащения; это также было бы несправедливым по отношению к другим участникам системы социального обеспечения, в особенности по отношению к тем, кому было отказано в назначении выплат (пособия) по причине их несоответствия установленным законом требованиям, и, наконец, могло бы повлечь ненадлежащее распределение ограниченных общественных средств, что само по себе противоречило бы публичному интересу (постановление от 15 сентября 2009 г. по делу "Москаль (Moskal) против Польши").
Определение же правовых способов исправления таких ошибок независимо от срока, прошедшего после их совершения, является не только правом, но и обязанностью государства.
Между тем суд апелляционной инстанции, разрешая спор по правилам производства в суде первой инстанции, положения приведённых нормативных актов в их взаимосвязи с правовой позицией Европейского Суда по правам человека не учёл, вследствие чего пришёл к ошибочному выводу об отсутствии у МВД по Республике Ингушетия полномочий по проверке и пересмотру материалов, послуживших основанием для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, организации работы по аннулированию и изъятию не обоснованно выданных удостоверений ветерана боевых действий со ссылкой на незаконность приказа МВД по Республике Ингушетия от 27 сентября 2016 г. N 501.
Суждение суда апелляционной инстанции о том, что решение о признании недействительным удостоверения ветерана боевых действий, выданного Оздоеву Т.М., и, как следствие, о прекращении ежемесячной денежной выплаты Оздоеву Т.М. как ветерану боевых действий могло быть принято только судом по заявлению заинтересованных лиц, не основано на нормах закона и противоречит приведённому правовому регулированию спорных отношений.
Кроме того, кассационным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 17 августа 2018 г. N 26-КГ18-22 решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от 23 мая 2017 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 1 августа 2017 г., которыми по иску Килоева М.Х. приказ МВД по Республике Ингушетия от 27 сентября 2016 г. N 501 "О внесении изменений в Положение о комиссии МВД по Республике Ингушетия по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, утверждённое приказом МВД по Республике Ингушетия от 14 апреля 2016 г. N 201" признан незаконным и не действующим со дня издания, отменены. По делу принято новое решение об отказе в удовлетворении административного иска Килоева М.Х. об оспаривании приказа МВД по Республике Ингушетия от 27 сентября 2016 г. N 501 "О внесении изменений в Положение о комиссии МВД по Республике Ингушетия по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, утверждённое приказом МВД по Республике Ингушетия от 14 апреля 2016 г. N 201".
При таких обстоятельствах нельзя признать основанной на законе и ссылку суда апелляционной инстанции в обоснование отказа в удовлетворении встречного иска МВД по Республике Ингушетияо признании недействительным удостоверения ветерана боевых действий, выданного Оздоеву Т.М., на то, что МВД по Республике Ингушетия ранее осуществило комплекс мер, связанных с признанием за Оздоевым Т.М. права на льготы как за ветераном боевых действий с выдачей ему удостоверения ветерана боевых действий бессрочно, и на протяжении длительного периода (с 2006 по 2016 год) не оспаривало наличие у истца статуса ветерана боевых действий.
С учётом подлежащих применению к спорным отношениям норм материального права, регулирующих порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий, юридически значимым, подлежащим выяснению и доказыванию как для разрешения иска Оздоева Т.М. о признании незаконным решения МВД по Республике Ингушетия об аннулировании удостоверения ветерана боевых действий, о прекращении ежемесячной денежной выплаты, так и для разрешения встречного иска МВД по Республике Ингушетия к Оздоеву Т.М. о признании недействительным выданного ему удостоверения ветерана боевых действий являлось установление судом обстоятельств наличия у Оздоева Т.М. права на получение звания ветерана боевых действий, а также соблюдения процедуры выдачи Оздоеву Т.М. удостоверения, в частности того, имелись ли в комиссии МВД по Республике Ингушетия соответствующие материалы, послужившие основанием для приобретения истцом статуса ветерана боевых действий и выдачи Оздоеву Т.М. удостоверения ветерана боевых действий.
Однако в нарушение положений норм материального права и требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, а именно наличие оснований для выдачи Оздоеву Т.М. удостоверения ветерана боевых действий и соблюдение процедуры оформления и выдачи истцу такого удостоверения, судом апелляционной инстанции не устанавливались, предметом обсуждения не являлись и, соответственно, правовой оценки согласно правилам, определенным статьями 67, 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не получили, в связи с чем вывод суда апелляционной инстанции об удовлетворении иска Оздоева Т.М. и об отказе в удовлетворении встречного иска МВД по Республике Ингушетия является неправомерным.
Ввиду изложенного апелляционное определение суда апелляционной инстанции нельзя признать законным, оно принято с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителей, что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены указанного судебного постановления и направления дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует разрешить исковые требования Оздоева Т.М. о признании незаконным решения МВД по Республике Ингушетия об аннулировании удостоверения ветерана боевых действий, о прекращении ежемесячной денежной выплаты и встречные исковые требования МВД по Республике Ингушетия о признании недействительным выданного Оздоеву Т.М. удостоверения ветерана боевых действий в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 387, 388, 390 ГПК РФ, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 14 сентября 2017 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия.
Председательствующий |
Пчелинцева Л.М. |
Судьи |
Кириллов В.С. |
|
Гуляева Г.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 8 октября 2018 г. N 26-КГ18-15
Текст определения официально опубликован не был